Как избежать ДТП


Комментариев нет

Материал этой публикации является продолжением статьи Что такое ДТП и как его избежать.

Никто не хочет попасть в ДТП, и тем не менее, происшествия случаются. По каким причинам они случаются? Получив ответ на вопрос «почему происходят ДТП», т.е. выяснив причины, вы сможете себе ответить и на другой вопрос — как избежать ДТП.

Почему вообще происходят ДТП? Дело не в том, какую именно причину эксперт впишет в заключение о ДТП (типа, один не уступил дорогу другому), а в том, по каким причинам машины сталкиваются, так сказать, в принципе? Ведь, машинами управляют люди. Соответственно, большинство причин, которые способствуют авариям, кроются в самих людях.

Понятно, что «бывалые» водители в ДТП попадают реже, чем «новички», безопасности движения способствует их опыт. Но, как говорится, неудача и бывалых не всегда обходит стороной.

Пока автомобиль движется в потоке прямолинейно, вероятность того, что он попадет в ДТП, минимальна ровно до тех пор, пока он не начнет маневрировать.

Перед тем, как приступить к маневру (начало движения, перестроение и т.д., подробнее — в статье Что такое безопасный маневр) нужно знать обстановку вокруг своего автомобиля — впереди, сзади и с боков.

Любой маневр — это изменение направления движения. Соответственно, возникает вероятность того, что траектории машин, движущихся в дорожном потоке, неизбежно пересекутся. В таких ситуациях ПДД наделяют одного водителя приоритетом (преимуществом в движении), а другого водителя обязывают уступить дорогу.

И когда требования приоритета не соблюдаются, то происходит столкновение.

Причин, по которым случаются аварии, множество, но основные из них можно условно разделить на пять групп:

  • по убеждению
  • по невнимательности
  • по неосторожности
  • по злому умыслу
  • по обстоятельствам непреодолимой силы

Причина ДТП: по убеждению

Водитель, имея преимущество в движении (приоритет), и зная, что сила закона на его стороне, уверен, что другие участники также соблюдают ПДД и обязаны ему в данной ситуации уступить (его пропустить). Т.е. водитель убежден, что он прав, и уверенно использует свой приоритет.

Заблуждение такого отношения в том, что другой водитель, который в соответствии с ПДД должен уступить, может предположить, что успеет проехать, и не станет уступать. Если раньше получалось «проскочить», то почему сейчас не получится?! Пользуясь моментом, он приступает к маневру и ... по разным причинам не успевает.

Или же ситуация может осложниться ограниченным обзором участка дороги. Неплохой пример рассмотрен в статье Проезд «под прикрытием».

 

Как избежать ДТП в таких случаях?

Мораль подобных ситуаций такова, что использовать свой приоритет целесообразно только тогда, когда вы будете уверены, что вам уступают дорогу. Если видите, что оппонент настойчиво пытается проскочить, то нет смысла ему препятствовать. Но его стремление важно вовремя распознать, и в зависимости от ситуации принять меры предосторожности.

Порой, выгоднее самому чуть сбавить скорость, или хотя-бы не разгоняться, чтобы страждущий успел проехать — сэкономите себе много времени, избежав последующих разбирательств после ДТП.

Если же у вас возникает желание самому «успеть проехать» в ситуации, когда вы обязаны уступить дорогу, то нужно реально оценить такую возможность в сложившейся дорожной обстановке. На сайте, в разделе Дорога, есть немало примеров, когда такие попытки обернулись неудачей.

Один из примеров — в статье Поворот налево на желтый сигнал, и еще рекомендую разбор дорожной ситуации в статье Успею проехать? — А не успеешь!

Момент дтп

Причина ДТП: по невнимательности

Бывает так, что в момент, когда второй водитель должен уступить дорогу первому, его что-то отвлекает от дороги. Это «что-то» может быть чем угодно — водитель задумался, либо был под воздействием эмоций или просто устал, отвлекся от дороги, и не заметил другой автомобиль, тот самый, кому он должен был уступить. Машины столкнулись.

Что произошло в этот раз? Ведь, водитель не хотел допустить аварию, более того, он был готов уступить, но не заметил своего оппонента, потому что его что-то отвлекло. В какой-то момент он был невнимателен к дорожной обстановке, и допустил столкновение. Как избежать ДТП в таких ситуациях?

Нужно все время контролировать дорогу. Если что-то все время отвлекает, в голову лезут какие-то мысли, нужно постараться отстраниться от этого, по крайней мере, на время ответственного момента, а еще лучше остановиться и порешать вопрос в покое. Во время движения внимание должно быть сосредоточено на дороге.

В ДТП участвуют как минимум двое. Если вы находитесь в роли первого водителя и видите, что автомобиль, водитель которого должен уступить вам дорогу, продолжает движение, как ни в чем ни бывало, то пришло время принять меры предосторожности. Как вариант, можно применить звуковой сигнал, и быть готовым самому остановиться. Не факт, что после сигнала оппонент сразу отреагирует.

Т.е. опять возвращаемся к приведенному выше высказыванию о том, что использовать свой приоритет целесообразно только тогда, когда вы будете уверены, что вам уступают дорогу.

Похожие случаи, только без ДТП, рассмотрены в статьях Что делать, если ваш приоритет игнорируют и Успел «по тормозам».

 

Причина ДТП: по неосторожности

К этой группе относятся происшествия, в которых дорожная ситуация, казалось бы, очевидна и понятна, но в нее неожиданно что-то или кто-то вмешивается. Имеется в виду, в нее вмешиваются новые обстоятельства, которые никто не ожидал.

Например, оба водителя друг друга видят, и осознают требования приоритета, т.е. понимают, кто кому должен уступить. Иногда они могут поменяться приоритетом (например, в ситуации выпустить выезжающего из двора, либо пропустить на выезде с второстепенной дороги).

Т.е., между водителями есть понимание, но неожиданно появляется какая-нибудь «третья сила», которая не учитывает происходящее, более того, не понимает, что происходит впереди.

Другими словами, кажущееся благополучие и «равновесие» на дороге сменяется неожиданным появлением «нового» участника, и уже эта, другая ситуация завершается столкновением.

Ключевая фраза в таких обстоятельствах — «появился неожиданно». Т.е. никто из действующих участников в этих обстоятельствах не ожидал появления того, нового участника. А, ведь, он НЕ появился из ниоткуда! Если бы заранее покрутить головой и посмотреть по сторонам, то этот «новый» участник был бы замечен, и принят к сведению.

Почти классическое объяснение после ДТП: — Ну ведь, там же никого не было! И вдруг получаю удар в бок. Вывод: значит, там, все-таки, был другой автомобиль, он двигался, но остался не замечен.

Дтп происходит потому, что никто из участвующих даже не предполагает возможность появления того, нового участника, либо его игнорируют, т.е. считают его появление не значимым. А следовало бы хотя бы предположить! Наверняка, тот «новый» никуда и не прятался, просто его как бы не взяли в расчет.

Ситуация осложняется тем, что тот «новый» участник примерно таким же образом пренебрегает развивающимися обстоятельствами впереди по движению (действует не осторожно), и неминуемо становится соучастником ДТП.

Хороший пример похожих обстоятельств рассмотрен в статьях Хотел как лучше … , Выезд на главную дорогу Поворот налево, Проезд на только что включившийся зеленый.

Удар сбоку

Как избежать ДТП в таких обстоятельствах?

Безусловно, хорошим багажом является опыт наблюдений и переживаний ситуаций, проигрывание в голове различных вариантов их развития. Тогда этот опыт как бы встраивается в интуитивное поведение и закрепляется на практике. Когда такого опыта нет, то полезно его приобретать. Возможностей сейчас много — ролики в интернете и ситуации на реальной дороге вам в помощь. Наблюдайте.

 

Причина ДТП: по злому умыслу

Причины этой группы ДТП следуют из названия. В их основе лежит умысел, т.е. дорожная ситуация формируется намеренно. Целью подобных ДТП являются, обычно, желание отремонтировать свой автомобиль (прошлые повреждения) за чужой счет.

На дороге выбирается «жертва», ее «ведут», выбирают подходящий момент для столкновения, и подставляют свою машину. Виновником этого ДТП, безусловно, становится выбранная «жертва».

После столкновения «потерпевший», оформляя ДТП, вписывает прошлые повреждения в «настоящие», и таким образом осуществляет ремонт за счет «виновника». Мораль здесь неуместна, правым оказывается тот, кто сумеет убедить экспертов в своей невиновности.

Как избежать ДТП в таких ситуациях? Ответ: нужно все время следить за дорожной ситуацией вокруг своего автомобиля. Смотреть, кто едет вокруг, как едет, самому избегать лишних перестроений. Маневрировать нужно стараться быстро, но спокойно. На провокации НЕ реагировать.

Чаще всего на дорожные провокации ведутся люди, которые реагируют эмоционально, как будто их задели за «живое». Им хочется отомстить обидчику, показать крутость. Они увлекаются, и в какой-то момент их подстерегает неожиданная развязка.

В статье Эмоции на дороге – плохой советчик рассмотрен случай не подставы, но эмоциональной реакции, которая привела к столкновению. Рекомендую.

Вывод: Больше хладнокровия и спокойствия. Любое ваше решение (тормозить, объезжать, газовать и пр.) должно быть выверенным, т.е. осознанным.

Причина ДТП: по обстоятельствам непреодолимой силы

Есть еще один тип причин ДТП — это когда говорят, что водитель не справился с управлением автомобиля, т.е. законы физики в каких-то дорожных обстоятельствах (например, на скользкой дороге) оказались сильнее возможностей водителя, и ситуация выходит из-под контроля.

Когда ДТП происходит, предположим, на скользкой дороге, вследствие потери управления, это значит, что водитель не учел состояние дорожного покрытия, и выбрал неправильный скоростной режим. О том, как регулировать свою скорость — в статье Скорость и безопасность движения.

Автомобиль остается управляемым только тогда, когда его колеса катятся, а не скользят. Качение обеспечивается сцеплением колес с дорожным покрытием. Заскользить машина может не только в гололед, но и в местах примыкания грунтовых дорог, где есть вынос на асфальт сыпучего песка или глины. Пример одной такой ситуации — в статье Хотел обогнать, но не повезло.

Бывают и другие неконтролируемые обстоятельства. Например, когда несколько машин стоят на светофоре, а сзади или сбоку на них несется грузовик, у которого отказали органы управления, либо отказал разум у его водителя. В таких случаях может помочь только чудо, в результате которого беда обойдет стороной.

Чтобы всегда была возможность избежать ДТП, главными условиями были и остаются наблюдение за дорожной обстановкой вокруг автомобиля и собственный контроль ситуации. Контроль ситуации заключается в регулировании дистанции, интервала и скорости автомобиля в соответствии с дорожными условиями.

Как говорится, лучше предусмотреть, чем не досмотреть. И когда вы полностью контролируете обстановку вокруг своего автомобиля, вероятность попасть в ДТП стремится к нулю.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.