Продолжаем серию статей Опасные ситуации на дорогах.
В предыдущих публикациях этой серии были рассмотрены опасные ситуации, возникающие в процессе выполнения поворотов, движения по обочине и на скользких участках дороги.
Также были затронуты опасные моменты во время движения на нейтральной передаче КПП и связанные с присутствием на дороге пешеходов.
В этой статье коротко коснемся некоторых из самых распространенных случаев, способных привести к ДТП, происходящих во время перестроения на смежную полосу и во время обгона.
Непосредственно случаи, способные привести к столкновению, большинству людей известны, перечислять их нет смысла. Поэтому речь пойдет о том, как не попасть в ДТП во время перестроения и обгона.
Перестроение — это выезд из занимаемой полосы (из занимаемого ряда) с сохранением первоначального направления движения. Этот маневр подробно рассмотрен в одноименной серии статей Перестроение.
В идеальных условиях ничего опасного данный маневр из себя не представляет. Вы плавно качаете руль в сторону, и возвращаете его в положение «прямо» — ваш автомобиль перемещается на соседнюю полосу.
Но когда рядом с вами едут другие транспортные средства, в своих планах необходимо учитывать их присутствие, потому что в случае ДТП виноват будет тот, кто перестраивается (пункт 8.4 ПДД).
Для того, чтобы во время собственного перестроения не столкнуться с попутчиком, важно попутчика увидеть! и отслеживать его перемещение.
Как это сделать — весь процесс последовательно рассмотрен в статье Перестроение в потоке.
Перед тем, как перестроиться, целесообразно «мониторить» движение по той полосе, на которую вы собираетесь сманеврировать: смотреть нужно и вперед, и назад.
Впереди может неожиданно оказаться «препятствие» в виде стоящего или обездвиженного автомобиля, а сзади может очень быстро догонять другой автомобиль или мотоцикл.
Непосредственно перед выездом из занимаемой полосы есть смысл быстро повернуть голову и посмотреть назад в ту сторону, куда собираетесь перестроиться (у большинства машин кузов позволяет это сделать).
Это нужно для контроля мертвой (слепой) зоны зеркал заднего вида. Другого способа, чтобы проконтролировать эту зону, нет! См. статью О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
Выезд из занимаемого ряда во время перестроения является самым опасным моментом в процессе «переезда» на смежную полосу. Поэтому важно убедиться, что «переезд» будет безопасен.
Более подробно — в статье Перестроение на дороге. Безопасность маневра.

Откажитесь от шашечных перестроений на многополосных дорогах. Используя «шашки», всегда есть риск наткнуться на какой-нибудь «нежданчик». Один такой вариант разобран в статье Хотел объехать справа, а там …
Обгон и перестроение в процессе опережения попутчика по встречной полосе это парные маневры, потому что для того, чтобы обогнать попутчика, необходимо перестроиться на встречную полосу.
Отсюда, следует необходимость соблюдения безопасных приемов одновременно и во время перестроения, и во время обгона.
Технические правила выполнения обгона, а также нарушение правил обгона, описаны в серии статей Обгон.
Самыми опасными моментами в процессе обгона считаются время пребывания на встречной полосе и возврат на свою половину проезжей части.
К обгону есть смысл приступать только в том случае, если будете уверены, что сможете вернуться на свою полосу благополучно, и без нарушения ПДД.
При возвращении на свою сторону дороги важно не подрезать обгоняемого. Для этого целесообразно проехать по встречке чуть дальше. Ориентир для возврата — появление обгоняемого в салонном зеркале заднего вида.
В противном случае обгоняемый может занервничать, дернет руль, а там — как повезет. Может не справиться с управлением, а может, ничего и не произойдет.

Если дорогу впереди плохо видно, или возникают сомнения, перед обгоном можно выехать на встречную полосу, и уже оттуда оценить ситуацию. Если что-то не так, можно будет вернуться на свою сторону дороги.
Когда вы рассчитываете обогнать сразу несколько ТС, то целесообразно планировать место возврата на свою полосу.
Обгоняя других (т.е. находясь на встречной полосе), есть смысл обращать внимание на обгоняемые ТС: вполне возможно, что кто-то из них тоже пойдет на обгон, не увидев, что вы УЖЕ совершаете обгон.

Перед перестроением в свой ряд между другими ТС, следующими друг за другом, необходимо заранее, еще на встречной полосе, уравнять свою скорость со скоростью этих транспортных средств.
Если начнете вклиниваться на свою полосу между машинами, и одновременно гасить скорость (тормозить), то такие действия непредсказуемы. Тормозить и рулить одновременно, есть возможность только на машинах, оборудованных АБС.
А вообще, обгон, лучше всего, не затягивать, а длинный поток машин есть смысл обгонять постепенно, т.е. одного, потом другого и т.д. Затяжной обгон растягивается во времени, а за это время обстановка может измениться.
Один из вариантов такого изменения рассмотрен в статье Опасность затяжного обгона.
В случае, если видите, что встречный автомобиль, выполняющий обгон, не успевает вернуться на свою сторону дороги, то снижайте свою скорость, включайте указатель правого поворота, и заранее прижимайтесь к обочине.
Встречный разъезд в этих условиях непредсказуем. Пример одного благополучного разъезда по завершении обгона рассмотрен в статье Удачно разошлись. А в другом примере машины чиркнулись зеркалами.
Может показаться странным, но очень трудно бывает совсем чуть-чуть сбавить скорость именно там, где это необходимо.
Это происходит интуитивно, но навык нарабатывается регулярной практикой. Как бы ни казалось это трудным, к этому нужно стремиться, поскольку, наибольший комфорт обеспечивается движением с безопасной скоростью.
О том, что это такое, ответ есть в статье Что такое безопасная скорость.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «перестроение и обгон», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Правила обгона и ошибки при его выполнении;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Неожиданный «сюрприз» на второй полосе;
Обгон «паровозиком»;
Обгон «паровозиком» (продолжение);
Обгон «паровозиком» (заключение);
Что такое безопасный маневр.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий