Здравствуйте, уважаемый читатель.
Продолжаем серию статей «Почему происходят ДТП» (список в конце текста).
В первой части этой серии дана классификация причин, по которым на самом деле происходят аварии на дорогах.
В этой и следующих статьях из данной серии эти самые настоящие причины ДТП будут рассмотрены более подробно.
Поехали.
Первая группа в классификации причин ДТП, базирующихся на состоянии водителя, первая настоящая причина ДТП — это ДТП по убеждению.
Не спешите удивляться, далее станет понятно, почему это так. В чем смысл?
Водитель, имея преимущество в движении (приоритет), и зная, что сила закона на его стороне, уверен, что другие участники должны соблюдать ПДД и обязаны ему в данной ситуации уступить (пропустить вперед).
Т.е. водитель убежден, что он в этих дорожных обстоятельствах имеет право ехать первым, и уверенно использует свой приоритет.
Заблуждение заключается в том, что другой водитель, который в соответствии с ПДД должен уступить, может предположить, что успеет проехать, и не станет уступать дорогу.
Он понимает, что должен уступить дорогу, но рассуждает так: если раньше получалось «проскочить», то почему сейчас не получится?! Пользуясь моментом, он делает движение и ... по разным причинам не успевает, происходит столкновение.
Тот, другой, водитель может и вовсе не увидеть своего оппонента (у которого приоритет). Такое бывает, когда водитель занят еще чем-то другим, кроме управления авто, например, разговаривает по телефону.
Разговор по телефону, это такой процесс, вроде бы безобидный, но он отнимает очень много внимания. Глаза смотрят на дорогу, но почти ничего не видят, потому что внимание направляется на содержание разговора.
Есть, конечно, индивиды, которые могут успешно делать несколько дел одновременно, в том числе и рулить. Но это не про всех.
К тому же, ПДД запрещают разговаривать по телефону во время управления автомобилем, но это мало кого останавливает.
В другой ситуации дело может осложниться ограниченным обзором участка дороги. Например, один автомобиль своим кузовом закрывает видимость другому, и они едут параллельно.
Второй водитель убежден в безопасности, раз его сосед едет, значит нет причин для беспокойства, и продолжает ехать рядом с ним, как за стеной.
Но вдруг первый автомобиль по каким-то причинам тормозит, а второй не успевает, проезжает дальше и в него сбоку врезается третий автомобиль, которому нужно было уступить дорогу.
А, ведь, тот, третий, он был убежден, что поскольку у него преимущество в движении, то в этой ситуации ему обязаны уступить дорогу. И он двигался с этим убеждением.
Первый автомобиль затормозил, чтобы уступить третьему авто (водитель видел его), а второй автомобиль не успел, потому что водитель второго авто не видел третьего (он был в слепой зоне, «прятался» за кузовом первого автомобиля).
Вот так, обычно, и случаются аварии. Неплохой пример похожей ситуации рассмотрен в статье Проезд «под прикрытием».

Как избежать ДТП в ситуации, когда кто-либо из участвующих в ней действует по убеждению? Причем, вы не можете этого знать, вы можете лишь предполагать!
О том, что водитель был убежден в своем приоритете, обычно становится понятно после того, как произойдет конфликтная ситуация или ДТП, и начнутся разборки.
Мораль подобных ситуаций такова, что использовать свой приоритет целесообразно только в том случае, когда вы будете уверены, что вам уступают дорогу.
Если вы видите, что оппонент настойчиво пытается проскочить, то нет смысла ему препятствовать. Но важно вовремя распознать его стремление, и в зависимости от ситуации принять меры предосторожности.
Порой, выгоднее самому чуть сбавить скорость, или хотя-бы не разгоняться, чтобы страждущий успел проехать — так вы сэкономите себе много времени, избежав последующих разбирательств после ДТП.
Если же у вас возникает желание самому «успеть проехать» в ситуации, когда ПДД обязывают вас уступить дорогу, то нужно реально оценить такую возможность в сложившейся дорожной обстановке.
На сайте, в разделе Дорога, есть немало примеров, когда такие попытки обернулись неудачей (один пример в статье Поворот налево на желтый сигнал, другой пример в статье Успею проехать? — А не успеешь!).

Вот, именно так на самом деле и происходит множество аварий. Один участник ДТП был убежден в том, что его приоритет будет соблюден, а второй — в том, что ему повезет. После аварии оба в разной степени разочаровываются.
Но, не все так плохо. Если вы научитесь прогнозировать ситуацию на несколько секунд вперед, то шанс попасть в аварию будет ничтожно малым.
На этом, обсуждение первой настоящей причины ДТП «ДТП по убеждению», можно считать оконченным.
Продолжение обсуждения настоящих причин, по которым происходят аварии, см. в следующих статьях группы:
Группа статей Почему происходят ДТП
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «почему происходят ДТП» и ответов на вопросы как не попасть в ДТП на дороге, предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Что такое «маневр» в ПДД;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Проезд на желтый сигнал. Последствия.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий