Присутствие на дороге пешеходов


Комментариев нет

8-я статья из 9 в серии Опасные ситуации на дорогах

Продолжаем серию статей Опасные ситуации на дорогах.

В этой части рассмотрим некоторые ситуации, в которых присутствуют пешеходы на проезжей части дороги.

Но сначала — небольшое вступление.

Пешеход — участник дорожного движения
Пешеход на проезжей части дороги
Как не наехать на пешехода

Пешеход — участник дорожного движения

Пешеходы являются полноценными участниками дорожного движения.

Обязанности пешеходов приведены в разделе 4 ПДД, а обязанности водителей по отношению к пешеходам — в разделе 14 ПДД.

Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.

В отдельных случаях пешеходам разрешается движение по краю проезжей части (пункт 4.1 ПДД).

В целях общей безопасности, на дороге определены места, в которых пешеходам разрешается переходить через проезжую часть на другую сторону дороги. Такое обустроенное место получило название пешеходный переход.

Правила проезда этих участков описаны в статьях Проезд пешеходных переходов на перекрестках и Пешеходные переходы вне перекрестков.

Переход

Если в зоне видимости нет пешеходного перехода или перекрестка, то на участках без разделительной полосы и ограждений пешеходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части (пункт 4.3 ПДД).

Пешеходы должны выбирать такое место для перехода, чтобы дорога хорошо просматривалась в обе стороны.

Подробности в статьях Уступить дорогу пешеходу и Уступить дорогу пешеходу вне перехода.

 

Смысл этого небольшого вступления в том, чтобы сложилось понимание, что можно повстречать пешехода на проезжей части дороги практически в любом месте.

На самом деле, это важно. Читаем далее.

Пешеход на проезжей части дороги

А дальше, возникает ситуация с неоднозначной перспективой. Пешеход на проезжей части, автомобиль движется, и расстояние до пешехода сокращается.

Когда в дорожной ситуации есть двое участвующих, предположим, водитель и пешеход, то неприятной ситуации удается избежать только тогда, когда хотя бы кто-то один из участников видит второго, и контролирует ситуацию.

Контроль ситуации заключается, во-первых, в понимании того, что происходит, и во-вторых, в недопущении ее перехода в критическую стадию, например, своевременным снижением скорости.

Если пешеход видит приближающийся автомобиль, а водитель, предположим, не замечает пешехода (такое бывает), то пешеход сам по себе не станет лезть под колеса. Он остановится, и пропустит автомобиль.

В свою очередь, когда водитель видит пешехода, а пешеход, переходящий дорогу, не видит приближающийся автомобиль (на голове капюшон, в ушах наушники, либо разговаривает по телефону), то разумеется, что водитель притормозит.

Хуже всего бывает, когда оба друг друга не видят, или видят, но надеются каждый друг на друга. Это, своего рода, попытка снять с себя ответственность, мол, я не виноват, это он не пропустил, и тому подобное.

При таком раскладе происходят самые тяжелые последствия. Недаром существует поговорка «пешеход всегда прав, ... пока жив».

Сбил

Известно, что в ДТП «автомобиль-пешеход» виноват всегда водитель, как лицо, управляющее средством, способным нанести значительный ущерб здоровью.

По этой причине именно водителю (читайте — вам) есть смысл следить за тем, что происходит впереди на дороге. На дороге — это и на тротуаре, и на обочине, и на проезжей части.

Если впереди по вашему движению появился пешеход на проезжей части, то целесообразно принять любые меры, чтобы его не зацепить. Часто бывает достаточно снизить скорость и объехать его со стороны спины.

Для вас не важно, по какой причине пешеход переходит дорогу в этом месте, это его дело и его нарушение. Но происходящее, лично для вас, как водителя, является дорожными условиями, в которых вы находитесь.

При всем этом, основная ваша задача — доехать до точки вашего маршрута целым и невредимым, не нарушив ПДД и не совершив ДТП.

Как не наехать на пешехода

Ответ на вопрос, как случайно не наехать на пешехода, и простой, и сложный одновременно.

Для того, чтобы не наехать на пешехода, его сначала нужно увидеть! на дороге. Т.е. сначала — увидеть, затем, предпринять какие-то действия, для того, чтобы не наехать (по ситуации).

Такими действиями может быть подача звукового сигнала, резкое снижение скорости, объезд пешехода, съезд на обочину и так далее, в зависимости от сложившейся обстановки.

Вот, увидеть пешехода, который вдруг взялся из ниоткуда, действительно сложно. Для этого нужно научиться предполагать, где и каким образом пешеход может появиться на проезжей части.

См. статью Прогнозирование дорожных ситуаций. В ней не про пешеходов, но смысл будет понятен.

 

Наиболее напряженным является время вечерних сумерек и ночью. В эти периоды силуэт пешехода сливается с дорожным фоном и становится малозаментым.

Если вы едете в темное время суток, и видите, что на краю проезжей части «тусуются» люди, то есть смысл снизить скорость и «отодвинуться» от края.

Более подробно о движении в этих условиях — в статье Движение в темное время суток.

Когда вы проезжаете мимо остановки маршрутных ТС, то обращайте внимание на людей, ожидающих на посадочной площадке, как они себя ведут, как активничают.

Дети и подростки это весьма активная категория пешеходов, и часто их поведение непредсказуемо. Такие пешеходы в миг могут оказаться на проезжей части, особенно на пешеходном переходе, когда для пешеходов «горит» красный.

Среди них могут быть подростки на велосипедах или самокатах, они очень импульсивные, и часто не придерживаются ПДД.

Поэтому, если вы увидите пешеходов на проезжей части дороги, или рядом с проезжей частью, вам, как водителю, есть смысл взять дорожную ситуацию под свой собственный контроль.

Вот, собственно, почти все основные опасные «нюансы», которые необходимо знать о присутствии пешеходов на проезжей части дороги

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «пешеходы на проезжей части дороги», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Разрешается ли остановиться на пешеходном переходе?
Автомобиль — велосипед: у кого приоритет во дворе;
Переход перекрестка без пешеходного перехода;
Что значит уступить дорогу пешеходу. Ответ МВД;
Одновременный отъезд от края проезжей части;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Движение по скользкому участку дорогиПерестроение и обгон >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: В бардачок

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.