Обгон «паровозиком»


2 комментария

2-я статья из 10 в серии Обгон

В первом абзаце пункта 11.2 ПДД первые строки имеют следующее содержание:

Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;

Несмотря на имеющийся запрет, нередко можно стать свидетелем, или даже участником «коллективного» обгона на открытых и относительно прямых участках дороги.

Такой «коллективный» обгон еще называют обгон паровозиком. Как он происходит, и в чем его особенность?

Предположим, что по участку дороги, где обгон не запрещен, не очень быстро движется какой-нибудь не тихоходный автомобиль или просто медленно по разным причинам едет какое-то транспортное средство.

Его догоняют другие автомобилисты, например, два легковых автомобиля или в большем количестве, которые движутся почти след в след на некоторой дистанции друг за другом.

При этом, встречная полоса свободна, обгон на этом участке дороги не запрещен, и эти «двое» друг за другом приступают к обгону нашего не быстро едущего попутчика.

Сначала приступает к обгону тот, который едет впереди, за ним сразу начинает обгон следующий. Такой обгон, след в след, и есть обгон паровозиком (картинка ниже).

Является ли обгон паровозиком однозначно нарушением ПДД или не является, а также, правомерно ли лишение прав за такой обгон, вопросы спорные.

Даже среди экспертов мнения разделились. На это есть две причины.

Первая. В ПДД нет четкой формулировки, позволяющей однозначно оценить обгон паровозиком как нарушение (ниже по тексту станет понятно, о чем речь).

Вторая. Существует решение Верховного суда, в котором водитель, совершавший обгон след в след за «передним» обгоняющим (он оспаривал лишение прав за обгон паровозиком), был оправдан.

Единственное, в чем мнения сторон сошлись, это то, что обгон друг за другом может быть очень опасен.

Но, во-первых, «опасен» и «запрещен» это разные категории. А во-вторых, не за всякое нарушение ПДД следует лишение права управления транспортным средством.

Большую роль играют обстоятельства, в которых происходит событие. Будем во всем этом постепенно разбираться.

 

Есть смысл обратить внимание еще раз на первый абзац пункта 11.2: запрещается обгонять, если движущееся впереди ТС производит обгон.

Возникает вопрос: транспортное средство, движущееся впереди, — это только обгоняемое ТС или и обгоняющий автомобиль в том числе?

Понятно, что если автомобиль, который вы намереваетесь обогнать, включает левый «поворотник», и сам приступает к обгону (или к объезду препятствия), то в этом случае вам запрещено начинать обгон.

Если вы пойдете на обгон обгоняющего автомобиля (этот маневр в народе имеет название двойной обгон), то это уже будет 100% нарушение правил выполнения обгона.

А как быть с другим автомобилем, который уже совершает обгон (он только что вас обогнал) и движется впереди вас попутно по встречной полосе?

Как поступить: дождаться, пока тот «передний» завершит обгон и уйдет со встречной полосы, или пристроиться к нему паровозиком, пока встречная полоса свободна на достаточном для обгона расстоянии?

И в этот момент возникает другой вопрос: будет ли в этом случае обгон паровозиком нарушением правил обгона? И если да, тогда какое наказание вы можете получить за движение вслед обгоняющему автомобилю?

Обгон вид сзади

Если вчитаться внимательно, то первый абзац пункта 11.2 ПДД можно толковать неоднозначно.

Другими словами, под «движущимся впереди транспортным средством», производящим обгон или объезд препятствия, можно понимать:

  • а) только обгоняемый автомобиль, т.е. тот, который движется в нашей полосе, и который мы намереваемся обогнать;
  • б) и обгоняемый, и обгоняющий автомобиль, т.е. оба автомобиля, в том числе и тот авто, который обгоняя, движется попутно, но по встречной полосе.

Если толковать по второму варианту (б), тогда обгон паровозиком попадает под запрет (поскольку впереди уже есть автомобиль, который совершает обгон).

Если толковать по первому варианту (а), тогда обгон паровозиком это вполне законный маневр (тот автомобиль, который мы хотим обогнать, никого не обгоняет и продолжает ехать прямо в своей полосе).

 

Неоднозначное толкование формулировки вызывает множество споров.

Принимая обгон паровозиком за нарушение правил обгона, госслужащие склонны назначать «нарушителю» либо штраф 5 тыс.р., либо лишение прав до полугода, как за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД (по ст. 12.15 ч.4 КоАП).

Правомерно ли такое наказание? Попробуем внести ясность.

В постановлении Пленума Верховного Суда №18 (в ред. 2012 г.) судам были даны разъяснения по вопросам применения отдельных статей КоАП, в т.ч. и по статье 12.15 ч.4.

По указанной выше статье 12.15 ч.4  наказание (штраф 5000 рублей или лишение права управления от 4 до 6 мес.) применяется за выезд на полосу встречного движения в местах, где это запрещено ПДД.

В отношении обгона эти места (где выезд на встречную полосу запрещен) определены в пункте 11.4 ПДД. Этот же пункт (11.4) упоминается в разъяснениях Пленума ВС.

Пункт 11.2 перечисляет не места, в которых обгон запрещен, а обстоятельства, при которых обгон запрещается, но эти обстоятельства не содержат прямого запрета, поскольку сами они ситуационно переменчивы.

Более того, в этих обстоятельствах выезд на встречную полосу для обгона разрешен в принципе!

Отсюда следует, что за нарушение первого абзаца пункта 11.2 (трактуемого как обгон паровозиком) НЕ могут быть применены меры взыскания по ст. 12.15 ч.4 (лишение прав за выезд на встречную полосу, когда это запрещено).

Что касается взысканий за нарушения требований пункта 11.2 ПДД, то кодекс нарушений обошел этот пункт стороной, наказания за них напрямую не предусмотрены.

Но это НЕ значит, что за нарушение требований, изложенных в этом пункте, не последует административных мер.

Административные меры следуют за нарушение требований пунктов Правил, а уж в каком месте было совершено нарушение, на встречной полосе или попутной, это либо смягчающее обстоятельство, либо отягчающее.

 

Обгон паровозиком (или обгон след в след) при рациональном толковании ПДД не содержит нарушения. Ключевое слово: «рациональное» толкование ПДД, а не «выгодное».

В соответствии с пунктом 11.1, вы имеете право приступить к такому обгону, когда убедитесь, что встречная полоса свободна от встречных ТС, просматривается на достаточном для обгона расстоянии, и в процессе обгона вы не создадите помех другим участникам дорожного движения.

Но! два предыдущих абзаца это всего-лишь общие фразы для общего понимания «вопроса». В отличии от общих описаний, каждая ситуация всегда конкретна!

В любой ситуации вероятны обстоятельства полностью перечеркивающие целесообразность ЛЮБОГО разрешенного маневра. Важно суметь «просчитать» ситуацию, и не ошибиться.

Вопрос правомерности обгона друг за другом (решение Верховного суда) обсуждается в продолжении этой темы — в статье Обгон «паровозиком» (продолжение).

Вопрос целесообразности такого маневра обсуждается в заключительной статье Обгон «паровозиком» (заключение).

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «обгон паровозиком», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Прогнозирование дорожных ситуаций;
Обгон «паровозиком» (продолжение);
Обгон «паровозиком» (заключение);
Поворот налево и обгон на перекрестке;
Не уверен — не обгоняй!

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Завершение обгона через сплошную линию разметкиОбгон на пешеходном переходе >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Евгений

    03.02.2019 15:36

    Здравствуйте!

    Ваше утверждение в статье — «Пункт 11.2 перечисляет не места, в которых обгон запрещен, а обстоятельства, при которых обгон запрещается, но эти обстоятельства не содержат прямого запрета, поскольку сами они ситуационно переменчивы.

    Более того, в этих обстоятельствах выезд на встречную полосу для обгона разрешен в принципе! Отсюда следует, что за нарушение пункта 11.2 не могут быть применены санкции по ст. 12.15 ч.4 (выезд на встречную полосу, когда это запрещено).»

    Ошибочно — т.к. как Вы пишете «обстоятельства нарушения пункта 11.2» есть не что иное как нарушение ТРЕБОВАНИЙ ПДД. А как написано в постановлении пленума: «По части 4 статьи 12.15 КоАП РФ подлежат квалификации действия, которые связаны с нарушением водителями требований ПДД, дорожных знаков или...» Увы...

  2. Сергей Д.

    03.02.2019 20:49

    Здравствуйте Евгений.

    В общем, вы правы, путаницу вносило отсутствие фразы «первого абзаца» пункта 11.2. Спасибо, исправлено.

    В том постановлении пленума есть перечень нарушений, где по пунктам перечислены нарушаемые требования ПДД, за которые применяется ст.12.15 ч.4 – выезд на встречную полосу в запрещенных случаях.

    Пункт 11.2 в том перечне не значится. Но при нужном толковании он вполне туда «вписывается».

    Вообще, когда есть возможность толковать правило двояко, то всегда возникают разные мнения.

    Осуждающая сторона трактует в угоду себе, а отвечающая сторона, соответственно, рассуждает в своих интересах. Побеждает, обычно, та, чьи аргументы более убедительны.

    Цель этой статьи не утверждение неправомерности санкций, а несоответствие наказания (лишение прав) за состав нарушения первого абзаца п.11.2 (трактуемый как обгон паровозиком). При грамотном подходе удается избежать лишения.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.