Обгон «паровозиком» (продолжение)


Комментариев нет

7-я статья из 10 в серии Обгон

Продолжаем тему правомерности выполнения обгона паровозиком (обгон след в след или обгон друг за другом вдогонку).

Начало обсуждения этой темы — в одноименной статье Обгон «паровозиком». Если коротко, то смысл там в следующем.

Обгон, как маневр, всегда связан с выездом на встречную полосу. Т.е. опережение обгоняемого транспортного средства происходит по встречной полосе.

В пункте 11.4 ПДД определены места, в которых обгон запрещается. В перечисленных там местах запрещено выезжать на полосу, предназначенную для встречного движения.

Соответственно, за обгон в этих местах последует ответственность по ст. 12.15 ч.4 (штраф 5 тыс.р. или лишение прав до полугода) как за выезд на встречную полосу, когда такой выезд запрещен.

В пункте 11.2 ПДД перечислены обстоятельства, при которых обгон запрещается, но в этих обстоятельствах выезд на встречную полосу НЕ запрещается.

Технически, обгон «паровозиком» (когда два автомобиля друг за другом выезжают на встречную полосу и обгоняют другой автомобиль, продолжающий движение по своей половине проезжей части) можно отнести к обстоятельствам, изложенным в пункте 11.2 ПДД:

Водителю запрещается выполнять обгон в случае, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.

Данная формулировка из пункта 11.2 составлена таким образом, что ее можно толковать двояко (как именно — разъяснение есть в первой статье Обгон «паровозиком»).

Одно из толкований определяет обгон друг за другом как допустимый маневр, второе толкование определяет этот же обгон (друг за другом) как нарушение.

Ну а если есть возможность считать обгон паровозиком нарушением ПДД, то сотрудники контролирующих структур принимают именно эту точку зрения.

По этой причине, редкому водителю, остановленному за обгон «паровозиком», удается избежать ответственности в виде лишения прав.

 

Вопрос правомерности обгона друг за другом до недавнего времени оставался открытым. И в случае, если объяснение сотруднику ДПС заканчивалось составлением протокола, то суды становились на сторону сотрудника.

Не у каждого «потерпевшего» за обгон паровозиком автомобилиста было время и терпение, чтобы отстоять свою точку зрения.

Выезд на встречку

Тем не менее, одному водителю, который спорил с судами о правомерности обгона «паровозиком» в своем случае, удалось доказать свою невиновность за выполнение такого обгона.

Ему в поисках своей правды пришлось пройти все судебные инстанции, и он, таким образом, дошел до Верховного суда.

Рассмотрев обвинение в этой истории, Верховный суд поставил точку в этом деле, своим решением став на сторону водителя. Непосредственно «история дела» опубликована в Российской газете 27.07.2020г.

Поскольку в обстоятельствах, перечисленных в пункте 11.2, выезд на встречную полосу НЕ запрещается, то отсюда следует, что за нарушение требований пункта 11.2 (обгон «паровозиком» попадает под этот пункт) НЕ может быть предъявлено обвинение по ст. 12.15 ч.4 (как за выезд на встречную полосу, когда это запрещено).

По этой статье водителей лишали права управления ТС до полугода или штрафовали на 5 тыс.рублей.

Таким образом, по решению Верховного суда обгон «паровозиком» не содержит нарушения при соблюдении техники безопасности обгона, а также при условии, что имеется видимость дороги на достаточном для обгона расстоянии.

(На фотографии, размещенной выше, водитель легкового автомобиля нарушает, потому что у него нет обзора встречной полосы).

Суд решил: в соответствии с пунктом 11.1 ПДД, водитель имеет право приступить к обгону в след за обгоняющим ТС после того, как убедится, что полоса встречного движения свободна на достаточном для обгона расстоянии.

При этом, должно быть обязательное условие: дорога хорошо просматривается, встречные ТС отсутствуют, и в процессе обгона водитель обгоняющего автомобиля не создаст помех другим участникам дорожного движения.

 

В этом решении есть один нюанс. Суд рассматривал конкретный дорожный случай, и это решение вовсе не означает, что ЛЮБОЙ обгон паровозиком правомерен.

На одном и том же участке дороги при участии разных транспортных средств обгон друг за другом может быть сочтен как правомерным маневром, так и нарушением.

В следующей, заключительной части, посвященной теме «обгон паровозиком», будут рассмотрены негативные стороны такого обгона.

Любая дорожная ситуация развивается в динамике, и она переменчива, причин для перемен может быть большое множество.

По этим причинам обгон паровозиком в своей водительской практике целесообразно НЕ использовать.

Есть смысл отказаться от этого маневра, но не потому, что за него можно лишиться прав. Последствия внезапного столкновения в этом случае имеют большую цену.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «обгон паровозиком» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Не уверен — не обгоняй!
Обгон поворачивающего;
Обгон «паровозиком» (заключение);
Поворот налево и обгон на перекрестке;
Один поворачивает, второй его обгоняет.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Обгон на опасном поворотеОбгон «паровозиком» (заключение) >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.