В повседневной езде, кроме взаимоотношений на дороге, которые регламентируются Правилами дорожного движения, так или иначе водителям приходится общаться между собой.
Существуют так называемые негласные правила общения водителей на дороге, которые выражаются в мигании фарами, использовании указателей поворотов и с помощью жестикуляции.
Заметьте, здесь, в перечисленных способах, отсутствует применение звукового сигнала, поскольку его (звуковой сигнал) разрешено использовать только для предупреждения несчастных случаев в опасной ситуации.
По мнению водителей, подобные сигналы помогают создать доброжелательную атмосферу на дороге и повысить безопасность передвижения.
К сожалению, не все этот язык понимают, а кто-то использует его абсолютно безграмотно, создавая, тем самым, нервозную обстановку и вводя других участников движения в заблуждение.
Тем не менее, даже если вам эта «дорожная азбука» совершенно не знакома, но вы увидели, что встречный автомобиль «подмигивает» остальному потоку, то это должно как-то насторожить.
Вполне возможно, что впереди по вашему движению затаилось препятствие, или осуществляется контроль за безопасностью на дороге.
Вот небольшой перечень негласных сигналов общения водителей между собой на дороге:
1. Мигание дальним светом фар
2. Мигание аварийной сигнализацией или указателем поворота
3. Жесты
4. Предметы в руках
Мигание дальним светом фар
1. Мигание дальним светом один раз
Предупреждение встречного водителя о какой-то опасности впереди по его движению, которую он еще не видит, например, из-за перелома в поперечном профиле дороги, или опасность находится за поворотом.
Вам могут моргнуть и не один, а несколько раз подряд, с целью привлечь внимание.
2. Мигание дальним светом два раза
Предупреждение встречного водителя о том, что впереди, по движению «притаился» мобильный пост ДПС или полицейский радар.
3. Мигание дальним светом от автомобиля, едущего сзади
Просьба пропустить. Часто это просьба догоняющего водителя освободить крайний левый ряд на дорогах в две полосы и более.
Догоняющий автомобиль движется со скоростью несколько большей скорости потока машин, и пока крайняя левая полоса занята, опередить поток машин нет возможности. Отсюда и просьба – освободить полосу.
4. Многократное кратковременное мигание дальним светом от встречного автомобиля в темное время суток
Просьба водителя встречного автомобиля переключиться на ближний свет фар. Свет фар вашего автомобиля ослепляет водителей встречного потока.
5. Включение с некоторой задержкой дальнего света от встречной машины при завершении обгона
Просьба снизить скорость или «подвинуться» на дороге, чтобы дать возможность обгоняющему вернуться на свою полосу по завершении обгона.
Но подобное «предупреждение» может следовать в случае любой опасности, а не только по завершении обгона, например, впереди по движению встречной машины имеется какое-то препятствие, которое водитель еще не видит, а машина едет слишком быстро.
6. Короткое переключение на дальний свет во время обгона вашего автомобиля грузовиком в темное время суток
Это делается для того, чтобы дать понять водителю грузовика или подать ему сигнал, что обгон завершен, и тот может вернуться на свою полосу.
7. Однократное мигание дальним светом на пересечении дорог или в неоднозначной ситуации
Предложение проехать первым, или «я вас пропускаю». Когда вы имеете приоритет, и уступаете при этом дорогу, вы не нарушаете ПДД.
Мигание аварийной сигнализацией или указателем поворота
1. Одно- или двукратное мигание аварийной сигнализацией
Благодарность за помощь, например, за предоставление приоритета в сложной ситуации, или извинение за опрометчивый поступок на дороге, например, подрезали, резко затормозили, или произошла какая-нибудь нестандартная ситуация в результате ваших действий.
2. Включившийся левый указатель поворота у дальномера или грузовика, едущего впереди вас
Обгонять нельзя. Если вы пошли на обгон длинномерного грузовика, а его водитель включил левый указатель поворота, то обгон лучше прекратить, и вернуться на свою полосу.
С высокой кабины грузовой машины лучше видно дорогу, тем более, если дорога имеет незначительный перелом в поперечном профиле. Когда водитель дальномера спустя какое-то время включит правый «поворотник», то можно начать обгон.
Непосредственно перед началом обгона вне населенного пункта можно (но не обязательно) подать звуковой сигнал для привлечения внимания водителя обгоняемого автомобиля.
3. Левый указатель поворота у автомобиля, едущего сзади
Просьба дать обогнать себя. Значение сигнала в этой ситуации аналогично морганию дальним светом (пункт 3).
Такое бывает на дорогах в 2 полосы и более во время движения по крайней левой полосе. Догоняющий автомобиль не может вас обогнать, поскольку, обгон в этой ситуации запрещен, и такой сигнал будет являться просьбой освободить левый ряд.
4. Левый указатель поворота у автомобиля, завершающего обгон. При этом обгоняющий не уходит с встречной полосы, а продолжает двигаться по ней.
Встречная полоса свободна для обгона, т.е. опасности впереди нет.
Сигнал для едущих сзади и желающих пойти на обгон попутчика, означает, что на встречной полосе далеко впереди опасности для обгона нет.
Т.е. встречная полоса свободна, и если кто-то из едущих сзади водителей желает, то может смело начинать обгон вслед за обогнавшим автомобилем.
Жесты
- Кисть руки описывает круг и указывает вниз – у автомобиля спущена или приспущена шина.
- Указание рукой на капот или багажник, похлопывая по воздуху – или капот или багажник могут быть открыты или неплотно закрыты.
- Указание рукой на дверь – возможно, что-то зажато в дверном проеме и торчит наружу, дверь просто не закрыта.
- Выставленная рука водителя через спущенное стекло двери – просьба пропустить выезжающего с второстепенной дороги.
Предметы в руках
Когда кто-то из водителей голосует на дороге, стоя рядом со своей машиной и держа в руке какой-либо предмет, нужно обратить внимание на то, что он держит в руках. Часто, этот предмет в руке будет подсказкой, что именно нужно водителю:
- Шланг или канистра (бутылка) – возможно, закончилось топливо;
- Трос или другой мягкий буксир (строп-лента) – возможно, нужна буксировка;
- Аптечка – возможно, нужны медикаменты, или медицинская помощь;
- Гаечный ключ – нужен какой-то инструмент.
Это, разумеется, не все неформальные сигналы общения водителей на дороге. Некоторые жесты, не вошедшие в этот перечень, могут быть интуитивно понятны.
Главное осознать, если вам жестом на что-то указывают, возможно, причина серьезная. Ну а принять к сведению или игнорировать подсказку, решать, безусловно, вам.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «общение водителей на дороге» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Как действовать в опасной ситуации;
Применение звукового сигнала;
Сигналы указателями поворота;
Подача сигнала поворота;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
24.10.2015 05:01
Здравствуйте.
Меня интересует вопрос по теме «Обгон». Для понимания ситуации вот пример: отметка времени 7:15, момент столкновения 7:25. (видео недоступно)
Не конкретно эта ситуация (проведение дорожных работ, при отсутствии знаков). А типичная обстановка. То же место, в обычных условиях.
Водитель — «регистратор» не уступает водителю «белого» автомобиля. Либо наоборот. По моему мнению у «регистратора» ПДД 11.1, 11.2.
У «белого» на мой взгляд 11.3 не подходит — он не имеет намерений препятствовать... 13.12 — обязывает его пропускать только встречных. Спасибо.
24.10.2015 19:33
Здравствуйте Юрий.
У белого автомобиля нарушение 8.1 ПДД «…При выполнении маневра НЕ ДОЛЖНЫ СОЗДАВАТЬ ОПАСНОСТЬ для движения, а также помехи другим участникам …».
Но по логике, в этой ситуации виноват «регистратор». Потому что он ехал сзади, видел включенный поворотник, и ОБЯЗАН БЫЛ ПРЕДПОЛОЖИТЬ, что его могут не видеть в зеркалах.
Если бы чуть притормозил, то задержался бы всего лишь на 2-3 секунды! Но после ДТП ему пришлось стоять долго.
Фраза «не должны создавать опасность» в понимании людей довольно абстрактна, плюс к этому, опасность не всегда осознается
В ситуациях «обгон — поворот налево» чаще всего виновным признают того, кто поворачивал. Исключения — если обгон в этом месте был запрещен. См. статью Нарушения правил обгона.
Поворачивающему придется долго доказывать, что он заблаговременно включил поворотник (пункт 11.2).
Почему долго доказывать — в ответе на ваш другой комментарий.
В виду того, что при обгоне по главной дороге на перекрестке часто случаются ДТП с поворачивающим налево автомобилем, целесообразно отказаться от такого обгона, потому что водители в этих ситуациях часто не понимают действий друг друга.
Или просто не успевают понять, потому что все происходит быстро. См. статью Обгон поворачивающего.