Дорожные ситуации. Обгон
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Разбираем ситуацию: встречный разъезд при обгоне на двухполосной дороге с обгоняющим автомобилем.
Встречный разъезд сопровождает водителя практически повсеместно, где организовано двухстороннее движение.
Физически, встречный разъезд это всегда сближение ТС, при этом, градус напряженности изменяется в зависимости от ширины места и обстоятельств, при которых встречный разъезд происходит.
В качестве гарантии благополучного разъезда в этих условиях выступает безопасный боковой интервал. Безопасный интервал — это такой, который гарантированно не приведет к боковому столкновению.
Физический размер бокового интервала, также как и скорость, и дистанция, выраженные в цифрах, целиком и полностью контролируется водителем.
Но бывают обстоятельства, при которых водитель утрачивает контроль над этими величинами. Например, при сокращении бокового интервала, машины могут «зацепить» друг друга.
Причин подобному, могут быть множество, поэтому случай, разбираемый в этой статье, можно рассматривать как с точки зрения обгона, так и с точки зрения обычного встречного разъезда, когда машины едут навстречу друг другу.
Посмотрите короткий видеоролик. Встречный разъезд при обгоне «потер» машины между собой зеркалами заднего вида.
Произошло мелочное столкновение, машины «чиркнулись» зеркалами, но эта мелочь весьма неприятная. Характер повреждений неизвестен.
Юридически, в этой ситуации виновен водитель встречного обгоняющего автомобиля, но «регистратор» тоже не безгрешен (за бездействие). Это та самая (не юридическая) вина перед собой, о которой говорят: «сам виноват».
Если бы «регистратор» сместился чуть правее на своей стороне дороги, совсем на немного, то машины бы не зацепились.
Можно сделать вывод, что «регистратор» неправильно осмыслил ситуацию, и это выразилось в недостаточном боковом интервале, необходимом для безопасного разъезда.
Обгон, по определению, всегда связан с выездом на полосу встречного движения, и опасен именно тем, что какое-то время движение осуществляется навстречу потоку.
Не факт, что обгоняющий займет встречную полосу целиком, но левые колеса его автомобиля, все равно, будут катиться по встречке.
Если обгоняющий водитель плохо ориентируется в пространстве, или недостаточно уверенно чувствует габариты своего автомобиля, то своими действиями он, мягко говоря, может помешать встречным участникам движения.
В чем эта помеха может выразиться?
Обгоняющий может не рассчитать «свои силы», и вынудить водителя встречного авто снизить скорость, или вынудить его прижаться к обочине, таким образом, «потеснив» его на проезжей части.
В разных дорожных условиях (погода, время суток, характер местности и др.) последствия от таких действий будут сильно отличаться, дело может закончиться даже потерей управления автомобилем.
Не обязательно, что эти действия, без вариантов, приведут к ДТП, но общая ситуация на дороге в этот момент становится очень напряженной.
Чтобы разрядить эту обстановку, встречному (для обгоняющего) водителю есть смысл заранее спрогнозировать ситуацию, и упредить эти возможные последствия.
Представьте, что вы оказались в похожей ситуации, и встречный обгоняющий заехал на вашу сторону дороги (как на видеоролике). Одно из следствий в этой ситуации — возможное боковое столкновение.
Чтобы этого столкновения избежать, следует принять на проезжей части как можно правее, чтобы обеспечить безопасный интервал слева со встречным автомобилем.
Смысл в том, чтобы не ждать момента, когда встречный вынудит вас это сделать экстренно, а самому подготовиться к такому повороту событий. Еще, возможно, целесообразно будет снизить скорость.
Хороший наглядный пример компенсирующего действия водителя ранее был рассмотрен в статье Удачно разошлись.
И в нынешнем видеоролике есть похожий пример. Нужно обратить внимание на автомобиль, который ехал впереди «регистратора».
Нетрудно заметить, что его водитель, расходясь с встречным обгоняющим, незаметно прижался к правому краю проезжей части, тем самым обеспечил себе безопасный встречный разъезд.
Многих происшествий на дороге удается избежать не потому, что водитель обладает какими-то супер-способностями, а благодаря тому, что другие водители своевременно замечают его «косяк», и как-то его компенсируют.
Компенсирующими действиями могут быть, например, увеличение дистанции, изменение интервала, снижение или наоборот, увеличение скорости и др.
Для принятия оптимального решения необходимо учитывать действия соседних водителей, все время следить за изменением дорожной ситуации, и прогнозировать развитие событий немного наперед.
На этом, разбор дорожной ситуации «встречный разъезд при обгоне» можно считать завершенным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «встречный разъезд при обгоне » и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Правила обгона и ошибки при его выполнении;
О дистанции, скорости и приемах вождения;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
21.11.2016 08:46
При повороте налево «по стрелке», я въехал на перекрёсток при включённом зелёном сигнале светофора, до включения «стрелки». При этом я остановился на перекрёстке и повернул налево только после включения «Стрелки», разрешавшей поворот налево.
Инспектор ГИБДД остановил меня, но какой пункт правил ПДД я нарушил, объяснить не мог. Через 15 мин препирательств, инспектор попросил меня признать, что я нарушил п.12.4 ПДД, так как остановился в месте пересечения проезжих частей и отпустил меня с миром.
При этом, мой вопрос, будет ли нарушением, если я в следующий раз буду до включения «стрелки», медленно ехать в прямом направлении до места поворота, инспектор оставил без ответа.
Прошу прокомментировать ситуацию.
21.11.2016 11:17
Здравствуйте Владимир.
Вы нарушили пункт 6.3 ПДД: «… Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией».
По сути, вы проехали на запрещающий сигнал светофора. При повторном нарушении этого требования будет лишение прав до полугода, либо штраф, если «сфотографируют». Ст. 12.12.ч.1 КоАП.
К вашему вниманию серия статей Проезд на стрелку светофора.