Движение по скользкому участку дороги


Комментариев нет

7-я статья из 9 в серии Опасные ситуации на дорогах

Продолжаем серию статей Опасные ситуации на дорогах.

В предыдущий статьях были рассмотрены «нюансы» движения на нейтральной передаче, опасности, возникающие на повороте дороги и при движении по ее обочине.

В этой небольшой статье коротко рассмотрим движение автомобиля по скользкой дороге с точки зрения как не потерять управление на скользком участке и вследствие этого не попасть в ДТП.

Далее, по тексту:

Движение автомобиля по скользкой дороге
Скорость движения по скользкой дороге

Движение автомобиля по скользкой дороге

Для начала есть смысл уточнить, что подразумевается под понятием «скользкая дорога» или «скользкий участок дороги».

Когда речь идет о дороге, то принято считать, что понятие «скользко» относится к холодному времени года. При этом, должен быть ледяной дождь, снег, гололед, или что-то в этом роде.

Это абсолютно верно, но такое утверждение неполное. На скользком участке дороги можно оказаться в любое время года, и даже в жару.

И если зимой роль «смазывающего» вещества играет вода в виде снега и льда, то в теплое время года в роли «смазки» выступает та же вода, только в своем обычном состоянии, и не только вода.

Более подробно о том, какой может быть скользкая дорога, есть в статье Осторожно, скользкая дорога.

 

Еще можно с легкостью «подскользнуться» на асфальте в местах грунтовых наносов на проезжей части. Грунтовыми наносами могут оказаться песок, глина, щебень, их смесь с водой, и даже осевшая пыль.

Причина их появления на асфальте, это уже совсем другой вопрос, но в том, что все ЭТО в разной степени на асфальте присутствует, не должно вызывать сомнения.

Эффект скольжения на, предположим, песке не вступает ни в какое сравнение со скольжением на льду или на утрамбованном снегу.

После обгона

Но те автомобилисты, кому хоть раз приходилось скользить юзом по осевшему на асфальт песку, понимают всю эту реальность. Хороший пример есть в статье Хотел обогнать, но не повезло.

Теперь, собственно, почему все это происходит, и какова причина скольжения колес.

Возможно, следующие строки вас удивят, но автомобиль ведет себя одинаково как на скользкой обледенелой дороге, так и на не скользкой, каким является, например, летний сухой асфальт.

Т.е. автомобиль едет, разгоняется, поворачивает, тормозит, снова едет и так далее. Принципиальной разницы между зимней и летней ездой нет.

Тогда, по какой причине автомобиль даже на сухой дороге способен «уйти» в скольжение, и его даже может вынести за пределы дороги?

Один из вариантов такого «ухода» за пределы дороги обсуждается в статье Съезд на обочину и проезд по обочине. Читаем дальше.

Скорость движения по скользкой дороге

Автомобиль остается управляемым до тех пор, пока колеса катятся, цепляясь за поверхность дороги, а не скользят по ней.

По достижении какого-то порога скорости нарушается важное условие сохранения управляемости транспортного средства — уменьшается сцепление протектора шин с дорожной поверхностью.

На скользком участке или на сыпучей поверхности, которой может оказаться песок или грязь на асфальте, шины частично теряют сцепление, и дальше вступают в силу законы физики.

См. статью Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля.

 

На скользкой дороге колеса автомобиля способны потерять сцепление с дорогой при значительно меньшей скорости, чем на нескользкой.

Поэтому главным условием безопасности в этих дорожных условиях будет величина скорости перемещения по этому участку дороги, и отсутствие резких движений, способных резко изменить равновесие «по осям» автомобиля.

Скорость движения по скользкой дороге должна быть такой, чтобы автомобиль оставался управляемым. Таковым он будет только когда колеса катятся, а не скользят (см. текст выше).

Предположим, вы едете и видите, что там, где вчера была лужа, ее колесами раскатали, и вода на асфальте замерзла. Что делать, если сухой участок дороги внезапно меняется на скользкий?

Возможно, что вода в этом месте замерзла не полностью, но вы однозначно понимаете, что впереди скользкий участок.

В таком случае, если дорога ведет прямо, ничего предпринимать не нужно — как ехали, так и езжайте, не меняя скорости (не добавляя и не убавляя газ), и не дергая руль в попытке объехать какую-то неровность.

Торможение, руление и манипуляции с педалью газа могут привести к рывку, который вызовет проскальзывание колес, а затем, к сносу или заносу.

Если дорога изгибается или вы видите, что скользкий участок находится на повороте, то нужно заранее уменьшить скорость, затем, переключиться на низшую передачу (на механической КПП), а скользкий поворот проехать на постоянном «газу».

При этом на дуге поворота не рекомендуется делать резких движений рулевым колесом, и переключать передачу КП, чтобы не спровоцировать рывок автомобиля.

Таким образом, скорость движения по скользкой дороге должна быть: А) по возможности постоянной, Б) изменяться плавно и В) ее величина должна быть такой, чтобы колеса катились, а не скользили.

См. статью Вождение автомобиля зимой. Маневрирование и Как автомобиль поворачивает.

Пусть вас не смущает, что речь идет, в основном, о зимнем вождении. Все изложенное выше актуально для любого времени года, независимо от прямолинейности дороги.

Чтобы пустить автомобиль в занос на сухом асфальте, нужно как следует разогнаться, и «поиграть» рулевым колесом. Эффект будет такой же, как на снегу, только с более тяжелыми последствиями.

Ну, и есть смысл учитывать, что в «одиночном» катании возможны одни последствия, а в «групповом» катании (в смысле, когда вы не один на дороге), последствия могут быть серьезнее в том плане, что в ДТП будет вовлечен еще кто-то кроме вас самих.

Поэтому, в любое время года есть смысл учитывать состояние дороги, и регулировать свою скорость в соответствии с дорожными условиями, в которых вы движетесь.

В дополнение см. статью Что такое безопасная скорость.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «движение по скользкой дороге», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Вождение автомобиля зимой. Маневрирование;
Пришли холода – меняем стиль вождения;
Как не «улететь» со скользкой дороги;
Осторожно, скользкая дорога;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Съезд на обочину и проезд по обочинеПрисутствие на дороге пешеходов >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: В бардачок

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.