Дорожные ситуации. Движение по полосам
Здравствуйте уважаемый читатель.
Рассмотрим на примере случая ситуацию опережение справа на многополосной дороге.
Автомобилист решил выполнить опережение справа, но там оказался конец полосы разгона. И еще был автомобиль, остановившийся на этой полосе.
В результате этих манипуляций произошло ДТП. Теперь, обо всем этом — по порядку.
Когда для движения в одном направлении имеется широкая проезжая часть, то скоростные предпочтения автомобилистов в транспортном потоке распределяется примерно следующим образом.
Те, кто желает ехать быстрее, занимают левую сторону проезжей части, а кто не хочет или не может двигаться быстро, остаются в правой половине проезжей части.
Кроме этого, на дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, пункт 9.4 ПДД разрешает занимать крайнюю левую полосу только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы.
В связи с этим среди участников движения сформировалась следующая практика:
Когда автомобилист по левой полосе догоняет попутчика, движущегося в этой же полосе, то он не объезжает его с правой стороны, а «моргает» дальним светом фар.
Таким образом он выражает свою просьбу освободить левую полосу для проезда.
Едущий впереди выбирает момент, безопасно для себя перестраивается вправо, освобождает полосу и продолжает ехать вперед с удобной для себя скоростью, при этом никого не задерживая.
Но случаются и другие варианты. Не каждому захочется ждать, пока поймут его намерения, и он начинает сам всех объезжать.
Маневр объезда своих попутчиков в процессе движения характеризуется как перестроение с опережением. И еще есть смысл ознакомиться с материалом статьи Что такое «маневр» в ПДД.
Опережение справа или объезд с правой стороны не запрещены ПДД, тем более, если для их исполнения на дороге есть достаточно места. Но, раз на раз не приходится.
Опережение попутчиков происходит на скорости несколько большей, чем скорость движения потока, а препятствие на дороге, как правило, появляется в самый неподходящий момент.
В роли препятствия может оказаться что угодно, в том числе остановившийся по каким-то причинам либо медленно едущий другой автомобиль. Так получилось и в этот раз.
В представленной на видео дорожной ситуации автомобиль, ставший «препятствием», находится справа на проезжей части — в месте, где заканчивается дополнительная полоса.
Он пропускает попутные ТС, для того чтобы перестроиться в общий поток машин. Но кто мог знать, что он там окажется?
Знать невозможно, поскольку ситуация меняется каждую секунду, а вот, предположить ничто не запрещает. Тем более, ситуация к этому располагала — «исполнитель» только что проехал место примыкания боковой дороги.
Но ему не хватило обзора дороги впереди по движению, и он слишком поздно заметил своего оппонента. И чтобы с ним не столкнуться, ему пришлось неудачно «потеснить» соседнюю машину.
Посмотрите короткое видео. Опережение справа нередко приводит к ДТП.
Очевидно, что виновником этого ДТП является водитель автомобиля, совершавший опережение попутчиков с правой стороны. Начав перестроение, он даже не включил указатель поворота.
Но невключенный «поворотник» на эту ситуацию никак не повлиял.
Причина ДТП была в неверной оценке водителями дорожных обстоятельств, которые сложились на тот момент.
Труднее всего было водителю, принявшему на себя удар. Он, ведь, увидел сзади себя «исполнителя», и даже попробовал принять левее, но этого оказалось недостаточно.
Исполнитель (тот водитель, который всех объезжал в ситуации ограниченного обзора), можно сказать, действовал вслепую.
С его стороны было очень неосмотрительным перестроиться на участок дороги, который ему не был виден. В результате он не смог ни затормозить, ни объехать.
Как не попасть в ДТП в похожих обстоятельствах?
Для начала следует запомнить ситуацию этого видеоролика , и в своей водительской практике так не делать.
Если возникнет необходимость объехать что-то или кого-то по правой полосе, то это необходимо проделать на небольшой скорости.
Поскольку движение в нашей стране правостороннее, правая сторона дороги предназначена для съезда-въезда и остановки, в т.ч. аварийной (вынужденной) остановки, что подразумевает снижение скорости.
Правые полосы не скоростные. Когда вы опережаете справа, всегда есть возможность напороться на «препятствие».
Полосу движения незачем менять просто так. Если перестроение вызвано необходимостью, всегда включайте указатели поворотов, чтобы другим водителям были понятны ваши намерения, и перестраивайтесь в соответствии с пунктом 8.4 ПДД.
Вот, собственно, и весь разбор дорожной ситуации.
Перестроению в потоке машин в разных дорожных обстоятельствах отведена целая серия публикаций с одноименным названием Перестроение.
Если хотите двигаться быстрее – занимайте крайний левый ряд. Догнав при этом попутный автомобиль – следует поморгать ему фарами, чтобы его водитель уступил вам полосу.
Можно включить левый указатель поворота – дав понять попутчику, что вы собираетесь его опередить.
Едущий впереди при первой возможности сместится правее, и освободит вам место на проезжей части. Это более правильный маневр, к тому же не опасный для других участников движения.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «опережение справа» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Неожиданный «сюрприз» на второй полосе;
Маневрирование в дорожном потоке;
Еще раз о дистанции;
Движение в потоке.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий