Дорожные ситуации. Движение в потоке машин
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Рассмотрим одно ДТП, произошедшее на трассе в процессе движения по крайней левой полосе. Дорожная ситуация.
Событие происходит на трассе вне населенного пункта. Проезжая часть имеет четыре полосы для движения.
Посередине дороги – двойная сплошная разметка 1.3, которая, естественно, прерывается на перекрестках и в местах боковых примыканий, где есть возможность повернуть налево или развернуться.
Движение в обоих направлениях достаточно оживленное. Например, если нужно повернуть налево, то сходу это не удастся, сначала нужно остановиться, и уступить дорогу встречным ТС, как требует пункт 8.8 ПДД.
Таким местом для поворота налево в нашем случае являлся поворот на АЗС. Водитель автомобиля «Нива» остановился, и ждет возможности для маневра.
Эта ситуация — вполне обычное дело, может, ему нужно было просто развернуться, но факт в том, что он остановился в разрешенном месте в соответствии с ПДД.
Через какой-то очень небольшой промежуток времени в него сзади врезается «регистратор».
Посмотрите короткий видеоролик. Дорожная ситуация. Движение по крайней левой полосе иногда становится небезопасным, если неправильно оценить ситуацию.
Автомобиль, который стоял в ожидании возможности повернуть налево или развернуться, стал для «регистратора» полной неожиданностью, что и явилось причиной ДТП.
Водитель «Нивы» сам такого не ожидал, и ничего в этой ситуации предпринять не мог. ДТП произошло по вине «регистратора». Мог ли «регистратор» предотвратить столкновение? Скорее да, чем нет.
Ситуация для «регистратора», сложилась, можно сказать, почти как классическая подстава. Но, пройдемся, так сказать, по шагам, и посмотрим, как она развивалась.
«Регистратор» движется во втором ряду, на некоторой дистанции вслед за другой легковой машиной. Навскидку, дистанция до нее составляла примерно менее 2-х секунд.
В данных дорожных условиях это почти впритык. Почему дистанцию удобнее измерять в секундах, можно прочесть в статьях Движение в потоке и Почему важно соблюдать дистанцию.
Впереди этой серой легковушки едет еще один легковой автомобиль белого цвета, но он «прячется» от взора за габаритами серой машины, его пока не видно.
Справа, чуть впереди по ходу движения «регистратора» по правой полосе движется грузовик с прицепом. В объектив видеорегистратора еще попадают дорожные знаки, расположенные за обочиной.
Знак 1.2.2 «Пешеходный переход» предупреждает о том, что впереди пешеходный переход, а знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги» указывает, что впереди перекресток, на котором дорога примыкает слева по ходу движения.
О чем еще, кроме своих прямых значений, могут предупреждать эти дорожные знаки?
Как вариант для рассуждения, они предупреждают о вероятности того, что на перекрестке могут быть желающие повернуть налево (левый ряд будет занят), а на пешеходном переходе могут оказаться пешеходы.
Таким образом, нужно быть готовым как-то реагировать на эти будущие обстоятельства.
Как дальше показывает «картинка», ни пешеходов, ни желающих повернуть налево на перекрестке не оказалось. Вся «компания» продолжает движение вперед. И дальше – ответственный момент.
В какое-то мгновение водитель темного легкового автомобиля (что ехал впереди «регистратора») увеличивает скорость. Регистратор не отстает.
Вот, они оба поравнялись с грузовиком, который на правой полосе, и в кадре видно, как с левого ряда, впереди, сначала светлый автомобиль метнулся вправо, как бы кого-то объезжая через сплошную линию, а за ним поспешил вправо и «передний» сосед «регистратора» — даже один раз моргнул правым «поворотником».
Обратил ли внимание на изменение ситуации владелец регистратора? Маневр «переднего» от себя соседа он не мог не увидеть, но придал ли этому значение?
Это рассуждение подсказывает о том, что нужно обращать внимание на ЛЮБОЕ изменение ситуации и тут же его анализировать, на сколько последствия могут быть значительными.
Идем дальше.
Когда для «регистратора» начал открываться обзор дороги впереди, то ему стала видна причина столь поспешного объезда – водители объезжали ту самую «Ниву», водитель которой поворачивал на АЗС.
Но было уже поздно. Скорость «регистратора» была немаленькая, объехать «Ниву» безопасно уже не было возможности, поскольку справа подпирал грузовик с прицепом, и произошло столкновение.
Какие выводы можно сделать из этой ситуации?
На четырехполосных дорогах (две полосы ваши, две — навстречу) левая полоса предназначена не только для прямолинейного движения, но и для маневров налево, то есть для поворота налево или разворота.
Но перед этими маневрами, в соответствии с пунктами 8.8 и 13.12 ПДД, водитель обязан соблюсти приоритет — уступить дорогу встречному транспорту, который движется в направлении прямо и направо.
Для того, чтобы уступить дорогу в имеющихся условиях, ему, чаще всего, необходимо остановиться (как поступил водитель «Нивы»).
Таким образом, всегда существует вероятность, что на левой полосе естественным образом может оказаться вот такая «помеха».
По этой причине (и не только по этой) на загородных трассах (вне населенного пункта) запрещается занимать крайнюю левую полосу при свободных правых полосах (пункт 9.4 ПДД).
В опубликованной ранее статье Препятствие на второй полосе был рассмотрен почти аналогичный случай, но он происходил в других дорожных условиях.
В том случае водителю также было «некуда деваться» по тем же самым причинам – высокая скорость, короткая дистанция и неясность обстановки впереди по движению автомобиля.
Движение по крайней левой полосе вне населенного пункта целесообразно в случаях, когда это необходимо (для опережения попутчиков, для поворота налево), и когда дорога хорошо просматривается далеко вперед.
Если возникает желание ехать быстрее, нужно учитывать, что тормозной путь увеличится, нужно учесть состояние дороги, и погодные условия, в которых предстоит движение.
Из этих соображений есть смысл рассчитать необходимую дистанцию до «переднего» попутчика. Что это даст?
Более длинная дистанция обеспечит лучший обзор дороги впереди, и даст выигрыш во времени для принятия решения.
Вполне возможно, что и спешить никуда не придется — тормозного пути спокойно окажется достаточным для того, чтобы не попасть в ДТП.
Но не нужно думать, что в подобной ситуации можно оказаться только на трассе. В населенном пункте поворот налево встречается намного чаще, чем за его границами. И также часто возникают опасные ситуации.
В населенных пунктах скорость движения меньше, чем на трассе. И всегда у «догоняющего» водителя есть два варианта: остановиться и дождаться, пока «передний» авто повернет налево, или же объехать его справа.
Какой из них будет выбран, это уже другой вопрос. Один такой случай рассмотрен в статье Не протиснулся.
Другой немаловажный момент состоит в том, что дорожные знаки обычно располагаются с правой стороны дороги.
Поэтому, находясь на левой полосе, есть вероятность, что какой-то знак может быть не замечен за габаритами проезжающих справа машин.
А ведь знак там стоит не случайно, он о чем-то информирует. Это может оказаться важным, особенно в случае, если участок дороги вам мало знаком.
На этом разбор дорожной ситуации по движению в левой полосе загородной трассы можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «движение по крайней левой полосе» предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево;
Поворот налево и обгон на перекрестке;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Съезд и поворот с главной дороги;
Не занимай левую полосу;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий