Перестроение (смена полосы) на перекрестке

, 14 комментариев

2-я статья из 7 в серии Перестроение

Вопрос касается осуществления маневра по смене полосы движения (перестроения) в границах перекрестка, т.е. непосредственно на пересечении проезжих частей. Дорожные ситуации, по которым возник этот вопрос, были различны, они отличались друг от друга организацией проезда, но их всех объединяло одно: имелись факты перестроения автомобилей в потоке машин непосредственно на перекрестке. И, собственно, вопрос: кто в таком случае пользуется преимуществом, и кто будет виноват в случае ДТП.

Интересно то, что когда инспектор прибывает на место происшествия, случившееся по вышеназванной причине, и начинает вести разбор обстоятельств ДТП, то нередко виновным может оказаться невиновный водитель, если не сможет доказать свою невиновность. Такова реальность, мало быть правым, еще нужно доказать свою невиновность и быть готовым отстоять ее в суде. Но лучше всего изначально НЕ допускать инцидент, т.е. стараться избежать ДТП.

 

Перекресток – это место пересечения дорог в одном уровне, причем, число полос движения на входе в перекресток не всегда совпадает с их числом на выходе с перекрестка. Для примера, как вариант, возьмем ситуации, изображенные на крайних рисунках.

Опережение на перекрестке

Когда имеется такое несоответствие в прямом направлении, а это, по сути, сужение полос (например, на входе три полосы, а на выходе – две или одна), то существует вероятность возникновения конфликта на выезде с перекрестка. Как это происходит?

Водитель, движущийся через перекресток «прямо» по полосе, которая была средней на подъезде к перекрестку, а на выходе становится крайней левой, вдруг обнаруживает, что его с левой стороны теснит (подрезает) другой автомобиль. Причина такого поведения не важна, важен сам факт.

Что ему остается делать? Если он вовремя заметит чужой маневр, то чтобы избежать столкновения, может сместиться правее, но ведь справа, обычно, тоже кто-то едет. И этот «кто-то» едет в своей полосе и у него преимущество (пункт 8.4 ПДД)! Создается напряженная обстановка. Ну а если водитель не заметит «обгоняющего», то возможно всякое. Одна из подобных ситуаций рассмотрена в статье Опережение по «новой» полосе.

Похожие ситуации возникают и на перекрестках многополосных дорог, на которых сужение полос отсутствует. Площадь перекрестка большая и обстановка позволяет осуществить опережение попутчика (неважно с какой стороны, справа или слева) с перестроением на его полосу.

Как мы все понимаем, время проезда через регулируемый перекресток ограничено «длиной» разрешающего сигнала светофора, и если есть возможность вырваться вперед, то многие так и поступают. Возможно, они уверены, что их никто не догонит. Нередко такие опережения завершаются тем, что «попутчики» соприкасаются своими бортами, а потом долго выясняют, кто из них прав, а кто – нет.

Как не оказаться в похожей ситуации? Подобные случаи, да и вообще все дорожные ситуации следует рассматривать с двух сторон: с точки зрения Правил и с точки зрения безопасности движения (или личной безопасности, как хотите). Смысл в том, чтобы предотвратить (предусмотреть) аварийную ситуацию не выходя за рамки ПДД. Для этого следует постоянно отслеживать дорожную обстановку вокруг своего автомобиля, и корректировать свое движение.

Знаки направлений движения по полосам 5.15.1 и 5.15.2, установленные перед перекрестком, а также равнозначная им разметка 1.18, распространяют свое действие на весь перекресток. Это значит, если по полосе определено направление «прямо», то движение должно осуществляться только «прямо». Не в бок, не наискосок, а именно прямо, потому что «наискосок» — это уже другой знак 5.15.2.

Если направление по полосе определено «направо» или «налево», то движение должно осуществляться с учетом требований пункта 8.6 ПДД.

Перестроение (переезд с одной полосы в другую) должно выполняться в соответствии с пунктом 8.4 ПДД, т.е. дорогу уступает тот, кто перестраивается, причем независимо от того, где происходит смена полосы движения: на перекрестке или вне перекрестка. Но требование пункта 8.4 часто водителями игнорируется, и нередко, после столкновения, участники не могут прийти к согласию, поскольку каждый считает себя правым.

Разногласия основываются на разных причинах, но главная сложность в том, что из-за отсутствия разметки 1.7, определяющей границы полос в пределах перекрестка, полосы движения непосредственно на перекрестке существуют как бы условно. Глазомер и чувство пространства у всех людей разное, и на перекрестках с большой площадью пересечения велика вероятность непреднамеренного отклонения с маршрута из своей полосы  на соседнюю полосу.

Но независимо от намерения водителя, смена полосы движения есть не что иное, как перестроение, а правила перестроения изложены в пункте 8.4. Эти же правила перестроения справедливы и для дорог без разметки, т.е. либо дорожная разметка стерлась и ее не видно, либо ее там никогда не было.

Если на перекрестке в попутном движении произойдет ДТП, то виновного следует определять исходя из характера столкновения (боковое или вдогон по дистанции), основываясь на соблюдении участниками рядности движения, правил перестроения, интервала и т.п. Во всяком случае, разбор ДТП должен быть объективный. Ну а если вы не согласны с решением инспектора, то есть смысл отразить свое несогласие в протоколе и обратиться в инстанцию выше.

Чтобы избежать ДТП, в первую очередь нужно понимать вероятность этой самой аварии в данной конкретной ситуации, т.е. следует смотреть на дорогу и прогнозировать, с какой стороны может появиться опасность.  Для этого, естественно, нужно видеть и контролировать обстановку вокруг машины. А когда у вас имеется общее понимание дорожной ситуации, то вам проще подготовиться к разным неожиданностям.

Например, вы понимаете, что на сужении дороги почти всегда существует вероятность «столпотворения», а если впереди вашей машины имеется достаточно места на проезжей части, то в это место кто-нибудь обязательно вклинится, причем, неважно каким образом это произойдет. Вас могут культурно объехать, а могут нагло подрезать.

Поскольку вы понимаете такую возможность развития событий, значит, вы к ним готовы, и принимаете все меры предосторожности заранее. Если требуется добавить «газу» – смело «газуете», если целесообразно притормозить и пропустить вперед – снижаете скорость и уступаете дорогу. Т.е. действуете в своих целях согласно ситуации, и таким образом, держите ее под контролем.


Навигация по серии статей<< Перестроение в потокеОдиночное перестроение. Теория и практика >>

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

14 комментариев

  1. Александр

    26.09.2017 13:44

    Вопрос: если перекресток смещен?

    Три полосы на выезде и три полосы на въезде, только если ехать прямо со средней полосы попадаешь на крайнюю левую на выезде с перекрестка. а с крайней левой надо попасть на крайнюю левую, только смещаясь вправо. Часто там встречаются авто. Кто на этом участке имеет преимущество?

  2. Сергей Д.

    27.09.2017 18:34

    Здравствуйте Александр.

    С левой полосы должно попасть в левую, из средней – в среднюю, из правой – в правую. Смещение полос роли не играет, но во время движения нужно эту особенность учитывать.

    В описанном вами случае участник из средней полосы перестраивается из средней полосы в левую, следовательно, обязан уступить «левому» участнику (п.8.4). Так должно быть по Правилам. В противном случае, он выдавливает «левого» на встречную полосу, и сам об этом даже не догадывается.

    Но одно дело определять виновного после дтп, а совсем другое – не столкнуться. Всех не убедишь соблюдать Правила, поэтому, зная особенность данного смещенного перекрестка, нужно постоянно мониторить движение соседних участников.

    Если машины на этом участке бьются часто, есть смысл переорганизовать движение с левой полосы – только налево, но это уже работа ГИБДД.

  3. Сергей

    07.04.2018 21:05

    Ситуация: До перекрёстка две полосы, никаких знаков, предписывающих направление движения, нет. Никакой разметки, после стоп-линии, тоже нет. После перекрёстка полоса только одна. Выглядит, что тот, кто едет по левой полосе, едет прямо (аккурат в единственную полосу), а тот, кто едет по правой полосе — упирается в тротуар.

    Вопрос: Автомобиль в какой полосе будет иметь преимущественное право проезда и почему (пункты ПДД). Спасибо!

  4. Сергей Д.

    09.04.2018 11:09

    Здравствуйте Сергей.

    Чтобы автомобиль, движущийся по правой полосе, до перекрестка, на выезде с него въехал в единственную полосу, ему следует перестроиться левее, чтобы не заехать на тротуар.

    Знаки направлений движения по полосам отсутствуют. В соответствии с пунктом 8.4 (уступает тот, кто перестраивается), водитель этого автомобиля (с правого ряда) на выезде с перекрестка должен уступить соседу, который едет слева от него (по левой полосе до перекрестка).

    Правило перестроения, которое диктуется пунктом 8.4, действует независимо от наличия разметки полос на дороге, но в таком случае, при столкновении, очень трудно доказать кто из участников перестраивался, а кто двигался как бы «прямо», не прибегая к перестроению.

  5. ggg

    03.06.2018 18:39

    Ситуация: до перекрёстка 3 полосы, где для левой предписано ехать прямо или влево, для средней только прямо, для правой только направо. После проезда перекрёстка идёт 2 полосы, но при этом я, еду прямо и в средней, а слева водитель упирается в встречную полосу машин, и пытается въехать в мою полосу, при этом правая полоса свободна, т.к. правые едут только направо.

    Кто будет виновен, в случае если я не буду уступать? Прикрепляю ссылку с гугл карт.

    www.google.ru/maps/@51.63...0!7i13312!8i6656

  6. Сергей Д.

    04.06.2018 13:32

    Здравствуйте.

    Согласно схеме движения через перекресток, левой и средней полосам до перекрестка соответствуют левая и правая полосы после перекрестка. В реальности после перекрестка полосы несколько смещены вправо, но это ничего не меняет.

    Соответственно, движение из средней полосы «до» в левую полосу «после» есть перестроение. При перестроении дорогу уступает тот, кто перестраивается (пункт 8.4), следовательно, в процессе решения спора будут исходить из этого правила.

    Вопрос целесообразно ставить не «кто будет виноват», а «как не столкнуться» в этих обстоятельствах.

    Когда на левой полосе до перекрестка есть «соседи», и вам не сразу становится понятно, в каком направлении они поедут, то со средней полосы целесообразно держаться правее, чтобы занять правую полосу после перекрестка. Дальше – по ситуации. Тогда не придется спорить с водителем, едущим «прямо» в левой полосе.

  7. Алексей

    14.08.2018 10:16

    Про перестроения на перекрестке меня больше такой вопрос волнует. Вот к примеру выворачиваю я на главную дорогу налево на нерегулируемом. Там по 2 полосы в каждую сторону, левая свободна, по правой идут машины. Я выворачиваю в левую. И в этот момент какой нибудь умник на перекрестке решил перестроится из правой полосы в левую. И что? Я буду виноват. А если ждать, когда обе полосы будут свободны, вообще никогда не выедешь.Почему бы не запретить смену полосы на перекрестке.

  8. Сергей Д.

    29.08.2018 14:29

    Здравствуйте Алексей.

    Введение запрета на перестроение на перекрестке было бы логичным, тем более, что есть требование перед маневром занять соответствующее положение на проезжей части.

    Но этот вопрос следовало бы задать составителям ПДД.

  9. Евгений

    13.11.2018 21:54

    Здравствуйте. Перед перекрёстком пять полос регулируемый знаками проезда перекрёстка, я находился в третьей полосе, в которой движение только прямо, вторая полоса прямо и направо, с первой только направо, а за перекрёстком полосы смещены вправо. Если мне ехать прямо, я попадаю в четвертую полосу, а кто был во второй полосе попадёт в третью полосу, вот я и поехал в третью полосу и тот кто был во второй полосе поехал в третью полосу, т.к. она по траектории ему прямо.

    Вот в третьей полосе мы и встретились. Вроде и я в свою полосу въехал, и тут же у меня помеха справа, кто в этой ситуации прав?

  10. Сергей Д.

    14.11.2018 14:15

    Здравствуйте Евгений.

    Знаки направлений движения по полосам действуют на весь перекресток вне зависимости от того, смещаются они на выезде с перекрестка или нет. Ваш оппонент, находящийся справа, фактически перестроился левее, тем самым должен был уступить вам дорогу.

    Разногласия происходят по причине того, что полосы в пределах перекрестка не размечены, а требование «прямо» понимается и выполняется людьми по-разному.

  11. Виктория Ш

    21.11.2018 17:24

    Ситуация. Белая машина и машина ГИБДД стоят на двух полосах на дороге с односторонним движением.

    Одностороннее движение заканчивается и начинается двустороннее. Белой машине нужно перестроиться в правую полосу. Обе машины начали движение на зеленый свет. По стопам видно как ведут себя машины.

    Затем белая машина останавливается, чтобы пропустить. Затем водитель машины ГИБДД тоже нажимает на тормоз, хотя ему продолжает светить зеленый и препятствий для его движения нет.

    Белая машина ускоряется, чтобы продолжить перестроение, но машина ГИБДД также ускоряется не давая ему возможности для перестроения. Белая машина нажимает на тормоз опять чтобы пропустить, но машина ГИБДД тоже нажимает на тормоз, не давая возможности перестроиться.

    www.youtube.com/watch?tim...mp;v=ziFZOqJAP28

    Вывод в статье: Если требуется добавить «газу» – смело «газуете», если целесообразно притормозить и пропустить вперед – снижаете скорость и уступаете дорогу. Но в этой ситуации газуй или тормози — машина ГИБДД не пропускала никак.

  12. Сергей Д.

    21.11.2018 18:23

    Здравствуйте Виктория.

    «Вывод в статье: Если требуется добавить «газу» … » — фраза вырвана из контекста.

    Ситуацию на видеоролике можно трактовать по-разному. Я, например, не увидел, что белый авто остановился для того, чтобы уступить дорогу патрульной машине. Стопы загорелись – водитель тормозил, но продолжал ехать, а указатель поворота для перестроения вправо он не включил.

    «Затем белая машина останавливается, чтобы пропустить» — тормозили оба, но по каким причинам – есть разброс вероятностей. Не факт, для того, чтобы пропустить. Но на выезде с перекрестка патрульный авто остановился правильно, чтобы уступить пешеходам, а белый авто оказался на встречной полосе.

    Также можно предположить, что «белого» просто подловили – не дали ему сманеврировать. Но, ведь, свой маневр нужно планировать заранее. И еще. Наказывают, обычно, не за то, что нарушил, мелких нарушений, в т.ч. вынужденных, множество. Наказывают за то, что попался.

  13. Андрей

    28.11.2018 17:09

    Добрый день. Избитая тема. Перекресток. До перекрестка две полосы. Обозначены разметкой правая — прямо и направо. Левая — только прямо. После перекрестка одна полоса. С левого ряда машины едут прямолинейно. Попадают в единственную полосу за перекрестком. Машины из правого ряда при прямолинейном движении упрутся в тротуар. Для продолжения движения им необходимо значительно сместится влево.

    Кто в данном случае имеет преимущество? Перед перекрестком на асфальт нанесена разметка движение по полосам.

  14. Сергей Д.

    28.11.2018 17:48

    Здравствуйте Андрей.

    Преимущество у едущего по левой полосе, поскольку он не меняет направление своего движения (не перестраивается). Тот авто, что едет по правой полосе «прямо», чтобы попасть в единственную после перекрестка полосу, вынужден сместиться левее (перестроиться). А перестраиваясь, должен уступить дорогу соседу слева, потому что тот едет, не меняя своего направления (пункт 8.4).

    В таких случаях обычно над полосой вешают знак 5.15.2 не «прямо и направо», а «левее и направо», т.е. прямая стрелка указывает наискосок влево. Тогда направление движения становится понятным, и приоритет вопросов уже не вызывает — смещаясь (перестраиваясь) на перекрестке, необходимо уступить.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.