Осторожно, скользкая дорога


Комментариев нет

Что такое скользкая дорога
Чем опасно движение по скользкой дороге
Начало движения на скользкой дороге
Движение по скользкой дороге
Въезд на скользкий участок дороги
Как тормозить на скользкой дороге
Как тормозить на поворотах на скользкой дороге

Что такое скользкая дорога

Первое, что приходит в голову, когда вы слышите выражение «скользкая дорога», это дело происходит зимой, вокруг лежит снег, а на дороге гололед.

Еще возникает ассоциация с поздней дождливой осенью с ночными заморозками, либо с дневной оттепелью ранней весной, когда сверху асфальта — вода, а под ней — лед.

В холодные времена в природе именно так и происходит, но, на самом деле, на скользком участке дороги можно оказаться в любое время года.

Дождь, туман, утренняя роса покрывают дорожную поверхность тонкой водяной пленкой, которая способна в определенных условиях, пусть, не надолго, превратить дорогу в «каток». Только это будет летний «каток», ничего общего с его зимним вариантом.

Это явление объясняется тем, что вода для резины (из чего изготовлены шины) является лучшим смазочным материалом.

Таким образом, атмосферные осадки в виде дождя, снега, тумана, росы делают дорогу скользкой и, соответственно, в какой-то степени опасной.

Степень опасности зависит от того, на сколько ваш автомобиль подготовлен к движению в этих условиях, а также от ваших умений управлять автомобилем на скользкой дороге.

Ниже приведены обстоятельства, при которых на дороге становится скользко. Соответственно, оказавшись в этих или похожих условиях, есть смысл быстро перестроить стиль вождения, и подготовиться к движению по скользкой дороге.

Дорожная пыль и грязь с дождевой водой образуют что-то вроде скользкой прослойки, которая снижает сцепление колес с дорожным покрытием. Особенно опасны первые капли дождя на асфальте.

В местах пересечения асфальтированной дороги с грунтовой очень часто остаются глина, песок, земля. Во время дождя эта дорожная «смесь» раскисает, и приобретает свойства смазывающей консистенции. На таких участках всегда есть шанс «подскользнуться».

Поздней осенью, когда температура воздуха держится около нуля, лужи на дороге еще не успевают замерзнуть — их постоянно «раскатывают» колесами проезжающие машины. Но за лужами, где остаются мокрые следы от шин, образуется наледь, порой, очень длинная.

Такие места также являются довольно опасными участками, особенно, если наледь образовалась на повороте дороги.

Ранней весной ситуация почти аналогичная. Днем на солнце снег и лед начинают таять — на дорогах появляются лужи. К ночи или к утру опять наступают заморозки, и вода на дороге снова превращается в лед.

Подобных примеров можно привести множество, но их объединяет одно — на таких участках дороги, хоть и непродолжительное время, но скользко.

Ну и конечно же зимой, когда устанавливается стабильная минусовая температура, и дороги покрываются снегом. Снег раскатывается колесами, тает, снова замерзает и т.д.

Возможно вам известно природное явление под названием «ледяной дождь». Это когда на границе нулевой температуры воздуха идет дождь, и все вокруг почти сразу замерзает и покрывается слоем льда — на дорогах образуется сплошной гололед.

Несмотря на то, что почти повсеместно зимнюю дорогу обильно посыпают реагентами, это не делает ее «сухой» и безопасной. По такой дороге, бесспорно, ехать намного легче, чем по голому льду, но, как говорят, внешность обманчива.

На обработанной дороге также скользко, как и на необработанной, только грязи в несколько раз больше. И вообще, от обработки реагентами «минусов» больше, чем «плюсов», но это уже другая тема.


Чем опасно движение по скользкой дороге

Слово «опасно» в данном контексте как бы не совсем уместно, ведь, транспорт ездит круглый год, и ничего, все нормально. Опасно становится тогда, когда вы к ситуации оказываетесь НЕ готовы, и она «выходит» из-под вашего контроля. Дальше станет понятно, почему это так.

Автомобиль контактирует с дорогой через колеса, шины обеспечивают сцепление колес с дорожным покрытием. Благодаря хорошему сцеплению колес с дорогой автомобиль движется и остается управляем. В таком случае говорят: колеса катятся.

Когда сцепление у колес с дорогой ослабевает или вовсе теряется, то либо возникает вероятность их срыва в скольжение, либо срыв в скольжение происходит. Другими словами, вы поворачиваете руль, а автомобиль продолжает ехать по инерции, не реагируя на повороты руля.

Про такое говорят: колеса заскользили, и перестали слушаться руля. В результате потери сцепления колес с дорогой автомобиль становится неуправляем.

Движение автомобиля по скользкой дороге без возможности управления может привести к любому финалу, даже если потеря сцепления кратковременная. Финал зависит от ситуации, и от вашей готовности действовать в данной ситуации.

Необходимые действия — это принять меры для того, чтобы восстановить сцепление колес с дорогой, соответственно, вернуть потерянную управляемость. Но чтобы ничего не пришлось восстанавливать, целесообразно не допускать срыва колес в скольжение.

Каким образом обеспечить себе безопасное движение по скользкой дороге — ответ ниже.

Автомобиль ведет себя совершенно одинаково и на сухом асфальте, и на любом скользком покрытии дороги. Одинаково в том смысле, что колеса имеют одно и то же хорошее сцепление (если установлены соответствующие шины по сезону).

Автомобиль разгоняется, тормозит, поворачивает, он одинаково устойчив и на летней, и на зимней дороге. Разница лишь в том, что на скользкой поверхности дороги колеса теряют сцепление при гораздо меньшей скорости, чем на сухой и не скользкой дороге.

Машину очень легко пустить в занос (скольжение задней оси) на абсолютно сухой дороге, но для этого придется как следует разогнаться.

На скользком покрытии контакт колес с дорогой потеряется при значительно меньшей скорости движения автомобиля, чем на сухой дороге. Т.е. решающий фактор в разных условиях — скорость.

Более подробно эта тема рассмотрена в статье Пришли холода – меняем стиль вождения.

Главная ваша задача на скользкой дороге – не допускать скольжения колес. Это относится и к началу движения (старту), и непосредственно к движению, и к замедлению (торможению) автомобиля.

Все, что изложено ниже по тексту, имеет прямое отношение к движению на зимней скользкой дороге, когда под колесами автомобиля утрамбованный снег или обледенелая поверхность дороги.

Рассмотрены ниже приемы вождения целесообразно использовать круглый год, независимо от состояния дороги. Тогда вам не придется перестраиваться с летней (расслабленной) езды на зимнюю (сосредоточенную).

Начало движения на скользкой дороге

Как трогаться с места на скользкой дороге?

До начала движения необходимо выровнять передние колеса автомобиля. На «прямых» передних колесах значительно легче тронуться с места, тем более, если колеса «стоят в снежной колее».

Первый оборот ведущих колес должен произойти без серьезной пробуксовки (легкая пробуксовка на льду допускается, это почти естественно). Серьезная пробуксовка на льду может «отбросить» автомобиль в сторону, а на рыхлом снегу поможет «закопать» ведущие колеса.

Трогание с месте «внатяг» достигается на минимальных устойчивых оборотах с обязательной задержкой педали сцепления в точке схватывания, для того, чтобы обеспечить плавный старт.

Если ведущие колеса пробуксовали, то это значит, что вы поторопились. Нужно будет выключить сцепление и повторить попытку заново.

В процессе начала движения (по скользкой дороге — особенно) необходимо учитывать механизм загрузки-разгрузки автомобиля по осям. Этот механизм описан в статье Вождение автомобиля зимой. Физика движения автомобиля.

Если коротко. На заднеприводном автомобиле при первом импульсе (включении сцепления) загружаются задние колеса (задок «приседает»), затем происходит их разгрузка из-за реакции подвески (задок «приподнимается»). Этот момент чаще всего способствует пробуксовке. Поэтому, чем плавне отпускаете сцепление, тем лучше.

На автомобиле с передним приводом первым включением сцепления разгружаются передние колеса (передок «приподнимается»), тем самым ослабляя контакт передних (ведущих) колес с дорогой. В этот момент, как раз, и происходит пробуксовка.

На автомобиле с передним приводом во время старта на скользкой поверхности есть смысл делать двойной выжим сцепления.

При первой попытке тронутся (отпуская сцепление) автомобиль чуть качнется вперед, затем еще раз быстро выжимаете педаль и снова отпускаете до момента схватывания — теперь на колеса поступит тяга именно в тот момент, когда автомобиль уже качнулся, и он тронется с места.

Слякоть на дороге

Движение по скользкой дороге

Во время движения по скользкой дороге, как только автомобиль наберет необходимую скорость, следует (по возможности), поддерживать ее постоянной. Для чего это нужно?

Если вы находитесь на относительно свободной дороге, то скорость незачем менять просто так. Чем меньше манипуляций за рулем вы делаете, тем стабильнее и безопаснее движение вашего автомобиля.

Срыв колес в скольжение происходит, в основном, во время разгона или торможения. А если в это время еще резко качнуть руль, то уход автомобиля с линии движения будет обеспечен.

Поэтому лучше всего ехать с постоянной скоростью и не допускать резких движений рулем. Это правило относится к движению как по скользкой дороге, так и по обычной сухой.

Другое дело, если изменение скорости или направления движения требуют ПДД или дорожная обстановка. В таком случае нужно действовать очень внимательно и осторожно. Есть смысл заранее плавно снизить скорость, приготовиться к маневру и выполнить поворот на ровном «газу».


Въезд на скользкий участок дороги

Если, например, на пути движения внезапно сухой участок дороги сменился ледяной коркой (в начале текста оговорен подобный случай при выезде из лужи), следует продолжать движение с той же скоростью, как ни в чем не бывало.

Торможение и руление в данном случае могут привести к скольжению колес.

Если же скользкий участок располагается на повороте дороги (на ее изгибе, на перекрестке), и вам необходимо будет повернуть, то к повороту следует подготовиться заблаговременно.

Целесообразно плавно, замедлить автомобиль, по необходимости перестроиться, и переключиться на нижнюю передачу, если этого требует дорожная обстановка.

Как целесообразно работать «рычагами» на изгибе дороги или как правильно осуществить поворот — в статье Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота.

Как тормозить на скользкой дороге

Основное правило торможения на скользкой дороге — это не допустить блокировки колес и тем самым сохранить управляемость автомобиля.

Во время движения «прямо» наиболее рациональный способ торможения — это импульсное торможение на включенной передаче.

Если этого недостаточно, можно переключиться на низшую передачу, и помочь торможению работой двигателя. Процесс торможения двигателем описан в статье Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка.

Переключить передачу необходимо так, чтобы этот процесс не вызвал рывок автомобиля (требование для МКПП).

В реальных дорожных условиях не бывает идеально однородного покрытия, одинакового срабатывания всех колес, одинаковых по качеству шин. Следовательно, на автомобилях без АБС почти всегда процесс торможения сопровождается рысканьем передних колес и скольжением задних.

При высокой интенсивности торможения (экстренном торможении) этот процесс может перейти в снос, занос и вращение автомобиля.

Поэтому начинать тормозить нужно коротким импульсом, а затем  постепенно увеличивать тормозное усилие. В момент растормаживания колес (когда педаль тормоза не нажата) необходимо рулем стабилизировать направление движения (на авто без АБС).

При экстренном торможении на скользкой дороге на автомобиле с АБС увеличивается тормозной путь, но колеса при этом не блокируются. Это позволит рулить, и хоть как-то объехать препятствие.

Занос на скользкой дороге

Как тормозить на поворотах на скользкой дороге

Как правильно тормозить на повороте дороги, если на ней скользко? Любой способ можно считать правильным, если достигнута цель, и при этом никто не пострадал.

На дуге поворота на автомобиль действует центробежная сила, которая стремится за пределы дуги, по которой движется автомобиль. Подробности — в статье Как автомобиль поворачивает.

Если в момент торможения на повороте произойдет блокировка колес, то эта центробежная сила направит скользящий автомобиль по прямой (за пределы дороги или на соседнюю полосу).

Поэтому, на скользкой дороге скорость автомобиля нужно гасить ДО начала поворота, а скользкий поворот целесообразно проехать с постоянной скоростью, не меняя положения «газа». Непосредственно на дуге поворота нужно постараться избегать торможения.

В повороте целесообразно только подтормаживать легким и постоянным нажатием на педаль тормоза. Но лучше вообще не тормозить.

Вот такие неприятности таит при себе скользкая дорога. Это, пожалуй, необходимый минимум, который нужно знать для того, чтобы безопасно двигаться по любым дорогам — заснеженным, мокрым после дождя или в гололед.  Любую ситуацию лучше всего предупредить, чем потом исправлять ее последствия.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Эксплуатация

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.