Проезд перекрестка налево
Здравствуйте, уважаемый читатель.
Этой статьей начинаем серию Проезд перекрестка налево, и она посвящена, в основном, «бытовым» правилам проезда перекрестка налево.
Почему правила называют «бытовыми», а потому что их нет в ПДД, но они применимы практически в любых ситуациях, в которых есть поворот налево. Далее станет более понятно.
Требования к повороту налево установлены пунктами 8.8 ПДД (вне перекрестка), 13.4 ПДД и 13.12 ПДД (на перекрестке со светофором и перекрестке без светофора).
Перед поворотом налево на перекрестке пункты 13.4 и 13.12 ПДД требуют уступить дорогу встречным транспортным средствам, которые движутся навстречу в направлении прямо или направо.
Пункт 13.14 регламентирует проезд перекрестка со светофором, пункт 13.12 — проезд перекрестка без светофора или когда он выключен либо мигает его желтый сигнал (перекресток считается нерегулируемым).
Но поскольку автомобилем управляет человек, а человек действует по обстоятельствам, то в процессе приближения встречного автомобиля к перекрестку не всегда удается понять намерения его водителя.
Вследствие этой неопределенности возникает напряженная, а иногда и нервозная обстановка.
О том, как действовать в такой обстановке, когда вам совсем или частично не понятны намерения встречного водителя, общий ответ есть в статье Проезд перекрестка налево.
Ниже по тексту приведены несколько более конкретных рекомендаций, которые целесообразно использовать при повороте налево в соответствующих обстоятельствах на перекрестке.
Их можно назвать «бытовые» правила проезда перекрестка налево.
Далее, в статье:
1. Поворот налево на перекрестке со светофором
2. Поворот налево на нерегулируемом перекрестке
Для тех читателей, кто не согласен со словом «правило», или кому оно режет слух, можно заменить его другим словом или сочетанием, близким по смыслу, например, полезный совет, практическая рекомендация и пр.
Поворот налево на перекрестке со светофором
Правило 1. Выехав на перекресток, проезжайте ближе к его условной середине. В таком случае, вслед за вами смогут выехать для поворота еще два-три автомобиля. Руль влево не поворачивайте.
Передние колеса автомобиля целесообразно держать в положении «прямо». Это нужно для того, чтобы, если вдруг кто-то по разным причинам врежется в ваш автомобиль сзади, его не выкатило на встречную полосу.
Исключение для положения передних колес может быть во время встречно-обоюдного поворота налево, когда встречный автомобиль вместе с вами поворачивает налево, но в свою сторону.
В таком случае есть смысл расположить свой автомобиль под небольшим углом, как на рисунке ниже. Это нужно, чтобы обеспечить себе видимости встречной дороги на подъезде к перекрестку.
Правило 2. На повороте всегда контролируйте ситуацию сзади вашего автомобиля и слева-сзади от него. Это на тот случай, когда среди тех, кто движется сзади вас, есть желающие срезать угол поворота налево.
В таких обстоятельствах есть риск столкновения на выходе с перекрестка с тем, кто будет «резать» угол поворота.
Схемы опасных моментов есть в статьях Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации и Поворот налево на перекрестке. Часть1 и Часть2.
Правило 3. Когда вы подъехали к перекрестку, и въезжаете для поворота налево вторым по счету, то двигайтесь вслед за первым, и не стремитесь объехать его слева.
Может оказаться так, что тот, который впереди вас, на самом деле не поворачивает, а разворачивается.
В случае, когда радиус поворота автомобиля большой, бывает, что ему для разворота необходимо сделать так называемый «заход» вглубь перекрестка, и если вы подрежете его с левой стороны, то рискуете с ним столкнуться на дуге его разворота.
Такая ситуация столкновения на дуге разворота описана в статье Выполнение разворота. Часть2.
Правило 4. Если вы подъехали к перекрестку для поворота налево третьим или четвертым, а «передние» транспортные средства уже выехали за стоп-линию, то в таком случае есть смысл тормознуть у стоп-линии, и немного подождать. Для чего это нужно?
Высока вероятность, что вы не успеете даже заехать на перекресток, а тем более, выполнить свой поворот за время разрешающего сигнала.
Но если вы проедете за стоп-линию, и после смены сигналов светофора будете вынуждены остановиться, потому что машины поедут с других направлений, то, как вариант, можете получить штраф за проезд стоп-линии (не факт, но возможно).
Стоп-линия обозначается знаком 6.16 или дорожной разметкой 1.12.
Данный штраф, конечно, будет спорным, поскольку вы пересекли линию на разрешающий сигнал, но потом придется ходить по инстанциям и разбираться.
Количество машин, которые могут поместиться на перекрестке для поворота налево еще зависит от размеров самого перекрестка, а также продолжительности разрешающего сигнала, поэтому данная рекомендация не строгая, ее нужно «примерить» непосредственно к месту.
Правило 5. В случаях, когда поворот налево на регулируемом перекрестке разрешается одновременно с двух полос, то обычно транспортные средства поворачивают параллельно.
ПДД разрешают повернуть налево в любую полосу той дороги, на которую совершается поворот (разумеется, кроме встречной).
Если вы подъехали к перекрестку по крайней левой полосе, то во избежание столкновения с попутчиком целесообразно повернуть по короткой дуге, в ближнюю (левую) полосу пересекаемой дороги.
Если же вы подъехали к перекрестку для поворота по соседней с крайней левой полосе, тогда целесообразно повернуть по длинной дуге поворота, в дальнюю полосу пересекаемой дороги.
Схемы поворотов и описание процесса безопасного параллельного поворота налево есть в статьях Поворот налево с двух полос и Как повернуть налево, если поворот разрешен с двух полос.
Правило 6. Когда вы совершаете поворот налево на желтый сигнал светофора, то перед тем, как повернуть, необходимо убедиться, что машины со встречного направления остановились или готовы остановится.
Другими словами, целесообразно на это обратить внимание, потому что есть немало желающих успеть проехать на желтый сигнал.
Обычно, они подъезжают к перекрестку на немалой скорости, а в момент, когда мигает зеленый или уже включился желтый сигнал, вместо того, чтобы остановиться, добавляют «газу».
Водитель, ждущий возможности повернуть налево этого не ожидает, и их машины «встречаются», т.е. происходит ДТП.
Одно из таких событий рассмотрено в статье Поворот налево на желтый сигнал. Другие примеры можно посмотреть статьях из серии Дорожные ситуации. Проезд на желтый сигнал.
Правило 7. Если светофор оборудован дополнительной секцией для поворота налево, то движение в направлении «стрелки» разрешается только тогда, когда она включена («горит» зеленым цветом).
В случае, когда зеленая «стрелка» включена вместе с красным или желтым сигналом светофора, пункт 13.5 ПДД обязывает уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
С других направлений — это с любых других, в зависимости от того, как организован проезд на перекрестке.
Этой теме посвящена серия статей Проезд на стрелку светофора.
Перечисленные выше пункты (за исключением последнего) это неофициальные правила поворота налево на регулируемом перекрестке (правила проезда перекрестка налево на светофоре).
Далее по тексту — правила поворота налево на нерегулируемом перекрестке в контексте безопасности, чтобы не попасть в ДТП в процессе поворота.
Поворот налево на нерегулируемом перекрестке
Известно, что светофор на перекрестке может в любое время отключиться, и в таком случае перекресток становится нерегулируемым.
Подавляющее большинство перекрестков считаются неравнозначными, т.е. одна из дорог является главной по отношению к пересекаемой (второстепенной) дороге.
Правила проезда перекрестка налево с главной дороги на второстепенную дорогу определены пунктом 13.12 ПДД.
При повороте налево или развороте вы обязаны уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся по равнозначной дороге навстречу вам в направления прямо или направо.
Техника безопасности при повороте налево на нерегулируемом перекрестке такая же, как и на перекрестке со светофором. Т.е. все, что в плане безопасности изложено выше по тексту, справедливо и для нерегулируемых перекрестков.
Правила проезда перекрестка налево обязывают уступить дорогу встречным ТС, но в ПДД ничего не говорится в отношении приоритета едущих сзади транспортных средств.
В соответствии с разделом 11 ПДД, по главной дороге нерегулируемого перекрестка разрешается обгон. Т.е. во время поворота налево существует вероятность столкнуться с обгоняющим вас ТС.
В случае ДТП придется долго разбираться, у кого было преимущество для маневра, и кто, в итоге, останется виновным в ДТП. Но лучше избежать этой неприятной ситуации.
Поэтому, перед поворотом налево, кроме обязанности «уступить встречным ТС», еще не помешает убедиться в том, что вас никто не обгоняет в момент вашего поворота, даже в том случае, если обгон в этом месте запрещен ПДД.
Обгон на нерегулируемом перекрестке разрешается только по главной дороге, при условии, что отсутствуют другие ограничения на обгон (сплошная линия разметки, наличие пешеходного перехода).
Но жизнь показывает, что запретом можно легко по разным причинам пренебречь. Несколько дорожных ситуаций с ДТП рассмотрены в серии статей Дорожные ситуации. Обгон и левый поворот.
Поворот налево НА главную дорогу (с второстепенной дороги) и техника безопасности поворота подробно рассмотрены в статье Поворот налево на главную дорогу и ДТП.
На этом, обсуждение поворота налево в рамках этой статьи можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «правила проезда перекрестка налево», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево;
Если светофор на перекрестке не работает;
Поворот налево и обгон на перекрестке;
Поворот налево на перекрестке. Часть1;
Поворот налево на перекрестке. Часть2;
Поворот налево с двух полос;
Обгон поворачивающего.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий