Поворотник, перестроение и обгон


Комментариев нет

Здравствуйте, уважаемый читатель.

В этой статье обсудим маневр перестроение с дальнейшим опережением попутчика в ситуациях обычного опережения, и в случае, когда происходит обгон.

Выясним, разрешают ли ПДД опережение с перестроением на смежную полосу, чем могут быть опасны эти маневры с точки зрения аварии, и кто обязан уступать дорогу в таких ситуациях.

Поехали. Начнем с теории.

Маневры «опережение с перестроением» и «перестроение с дальнейшим опережением» комплексные, они состоят из двух разных действий (опережение и перестроение), но совершаемые в разной последовательности.

По этой причине, непосредственно на дороге, действие «опережение с перестроением» и действие «перестроение с дальнейшим опережением» это не совсем одно и то же.

В соответствии с определением (пункт 1.2 ПДД), опережение — это движение со скоростью, которая больше скорости попутного транспортного средства.

Опережение попутчика возможно только по соседним полосам того же самого направления, то есть, параллельно движению попутчика (рядом с ним).

Перестроение (в соответствии с определением) — это выезд из занимаемой полосы с сохранением первоначального направления движения, т.е. это «переезд» из одной полосы в другую (или из одного ряда в другой).

Если вы едете за своим попутчиком в одной с ним полосе (или в одном ряду), и хотите его опередить, то сначала вам нужно перестроиться на соседнюю полосу (в смежный ряд).

В комплексе, такой маневр выглядит как «перестроение с дальнейшим опережением своего попутчика» по соседней полосе.

Соседняя полоса, по которой происходит опережение, может быть попутной, и еще она может быть встречной. Опережение своего попутчика по встречной полосе носит название «обгон».

Обгон — это еще более сложный маневр, потому что объединяет в себе оба обсуждаемых нами действия:

1) «перестроение с дальнейшим опережением»: перестроение на встречную полосу и последующее опережение попутного транспортного средства по встречной полосе;
2) «опережение с перестроением»: опережение своего попутчика по встречной полосе, и последующее перестроение на свою полосу после завершения обгона.

 

О том, как правильно, с точки зрения аварийной безопасности, выполнять этот сложный маневр, см. статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.

Таким образом, если вы не нарушаете требования дорожной разметки (не пересекаете сплошную линию), то перестроение с одновременным опережением попутчика никаким образом не противоречит Правилам.

И если пути попутчиков взаимно не пересекаются, то между ними никаких «отношений» не возникает.

Но дело в том, что попутчики едут с разными намерениями, и у каждого из них может возникнуть желание перестроиться, в том числе для последующего опережения своих «соседей» по дорожному потоку.

Возникает такой феномен, как одновременное перестроение. В этих обстоятельствах пути попутчиков могут пересекаться, и их направления могут быть разнонаправленными (т.е. их траектории не пересекаются).

Перестроение с опережением (или опережение с перестроением), а также варианты безопасного разъезда в этих ситуациях подробно рассмотрены в одноименной статье Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы.

Теперь, собственно, о том, как не попасть в ДТП на этих маневрах. Как не столкнуться во время перестроения с последующим опережением своих «соседей» на проезжей части?

Если вы едете сзади, то вам хорошо видно ситуацию на дороге впереди себя — она вся у вас перед глазами. И вам легче контролировать обстановку впереди, чем «переднему» водителю — обстановку сзади своего автомобиля.

По этой причине вам есть смысл наблюдать за действиями водителя «переднего» автомобиля. Смысл наблюдать есть всегда, но именно в этих условиях вам легче контролировать ситуацию.

Важно наблюдать не только за световыми сигналами едущего впереди автомобиля («поворотники» иногда забывают включать), но и за его перемещением на проезжей части.

Отсюда следует, что если вы увидели у «переднего» автомобиля включенный левый «поворотник», то нужно быстро принимать решение, что делать: либо самому не медля произвести опережение, либо задержаться, и дать ему возможность первым выехать из своей полосы (дать ему перестроиться).

Включение указателя поворота не дает преимущества, и не освобождает вас от принятия мер предосторожности (пункт 8.2 ПДД).

Все, что изложено выше, это то, что касается маневренной безопасности во время перестроения с дальнейшим опережением своего попутчика.

 

Еще есть смысл рассмотреть роль указателей поворота в ситуациях во время начала обгона.

Обгон, как уже изложено выше по тексту, это то же самое опережение, только связанное с выездом на встречную полосу. Опережение попутчика во время обгона происходит по встречной полосе.

В пункте 11.2 ПДД (второй абзац) есть строки: «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево».

Сигнал поворота налево – это есть включение левого указателя поворота.

Т.к. обгон всегда связан с выездом на встречную полосу, то включение указателя левого поворота (сигнал поворота налево) может быть расценен либо как подготовка к повороту налево (съезду с дороги налево), либо как подготовка к обгону.

Именно в этой конкретной ситуации (подготовка к обгону, включение поворотника у «переднего» автомобиля) Правила запрещают водителю «заднего» автомобиля начинать обгон, но только с одной оговоркой: если он еще к нему не приступил (пункт 11.2, третий абзац).

Если «задний» автомобиль уже приступил к обгону (т.е. выехал на встречную полосу для обгона), то включение левого «поворотника» не дает «переднему» автомобилю юридического преимущества.

Теперь вы понимаете, откуда берется спор в приоритете по вопросу, кто из водителей первым включил указатель поворота или кто из них первым начал свой маневр.

Когда происходит столкновение (ДТП) в подобных ситуациях, то автомобилисты долго не могут прийти к соглашению, кто первый из них приступил к своему маневру (например, один обгоняет, второй поворачивает).

Каждый из них настаивает на том, что именно он свой маневр начал первым. Смог доказать — молодец, не смог — значит, не молодец.

В итоге, невиновному водителю страховая компания выплатит ущерб, а виновный в ДТП будет ремонтировать свой автомобиль самостоятельно. Такова политика страховых компаний.

Безопасность на дороге лишь отчасти связана с преимущественным правом на движение, и только лишь в том случае, когда дорожная ситуация обоим водителям понятна, т.е. у них между собой нет разногласий.

Нужно понять и запомнить правило. Не разделяя определений «обгон» и «опережение», а также связанных с ними маневров перестроения, следует уяснить: включение «поворотника» НЕ дает преимущества ни в каком случае.

Прежде чем приступить к выезду из своей полосы, сначала необходимо убедиться, что дорога в том направлении, куда выполняется перестроение (слева-сзади или справа-сзади), свободна, и процесс перестроения пройдет безопасно.

 

Что делать, если полоса, на которую вы намереваетесь перестроиться, занята другим транспортным средством?

Есть два варианта: перестроиться с опережением (более опасный вариант, к тому же, он не всегда возможен) или перестроиться с замедлением своего автомобиля (предпочтительный вариант).

Алгоритм безопасного перестроения приведен в статье Перестроение в потоке. На этом, все.

Серия статей Перестроение на проезжей части

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «опережение с перестроением или перестроение с дальнейшим опережением попутчика», а также ответов на вопросы, как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Опережение другого автомобиля в момент его перестроения;
Что делать, если подрезали на дороге.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.