Серия статей Перестроение
- Перестроение в потоке
- Перестроение (смена полосы) на перекрестке
- Одиночное перестроение. Теория и практика
- Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы
- Одновременное перестроение. Теория и практика
- Поворотник, перестроение и обгон
- Одновременное перестроение на многополосной дороге
- Взаимное перестроение в одну полосу
- Взаимное перестроение в одну полосу — 2
- Перестроение на перекрестке. Приоритет
Вопрос читателя: Два автомобиля едут в одном ряду: я еду впереди, он — сзади.
Проезжая часть по два ряда в каждую сторону. Догоняем колонну машин, которая занимает правый ряд, нам нужно ее объехать.
Я первым включаю указатель левого поворота, и хочу перестроиться в левый ряд, но вижу в зеркале, что он тоже перестраивается туда же, и идет на опережение.
Если бы это был обгон, то ПДД запрещают начинать обгон, если едущее впереди ТС подало сигнал поворота налево (пункт 11.2 ПДД).
А как быть в случае с опережением, есть ли тут нарушение?
Ответ. Ситуация, описанная в вопросе, это перестроение с опережением другого транспортного средства.
Автомобиль, движущийся сзади, начал перестроение в соседний ряд для того, чтобы опередить другой автомобиль, который движется впереди по той же полосе, откуда он сам выехал.
В соответствии с определением (пункт 1.2 ПДД), опережение — это движение со скоростью, которая больше скорости попутного транспортного средства.
В отличие от обгона, опережение не связано с выездом на сторону проезжей части, предназначенную для встречного движения.
Т.е. опережающий автомобиль просто движется в смежной полосе быстрее попутчика, не выезжая, при этом, на встречную полосу.
Включение указателя поворота не дает преимущества, и не освобождает водителя от принятия мер предосторожности (пункт 8.2 ПДД).
К тому же, если водитель, движущийся сзади, успеет первым перестроиться на соседнюю полосу, то у него для опережения будет юридическое преимущество перед «передним» автомобилем (пункт 8.4 ПДД).
Обычно, водители совмещают эти два маневра. В итоге получается перестроение с опережением. Технология этого совмещения точно такая же, как при обгоне, только без выезда на встречную полосу.
См. статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.
Таким образом, перестроение с одновременным опережением попутчика никаким образом не противоречит Правилам. И если пути попутчиков не пересекаются, то между ними никаких «отношений» не возникает.
Перестроение с опережением, а также варианты безопасного разъезда в этих ситуациях подробно рассмотрены в одноименной статье Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы.
Едущему сзади водителю хорошо видно ситуацию на дороге впереди себя — она вся у него перед глазами. Поэтому ему легче контролировать обстановку впереди, чем «переднему» водителю обстановку сзади своего автомобиля.
Ничто не запрещает ему произвести опережение. Вопрос лишь в том, которое из этих двух транспортных средств (он сам или едущее впереди) первым перестроится на соседний ряд.
И поскольку «заднему» водителю удобнее контролировать ситуацию впереди себя, то ему есть смысл наблюдать за действиями водителя «переднего» автомобиля.
В этой ситуации важно наблюдать не только за световыми сигналами едущего впереди автомобиля («поворотники» иногда забывают включать), но и за его перемещением на проезжей части.
Отсюда следует, если увидел у «переднего» автомобиля включенный левый «поворотник», то нужно быстро принимать решение, что делать: либо самому не медля произвести опережение, либо задержаться, и дать ему возможность первым выехать из своей полосы (дать ему перестроиться).
Все, что изложено выше, это то, что касается маневренной безопасности во время опережения попутчика.
Поскольку в вопросе еще упомянут термин «обгон», то следует рассмотреть роль указателей поворота в ситуациях во время начала обгона.
Обгон, по большому счету, это то же самое опережение, только связанное с выездом на встречную полосу. Опережение попутчика во время обгона происходит по встречной полосе.
В пункте 11.2 ПДД (второй абзац) есть строки: «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево».
Сигнал поворота налево – это есть включение левого указателя поворота.
Т.к. обгон всегда связан с выездом на встречную полосу, то включение указателя левого поворота (сигнал поворота налево) может быть расценен либо как подготовка к повороту налево (съезду с дороги налево), либо как подготовка к обгону.
Именно в этой конкретной ситуации (подготовка к обгону, включение поворотника у «переднего» автомобиля) Правила запрещают водителю «заднего» автомобиля начинать обгон, но только с одной оговоркой: если он еще к нему не приступил (пункт 11.2, третий абзац).
Если «задний» автомобиль уже приступил к обгону (т.е. выехал на встречную полосу для обгона), то включение левого «поворотника» не дает «переднему» автомобилю юридического преимущества.
Теперь вы понимаете, откуда берется спор в приоритете по вопросу кто из водителей первым включил указатель поворота или кто из них первым начал свой маневр.
Когда происходит столкновение (ДТП) в подобных ситуациях, то автомобилисты долго не могут прийти к соглашению, кто первый из них приступил к своему маневру (например, один обгоняет, второй поворачивает).
Каждый из них настаивает на том, что именно он свой маневр начал первым. Смог доказать — молодец, не смог — значит, не молодец.
В итоге, невиновному страховая компания выплатит ущерб, а виновный в ДТП будет ремонтировать свой автомобиль самостоятельно. Такова политика страховых компаний.
Безопасность на дороге лишь отчасти связана с преимущественным правом на движение, и только в том случае, когда дорожная ситуация обоим водителям понятна, т.е. у них между собой нет разногласий.
Нужно понять и запомнить правило. Не разделяя определений «обгон» и «опережение», а также связанных с ними маневров перестроения, следует уяснить: включение «поворотника» НЕ дает преимущества ни в каком случае.
Прежде чем приступить к выезду из своей полосы, сначала необходимо убедиться, что дорога в том направлении, куда выполняется перестроение (слева-сзади или справа-сзади), свободна, и процесс перестроения пройдет безопасно.
Что делать, если полоса, на которую вы намереваетесь перестроиться, занята другим транспортным средством?
Есть два варианта: перестроиться с опережением (более опасный вариант, к тому же, он не всегда возможен) или перестроиться с замедлением своего автомобиля (предпочтительный вариант).
Алгоритм безопасного перестроения приведен в статье Перестроение в потоке.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «перестроение с опережением» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Опережение другого автомобиля в момент его перестроения;
Одновременное перестроение на многополосной дороге;
Одновременное перестроение. Теория и практика;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Перестроение на перекрестке. Приоритет;
Что делать, если подрезали на дороге.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий