Здравствуйте, уважаемый читатель.
В этой статье обсудим маневр перестроение с дальнейшим опережением попутчика в ситуациях обычного опережения, и в случае, когда происходит обгон.
Выясним, разрешают ли ПДД опережение с перестроением на смежную полосу, чем могут быть опасны эти маневры с точки зрения аварии, и кто обязан уступать дорогу в таких ситуациях.
Поехали. Начнем с теории.
Маневры «опережение с перестроением» и «перестроение с дальнейшим опережением» комплексные, они состоят из двух разных действий (опережение и перестроение), но совершаемые в разной последовательности.
По этой причине, непосредственно на дороге, действие «опережение с перестроением» и действие «перестроение с дальнейшим опережением» это не совсем одно и то же.
В соответствии с определением (пункт 1.2 ПДД), опережение — это движение со скоростью, которая больше скорости попутного транспортного средства.
Опережение попутчика возможно только по соседним полосам того же самого направления, то есть, параллельно движению попутчика (рядом с ним).
Перестроение (в соответствии с определением) — это выезд из занимаемой полосы с сохранением первоначального направления движения, т.е. это «переезд» из одной полосы в другую (или из одного ряда в другой).
Если вы едете за своим попутчиком в одной с ним полосе (или в одном ряду), и хотите его опередить, то сначала вам нужно перестроиться на соседнюю полосу (в смежный ряд).
В комплексе, такой маневр выглядит как «перестроение с дальнейшим опережением своего попутчика» по соседней полосе.
Соседняя полоса, по которой происходит опережение, может быть попутной, и еще она может быть встречной. Опережение своего попутчика по встречной полосе носит название «обгон».
Обгон — это еще более сложный маневр, потому что объединяет в себе оба обсуждаемых нами действия:
1) «перестроение с дальнейшим опережением»: перестроение на встречную полосу и последующее опережение попутного транспортного средства по встречной полосе;
2) «опережение с перестроением»: опережение своего попутчика по встречной полосе, и последующее перестроение на свою полосу после завершения обгона.
О том, как правильно, с точки зрения аварийной безопасности, выполнять этот сложный маневр, см. статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.
Таким образом, если вы не нарушаете требования дорожной разметки (не пересекаете сплошную линию), то перестроение с одновременным опережением попутчика никаким образом не противоречит Правилам.
И если пути попутчиков взаимно не пересекаются, то между ними никаких «отношений» не возникает.
Но дело в том, что попутчики едут с разными намерениями, и у каждого из них может возникнуть желание перестроиться, в том числе для последующего опережения своих «соседей» по дорожному потоку.
Возникает такой феномен, как одновременное перестроение. В этих обстоятельствах пути попутчиков могут пересекаться, и их направления могут быть разнонаправленными (т.е. их траектории не пересекаются).
Перестроение с опережением (или опережение с перестроением), а также варианты безопасного разъезда в этих ситуациях подробно рассмотрены в одноименной статье Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы.
Теперь, собственно, о том, как не попасть в ДТП на этих маневрах. Как не столкнуться во время перестроения с последующим опережением своих «соседей» на проезжей части?
Если вы едете сзади, то вам хорошо видно ситуацию на дороге впереди себя — она вся у вас перед глазами. И вам легче контролировать обстановку впереди, чем «переднему» водителю — обстановку сзади своего автомобиля.
По этой причине вам есть смысл наблюдать за действиями водителя «переднего» автомобиля. Смысл наблюдать есть всегда, но именно в этих условиях вам легче контролировать ситуацию.
Важно наблюдать не только за световыми сигналами едущего впереди автомобиля («поворотники» иногда забывают включать), но и за его перемещением на проезжей части.
Отсюда следует, что если вы увидели у «переднего» автомобиля включенный левый «поворотник», то нужно быстро принимать решение, что делать: либо самому не медля произвести опережение, либо задержаться, и дать ему возможность первым выехать из своей полосы (дать ему перестроиться).
Включение указателя поворота не дает преимущества, и не освобождает вас от принятия мер предосторожности (пункт 8.2 ПДД).
Все, что изложено выше, это то, что касается маневренной безопасности во время перестроения с дальнейшим опережением своего попутчика.
Еще есть смысл рассмотреть роль указателей поворота в ситуациях во время начала обгона.
Обгон, как уже изложено выше по тексту, это то же самое опережение, только связанное с выездом на встречную полосу. Опережение попутчика во время обгона происходит по встречной полосе.
В пункте 11.2 ПДД (второй абзац) есть строки: «Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево».
Сигнал поворота налево – это есть включение левого указателя поворота.
Т.к. обгон всегда связан с выездом на встречную полосу, то включение указателя левого поворота (сигнал поворота налево) может быть расценен либо как подготовка к повороту налево (съезду с дороги налево), либо как подготовка к обгону.
Именно в этой конкретной ситуации (подготовка к обгону, включение поворотника у «переднего» автомобиля) Правила запрещают водителю «заднего» автомобиля начинать обгон, но только с одной оговоркой: если он еще к нему не приступил (пункт 11.2, третий абзац).
Если «задний» автомобиль уже приступил к обгону (т.е. выехал на встречную полосу для обгона), то включение левого «поворотника» не дает «переднему» автомобилю юридического преимущества.
Теперь вы понимаете, откуда берется спор в приоритете по вопросу, кто из водителей первым включил указатель поворота или кто из них первым начал свой маневр.
Когда происходит столкновение (ДТП) в подобных ситуациях, то автомобилисты долго не могут прийти к соглашению, кто первый из них приступил к своему маневру (например, один обгоняет, второй поворачивает).
Каждый из них настаивает на том, что именно он свой маневр начал первым. Смог доказать — молодец, не смог — значит, не молодец.
В итоге, невиновному водителю страховая компания выплатит ущерб, а виновный в ДТП будет ремонтировать свой автомобиль самостоятельно. Такова политика страховых компаний.
Безопасность на дороге лишь отчасти связана с преимущественным правом на движение, и только лишь в том случае, когда дорожная ситуация обоим водителям понятна, т.е. у них между собой нет разногласий.
Нужно понять и запомнить правило. Не разделяя определений «обгон» и «опережение», а также связанных с ними маневров перестроения, следует уяснить: включение «поворотника» НЕ дает преимущества ни в каком случае.
Прежде чем приступить к выезду из своей полосы, сначала необходимо убедиться, что дорога в том направлении, куда выполняется перестроение (слева-сзади или справа-сзади), свободна, и процесс перестроения пройдет безопасно.
Что делать, если полоса, на которую вы намереваетесь перестроиться, занята другим транспортным средством?
Есть два варианта: перестроиться с опережением (более опасный вариант, к тому же, он не всегда возможен) или перестроиться с замедлением своего автомобиля (предпочтительный вариант).
Алгоритм безопасного перестроения приведен в статье Перестроение в потоке. На этом, все.
Серия статей Перестроение на проезжей части
- Перестроение в потоке
- Перестроение (смена полосы) на перекрестке
- Одиночное перестроение. Теория и практика
- Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы
- Одновременное перестроение. Теория и практика
- Поворотник, перестроение и обгон
- Одновременное перестроение на многополосной дороге
- Взаимное перестроение в одну полосу
- Взаимное перестроение в одну полосу — 2
- Перестроение на перекрестке. Приоритет
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «опережение с перестроением или перестроение с дальнейшим опережением попутчика», а также ответов на вопросы, как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Опережение другого автомобиля в момент его перестроения;
Что делать, если подрезали на дороге.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий