Дорожные ситуации. Движение в потоке машин
Здравствуйте, уважаемый читатель.
На обозрении дорожная ситуация во время дождя: проезд по луже в дорожном потоке, ну и что из всего этого получилось.
Как известно, погоду не выбирают, и на дороге можно оказаться под осадками в любое время.
Дождь зимой уже давно не редкость, да и снег летом в некоторых регионах можно увидеть все чаще.
Но речь пойдет не об этих чудесах природы.
Выпадение осадков сопровождается ухудшением видимости, на дороге становится мокро и скользко.
Для сохранения обзора дороги вам приходится прибегать к разным режимам работы стеклоочистителей, которые не всегда могут обеспечить должную видимость между взмахами дворников.
На сколько движение в дождь может показаться опасным или не опасным, зависит от разных факторов, включая ваше мастерство.
Прежде всего, на вашу безопасность и комфорт влияет скорость, с которой вы ведете свой автомобиль в этих конкретных дорожных условиях, и в данный момент времени.
Скорость автомобиля, позволяющая комфортно и безопасно передвигаться в соответствии с требованиями ПДД, носит название безопасная скорость (подробнее — в статье Что такое безопасная скорость).
А поскольку вы принимаете решение исходя из того, что вы видите на дороге, то основными проблемами во время движения в «мокрых» погодных условиях, становятся недостаточная видимость и лужи.
Проезд по луже это почти всегда лотерея: либо вы проедете без последствий, либо вас ждет какой-нибудь неприятный «сюрприз».
На видеоролике (ниже по тексту) действие происходит на загородной дороге во время дождя. Участников дорожной ситуации двое, но между собой им удалось избежать столкновения.
Посмотрите короткий видеоролик. Движение в дождь. Проезд по луже с последующей потерей управления автомобилем.
То, что произошло с «передним» автомобилем, называется потеря управления на мокрой (скользкой) дороге, что явилось следствием проезда по луже на высокой скорости.
Той случайности, что автомобиль не оказался за пределами дороги, водитель обязан боковому ограждению, которое, собственно, и задержало автомобиль. Иначе, последствия ДТП могли быть уже другими.
Ну а «регистратору», в свою очередь, чудом удалось избежать столкновения с «передней» машиной.
В какой-то мере этому могла посодействовать электроника автомобиля, например, система курсовой устойчивости, а где-то и мастерство водителя.
Какие ошибочные действия едущего впереди водителя привели к потере управления автомобилем?
Первое, на что можно обратить внимание, это высокая скорость обеих машин в данных погодных условиях.
Видеорегистратор оснащен Gps-приемником, и во время движения он показывает значение скорости 100 км/час. С учетом ненаказуемой «погрешности» в 20 км/ч будем считать, что скорость была в рамках пункта 10.3 ПДД.
Т.е. обе машины ехали вне населенного пункта со скоростью в пределах допустимого ненаказуемого значения с точки зрения КоАП РФ.
Но в данных погодных условиях скорость была небезопасной, по крайней мере, на момент проезда по луже. Далее сработал эффект аквапланирования и, в итоге, водитель не справился с управлением.
Что такое аквапланирование, и какие процессы касательно физики движения автомобиля оно вызывает, можно прочесть в статье Последствия аквапланирования. В ней рассмотрена несколько другая дорожная ситуация, но, в общем, смысл будет понятен.
Вопросы наподобие «видел ли водитель эту лужу, если видел, тогда почему не сбавил скорость» и прочие вопросительные предложения теперь уже не уместны. Факт произошел: проезд по луже закончился ДТП.
В плохих погодных условиях, когда видимость дороги ухудшается, всегда требуется больше времени чтобы разглядеть и осмыслить ситуацию, а автомобиль в это время движется!
Если чувствуете, что не успеваете замечать то, что происходит на дороге, значит, вы едете в данных обстоятельствах слишком быстро, необходимо снизить скорость.
Увидев впереди по движению лужу, необходимо заранее снизить скорость! Тем более, если дорога вам не знакома. Вы же не знаете, какой она глубины, есть ли под водой ямы и прочие «нежданчики»?!
Въехав в лужу, руль нужно держать крепче обычного, потому что колеса, встречая сопротивление воды, слегка всплывают, и могут повернуться под действием этого сопротивления воды в любую сторону.
Небольшого угла поворота колес может быть достаточно, чтобы секундой позднее уйти с курса. Поэтому целесообразно проезжать по луже на невысокой скорости.
Второе, на что можно обратить внимание, это какая дистанция была между машинами. Если посчитать, как мелькает перед глазами дорожная разметка, то дистанция между машинами была в пределах одной секунды.
Это очень мало, если исходить из того, что едущий впереди автомобиль вдруг резко начнет тормозить по каким-то причинам.
Какая дистанция должна быть и почему дистанцию между машинами удобнее выражать в секундах, а не в метрах, можно прочесть в статье Движение в потоке.
И еще есть смысл ознакомиться с материалом статьи Почему важно соблюдать дистанцию.
В похожих дорожных условиях на мокрой или на скользкой дороге целесообразно выдерживать дистанцию в 4-5 секунд. Чем выше скорость движения, тем больше должна быть дистанция.
Тогда, в случае возникновения какой-то непредвиденной опасности, увеличенная дистанция позволит своевременно отреагировать на возникшую опасность, например, вовремя снизить скорость, или объехать препятствие (как на видео).
Причем в нашем случае «регистратору» еще предстоял разъезд со встречным фургоном, который, к счастью, обошелся благополучно. Одним словом, повезло.
В любом случае достаточная дистанция позволяет вам выиграть время для необходимого действия.
На этом разбор дорожной ситуации «движение в дождь и проезд по луже» можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «движение в дождь», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Когда видимости на дороге почти нет;
Что такое безопасный маневр;
Осторожно, скользкая дорога;
Движение в потоке;
Что такое ДТП и как его избежать;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
08.02.2016 22:18
Здравствуйте. В данной статье вы написали:
«Видеорегистратор оснащен Gps-приемником, и во время движения показывает значение скорости 100 км/час. С точки зрения ПДД нарушения скоростного режима в этой ситуации нет, поскольку действие происходит вне населенного пункта».
Как раз здесь и есть нарушение. Водители обоих автомобилей нарушили скоростной режим, так как согласно пункту 10.3 ПДД легковые автомобили должны двигаться вне населённого пункта со скоростью не более 90 км/ч, если это не автомагистраль.
Утверждать, что события в ролике происходят на автомагистрали, мы не можем.
11.02.2016 19:05
Здравствуйте Алексей.
Вы совершенно правы, легковые автомобили должны двигаться вне населённого пункта со скоростью не более 90 км/ч.
С учетом ненаказуемого превышения скорости до 20 км/ч, так сказать, допустимого ненаказуемого превышения, согласно ст. 12.9 КоАП, оба автомобиля двигались с разрешенной скоростью.
В предложении была грамматическая ошибка. Спасибо, исправлено.