Серия статей Перестроение
- Перестроение в потоке
- Перестроение (смена полосы) на перекрестке
- Одиночное перестроение. Теория и практика
- Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы
- Одновременное перестроение. Теория и практика
- Поворотник, перестроение и обгон
- Одновременное перестроение на многополосной дороге
- Взаимное перестроение в одну полосу
- Взаимное перестроение в одну полосу — 2
- Перестроение на перекрестке. Приоритет
Здравствуйте, уважаемый читатель.
В этой статье получим ответ на вопрос, что такое одновременное перестроение, и почему на реальной дороге нет смысла рассматривать обоюдный маневр как одновременное перестроение.
Поехали.
Вопрос читателя: Ситуация такая: Проезжая часть одного направления имеет три полосы.
Происходит одновременное перестроение двух машин влево: автомобиль 1 из средней полосы смещается в левую полосу, а автомобиль 2 из крайней правой полосы перестраивается в ту же левую полосу через среднюю.
Согласно пункту 8.4 ПДД это выглядит как одновременное перестроение двух автомобилей.
Значит, автомобиль 1 должен уступить автомобилю 2, потому что авто 2 является для него помехой справа.
Но по первой части того же пункта 8.4, автомобиль 2, заканчивает перестроение на левую полосу в тот момент, когда по ней уже движется 1-й автомобиль, и в этой ситуации 2-й авто должен уступить 1-му.
Получается так, что их приоритеты меняются местами. Возникает вопрос: кто должен уступить при одновременном перестроении в этом случае?
Далее, по тексту:
1. Что такое одновременное перестроение
2. Ответ на вопрос
Что такое одновременное перестроение
Вопрошаемый верно заметил во второй части вопроса: водитель 2-го автомобиля, перестраиваясь на полосу, по которой уже движется 1-й автомобиль, должен ему (1-му) уступить.
Но в случае одновременного перестроения пункт 8.4 ПДД наделяет 2-го водителя преимуществом.
Вполне логично возникают еще вопросы: с какого момента процесс перестроения считается одновременным, и в какой момент одновременное перестроение заканчивается, т.е. перестает быть одновременным?
Чтобы на них ответить нужно уточнить другой вопрос: что такое одновременное перестроение?
По логике, одновременными можно считать маневры, которые происходят в одно и то же время, т.е. синхронно (одновременно).
При этом, один маневр может начаться чуть раньше, другой — чуть позже, но в целом они происходят одновременно.
Одновременное перестроение может быть взаимно перекрестным, когда траектории движения машин пересекаются (статья Одновременное перестроение. Теория и практика).
Еще этот маневр может быть взаимно параллельным или разнонаправленным, когда пути машин между собой не пересекаются (статья Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы).
Поскольку скорости движения машин переменчивые (ускоряются, замедляются), то при одновременном перестроении двух машин в одну сторону их пути обязательно пересекутся.
Но в таком случае возникает еще один вопрос: каким образом эти водители между собой поймут, что они перестраиваются одновременно?
Каким образом им между собой решить, кто уступает при одновременном перестроении, или кто из них имеет право перестроиться первым?
Чтобы эту обстановку оценить объективно, на дороге должен быть кто-то третий, кто впоследствии со стороны сможет точно сказать: этот маневр между ними был одновременным или нет?
Предлагаю посмотреть на ситуацию, заданную в вопросе, со стороны. А вместе с этим попробуем выяснить целесообразность выяснения перекрестного маневра как одновременного перестроения.
Каким образом водитель 2 (на правой полосе) поймет, что водитель 1 (на средней полосе) намеревается приступить к перестроению? Он это поймет только в случае, когда:
а) увидит включенный левый поворотник у 1-го авто (а увидеть это возможно только с определенного ракурса, находясь либо впереди, либо позади 1-го автомобиля);
б) когда тот уже приступил к перестроению влево (начал смещаться на проезжей части). А этот факт тоже необходимо заметить, т.е. нужно его увидеть и убедиться в том, что оппонент приступил к перестроению влево.
Пока водитель 2-го автомобиля в этом не убедится, он должен предполагать, что автомобиль 1 продолжает ехать «прямо», и в этом случае едущий прямо (авто1) имеет преимущество перед тем, кто перестраивается (перед авто2, по пункту 8.4 ПДД).
Когда водителю 1-го автомобиля (в средней полосе) необходимо перестроиться левее, то ему нет никакого дела до того, кто движется справа от него, пока тот (водитель 2) сам не начнет перестраиваться (либо с опережением, либо с замедлением).
Изложенные выше рассуждения подтверждают, что на дороге НЕ целесообразно «привязываться» к одновременному перестроению.
Ответ на вопрос
Ответ на вопрос, кто должен уступить при одновременном перестроении, дан в статье Одновременное перестроение на многополосной дороге.
Выше по тексту, на примере показано, по какой причине нет смысла рассуждать об одновременном перестроении.
Ниже есть объяснение, почему в процессе движения (на реальной дороге) не нужно выяснять, кто должен уступать в случае, если перестроение происходит одновременно.
На дороге нет смысла выяснять, кто должен уступить при одновременном перестроении, потому что в процессе этого выяснения можно легко запутаться, и самому попасть в ДТП.
Обращение к термину «одновременное перестроение» имеет смысл только во время разбора происшествия в целях восстановления картины событий и поиска виновного в ДТП.
На дороге целесообразно действовать, исходя из общей ситуации, опираясь на первую часть пункта 8.4 ПДД: преимущество у того водителя, который едет в своей полосе, не меняя направление своего движения.
А тот водитель, который перестраивается на эту же полосу, не создавая никому препятствий, занимает в этой полосе свободное место.
Чтобы безопасно перестроиться, у водителя 2-го автомобиля (на правой полосе) есть два варианта: он может приступить к перестроению с опережением 1-го (в средней полосе), либо перестроиться с отставанием от него. Далее он действует по ситуации.
Водитель 1-го автомобиля (в средней полосе) перестраивается в левую полосу, если она свободна.
В случае, если водитель 2-го авто успеет занять левую полосу раньше, чем 1-й на нее перестроится, тогда — по ситуации: если 1-й пространственно оказался позади 2-го на левой полосе, целесообразно пропустить 2-го вперед, и после этого перестроиться влево самому.
Смысл в том, чтобы перестать искать ответ на вопрос «кто должен уступить при одновременном перестроении».
Причина этому проста: с водительских мест почти всегда невозможно определить, что маневр двух машин начат одновременно. Это можно определить только со стороны.
К понятию «одновременное перестроение» чаще прибегают, когда не хотят разбираться в причинах ДТП, а рассматривают ситуацию как «не уступил помехе справа». Но это уже другая тема.
В общем, теорию одновременного перестроения можно обсуждать долго, но на практике любая ситуация развивается в динамике. Все машины движутся, причем, они движутся неравномерно, и этот факт необходимо учитывать.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «кто должен уступить при одновременном перестроении» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Одновременное перестроение. Теория и практика;
Одиночное перестроение. Теория и практика;
Взаимное перестроение в одну полосу;
Что такое безопасный маневр;
Помеха справа в ПДД;
Движение в потоке.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий