Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации


Комментариев нет

4-я статья из 8 в серии Проезд перекрестков-2

Рассмотрим несколько опасных ситуаций на перекрестках, с которыми может столкнуться любой водитель во время осуществления поворота налево или разворота.

Техническое исполнение этих маневров в соответствии с ПДД описано в статьях Поворот налево на перекрестке. Часть1, Часть 2, Выполнение разворота Часть 2, и в серии статей по развороту на перекрестках дорог с разделительной полосой.

Сами по себе, в отдельности, левый поворот и разворот не являются трудными маневрами. Но в условиях присутствия других участников движения возможны разные ситуации.

Этим, собственно, случаям и посвящен материал данной статьи.

Опасные ситуации на перекрестках

При повороте налево на перекрестке ПДД обязывают уступить дорогу встречным ТС, которые едут «прямо» или «направо».

Часто одновременно попутно поворачивающих машин бывает несколько, а возможность успеть повернуть налево ограничена длиной зеленого сигнала и количеством машин на перекрестке.

В такие моменты всегда есть вероятность, что кто-то захочет «срезать» угол на повороте, чтобы, таким образом, быстрее выехать с перекрестка.

«Срезание» угла поворота может привести к неожиданному столкновению в попутном движении. Такое часто происходит с автомобилем, который на этом перекрестке разворачивается.

Действия развиваются примерно так. Водитель, едущий сзади, решает срезать угол. Он видит включенный левый «поворотник» у едущего впереди, и предполагая, что тот поворачивает налево, устремляется вперед.

Он, ведь, еще не знает, что водитель «переднего» автомобиля будет разворачиваться.

Ну а тот, в свою очередь, разворачиваясь, не ожидает такого, или не замечает, что делается слева-сзади своей машины. В критической ситуации оба автомобиля «встречаются».

Один разворачивается, а другой его подрезает

Вывод. Во время поворота налево на перекрестке небезопасно «резать» углы. А водителям, совершающим разворот, необходимо следить за ситуацией слева-сзади своего автомобиля.

 

Идем далее. Негласное правило поворота налево звучит так: ожидая возможность поворота, и пропуская встречный транспорт, необходимо держать передние колеса автомобиля в положении «прямо».

Это нужно для того, чтобы в случае внезапного удара сзади, автомобиль не выкатился влево под встречные машины. Такое возможно в случае, когда «задний» автомобиль не успевает затормозить.

Нередко бывает так, что встречный автомобиль, одновременно с вами поворачивающий налево, вынуждает вас отступить от этого правила.

Т.е., чтобы обеспечить себе обзор, встречный водитель выезжает на середину перекрестка и, немного повернув, останавливает свой автомобиль полубоком по отношению к вам, как на рисунке ниже, тем самым, перекрывая вам обзор.

Если этот автомобиль крупный, то вам из-за него перекресток становится совсем не виден, и вы вынуждены проехать чуть влево-вперед и расположить свою машину таким же образом, чтобы хоть как-то попытаться обеспечить себе обзор.

Встречный разъезд на перекрестке

И вот в этот момент нужно действовать очень осторожно, поскольку «ваш» передний бампер может выступить под «встречное» движение.

Водитель едущей вам навстречу машины (которой вы уступаете дорогу), может вас не заметить за габаритами другого авто (за которым вы остановились).

Следующий опасный момент на перекрестке – это поворот налево или разворот на желтый сигнал светофора.

Теме разбора похожих дорожных ситуаций посвящена серия статей Дорожные ситуации. Проезд на желтый сигнал.

Допустим, вы намереваетесь повернуть налево, заехали на перекресток и ждете, пока появится возможность закончить маневр, пропуская встречные машины. На светофоре для вас загорается желтый.

Едущие машины, по направлению которых зеленый сигнал сменился на желтый, начинают останавливаться перед светофором, а вы все еще стоите посередине перекрестка.

Казалось бы, уже желтый сигнал, уже можно закончить проезд перекрестка, но вдруг вы замечаете, что на подъезде к перекрестку по свободной полосе на большой скорости «мчится» еще один автомобиль.

Возможно, его водитель не станет останавливаться на уже включившийся «желтый», и захочет успеть проехать перекресток на желтый, или даже красный сигнал.

Это будет нарушение с его стороны, но разбираться в его причинах нет смысла. Если вы тронетесь в этот момент, а тот уже «вылетит» на перекресток, то столкновение очень даже возможно.

Потом последует несколько часов разбирательств и ремонт автомобиля. Выход из этой ситуации не всегда однозначный.

 

Если почувствуете, что не успеете повернуть и «уйти» с линии его движения до того, как тот заедет на перекресток, лучше всего не трогаться с места до прояснения ситуации.

Поскольку вы находитесь на перекрестке и завершаете проезд, то когда для вас включится «красный», водители, едущие с других направлений, обязаны дать вам возможность выехать с перекрестка по требованию пункта 13.8 ПДД.

Несколько слов по этой ситуации, только уже для тех водителей, кто едет через перекресток «прямо» на желтый сигнал в самый последний момент.

В случаях, когда нет возможности остановиться перед светофором без применения экстренного торможения, право на такое действо дает пункт 6.14 ПДД, но это право люди используют для проезда в самый последний момент.

Чем такое может закончиться — это дело случая. Одна из ситуаций рассмотрена в статье Проезд перекрестка на желтый.

Следующая опасная ситуация на перекрестке несколько похожа на предыдущую, но с одной разницей:

водитель на большой скорости подъезжает к перекрестку по пересекаемой дороге, и для него только что включился зеленый сигнал.

Формально, он может проехать через перекресток без остановки — у него зеленый свет. И водитель, не снижая скорости, въезжает на перекресток в момент, когда с него еще не успел выехать автомобиль, завершающий поворот (или проезд), и происходит столкновение.

Завершение маневра на запрещающий сигнал

Такие ситуации нередки. И на вполне резонный вопрос «а куда смотрел тот водитель, неужели он не видел, что перекресток занят, куда летел?», к сожалению, ответа не находится.

Этой же (поспешный выезд на перекресток) теме посвящена статья Проезд на только что включившийся зеленый.

Чтобы избежать ДТП в подобной ситуации, выход единственный – подъезжая к перекрестку, необходимо снижать скорость даже в том случае, если для вас уже загорелся разрешающий сигнал.

Если для поворота налево вы решитесь заехать на перекресток в последний момент, на свой мигающий зеленый или желтый сигнал, то нужно помнить о ситуации, которая была описана чуть выше (Проезд на только что включившийся зеленый).

Далее, рассмотрим еще одну опасную ситуацию на перекрестке, у которого на пересекающей дороге есть разделительная полоса (газон).

Разделительные полосы бывают широкие и узкие, нас интересует случай, когда полоса не очень широкая, приблизительно как длина легкового автомобиля. А площадь самого перекрестка может быть любых размеров.

Поворот налево в этом случае целесообразно «прокладывать» в правой половине разрыва разделительной полосы, по длинной дуге, как на рисунке ниже.

Таким образом, встречный разъезд при обоюдном повороте налево будет происходить левыми бортами. Это самая правильная и безопасная траектория поворота налево в этом случае.

Перекресток с разделительной полосой

Но может случиться так, что водитель встречного автомобиля, по привычке, «предложит» вам в этой ситуации разъехаться правым бортом.

Такое вполне возможно, если площадь перекрестка большая, т.е. водители могут беспрепятственно разъехаться правыми бортами около условного центра, не нарушая при этом Правила.

Но «правильность» поворота налево будет зависеть не только от размеров перекрестка, но и от того, как организован проезд через него.

См. статью Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 3.

 

Посмотрите на рисунок ниже. На нем схематично изображена одна из спорных ситуаций, связанная с поворотом налево.

Дорога, с которой совершается левый поворот, имеет всего две полосы, а встречных, поворачивающих налево машин, может быть несколько, и даже возможен затор.

Таким образом, встречный разъезд левыми бортами может быть затруднен, поскольку, никто не захочет уступить, и остается один вариант – он обозначен красной линией. Чем этот вариант опасен?

левый поворот

Во-первых, «толкотня» в пробках – это для любого водителя всегда стресс, а порой, слишком эмоциональный.

Если кому-то нужно будет проехать прямо на этом участке, то он, дождавшись своей очереди, чтобы успеть, пока горит разрешающий сигнал, может «дать по газам».

При этом, тот водитель не ожидает, что встречный автомобиль поедет по «его половине» перекрестка (по красной линии), и в этой ситуации не исключено столкновение.

Во-вторых, за такой маневр, можно получить санкцию как за «выезд на полосу встречного движения». Разумеется, если в разрыве газона будут нарушены условия «встречной полосы».

Оспорить в суде этот факт будет очень трудно.

В нашей стране движение правостороннее, а если на перекрестке образовался затор, то пункт 13.2 ПДД в этом случае прямо запрещает выезд на перекресток.

Выход из этой ситуации – стоять и ждать, пока не освободится проезд. Это лучше, чем случится ДТП или накажут до лишение прав.

Весь вышеизложенный материал касается опасных ситуаций на перекрестках, которые регулируются светофорами.

Эти правила справедливы также и для нерегулируемых перекрестков, но с небольшой разницей, поскольку, расстановка приоритетов на последних осуществляется несколько по-другому.

Перед маневром на нерегулируемом перекрестке, вы должны точно знать, по какой дороге приближаетесь к перекрестку – по главной или второстепенной.

Если вы движетесь по главной дороге, то у вас преимущество перед ТС, которые подъезжают по второстепенной дороге. Кроме этого, вам еще разрешен обгон на перекрестке по главной дороге.

Так вот. Целесообразно отказаться от обгона на перекрестках. Его опасность обсуждается в серии статей Дорожные ситуации. Обгон и левый поворот.

В качестве наглядного примера рекомендую посмотреть видеоролики в статьях ДТП при обгоне на перекрестке и Левый поворот на перекрестке.

Соответственно, если вам необходимо повернуть с главной дороги налево, то сначала необходимо убедиться в том, что вас никто не обгоняет в этот момент.

Как вести себя на дороге, и что делать в такие моменты, предлагаю две статьи: Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют, Нужно повернуть налево, а сзади поджимают.

Если едущий сзади пошел на обгон (не обязательно это будет машина, там может быть догоняющий мотоциклист) – дайте ему завершить маневр, пусть сначала обгонит, а затем поворачивайте.

О том, как проезжать нерегулируемые перекрестки изложено в одноименной статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков.

Но кроме формального соблюдения приоритета на дороге никто не отменял внимательность.

В следующей статье по теме левого поворота и разворота, рассмотрим опасные ситуации, возникающие во время выполнения данных маневров вне перекрестка.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 3Поворот налево и разворот. Опасные ситуации вне перекрестков >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.