Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации


2 комментария

Серия статей Проезд перекрестков-2

Здравствуйте, уважаемый читатель.

В этой статье рассмотрим опасные ситуации на перекрестках, которые возникают на перекрестках в процессе поворота налево или разворота.

Техническое исполнение этих маневров в соответствии с ПДД описано в статьях Поворот налево на перекрестке. Часть1, Часть 2, Выполнение разворота Часть 2, и в серии статей по развороту на перекрестках дорог с разделительной полосой.

Сами по себе, в отдельности, поворот налево и разворот не являются трудновыполнимыми маневрами. Но в условиях присутствия других участников движения возможны разные случаи.

Собственно, этим случаям посвящен материал данной статьи.

Опасные ситуации на перекрестках

1. Один поворачивает другой разворачивается
2. Стоять с повернутыми колесами
3. Поворот налево (разворот) на желтый сигнал
4. Проезд на зеленый, который включился только что
5. Поворот через разделительную полосу
6. Тонкости проезда нерегулируемых перекрестков

Один поворачивает другой разворачивается

Первая ситуация: когда один поворачивает, а другой разворачивается на перекрестке.

При повороте налево на перекрестке ПДД обязывают уступить дорогу встречным ТС, которые едут «прямо» или «направо».

Часто, одновременно попутно поворачивающих машин бывает несколько, а возможность успеть повернуть налево ограничена длиной зеленого сигнала и количеством машин, которым нужно повернуть.

В такие моменты всегда есть вероятность, что кто-то захочет «срезать» угол на повороте, чтобы, таким образом, быстрее выехать с перекрестка.

«Срезание» угла поворота может привести столкновению с автомобилем, который на этом перекрестке разворачивается.

Действия развиваются примерно так. Предположим, вам нужно развернуться, и вы выезжаете на середину перекрестка. Останавливаетесь, пропускаете встречные ТС.

Водитель, едущий сзади вас, ловит момент, когда встречный поток прерывается, принимает решение срезать угол своего поворота и устремляется вперед, чтобы опередить вас.

Он, ведь, еще не знает, что вы будете разворачиваться, он видит ваш включенный левый «поворотник», и предполагает, что вы поворачиваете налево.

В свою очередь, вы, уступая дорогу встречным ТС, готовитесь к развороту, и не ожидаете, что вас сейчас подрежут. Вы не замечаете, что делается слева-сзади вашего автомобиля. В критической ситуации ваши машины могут «встретиться».

Один разворачивается, а другой его подрезает

Вывод. если вы поворачиваете налево на перекрестке, то помните, что «резать» углы небезопасно. А если вы совершаете разворот, то необходимо следить за тем, что происходит слева-сзади вашего автомобиля.

Стоять с повернутыми колесами

Идем далее. Другая нехорошая водительская привычка — это на повороте стоять с повернутыми колесами. В чем ее опасность?

Негласное правило поворота налево звучит так: ожидая возможность поворота, и пропуская встречный транспорт, необходимо держать передние колеса автомобиля в положении «прямо».

Это нужно для того, чтобы в случае внезапного удара сзади, автомобиль не выкатился влево под встречные машины. Такое возможно в случае, когда «задний» автомобиль не успевает затормозить.

Часто бывает так, что встречный автомобиль, одновременно с вами поворачивающий налево, вынуждает вас отступить от этого правила.

Чтобы обеспечить себе обзор, встречный водитель выезжает на середину перекрестка и, немного повернув, останавливает свой автомобиль полубоком по отношению к вам, как на рисунке ниже, тем самым, перекрывая вам обзор.

Если этот автомобиль крупный, то вам из-за него перекресток становится совсем не виден, и вы вынуждены проехать чуть влево-вперед и расположить свою машину таким же образом, чтобы хоть как-то попытаться обеспечить себе обзор.

Встречный разъезд на перекрестке

Именно в этот момент нужно действовать очень осторожно, поскольку «ваш» передний бампер может выступить под «встречное» движение.

Водитель едущей вам навстречу машины (которой вы уступаете дорогу), может вас не заметить за габаритами другого авто (за которым вы остановились).

Поворот налево (разворот) на желтый сигнал

Следующий опасный момент на перекрестке – это поворот налево или разворот на желтый сигнал светофора.

Теме разбора похожих дорожных ситуаций посвящена серия статей Дорожные ситуации. Проезд на желтый сигнал.

Допустим, вы намереваетесь повернуть налево, заехали на перекресток и ждете, пропуская встречные машины. На светофоре для вас включается желтый сигнал.

Встречные машины, по направлению которых зеленый сигнал сменился на желтый, начинают останавливаться перед светофором, а вы все еще стоите посередине перекрестка.

Казалось бы, уже желтый сигнал, вам уже можно выехать с перекрестка, но вдруг вы замечаете, что со встречного направления по свободной полосе на большой скорости «мчится» еще один автомобиль.

В этот момент вам целесообразно не спешить выехать с перекрестка, а есть смысл предположить вот что.

Возможно, тот водитель не станет останавливаться на уже включившийся «желтый», и захочет успеть проехать перекресток на желтый, или даже красный сигнал.

Это будет нарушение с его стороны, но разбираться в его причинах нет смысла. Если вы тронетесь в этот момент, а тот уже «вылетит» на перекресток, то столкновение очень даже возможно.

Потом последует несколько часов разбирательств и ремонт автомобиля. Выход из этой ситуации не всегда однозначный.

 

Если почувствуете, что не успеете повернуть и «уйти» с линии его движения до того, как тот заедет на перекресток, то лучше всего не трогаться с места до прояснения ситуации.

Поскольку вы находитесь на перекрестке и завершаете проезд, то когда для вас включится «красный», водители, едущие с других направлений, обязаны дать вам возможность выехать с перекрестка по требованию пункта 13.8 ПДД.

Несколько слов по этой же ситуации, только уже для тех водителей, кто едет через перекресток «прямо» на желтый сигнал в самый последний момент.

В случаях, когда нет возможности остановиться перед светофором без применения экстренного торможения, право не останавливаться дает пункт 6.14 ПДД, но это право люди используют для проезда в самый последний момент.

Чем такое может закончиться — это дело случая. Хороший пример есть в статье Поворот налево на желтый сигнал.

Проезд на зеленый, который включился только что

Следующая опасная ситуация на перекрестке несколько похожа на предыдущую, но с одной разницей:

водитель на большой скорости подъезжает к перекрестку по пересекаемой дороге, и для него только что включился зеленый сигнал.

Формально, он может проехать через перекресток без остановки — у него зеленый свет. И водитель, не снижая скорости, въезжает на перекресток в момент, когда с него еще не успел выехать автомобиль, завершающий поворот (или проезд), и происходит столкновение.

Завершение маневра на перекрестке

Такие ситуации нередки. И на вполне резонный вопрос «а куда смотрел тот водитель, неужели он не видел, что перекресток занят, куда летел?», к сожалению, ответа не находится.

Этой же (поспешный выезд на перекресток) теме посвящена статья Проезд на только что включившийся зеленый.

Чтобы избежать ДТП в подобной ситуации, выход единственный – когда подъезжаете к перекрестку, необходимо снижать скорость даже в том случае, если для вас уже включился разрешающий сигнал.

Если для поворота налево вы решитесь заехать на перекресток в последний момент, на свой мигающий зеленый или уже на желтый сигнал, то нужно помнить о ситуации, которая была описана чуть выше.

Поворот через разделительную полосу

Далее, рассмотрим еще одну опасную ситуацию на перекрестке, на пересекающей дороге которого есть разделительная полоса (обозначенная разметкой или в виде газона).

Разделительные полосы бывают широкие и узкие, нас интересует случай, когда полоса не очень широкая, не больше длины легкового автомобиля. А площадь самого перекрестка может быть любых размеров.

На перекрестке разделительная полоса как бы прерывается, чтобы можно было проехать по пересекаемой дороге. При этом образуется два пересечения проезжих частей.

Если нужно повернуть налево, то до середины перекрестка целесообразно ехать в своей, правой, половине проезжей части, как бы по длинной дуге, как на рисунке ниже.

Таким образом, встречный разъезд при обоюдном повороте налево будет происходить левыми бортами. Это самая правильная и безопасная траектория поворота налево в этом случае.

Перекресток с разделительной полосой

Но может случиться так, что водитель встречного автомобиля, по привычке, «предложит» вам в этой ситуации разъехаться правым бортом.

Такое вполне допустимо, если площадь перекрестка большая, т.е. водители могут беспрепятственно разъехаться правыми бортами около условного центра, не нарушая при этом ПДД.

Но «правильность» поворота налево будет зависеть не только от размеров перекрестка, но и от того, как организован проезд через него.

См. статью Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 3.

 

Посмотрите на рисунок ниже. На нем схематично изображена одна из аварийных ситуаций, связанная с поворотом через разделительную полосу.

Дорога, с которой совершается левый поворот, имеет всего две полосы, а встречных, поворачивающих налево машин, может быть несколько, и даже возможен затор.

Таким образом, встречный разъезд левыми бортами может быть затруднен, поскольку, никто не захочет уступить, и остается один вариант – он обозначен красной линией. Чем этот вариант опасен?

Поворот налево

Во-первых, «толкотня» в пробках – это для любого водителя всегда стресс, а порой, слишком эмоциональный.

Если кому-то нужно будет проехать прямо на этом участке, то он, дождавшись своей очереди, чтобы успеть, пока горит разрешающий сигнал, может «дать по газам».

При этом, тот водитель не ожидает, что встречный автомобиль поедет по «его половине» перекрестка (по красной линии), и в этой ситуации не исключено столкновение.

Во-вторых, за такой маневр, можно получить наказание как за «выезд на полосу встречного движения, когда это запрещено». Разумеется, если в разрыве газона будут нарушены условия «встречной полосы».

Оспорить в суде этот факт будет очень трудно.

В нашей стране движение правостороннее, а если на перекрестке образовался затор, то пункт 13.2 ПДД в этом случае прямо запрещает выезд на перекресток.

Выход из этой ситуации – стоять и ждать, пока не освободится проезд. Это лучше, чем случится ДТП или накажут до лишение прав.

Тонкости проезда нерегулируемых перекрестков

Весь вышеизложенный текст касается опасных ситуаций на перекрестках, которые регулируются светофорами.

Эти правила справедливы также и для нерегулируемых перекрестков, но с небольшой разницей, поскольку, расстановка приоритетов на последних осуществляется несколько по-другому.

Перед маневром на нерегулируемом перекрестке, вы должны точно знать, по какой дороге приближаетесь к перекрестку – по главной или по второстепенной.

Если вы движетесь по главной дороге, то у вас преимущество перед ТС, которые подъезжают по второстепенной дороге. Кроме этого, вам еще разрешен обгон на перекрестке по главной дороге.

Так вот. Целесообразно отказаться от обгона на перекрестках. Его опасность обсуждается в серии статей Обгон и Дорожные ситуации. Обгон и левый поворот.

В качестве наглядного примера предлагаю посмотреть видеоролики в статьях ДТП при обгоне на перекрестке и Левый поворот на перекрестке.

Соответственно, если вам необходимо повернуть с главной дороги налево, то сначала необходимо убедиться в том, что вас никто не обгоняет в этот момент.

О том, как вести себя на дороге, и что делать в таких обстоятельствах, предлагаю две статьи: Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют, Нужно повернуть налево, а сзади поджимают.

Если едущий сзади пошел на обгон (не обязательно это будет автомобиль, это может быть догоняющий мотоциклист) – дайте ему завершить маневр, пусть сначала обгонит, а затем поворачивайте.

О том, как проезжать нерегулируемые перекрестки изложено в одноименной статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В следующей статье рассмотрим опасные ситуации, возникающие во время выполнения поворота налево вне перекрестка и разворота вне перекрестка.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Георгий

    10.04.2023 19:27

    Какой дороге принадлежит разрыв в разделительной полосе, образованный пересечением второстепенной и главными дорогами?

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.