- Перестроение в потоке
- Перестроение (смена полосы) на перекрестке
- Одиночное перестроение. Теория и практика
- Одновременное перестроение (выезд) из одной полосы
- Одновременное перестроение. Теория и практика
- Поворотник, перестроение и обгон
- Одновременное перестроение на многополосной дороге
- Взаимное перестроение в одну полосу
- Взаимное перестроение в одну полосу — 2
- Перестроение на перекрестке. Приоритет
Правила перестроения по полосам в процессе движения транспортных средств или ответы на вопрос, кто уступает дорогу при перестроении, определены в пункте 8.4 ПДД: при выезде из своей полосы (смене полосы движения) дорогу должен уступить тот водитель, который перестраивается.
В случае обоюдного перестроения транспортных средств, которые движутся попутно, преимущество у того участника, который находится справа.
Это правило работает в ситуациях попутного параллельного движения и перестроения в смежных полосах. Другими словами, в этих ситуациях действие правила перестроения (пункта 8.4) понятно.
А как быть в случае попутного движения, когда одновременное перестроение, предположим, двух транспортных средств осуществляется из одной полосы движения и в одном и том же направлении?
Например, по одной полосе друг за другом (вслед) едут два автомобиля и начинают одновременное перестроение на соседнюю (в одну и ту же) полосу. При этом, «задний» автомобиль может ехать быстрее «переднего». Такую ситуацию уже не подгонишь под пункт 8.4, и в связи с этим возникает вопрос:
кто из водителей при одновременном перестроении в одну и ту же полосу движения, и кому в таком случае должен уступить дорогу, и если произойдет ДТП, кто из них будет виновен?
Ответ.
В любой ситуации нужно думать не о том, кто будет виновен, а о том, как избежать столкновения, т.е. чтобы не допустить дтп. Ситуацию следует рассматривать в перспективе, попытаться ее спрогнозировать и предусмотреть возможные неприятные последствия.
Кому из водителей, в конечном счете, будет легче от того, что у него был приоритет? Машина будет разбита, потом ее придется ремонтировать, предстоят лишние расходы и прочие неудобства.
Тем не менее, рассматривая ДТП, необходимо определить соответствующий пункт Правил, нарушение которого и привело, собственно говоря, к этому ДТП. Автор вопроса совершенно правильно заметил: несмотря на то, что маневры обоих автомобилей представляют процесс одновременного перестроения, подобную ситуацию нельзя рассматривать только лишь со стороны пункта 8.4 ПДД.
В каком случае между водителями возникает вопрос приоритета, т.е. возникает вопрос: кто пользуется преимуществом? – ответ: когда пути их машин пересекаются. Если машины движутся в одной полосе друг за дружкой с равной скоростью, и почти одновременно приступают к перестроению, то они друг дружке не мешают – они почти синхронно перемещаются на соседнюю полосу. Но беда в том, что таких идеальных случаев почти не бывает.

Процесс перестроения автомобиля нередко сопровождается его ускорением, а увеличение скорости неминуемо приводит к сокращению дистанции до едущего впереди автомобиля.
В лучшем случае «передний» автомобиль с перестроением ускорится (прибавит газу) и уедет вперед. А «задний» автомобиль, перестроившись, продолжит ехать позади того на каком-то расстоянии, пока ситуация не потребует изменения скорости.
Намного хуже может сложиться, если в ситуации одновременного перестроения едущих друг за другом автомобилей начнет ускоряться не «передний», а «задний» автомобиль, в надежде обойти «переднего». В таком случае может произойти столкновение.

Кто окажется виновным в этом случае, придется судить по характеру столкновения: кто кого «догнал», кто в чей бок «въехал» и т.д., а еще придется выяснять, кто первым приступил к своему маневру (перестроению), включил ли для этого указатели поворота. Все эти обстоятельства придется выяснять, поэтому, кто будет виновен однозначно утверждать нельзя.
В обоих сценариях для того чтобы избежать аварийной ситуации обоим водителям важно видеть обстановку вокруг своих машин. Водитель «заднего» автомобиля с точки зрения наблюдения ситуации находится в более выгодной позиции, чем водитель «переднего» авто: заднему хорошо виден «передний» автомобиль и его маневры. А водителю «переднего», чтобы увидеть «задний» автомобиль, приходится ориентироваться по зеркалам заднего вида и еще крутить головой по сторонам.
Несмотря на все трудности и неудобства наблюдения за дорогой у «переднего» водителя, ответственность с него никто не снимает. А вот едущему сзади водителю, поскольку общая картина ему видна лучше, есть смысл взять эту ситуацию под свой контроль: где нужно – притормозить, где можно – прибавить газу. Задача, в общем, не сложная – нужно безопасно разъехаться.
Безопасно разъехаться можно в двух случаях: а) соблюдая Правила перестроения и опережения и б) предупредив опасную ситуацию. К тому же почти одновременный выезд обоих автомобилей из занимаемой полосы происходит нечасто, и легко контролируется водителем «заднего» автомобиля. Как правило, кто-то из водителей начинает свой маневр чуть раньше другого.

Выезд осуществляется из одной! полосы, а движение в попутном направлении со скоростью большей, чем скорость попутного автомобиля, это есть опережение. Возможность опередить «передний» автомобиль есть только у водителя движущейся сзади машины. Но воспользоваться этим правом он сможет, только если первым (быстрее своего попутчика) начнет маневр и также перестроится первым.
В таком случае водитель «заднего» автомобиля, перестроившись на соседнюю полосу, приступит к опережению, а «передний» авто будет обязан ему уступить дорогу, согласно пункту 8.4.
Если же «передний» автомобиль перестроится первым, и с ускорением уйдет вперед, то вопрос приоритета у этой автомобильной пары снимается.
Вот, примерно, так.
11.12.2019 08:43
Стою на перекрестке, включив правый поворотник. Сзади меня стоит легковое авто и тоже хочет поворачивать направо.
При включении разрешающего сигнала я поворачиваю в крайнюю правую полосу, и затем включаю поворотник налево, и ускоряюсь в левую полосу.
Сзади идущая машина, не поворачивая в крайнюю правую полосу, со всей дури летит в крайнюю левую полосу, пытаясь занять ее первой.
Я в это время нахожусь под углом на крайней левой полосе, а водитель сзади начинает мигать мне фарами и сигналить, чтобы я пропустил его.
Я мысленно посылаю его, и продолжаю движение как было задумано, и встаю в левую полосу, и не останавливаясь, двигаюсь в своем направлении.
Водитель сзади не может перенести такого оскорбления, резко меня обгоняет, но, видя мой регистратор, остывает и встает впереди меня, и так же спокойно двигается.
Кто прав в этой ситуации?
11.12.2019 11:33
Здравствуйте Павел.
Выражение «прав-не прав» не особо подходит к этой ситуации. Правый поворот вашего автомобиля выполнен в соответствии с ПДД.
Ну а тот факт, что вы не пустили нарушителя вперед, это ваше дело, ваше право и ваше осознанное намерение.
Ваши действия прошли «на автомате» и это хорошо. Водитель, который поворачивал за вами, вероятно, нервничал.
Если бы вы хоть на 1 секунду задумались, то события могли пойти уже по другому сценарию, и машины могли столкнуться.
Я не стану давать психологическую оценку этому случаю. Когда эмоции «зашкаливают», то наличие регистратора, обычно, не останавливает.
Хладнокровный подход к делу более выигрышный.
Для сравнения, как эмоции взрывают собственный мозг, случай в статье Не пустил в свой ряд, но догнал его сзади.
05.10.2021 17:55
Думаю, вы не правы в описываемой ситуации. У вас получается кто быстрее крутанет руля, тот и прав. Ерунда получается.
Если я еду впереди, включаю поворот, то задний уже не должен препятствовать моему маневру, должен перестроится за мной.
Иначе создается аварийная ситуация. Кто быстрей — не должно быть такого критерия.
05.10.2021 20:52
Здравствуйте Григорий.
В статье описаны возможные варианты взаимодействия, чтобы избежать ДТП. Это не руководство к действию, но есть смысл обратить на них внимание.
Вы совершенно правы: не должно быть критерия «кто быстрее». Тем более, если «передний» первым включил поворотник.
Также «задний» не должен препятствовать даже в том случае, если «передний» не заметил его маневр, и начал перестроение. Так удобно с практической стороны, но отчасти противоречит ПДД (в зависимости от ситуации).
«Заднему» легче контролировать обстановку, потому что она перед глазами. Но это в теории. На практике получается с точностью до наоборот.
Современный автомобиль очень быстрый, часто возникает желание «успеть проехать», и для этого есть техническая возможность.
А на разборе (после ДТП) смотрят на факт соблюдения/нарушения ПДД, причем, свою невиновность доказывать должен сам водитель.
Вот поэтому есть смысл прогнозировать ситуацию наперед, и делать что-то, что позволит не столкнуться.