Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 3


8 комментариев

3-я статья из 8 в серии Проезд перекрестков-2

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Продолжаем тему разворота на перекрестке дорог с разделительной полосой.

В первых двух частях (Часть 1, Часть 2) были рассмотрены варианты разворота при разных организациях движения в разрыве разделительной полосы.

Смысл в том, что в зависимости от организации движения на перекрестке между краями разделительной полосы, траектория разворота может и большой, и маленькой.

В каких-то случаях не запрещается развернуться по короткой дуге, а в каких-то необходимо использовать только «свою», правую половину проезжей части, поворачивая по длинной траектории.

Объединив материал первых двух частей, составим последовательность выполнения разворота на перекрестках дорог, на которых имеется разделительная полоса.

Но сначала есть смысл обратиться к теории осуществления поворота налево и разворота на перекрестках.

В ПДД нет четкой инструкции, каким образом водители обязаны поворачивать налево или разворачиваться, заехав на перекресток.

В пункте 8.6 ПДД есть лишь указание на то, что выезд с пересечения проезжих частей не должен «задеть» встречную полосу.

Т.е траекторию левого поворота требуется «строить» таким образом, чтобы выезжая с пересечений, автомобиль не оказался на встречной полосе.

Чтобы избежать попадания на встречную полосу, линия поворота налево должна проходить через условный центр перекрестка или рядом с ним.

В таком случае автомобиль будет всегда находиться на своей (правой) стороне проезжей части (она заштрихована), как изображено на рисунке ниже.

Поворот налево и выполнение разворота на перекрестке с разделительной полосой и на обычном перекрестке, без разделительной полосы:

Движение через перекресток по своей проезжей части

Когда вам необходимо развернуться, то вы «скругляете» траекторию левого поворота, и едете уже в обратном направлении.

На рисунке (выше) изображена траектория левого поворота и разворота, которая полностью соответствует Правилам.

Но дорожная действительность такова, что перекрестки бывают большими и маленькими, поворот налево может быть разрешен с двух крайних левых полос, и одновременно поворачивающих налево машин может быть несколько.

При этом, еще необходимо учитывать движение встречных ТС. Они, ведь, никуда не пропадают. Также не исчезает вероятность «нестандартных» ситуаций.

Когда все эти условия смешиваются, то возникают отклонения от идеальной картины поворота.

 

Правила разрешают осуществить разворот только с крайней левой полосы. Дуга разворота может пройти как по большой траектории (через центр перекрестка), так и по малой (сразу, как только заехали на пересечение).

Но, если на одной из дорог, образующих перекресток, есть разделительная полоса, то на перекрестке она прерывается, и необходимо понять, как организовано движение через данный разрыв.

Принято считать, что если мысленно продлить разделительную полосу через перекресток, то она разделит его площадь на два условных пересечения проезжих частей.

Разделительная полоса делит перекресток на два пересечения

Обратите внимание на участки перекрестка, которые заштрихованы красным цветом.

Когда вы едете вдоль разделительной полосы, и вам необходимо развернуться, очень часто короткая траектория разворота является самой удобной и самой «быстрой», и вы выбираете именно короткий путь.

На такой маневр в Правилах нет прямого запрета, но было время, когда водителей наказывали за «короткий» разворот лишением прав, как за движение во встречном направлении.

Дело в том, что разделительная полоса на дороге может быть очень широкой и очень узкой, и от ее ширины будет зависеть площадь заштрихованного красным цветом участка.

Заштрихованная площадь является участком встречного движения на данном перекрестке. И если водитель по нему проезжал, и его «ловили за руку», то в лучшем случае он мог отделаться большим штрафом.

В худшем случае — его лишали прав до полугода. Суды очень неохотно оправдывали водителей, несмотря на то, что фактического нарушения не было.

 

В 2017-м году эту ситуацию исправили. ПДД дополнились пунктом 9.1 (1). Этот пункт конкретизирует случаи, при которых запрещается движение по встречной полосе.

В частности, применимо к перекресткам, запрещается движение по встречной полосе в случаях, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой или сплошной (двойной сплошной) линией разметки.

Подробнее об этих случаях — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

Таким образом, если в середине разрыва разделительной полосы на проезжей части между пересечениями нанесена сплошная линия дорожной разметки, то разворот по короткой дуге строго запрещен.

В процессе разворота сплошная линия разметки должна остаться слева (т.е. ее нужно объехать).

В соответствии с 9.1.1

Известно, что дорожная разметка имеет свойство стираться со временем, ее может быть не видно под грязью, снегом и пр.

Другими словами, может получиться так, что порядок проезда перекрестка вроде бы установлен, а условий для его выполнения (дорожной разметки) по факту не хватает, и возникает вопрос: как быть?

В таких случаях, в разрывах широкой разделительной полосы (газона) целесообразно ехать по траектории, как будто линия сплошной разметки, разделяющая встречные участки в разрыве, находится на месте, т.е по длинной дуге.

Ниже предложена последовательность, как для себя определить линию движения перед осуществлением разворота на перекрестках дорог, на которых имеется разделительная полоса.

 

Въезд на перекресток вдоль разделительной полосы для разворота

Когда вы подъезжаете к перекрестку вдоль разделительной полосы, то линия поворота налево или разворота пройдет из одного пересечения в другое.

1  Убеждаетесь в том, что поворот налево или разворот на этом перекрестке не запрещены. Условия, при которых эти маневры запрещаются, описаны в статье Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 1.

2  Далее, нужно внимательно посмотреть на перекресток, особенно, если проезжаете в этом месте впервые, и обратить внимание на то, нанесена ли разметка в разрыве полосы, и как на нем поворачивают встречные машины. Это будет своего рода подсказкой.

Если разделительная полоса узкая (приблизительно одна длина легкового автомобиля или меньше), и разметка в разрыве отсутствует, то поворачиваете или разворачиваетесь как на обычных перекрестках, ориентируясь на его условный центр.

Если же разделительная полоса широкая или очень широкая (2-3 длины легкового автомобиля), то дуга левого поворота (разворота) должна пролегать только за серединой пространства в этом разрыве (по дальней траектории).

Необходимо заехать за центр

Въезд на перекресток, на котором пересекающая дорога имеет разделительную полосу.

Когда вы подъезжаете для разворота к перекрестку, на котором пересекающая дорога имеет разделительную полосу, то необходимо выбрать правильную траекторию вашего движения.

Она будет зависеть от организации проезда через пересечения (дорожные знаки, разметка).

1  В первую очередь, убеждаетесь в том, что разворот на этом перекрестке не запрещен.

Если ограничений для разворота нет, то можно развернуться по короткой дуге сразу, как только заехали на перекресток.

Разворот в пределах одного пересечения проезжих частей

2  Если перед въездом на перекресток установлен знак 4.1.4 «Движение прямо или направо» (или другой знак из группы 4.1.1-4.1.6, запрещающий поворот налево), то развернуться на первом пересечении нельзя.

В разрыве разделительной полосы (газона) перед вторым пересечением будет установлен другой знак из этой группы, указывающий направление движения через второе пересечение.

Если на нем будет разрешен поворот налево, значит, будет разрешен и разворот.

Разворот возможен только со второго пересечения

Теперь, несколько слов о безопасности выполнения разворота на дорогах с разделительной полосой.

Когда вы заезжаете на перекресток для разворота, едущие за вами водители еще не знают, что вы хотите развернуться, они только видят «ваш» включенный левый «поворотник», и предполагают, что вы будете поворачивать налево.

Иногда едущие сзади «срезают» угол своего поворота на перекрестке, таким образом, пытаясь быстрее через него проехать.

Чтобы с ними не столкнуться, следите за ситуацией слева-сзади вашего автомобиля.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «выполнение разворота на перекрестке с разделительной полосой», и вопросов по обеспечению собственной безопасности движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 1;
Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 2;
Разворот на перекрестке с разделительной полосой и пункт 8.6 ПДД;
Разворот на равнозначном перекрестке;
Выполнение разворота. Часть 2.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке дорог с разделительной полосой. Часть 2Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

8 комментариев

  1. Николай

    19.11.2021 13:20

    Добрый день. Не совсем понял, почему на последней схеме разворот считается выполненным на одном пересечении проезжих частей?

    Разве разделительная полоса выделенная конструктивно не делит собой перекрёсток (если мысленно её продлить) пополам?

    Получается что мысленно продленная разделительная полоса как раз и является тем участком дороги, который будет являться «встречкой», пусть и очень узкой, и водитель таким образом нарушает пункт 8.6.

    Или здесь дело в том, что на перекрёстке нет условий, оговоренных в пункте 9.1.1, и таким образом встречка формально не обозначена и как бы «отсутствует»? Спасибо!

  2. Сергей Д.

    19.11.2021 14:24

    Здравствуйте Николай.

    На последней схеме отсутствуют условия, оговоренные в пункте 9.1.1 ПДД. Поэтому нет участка встречного движения, на который въезд запрещен.

    Также нет условий, запрещающих развернуться на первом пересечении (например, «движение прямо», см. статью Предписывающие дорожные знаки 4.1.1 — 4.1.6).

    Но это всего-лишь схема. На реальной дороге еще целесообразно оценить физическую возможность развернуться в границах пересечения (или перекрестка) в рамках ПДД.

    См. статью Хватит ли места для разворота?

  3. Олег

    14.11.2022 03:20

    Хотел развернуться под знак разворот запрещён. Слева в попутном направлении ехала машина, но ехала по встречке.

    Получил удар в левое крыло и в колесо. Моя машина в момент столкновения стояла в крайней левой полосе.

  4. Сергей Д.

    14.11.2022 09:44

    Здравствуйте Олег.

    В вашем тексте отсутствует вопрос. Полагаю, что вы хотите выяснить, кто в этой ситуации виноват.

    Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо уточнить некоторые «детали» в месте происшествия, а также имеющиеся факты нарушения ПДД.

    Например, ваш оппонент ехал по встречке. У него на это не было права (см. статью Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД) — это факт нарушения.

    Вы написали, что хотели развернуться под знак 3.19 «Разворот запрещен». Была ли возможность в этом месте повернуть налево?

    Т.е. немаловажно знать положение вашего автомобиля на проезжей части в момент ДТП.

    Если вы сформулируете свой вопрос, то мы сможем его обсудить.

  5. Георгий

    10.04.2023 12:32

    Так все таки, какой дороге принадлежит разрыв разделительной полосы между двумя главными, если они, в свою очередь, пересекаются второстепенной дорогой, и собственно разрыв и образован пересечением второстепенной и двух параллельных главных дорог?

  6. Сергей Д.

    11.04.2023 07:56

    Здравствуйте Георгий.

    По определению (пункт 1.2 ПДД) дорога включает в себя и проезжую часть, и разделительную полосу.

    Поэтому главных дорог НЕ две, а одна дорога с разделительной полосой, расположенной посередине.

    Разд.полоса делит дорогу на две проезжие части. Если разделительных полос более, чем одна, то и проезжих частей на ОДНОЙ дороге будет больше.

    Так называемый разрыв в разделительной полосе принадлежит перекрестку обеих дорог.

  7. Георгий

    15.04.2023 15:56

    Здравствуйте Сергей! Спасибо за разъяснение, что разрыв в разделительной полосе принадлежит перекрестку. Хочу получить от вас такой квалифицированный ответ на ситуацию ДТП.

    На второстепенной дороге (знак «уступи дорогу») стоит автомобиль А. Второстепенная дорога пересекает Главную с двумя разнонаправленными проезжими частями и разделительной полосой, которая образуется пересечением второстепенной дорогой и главной.

    На разделительной полосе стоит(!) авто «Б». Поворотники не включены."Б" может проехать с разделительной полосы прямо и развернуться налево.

    «А», видя что поворотники не включены, начинает движение, и когда оказывается на середине главной дороги, «Б» срывается с места и бьет в левую водительскую дверь «А».

    Кто виноват: «А», которая не уступила дорогу, или «Б», не убедившаяся в безопасности маневра, не включив поворот, повернула налево?

    Заранее благодарю. Не знаю как прикрепить схему дтп для полной наглядности.

  8. Сергей Д.

    15.04.2023 19:31

    Здравствуйте Георгий.

    Обычно в ДТП виноват тот водитель, чье нарушение Правил стало причиной ДТП. Если нарушили оба водителя, и их нарушение привело к столкновению, то виноваты оба.

    Автомобиль «А» подъехал к перекрестку по второстепенной дороге, и был обязан уступить автомобилю «Б» независимо от направления его дальнейшего движения (пункт 13.9 ПДД).

    Т.е. водитель «А» не выполнил требование «уступить дорогу». Это вина в ДТП 100%.

    Водитель «Б» подъехал по главной дороге, но вы пишете, что он стоит! Как долго он стоит? Или же он подъехал и остановился, вероятно, не мог разобраться с приоритетом, вспоминал, у кого преимущество.

    Это лишь догадки. Водитель «А» не обязан знать, по какой причине остановился водитель «Б», но у «Б» в этой ситуации было преимущество в движении, потому что он на главной! дороге.

    «А» мог немного подождать, и проехать после того, как «Б» уедет.

    Это, так сказать, формальный разбор, основанный на требованиях ПДД. Далее — разбор с пристрастием.

    Если было в действительности так, как вы написали, то я не думаю, что скорость въезда автомобиля «А» на перекресток была большой, потому что ему нужно было успеть разогнаться от начала перекрестка.

    Следовательно, водитель «Б» видел, что тот заехал на первое пересечение — он НЕ мог его не видеть.

    Тогда, по какой причине водитель «Б» сорвался с места, несмотря на то, что поворачивал налево? Обычно, на поворотах не разгоняются, тем более, начав старт с места.

    Невключение указателя поворота — это повод для штрафа, но в данной ситуации оно не повлияло на ДТП.

    Есть подозрение на умышленную подставу: инициатор — водитель «Б», но в рамках ПДД недоказуемо. Вполне возможно, что водитель «Б» был убежден: если у него приоритет, то ему по-любому должны уступить.

    Кроме того, увидев на перекрестке автомобиль «А», водитель «Б» был обязан принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки (пункт 10.1 ПДД). Водитель «Б» этого не сделал.

    Невыполнение требований пункта 10.1 ПДД — это нарушение, но штраф за него не предусмотрен.

    Тем не менее, оно может быть учтено в суде, если будет доказано, что водитель «Б» мог использовать эту возможность, но не использовал. Тогда вина в ДТП будет обоюдной.

    Вот, примерно так.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.