Поворот налево на перекрестке. Часть2

, 10 комментариев

8-я статья из 9 в серии Проезд перекрестков-2

В первой части темы, посвященной поворотам налево на перекрестке, было рассмотрено несколько случаев поворота налево с крайней левой полосы в том плане, как следует выполнять данный маневр (левый поворот) в соответствии с Правилами, а также несколько базовых опасных моментов, подстерегающих водителей в этих ситуациях.

В этой статье рассмотрим взаимодействие участников, которые в разрешенных ПДД случаях поворачивают на перекрестке налево одновременно, или почти одновременно, попутно параллельно с двух крайних левых полос.

Обычно параллельный, т.е. обоюдный попутный поворот налево, разногласий между участниками не вызывает, но только до тех пор, пока их пути не начинают пересекаться. И если кто-то во время поворота перемещается (смещается) со свой полосы на чужую, а этот маневр есть не что иное, как перестроение в пределах перекрестка, то вполне вероятно, что он может перерасти в столкновение (конфликт).

Причина конфликта чаще всего в том, что на выезде с перекрестка кто-то из поворачивающих стремится занять «не свою» полосу, в конечном итоге это выглядит как игнорирование чужого приоритета. А поскольку желающих проехать первым, обычно, двое, то между ними возникает спор на тему, кто кому должен в таких случаях уступать дорогу.

Попробуем разобраться в этом вопросе, но чтобы стало понятнее, рекомендую сначала ознакомиться с первой частью данной темы.

 

Необходимо понимать, что установленные перед перекрестком знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам» и 5.15.2 «Направления движения по полосе» действуют на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные непосредственно на нем (чаще всего другие знаки располагаются над проезжей частью перекрестка) не указывают другое направление.

Многие обращали внимание на то, что на перекрестках многополосных дорог, полосы на пересечении перекрестка обозначены разметкой 1.7 (короткий штрих, границы полос в пределах перекрестка). Чаще всего встречается разметка полос в направлении «прямо», значительно реже встречается разметка полос, поворачивающих либо налево, либо направо. Но в реальности большинство перекрестков этой разметки не имеют.

Таким образом, когда разметка 1.7 на перекрестке отсутствует, полосы в пределах перекрестка являются условными, но они есть и никуда не исчезают. Проблема в том, что ощущение пространства у людей разное (тем более, во время движения), и далеко не каждый может ехать ровно в пределах своей условной полосы.

Когда поворот налево на перекрестке разрешен с двух крайних левых полос (возможно и больше, чем с двух), то целесообразно поворачивать, двигаясь в пределах своей условной полосы как бы параллельно друг другу (рисунок ниже), и тогда никто никому не будет мешать. Ну а полосу для выезда на перекресток (левую или правую) лучше всего выбрать исходя из дальнейшего маршрута.

Параллельный поворот налево одновременно с двух полос, пути не пересекаются

Правила разрешают повернуть налево на любую полосу той дороги, на которую совершается поворот, поскольку прямых указаний, как должен выполняться левый поворот, в ПДД нет. В пункте 8.6 ПДД лишь указано, что поворот (как левый поворот, так и правый) должен осуществляться таким образом, чтобы, выезжая с пересечения проезжих частей, транспортное средство не оказалось на встречной полосе.

Таким образом, руководствуясь этим правилом, любой из водителей, поворачивающих налево каждый из своей полосы, имеет право заехать в любую из полос той дороги, на которую он поворачивает. И в случае выезда из своей условной полосы во время выполнения поворота (на пересечении проезжих частей) необходимо помнить, что в таких ситуациях вступает в силу так называемое правило перестроения (пункт 8.4 ПДД).

Если пути машин пересекаются, дорогу должен уступить тот водитель, кто выезжает из своей условной полосы. Если же перестроение обоюдное (оба выезжают из своих условных полос), то преимущество у того, кто находится справа.

Например, нередко встречается случай, когда оба поворачивающих налево автомобиля стремятся заехать в одну и ту же полосу. Или оба – в крайнюю левую, или же оба – в среднюю или правую полосу. Т.е. их пути непременно «встретятся», тогда на чьей стороне будет преимущество?

Тот водитель, что поворачивает со второй полосы и стремится заехать в крайнюю левую полосу дороги, на которую он поворачивает, непременно «подрежет» второго участника с его правой скулы, который параллельно, находясь слева от него, поворачивает в ту же крайнюю левую полосу (рисунок ниже). В этом случае «правый» выезжает из своей условной полосы, следовательно, он обязан уступить дорогу «левому».

Обоюдный поворот налево одновременно с двух полос, пути пересекаются

Так же и в «зеркальном» случае, когда «левый» автомобиль на повороте теснит «правого», т.е. оба поворачивающих налево стремятся заехать в правую полосу дороги. Только теперь приоритеты меняются: «левый» должен уступить «правому».

Действие правила перестроения на перекрестке исходит из определения знаков 5.15.1 и 5.15.2, упомянутого в начале статьи (действие знаков распространяется на весь перекресток). Поэтому, пересекая перекресток в соответствии со своими намерениями и условиями дорожной обстановки, необходимо учесть сей факт. А правило перестроения оговорено в пункте 8.4 ПДД.

Все о чем написано выше, это есть вариант, как правильно осуществить поворот налево на перекрестке, с учетом соблюдения приоритета в соответствии с ПДД. Но в реальности приоритет в подобных ситуациях по разным причинам игнорируется. Как не попасть в ДТП на этих маневрах?

Действительность такова, что преимущество в движении, как, в общем, и соблюдение ПДД в целом, не гарантирует безопасность. Поэтому, пользуясь своим приоритетом, необходимо еще убедиться в том, что вам уступают дорогу.

В случае с обоюдным поворотом налево, если произойдет ДТП, при определении виновного кроме выяснения приоритета еще будут смотреть на характер столкновения машин, т.е. кто кого «догнал», «притер» и с какой стороны было действие. Многие нюансы, например, выяснить, на чьей стороне был приоритет, определить бывает невозможно (или не захотят выяснять), и за основу происшествия берут обоюдное перестроение, в котором работает правило «помеха справа».

Т.е. юридическим виновником в ДТП станет тот автомобиль, который не уступил помехе справа. Но такое решение будет только в тех конфликтных случаях, когда поворот налево разрешен Правилами и с других смежных полос, кроме крайней левой, т.е. поворот совершается обоюдно, как бы параллельно в соответствии с ПДД.

А вообще, идеальных условий для соблюдения приоритета часто не бывает по той простой причине, что в разных ситуациях обстановка, которая складывается на выезде с перекрестка, одна не похожа на другую.

Причины могут быть разные: различные по форме перекрестки, в одних случаях пешеходы идут через дорогу, в других – на правых полосах образуется скопление транспорта, один водитель следует чуть впереди, второй – немного отстает, на проезжей части одна машина левее, вторая – правее, пробки на перекрестке и др., а универсального «рецепта» как избежать ДТП не существует.

В случае же, когда поворот налево совершается с нарушением, например, против Правил из средней или правой полосы, то у нарушителя юридического приоритета НЕТ. Однако, видя такую ситуацию, предположим, сбоку от себя, до столкновения лучше не доводить. В судебной практике есть немало случаев, когда суд становился на сторону нарушителя только потому, что он находился справа. Затем Верховный суд эти решения отменял, но не у каждого хватит терпения дойти до Верховного суда.

Поэтому, на перекрестке за основу следует брать общее правило перестроения (пункт 8.4 ПДД), а в конкретных случаях – действовать по ситуации, так, чтобы была возможность избежать столкновения. Имея приоритет и уступая, при этом, дорогу, вы НЕ нарушаете ПДД.

Будьте внимательны за рулем, берегите себя и окружающих.

Навигация по серии статей<< Поворот налево на перекрестке. Часть1Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево >>

Самые читаемые разделы сайта

Вас заинтересует

 

10 комментариев

  1. Петр

    25.03.2017 22:28

    Здравствуйте, подскажите пожалуйста, противоречит ли разметка 1.7 на перекрестке направление прямо, знакам 5.15.2 (в крайней левой полосе налево, во второй слева — прямо и налево)? Обязан ли авто, поворачивающий со второй слева полосы налево, за центром перекрестка, уступить дорогу авто, двигающемуся в левой полосе прямо?

  2. Сергей Д.

    26.03.2017 11:50

    Здравствуйте Петр.

    Разметка 1.7, обозначающая границы полос на перекрестке, не может противоречить знакам 5.15.2 «Направления движения по полосе». К тому же, разметка 1.7 – прерывистая линия, ее разрешается пересекать с любой стороны, соблюдая правило перестроения (пункт 8.4).

    В случае если знаки и разметка противоречат друг другу, либо разметку не видно, то следует руководствоваться знаками.

    Во втором вопросе слово «обязан» неуместно. Речь идет о нарушении участника на крайней левой полосе требования «повернуть только налево». Другими словами, это нарушитель, и если он сознательно нарушил одно правило, то нарушить второе ему ничего не будет стоить.

    Если, все-таки, он с крайней левой полосы, предназначенной для движения только налево, решит проехать «прямо», то в таком случае он в соответствии с пунктом 8.9 ПДД, должен уступить дорогу поворачивающему налево в разрешенном случае со второй полосы, т.к. тот будет «помехой» справа. Но это только в том случае, если оба участника будут придерживаться Правил.

    В реальности же, участник на крайней левой полосе может вообще проигнорировать знак 5.15.2, либо просто не заметить его. Такой вариант тоже необходимо предполагать. Поэтому, поворачивая налево со второй слева полосы, нужно внимательно смотреть на ситуацию слева-сзади себя, и если видите, что тот упорно едет «прямо», целесообразно уступить ему дорогу в целях избежать ДТП.

    В случае аварии, сложно сказать, кого из двоих признают виновным. Все зависит от обстоятельств и от того, как каждый водитель сможет убедить инспектора в своей правоте. Если по справедливости, то виновным должен быть признан нарушитель, но реальность такова, что это правило работает не всегда.

  3. петр

    26.03.2017 12:40

    Спасибо. Получается что правый авто, поворачивая налево, совершает перестроение на данном перекрестке? А авто в левой не нарушил ничего, так как не выехал с перекрестка?

  4. Сергей Д.

    26.03.2017 18:58

    Если этот ваш вопрос относится к предыдущей ситуации, то «правый» автомобиль не перестраивается, он поворачивает налево в соответствии с ПДД, и является помехой справа для «левого» авто, водитель которого в нарушение Правил вдруг решил поехать «прямо». Эта ситуация в ПДД не оговорена, поэтому «работает» пункт 8.9.

    Поворот и перестроение это разные маневры, но во многих ситуациях они могут сопутствовать друг другу. Например, повороту налево может предшествовать перестроение в левую полосу. Перестроение непосредственно на самом перекрестке рассмотрено в статье.

    Приоритет в перестроении – это пункт 8.4 ПДД, а приоритет в ситуациях, не оговоренных в ПДД, — это пункт 8.9 ПДД (преимущество в движении — у помехи справа).

  5. Петр

    27.03.2017 08:27

    Спасибо. Извините, возник еще один вопрос по данной ситуации. Невыполнение левым авто п.8.5, является доказательством того, что он двигался прямо?

  6. Сергей Д.

    27.03.2017 10:28

    Доказательством того, что автомобиль двигался «прямо» будет именно факт его движения в прямом направлении. Все остальное – это домыслы и интерпретация событий. Значение имеет только факт.

  7. Юрий

    21.07.2017 22:48

    Добрый вечер. Имеется Т-образный перекрёсток со знаком 5.12.1 но без разметки, указывающей направление перестроения. На «первой» проезжей части имеется две полосы движения и трамвайные пути — со всех полос знак позволяет совершить поворот налево. На «второй» проезжей части три полосы и трамвайные пути. Если я правильно понимаю ПДД, совершая поворот налево из первой проезжей части из правого ряда, я могу занять любую из полос?

    Я конечно не наглею и занимаю вторую, реже первую полосу на «второй» проезжей части, но уже 3ий раз за месяц выясняю отношения с водителями сигналящими мне в левый задний фонарь и доказывающими своё право занять вторую справа полосу после совершения манёвра. Хотелось бы мнение эксперта. Спасибо.

  8. Сергей Д.

    25.07.2017 17:18

    Здравствуйте Юрий.

    Вы поворачиваете налево в разрешенном случае из правой полосы, оппоненты — из левой полосы. В этой ситуации на средней полосе ваш автомобиль является помехой справа для ваших оппонентов. Обоснованием служат пункты 8.4 (перестроение), 8.9 (помеха справа) и определения знаков 5.15.1 (5.15.2). Самая безобидная траектория поворота из правой полосы – в первую (дальнюю) полосу, которая после поворота станет правой.

    Если полосы движения непосредственно на перекрестке не разграничены разметкой 1.7, то разногласия в приоритете будут возникать всегда, потому что каждый водитель видит эти условные полосы в пределах перекрестка по-своему.

    Более того, когда в ПДД нет четкой формулировки, люди склонны интерпретировать левый поворот выгодным для себя образом. Ну а причина, по которой они вам сигналят, имеет совершенно другую природу.

    Инспектор на разборе ДТП еще будет смотреть на характер столкновения. И не факт, что выиграет невиновный. Отсюда вывод – соблюдая Правила, еще нужно понимать, что их соблюдают не все, к этому нужно быть готовым, и принять меры, чтобы не подставить свой автомобиль.

  9. Сергей Д.

    26.07.2017 17:17

    Здравствуйте Руслан.

    Мнение по ситуации: vk.com/wall-13848415_113936

    И в рамках ПДД и с точки зрения целесообразности уступить должен черный автомобиль (поворачивающий с правой полосы налево). А вообще, подобные ситуации нужно рассматривать не в статике, а в динамике.

    Теперь по порядку. Схема достаточно условная. Сочетание знаков 2.1 «Главная дорога» и 8.13 «Направление главной дороги» не наделяют имеющихся участников каким-либо преимуществом по отношению друг к другу: оба участника едут до перекрестка по главной дороге, и оба в равных правах.

    «Черный» перед поворотом налево заблаговременно не перестроился на левую полосу (пункт 8.5), и его нарушение НЕ дает ему права на первоочередной проезд перекрестка. Если выразиться по-другому, то перед поворотом налево «черный» автомобиль не должен находиться с правого борта у «рыжего»: в соответствии с ПДД его с правой стороны вообще быть не должно. Поэтому правило «помеха справа» здесь не актуально.

    Если действие происходит в населенном пункте, то у «рыжего» нарушения нет, а если вне населенного пункта, тогда «рыжий» тоже нарушает: ему запрещено занимать левую полосу при свободной правой (пункт 9.4), но можно сделать исключение, предположив, что «рыжий» пошел на опережение попутчика, не зная, что тот намеревается повернуть налево.

    Но эти предположения повлияют всего лишь на степень юридической вины «рыжего» в случае ДТП.

    В практике разборов ДТП существует определенный подход к тем ситуациям, в которых нарушитель ПДД оказывается в приоритетном положении по отношению к своему оппоненту. Практикуется утверждение, что следует в любом случае уступить дорогу имеющему приоритет, даже в том случае, если он нарушает ПДД.

    Это утверждение верно, хотя бы потому, что кому легче от того, что ты оказался прав, но машину разбил. Но это утверждение, почему-то, ставят в ранг Правила, и делают нарушителя правым!

    Даже суд становился на сторону нарушителей, правда, Верховный суд потом эти решения отменял. Но не у каждого хватит упорства дойти до верха, чтобы себя оправдать. Поэтому, нужно стараться таких ситуаций не допускать.

    Возвращаясь к картинке: если водитель «черного» не хочет разбить свой автомобиль, то должен уступить «рыжему». Но если предположить, что водитель «черного» не видит «рыжую» машину, тогда водителю «рыжего» авто придется повернуть налево, уходя от столкновения.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.