Разворот на перекрестке по главной дороге


24 комментария

3-я статья из 10 в серии Разворот

Продолжаем отвечать на вопросы читателей и в этот раз на повестке дня два похожих вопроса по теме разворотов на перекрестке.

Вопрос 1: Главная дорога на перекрестке меняет направление. Оба автомобиля на главной дороге.

Один из них поворачивает направо, а второй разворачивается. Траектории пересекаются. Кто пропускает?

Ответ: Пропускает тот, кто разворачивается, потому что оба участника движутся по главной дороге и находятся в равных правах (пункт 13.10 ПДД).

Вопрос 2: Я на главной дороге совершаю разворот, одновременно с второстепенной дороги выезжает другой водитель направо, то есть получается, что мы собираемся ехать дальше в одном направлении.

Оба совершаем маневр, только я с главной, а он с второстепенной! Кто кому должен уступить дорогу?

Ответ: Уступает автомобиль, поворачивающий с второстепенной дороги (пункт 13.9 ПДД).

Теперь, подробнее. Теме разворотов на перекрестках посвящена статья Выполнение разворота. Часть2.

Поскольку в вопросах присутствует термин «главная дорога», то и речь, соответственно, пойдет о проезде перекрестков неравнозначных дорог.

Рассмотрим эти две, казалось бы, похожие, но в корне отличающиеся ситуации более подробно.

 

Эти два случая похожи в том, что оба перекрестка одинаковы конструктивно: имеется «прямая» дорога и примыкающая (либо пересекающая, что, собственно, не очень важно).

Но в первом случае главная дорога поворачивает на перекрестке (меняет свое направление, на что указывает знак 8.13 «Направление главной дороги»), а во втором случае главная дорога «прямая», а второстепенная дорога примыкает к ней (либо пересекает ее).

Разберем каждый вариант по отдельности, и начнем с более простого (второго) варианта, когда главная дорога «прямая».

Предположим, вы едете по дороге и видите, что впереди перекресток (у вас либо знак 2.1 «Главная дорога», либо знак 2.3.3 «Примыкание второстепенной дороги», а слева примыкает второстепенная дорога).

По примыкающей дороге к перекрестку приближается автомобиль и «мигает» правым «поворотником». Вам необходимо развернуться, и вы, соответственно, включаете левый указатель поворота.

Впереди перекресток

Водитель того автомобиля вас видит, видит ваш включенный указатель левого поворота, и что он может предположить? Первое, что он подумает, это то, что вы будете поворачивать налево (на дорогу, с которой он сам выезжает).

Если другими словами, то он еще не знает, что вы намереваетесь развернуться. А тем временем, оба автомобиля въезжают на перекресток, и нужно очень быстро принимать решение.

Юридическое преимущество на вашей стороне (пункт 13.9 ПДД – ваш автомобиль движется по главной дороге, а оппонент выезжает с второстепенной дороги – обязан уступить).

Но если между водителями (читайте — между вами и оппонентом) нет взаимопонимания обоюдных намерений, то возможен любой исход, в т.ч. и столкновение.

Водитель с второстепенной дороги может попытаться успеть выехать, так сказать, под прикрытием (он, ведь, не знает, что вы разворачиваетесь).

Вы, в свою очередь, уверены в том, что у вас преимущество (вы – на главной дороге), поэтому разворачиваетесь с предположением, что вас пропустят вперед (что вам уступят дорогу).

Создается опасная ситуация. Как из нее выйти, точнее, как не столкнуться, однозначного ответа нет.

 

Как не попасть в ДТП, многое зависит от второстепенных факторов: кто подъехал раньше и разгадал намерения оппонента, кто первый обнаружил опасность столкновения и принял меры (например, затормозил, уступил), и др.

Есть такое неформальное правило: преимущество в движении определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП.

Теперь рассмотрим приоритеты в более сложном случае разворота, когда главная дорога на перекрестке меняет свое направление. Он как-бы сложный и простой одновременно.

Сложность в том, чтобы дать понять окружающим, что ваши намерения именно развернуться, а не повернуть налево.

Для этого следует заранее сбавить скорость, включить левый «поворотник», и занять место на проезжей части для разворота (крайнюю левую полосу).

Гл. дорога меняет направление

В случае, как изображено на картинке, оба участника едут по главной дороге и юридическое преимущество на стороне автомобиля, поворачивающего направо (пункт 13.10 ПДД).

Т.е. дорогу уступает тот, кто разворачивается. Какие опасные моменты могут возникнуть в этой дорожной ситуации?

Самая большая опасность может возникнуть в случае банального несоблюдения приоритета (кто был должен уступить – не уступил), или в случае настоятельного упорства на своем преимуществе (т.е. я прав, и точка!).

Опасность первого случая устраняется повышением внимания к дорожной обстановке, второй случай, к сожалению, не «лечится».

Потому что, как было уже сказано выше, реальное преимущество определяется гарантией отсутствия ДТП – еще следует убедиться в том, что вам уступают дорогу.

Понятно, что ситуации на рисунках упрощенные, поскольку отсутствуют другие участники движения, это ведь просто нарисованная схема.

В реальности машин на дороге гораздо больше, они все движутся, и тем самым общая обстановка усложняется, но расстановка приоритетов от этого не изменяется.

 

Бывают ситуации, когда нет уверенности, что разворот не будет противоречить ПДД, либо, нет уверенности, что сам маневр пройдет гладко, например, за один заход или один оборот, т.е. не придется сдавать назад.

Обычно, на перекрестке места для разворота бывает достаточно, но нужно помнить, что движение задним ходом на нем (на перекрестке) запрещено (пункт 8.12 ПДД).

В статье Разворот на перекрестке. Задний ход рассмотрен случай с задним ходом на перекрестке.

Если, все-таки, возникают сомнения, целесообразно воздержаться от маневра, и поискать для него другое место, например, развернуться вне перекрестка с использованием обочины или прилегающей территории.

Разворотам вне перекрестка посвящена статья Выполнение разворота. Часть1.

О том, как развернуться через обочину, когда не хватает места для разворота, можно прочесть в одноименной статье Разворот на дороге вне перекрестка через обочину, где был дан ответ именно на этот вопрос.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «разворот на перекрестке по главной дороге», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Повороты направо, налево или на разворот;
Разворот на равнозначном перекрестке;
Разворот на перекрестке. Задний ход;
Хватит ли места для разворота?
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Разворот на перекрестке с разделительной полосой и пункт 8.6 ПДДРазворот на перекрестке. Задний ход >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

24 комментария

  1. Антон

    27.03.2018 15:01

    Вопрос 1: Главная дорога на перекрестке меняет направление. Оба автомобиля на главной дороге.

    Один из них поворачивает направо, а второй разворачивается. Траектории пересекаются. Кто пропускает?

    Ответ: Пропускает тот, кто разворачивается, потому что оба участника движутся по главной дороге и находятся в равных правах (пункт 13.10).

    А как же пункт 13.11, по которому водитель должен уступать ТС приближающемуся справа?

    Авто, который разворачивается, приближается справа, значит тот кто поворачивает направо, должен уступить, разве нет?

  2. Сергей Д.

    27.03.2018 19:43

    Здравствуйте Антон.

    Автомобиль, который приближается к перекрестку с правой стороны, движется по своей половине проезжей части, и если бы он двигался «прямо» или поворачивал налево, то пути машин не пересеклись бы.

    После того, как автомобиль (на схеме это красный), разворачиваясь по главной дороге, опишет дугу на перекрестке, то второй авто, также движущийся по главной дороге (на схеме это белый), окажется у него с правого борта.

    В соответствии с пунктом 13.10, который, в свою очередь, отсылает к пункту 13.11, белый автомобиль, поворачивая по главной дороге направо, будет иметь преимущество.

    Для лучшего понимания приоритетов в этой ситуации попробуем «распрямить» главную дорогу. Два автомобиля едут навстречу друг другу по главной дороге (оба в равных правах).

    Тот, кто разворачивается, обязан уступить второму, который продолжает ехать по главной.

  3. Вероника

    22.06.2018 21:28

    Здравствуйте, а если во втором случае (главная и второстепенная дороги) присутствует светофор где для автомобиля на главной дороге, совершающего разворот, горит зеленый + поворот налево, а для автомобиля на второстепенной дороге горит дополнительный поворот на право, кто должен уступить?

  4. Сергей Д.

    22.06.2018 22:36

    Здравствуйте Вероника.

    А что означает «горит дополнительный поворот на право»? Полагаю, вы под этим подразумеваете, что со стороны второстепенной дороги у светофора горит красный сигнал и зеленая стрелка «направо» в дополнительной секции.

    В таком случае, автомобиль, поворачивающий на стрелку в доп.секции, когда она горит вместе с основным красным или желтым сигналом светофора, должен уступить тр.средствам, едущим с других направлений (пункт 13.5).

    Ответ на ваш вопрос – выполняющий разворот проедет первым, т.е. он имеет преимущество.

    Ну а выезжающий со стороны второстепенной дороги, соответственно, должен уступить.

    Еще не следует забывать, что работающий в режиме «красный-желтый-зеленый» светофор отменяет действие знаков приоритета.

    В дополнение к ответу см. статью Успеть повернуть под стрелку из серии Проезд на стрелку светофора.

  5. Алекмес

    06.08.2019 16:45

    Если я еду по главной, а на перекрестке главная уходит направо, я иду на разворот, должна ли пропустить встречный авто с второстепенки?

  6. Сергей Д.

    06.08.2019 18:24

    Здравствуйте Алекмес.

    Нет, не должны. Вы движетесь по главной дороге, у вас преимущество перед ТС, подъехавшим к этому перекрестку по второстепенной дороге.

    Уступить потребуется только транспорту, который подъезжает справа, по главной дороге (пункт 13.10 ПДД).

    В статье Съезд и поворот с главной дороги есть схема приоритетов на таком перекрестке.

  7. Ольга

    07.12.2019 01:22

    Здравствуйте. Подскажите как правильно я должна была поступить: я ехала по главной дороге и совершала разворот на нерегулируемом перекрёстке.

    Я ждала и пропускала автомобиль, двигающийся во встречном направлении, в это время справа с второстепенной дороги водитель автомобиля совершал поворот на главную дорогу поворачивая налево.

    Я не пропустила этого настырного товарища, который и не думал пропустить меня, а ведь я совершала манёвр на главной дороге.

    Мне пришлось с помощью звукового сигнала дать ему понять, что он не прав. Наглость, с которой он почти создал аварийную ситуацию, поколебала меня в моей правоте.

    Кто должен был уступить, я или он?

  8. Роег

    07.12.2019 11:29

    А если, двигаясь по главной дороге, совершая разворот, не хватило радиуса поворота колес?

    Заезжаешь на второстепенную, и там сталкивается с автомобилем, который поворачивает направо. Кто виноват?

  9. Сергей Д.

    07.12.2019 15:57

    Здравствуйте Ольга.

    Поскольку вы на главной дороге, у вас было преимущество по отношению к автомобилю, который выезжал с второстепенной дороги. Т.е. уступить должен был он.

    В любых дорожных ситуациях всегда следует предполагать нарушения другими водителями. Причины, по которым они нарушают, НЕ важны.

    Вполне возможно, что оппонент не знает ПДД, может быть что он торопится, и едет на эмоциях. Это не важно.

    Важно не столкнуться. Для этого нужно видеть, что происходит. См. статью Смотрим на дорогу правильно.

    Можно дать звуковой сигнал на стадии развития ситуации, как поступили вы, либо пропустить вперед, если оппонент не понимает. В общем, по ситуации.

    См. статью Применение звукового сигнала.

  10. Сергей Д.

    07.12.2019 16:37

    Здравствуйте Олег.

    Обычно, в простых ситуациях ДТП неофициально виноваты оба. Один участник, имея приоритет, не видит, куда сам едет, а второй участник, который должен уступить, не замечает первого.

    Официальным виновником всегда является нарушитель ПДД. Степень вины второго — выясняют по ситуации.

    Автомобиль на второстепенной дороге в соответствии с пунктом 13.9 ПДД должен был уступить второму, который разворачивался по главной дороге.

    Дальше возникает немало вопросов, которые необходимо рассматривать на месте ДТП: что значит «не хватило радиуса», в каком месте столкнулись, при каких дорожных обстоятельствах и другие вопросы.

    Со слов ситуацию не составишь: слов всегда недостаточно.

    Для профилактики, см. статью Хватит ли места для разворота?

  11. Светлана

    07.08.2020 09:22

    Я выезжаю со второстепенной дороги на главную, остановилась, показываю поворот направо, в это время по главной едет авто, и показывает поворот налево. Перекресток нерегулируемый.

    Я понимаю, что мы друг другу никаким образом не мешаем, но в этот момент выяснилось, что он совершает разворот. Перед самым носом...

    Как мне нужно было догадаться, что он собирается сделать разворот?

  12. Сергей Д.

    07.08.2020 21:52

    Здравствуйте Светлана.

    Вы никак не сможете догадаться до тех пор, пока оппонент не приступит к маневру, т.е. либо начнет поворачивать налево, либо приступит к развороту. Понимание приходит с опытом.

    Есть смысл не спешить с поворотом, пока не будете уверены, что проезд безопасен.

  13. Анатолий

    23.01.2021 09:14

    Стрелка налево вместе с красным, я иду на разворот. Слева выезжает авто на стрелку направо, так же с красным.

    Кто едет первым?

  14. Сергей Д.

    24.01.2021 15:42

    Здравствуйте Анатолий.

    Так не должно быть, потому что данная комбинация сигналов вводит в заблуждение водителей, движущихся с этих двух направлений.

    Все светофоры должны работать во взаимно согласованных режимах.

    По такой схеме, в соответствии с пунктом 13.5 ПДД, оба водителя должны уступить дорогу друг другу, поскольку оба едут на «зеленую стрелку + красный».

    Возникает вопрос: кто из них проедет первым? В этой ситуации ответ один — тот, кто первым «вырвется» вперед, а это аварийно-опасно.

    Если оба станут ждать, пока другой проедет, то оба никогда не выедут с перекрестка.

    Можно сделать вывод, что схема сигналов у этих светофоров некорректная. Чтобы не столкнуться в этих условиях, достаточно не препятствовать друг другу.

    Комбинация «стрелка + красный» на этом перекрестном направлении должна быть с какой-то одной стороны.

  15. Ирина

    03.02.2021 22:27

    Здравствуйте. У меня вопрос о развороте на регулируемом перекрёстке.

    Если я заканчиваю разворот уже на запрещающий сигнал светофора, должна ли я уступить дорогу автомобилям справа, двигающимся на уже включённый зелёный. Или здесь действует пункт 13.8?

    Поспорила сегодня с инструктором, который требует пропустить помеху справа, а не выполнить завершения маневра. Кто из нас прав?

  16. Сергей Д.

    03.02.2021 23:51

    Здравствуйте Ирина.

    На обычных, не сложных, перекрестках действует правило: для вас — пункт 13.7 (дает право выехать с перекрестка), для тех, у кого включился зеленый — пункт 13.8 (они вам обязаны дать возможность выехать с перекрестка).

    Но если на вашем пути имеется светофор и стоп-линия (пункт 13.7), то на запрещающий сигнал вы должны остановиться перед стоп-линией.

    Еще существуют разновидность перекрестков, на котором ПДД не обязывают остановиться после того, как включился запрещающий сигнал, но остановка будет крайне целесообразна (как бы против правил).

    Т.е., если вы не успели выехать, то можно остановиться (например, между газонами), дождаться своего следующего зеленого, и продолжить выезд с перекрестка.

    Поэтому мне сложно судить, о чем вы спорите со своим инструктором, я не могу сказать, кто из вас прав.

  17. Александр

    14.11.2021 18:22

    Четырёхсторонний перекрёсток, главная уходит направо. Въезжаю на перекрёсток со второстепенной, где должен пропустить всех, следую прямо.

    По главной навстречу мне с левым поворотом к перекрёстку подъезжает легковая.

    Я въехал на перекрёсток первым, успел проехать его, и всё бы прошло гладко, но встречный на большой скорости уходит в левый разворот, объезжая разделительную полосу, и сигналя при этом мне.

    Я уже не успеваю закончить свой манёвр, теперь наши траектории движения должны пересечься и я аварийно торможу.

    Главнюк с горящим взглядом и ещё кое чем завершает разворот перед моим носом и уходит в даль. Все целы, но осадочек остался.

    Я бы на его месте не давил на клаксон, а просто сбавил бы скорость на развороте. Так как намерение «второстепенника»"проехать прямо" видно и понятно, его же намерение было «не повернуть, а развернуться».

    И поворот, и разворот, по здравому смыслу, подразумевают уменьшение скорости. Я это понимаю, рассчитываю, что успею проехать, но ...

    Но стремление проскочить перекрёсток до того, как «главный» успеет въехать на него, визави ошибочно не учитывает. Назревает аварийная ситуация.

    Юридически он прав, а я нет, но принцип ДДД создавшуюся напряжённость бы разрядил. Но это правило под силу только мудрым и спокойным людям и их на дорогах очень немного.Увы.

  18. Сергей Д.

    15.11.2021 12:57

    Здравствуйте Александр.

    Вы предполагали, что ваш оппонент окажется человеком мудрым и спокойным, но это оказалось не так.

    Когда принимается решение действовать на грани «успею/не успею», на помощь приходит интуиция (разумеется, только у тех, кто с ней дружит).

    Ваша интуиция очень вовремя подсказала вам, что целесообразно тормозить! а не надеяться, что оппонент пойдет навстречу. Это и спасло.

    По отношению к другим на дороге, вы, со своей стороны, можете поступать как вам нравится: по-доброму, относиться с пониманием, проявлять соучастие и т.д.

    Но нет смысла ждать такой же доброй ответной реакции в свой адрес. Если «Да», то хорошо, если «Нет», ну и ладно.

    Ну, и как, в итоге, все может повернуться, описано в статье Прав — Не прав. Реальность.

    Хороших, в смысле, понимающих, людей однозначно больше, но поступать следует по обстоятельствам.

  19. Вадим

    02.09.2023 08:44

    Здравствуйте. Перекресток с двойным пересечением. Главная дорога та, которую разделяет разделительная полоса.

    Автомобиль выезжает с второстепенной, знак уступи дорогу и знак выезд на дорогу с односторонним движением направо.

    Я на главной дороге, на перекрестке, делаю разворот. Кто должен уступить дорогу?

  20. Сергей Д.

    02.09.2023 10:11

    Здравствуйте Вадим.

    На ваш вопрос дает ответ пункт 13.9 ПДД.

    Вы движетесь по главной дороге нерегулируемого перекрестка, поэтому, независимо от направления вашего движения у вас преимущество перед ТС, которые подъехали к этому перекрестку по второстепенной дороге.

    Уступить должен ваш оппонент. Но если вы увидите, что он игнорирует ваш приоритет (возможно, у него иное мнение), то нет смысла ему препятствовать.

    Если, вдруг, не сможете разъехаться, то будете вместе с ним ждать аваркома.

  21. Вадим

    05.09.2023 11:42

    Ответ водителя, который не уступил: у него знак уступи дорогу действует на первое пересечение, а дальше, на втором, у него помеха справа.

    Я, когда делаю разворот, оказываюсь в разрыве между пересечениями, и становлюсь в равные с ним положения, то есть как на второстепенной, и я должен уступить ему, так как, он делает поворот направо, а я налево.

  22. Сергей Д.

    05.09.2023 23:37

    Здравствуйте Вадим.

    Знак «Уступите дорогу» действует НЕ на пересечение, а на перекресток дорог. Главная дорога вашего перекрестка имеет разделительную полосу. См. термин «дорога», пункт 1.2 ПДД.

    2.4 «Уступите дорогу»: Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге ...

    Второе пересечение для едущего через перекресток по второстепенной дороге НЕ может быть равнозначным (как утверждает ваш оппонент, ссылаясь на помеху справа), потому что на главной дороге (с которой вы начали разворот) установлен знак 2.1.

    Знак 2.1 «Главная дорога» делает ВСЮ дорогу (вместе с разделительной полосой) главной по отношению к пересекаемой дороге.

    Если всю эту совокупность пересечений рассматривать как два совершенно разных перекрестка, тогда знаки приоритета должны быть установлены перед каждым! пересечением.

    Если такого нет, то ваш оппонент, мягко говоря, вводит вас в заблуждение.

    Проблема проезда подобных перекрестков в том, что есть общие правила проезда нерегулируемых перекрестков, но разделительная полоса бывает узкой и широкой.

    Когда она узкая, то вопросов с приоритетом не возникает. Все разъезжаются по обычной схеме: уступает тот, кто на второстепенной дороге.

    Но если разделительная полоса широкая, то участок между пересечениями становится протяженный, и даже может быть разделен сплошной линией разметки.

    Если внутри перекрестка между пересечениями не установлены дополнительные знаки приоритета, то как определить, статус этого участка (главная или второстепенная)? ПДД не дают ответ.

    Вот и появляются рассуждения как у вашего визави: каждый интерпретирует так, как может.

    Я не знаю, как выглядит ваш перекресток, кроме того, что у главной дороги есть разделительная полоса, поэтому отвечаю, исходя из общего правила проезда нерегулируемых перекрестков.

    Но, еще раз, знаки приоритета действуют на ВЕСЬ перекресток дорог.

  23. Вадим

    07.09.2023 18:42

    Сергей Д. спасибо большое за отличное разъяснение.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.