Куда смотреть за рулем, чтобы не попасть в ДТП


Комментариев нет

4-я статья из 4 в серии Как избежать ДТП

Начнем с того, что какой-либо универсальной формулы, как не попасть в ДТП, не существует.

Даже 100%-е соблюдение ПДД не гарантирует безопасный проезд, и не может застраховать вас от ДТП.

Это невозможно, потому что за себя вы можете поручиться, а за другого участника движения, с которым вы взаимодействуете на дороге, вы поручиться не можете.

Для того, чтобы действия других участников дорожного движения не стали для вас неожиданными, нужно за ними наблюдать, и своевременно принимать необходимые меры, из этих действий вытекающие.

Например, если едущий впереди автомобиль тормозит (включились «стопы»), то в зависимости от расстояния до него есть смысл (как вариант) либо самому начать тормозить, либо приготовиться к замедлению своего автомобиля.

Кроме участников движения, на дорогах населенного пункта много разных визуальных раздражителей.

Поэтому есть смысл распределять свое внимание рационально, т.е. обращать внимание на то, что непосредственно имеет отношение к процессу движения (см. статью Смотрим на дорогу правильно).

Это и есть умение наблюдать за дорогой ВОКРУГ своего автомобиля — одно из самых важных качеств водителя, необходимое для безопасного движения.

Ну а поскольку на дороге много чего происходит, то возникает вопрос: куда смотреть за рулем, то есть, на что в процессе движения нужно обращать внимание в первую очередь?

Или, например, что из того, что происходит на дороге, наиболее важно контролировать для того, чтобы не попасть в ДТП?

Есть смысл разделить участников движения как бы на две подгруппы.

В первую группу войдут те, кому ПДД отводят движение по проезжей части (транспортные средства: машины, мотоциклы, мопеды).

Вторая группа будет включать в себя всех остальных участников (пешеходы, велосипедисты, самокатчики), которые ходят (ездят) по тротуарам, и могут появиться на проезжей части в любой момент.

 

ПДД выстраивают взаимодействие между участниками дорожного движения через приоритет: если преимущество в движении у вашего оппонента, значит, необходимо уступить ему дорогу (или не создавать помех в движении).

Если же преимущество в движении на вашей стороне, то сначала необходимо убедиться, что ваш оппонент вас видит, и готов уступить дорогу вашему транспортному средству.

Важно обратить внимание на то, что оппонент может пространственно появиться с любой стороны: впереди вашего авто, справа или слева, а также догонять вас сзади.

Поэтому есть смысл контролировать обстановку вокруг автомобиля (то, что впереди, вы и так увидите, а вот сзади — посредством зеркал и поворотом головы).

Контроль

В процессе движения в дорожном потоке нужно научиться распознавать тех участников, которые намереваются совершить перестроение, причем, независимо от того, включают ли они указатели поворотов, или вовсе их не используют.

Обычно распознать таких нетрудно, достаточно обратить внимание на боковое смещение автомобиля, движущегося впереди вас, относительно дороги.

В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, уступить дорогу должен тот, кто перестраивается, но кто знает — он посмотрел в зеркало заднего вида, или забыл? А может посмотрел, но ничего не увидел (помешала мертвая (или слепая) зона).

Отсюда следует, что ваш приоритет может быть проигнорирован, и есть большой смысл к этому приготовиться.

Следовательно, если вы не обратите внимание на данное обстоятельство, то столкновение может произойти вполне реально.

О том, как перестраиваться безопасно, как и куда при этом смотреть, посвящена серия статей Перестроение, в частности Одиночное перестроение. Теория и практика.

Есть смысл написать несколько строк о мотоциклистах. Современный мотоцикл это весьма технологичное и быстроходное средство передвижения. Быстрое настолько, что в совокупности с его небольшими размерами, очень трудно предсказать его поведение на относительно малом участке дороги.

Наибольшая вероятность столкновения с мотоциклистом возникает в процессе перестроения. Мотоцикл может свободно помещаться между рядами машин, таким образом, велика вероятность его попадания в слепую зону зеркал заднего вида, и он остается незамеченным.

В статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля описан выход из похожей опасной ситуации.

 

Чтобы на попасть в ДТП с мотоциклистом, когда он догоняет вас сзади, есть смысл самому своевременно включать указатели соответствующих поворотов, а также контролировать взглядом сторону, в которую совершается перестроение.

Обычно, мотоциклист успевает увидеть световые сигналы автомобиля, едущего впереди, и скоординировать свои действия. Собственно, техника безопасности при перестроении в разных условиях одна и та же.

Мотоциклист

Следующий момент, куда смотреть за рулем, который заслуживает отдельное внимание, это время проезда мимо остановок общественного транспорта.

Площадки остановок маршрутных ТС — это места сбора и ожидания пешеходов разных возрастных категорий. Поведение детей и подростков, ожидающих свой маршрут, часто непредсказуемо, поэтому есть вероятность их появления на проезжей части.

Водители маршрутных ТС, начиная движение от обозначенной остановки, имеют приоритет перед остальными ТС (пункт 18.3 ПДД). Однако, прежде чем отъехать от остановки, Правила требуют сначала убедиться, что им уступают дорогу.

Практика показывает, что водители общественного транспорта не всегда выполняют данное требование.

Поэтому, двигаясь мимо обозначенной остановки, есть смысл приготовиться к тому, что отъезжающий автобус (троллейбус) не станет уступать вам дорогу.

Как действовать в похожей ситуации рассмотрено в статье Проезд мимо остановки маршрутных ТС.

Следующие две категории «опасных» участников дорожного движения это пешеходы и велосипедисты.

Пешеходам разрешается переходить через проезжую часть в строго отведенных местах. Эти места указаны в пункте 4.3 ПДД и подробно рассмотрены в публикации Уступить дорогу пешеходу, входящую в одноименную серию статей.

К сожалению, пешеходы не всегда выполняют возложенные на них требования ПДД, немало случаев, когда они переходят дорогу, как говорится, совершенно не глядя по сторонам, или очень самоуверенно, надеясь на то, что раз водитель обязан его пропустить, значит, пропустит.

Один из примеров такого поведения есть в статье Беспечный пешеход.

 

Велосипедисты могут также сходу, причем, неожиданно «пролететь» по пешеходному переходу, несмотря на то, что Правила обязывают их «спешиться», и идти через пешеходный переход пешком, ведя велосипед.

Но проехать по «зебре» для них физически быстрее, и многие такой возможностью не пренебрегают.

Велосипед

Вы, предположим, остановились пропустить пешехода. Тот прошел, вы начинаете движение, а тут бац! как с неба перед вами возникает велобайкер. Хорошо, если успеете нажать на тормоз.

Поэтому, проезжая зону пешеходного перехода, необходимо проявлять повышенное внимание.

Правила и техника безопасности проезда пешеходных переходов, а также взаимодействие с пешеходами, переходящими дорогу вне перехода, описаны в серии статей Уступить дорогу пешеходу.

Почти на каждом более или менее протяженном маршруте в населенных пунктах есть места, где практически невозможно проехать без нарушения. Виды нарушений и их причины могут быть разные, но в числе первых — это игнорирование чужого приоритета.

Такие места на дороге, обычно, хорошо запоминаются, в них почти всегда «столпотворение». Главное в таких ситуациях, это не доказывать, что ты прав, а он — не прав.

Если ваш приоритет бесцеремонно игнорируют, то во-первых, это необходимо увидеть! а во-вторых — есть смысл не препятствовать. Имея преимущество и уступая при этом дорогу, вы НЕ нарушаете ПДД.

В противном случае есть вероятность «застрять» на этом месте на несколько часов в ожиданиях аваркома.

В общем, для того, чтобы не попасть в ДТП, необходимо в процессе наблюдения за дорожной обстановкой спрогнозировать аварийную ситуацию, и принять соответствующие меры как раз для того, чтобы этого ДТП не произошло.

В качестве подходящей меры может быть банальное снижение скорости своего автомобиля.

В заключение предлагаю ознакомиться с материалом статьи Что такое ДТП и как его избежать и ее продолжением -  Как избежать ДТП.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами сможем ее разобрать, и провести «работу над ошибками».

В продолжение темы «куда смотреть за рулем», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Как не попасть в ДТП на сужении дороги;
О слепой (мертвой) зоне автомобиля;
Серия Опасные ситуации на дорогах;
Начало движения на автомобиле;
Причины возникновения ДТП;
Правила ночной езды.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Причины возникновения ДТП

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.