Здравствуйте, уважаемый читатель.
В этой статье разберем дорожную ситуацию: поворот налево на перекрестке, который привел к ДТП с встречным автомобилем, едущим через перекресток в прямом направлении.
В процессе разбора можно будет понять, как правильно поворачивать налево на перекрестке, чтобы не попасть в ДТП.
Разбираемая ситуация, не нова. Она встречается повсеместно, где на перекрестках установлены светофоры и, соответственно, есть возможность повернуть налево.
Общий пейзаж, дорожная обстановка, а также участники движения в каждом случае будут отличаться, но схема проезда на регулируемом перекрестке для поворота налево почти везде одинаковая.
В подобных обстоятельствах аварии случаются довольно часто, почти все они похожи. После того, как ДТП произойдет, начинаются выяснения, кто прав в данной ситуации, а кто не прав.
При этом, каждый стремится защитить свою сторону. Признавать ошибки не хочется никому.
Если нарушение какого-то пункта ПДД одним из участников очевидно, то данный факт облегчает последующие разбирательства, т.е. определяется юридический виновник ДТП.
Но, ведь, второй участник, который ехал с соблюдением требований ПДД, тоже пострадал, несмотря на то, что его юридической вины нет. Возникает вопрос: почему он попал в ДТП?
Посмотрите короткий видеоролик. Поворот налево на перекрестке закончился столкновением со встречным автомобилем, едущим в прямом направлении. После, проведем «работу над ошибками».
Когда любая ситуация рассматривается глядя со стороны, то ответ на вопрос «почему это произошло» находится быстро. Чаще всего это невнимательность и торопливость ее участников.
Ответ в стороннем случае найти легко, тем более, когда есть возможность «прокрутить» ситуацию несколько раз.
В реальной ситуации на дороге такой возможности нет, и действовать приходится исходя из условий конкретной обстановки.
Дорожная ситуация, показанная в видеоролике, почти один в один похожа на случай, рассмотренный ранее в статье Не пропустил на перекрестке. В этих двух случаях, несмотря на различающиеся размеры перекрестков, характер столкновения машин одинаковый.
Ошибки водителей, повлекшие исход ситуаций, тоже примерно одинаковые, поэтому рассматривать их повторно в этой статье нет смысла.
Здесь подробно обсудим, как поворачивать налево на перекрестке, чтобы не попасть в подобную ситуацию, а заодно, на что обратить внимание в случае, если вы проезжаете перекресток в прямом направлении.
Как поворачивать налево на перекрестке
При выполнении поворота налево на перекрестке, Правила требуют уступить дорогу встречным ТС (пропустить их), которые движутся навстречу в направлении прямо и направо (пункт 13.4 ПДД).
В случае, когда проезд осуществляется по регулируемому перекрестку, повернуть допускается в течение времени, пока «горит» разрешающий сигнал светофора.
Другими словами, интервал времени для поворота налево с учетом пункта 13.4 ограничен «длиной» разрешающего сигнала, плюс возможностью завершить маневр независимо от сигнала светофора на выходе с перекрестка (пункт 13.7 ПДД).
И это логично, поскольку, когда встречные машины едут плотным потоком, то поворачивающий налево, выехав на перекресток, вынужден остановиться и ждать, когда появится «окно» для проезда, или «загорится» красный сигнал, и встречный поток остановится.
Но, что означает «появилось окно для проезда»? Это когда у светофора еще включен зеленый сигнал, а поток встречных машин по разным причинам прерывается, и появляется возможность беспрепятственно (обычно так кажется) завершить левый поворот.
Именно в такие моменты и происходит большинство аварий.

Впоследствии, причины аварии объясняются тем, что участвующий «не видел», «не заметил», «думал, что успеет», «думал или казалось, что встречный был еще далеко» и прочими словосочетаниями.
Все формы подобных оправданий являются следствием ошибочной оценки дорожной ситуации.
Теперь, собственно, как правильно поворачивать налево на перекрестке, чтобы не столкнуться с встречным автомобилем.
Перед любым маневром необходимо убедиться в том, что маневр не повлечет аварию.
Это значит, что нужно выявить и оценить потенциальную опасность, определить с какой стороны эта опасность, как она далеко, и только после этого принимать решение как действовать.
Это в общих чертах. Далее – немного конкретнее.
При обоюдном левом повороте, на подъезде к перекрестку или уже находясь на его середине, часто не удается увидеть встречный автомобиль. Причиной может быть закрытый обзор дороги.
Например, в нашей ситуации обзор дороги для поворачивающего водителя закрывал «видеорегистратор». Следовательно, прежде чем осуществить маневр (повернуть налево), необходимо убедиться в том, что проезд действительно свободен (нет встречных машин).
Когда вы поворачиваете налево, и видите приближающийся встречный автомобиль, вам может показаться, что он еще далеко, и вроде бы есть возможность успеть проехать.
В этом случае необходимо реально оценить скорость его приближения. Часто эта оценка оказывается ошибочной.
Т.е. встречный автомобиль на самом деле приближается быстрее, чем кажется вам. В таком случае есть смысл не торопиться с поворотом, а подождать, пока встречный автомобиль проедет мимо.
Применительно к нашему случаю, водителя, который шел на поворот (попал в аварию), никто не торопил и не подпирал сзади. Он мог бы подождать несколько секунд, и аварии удалось бы избежать.
В конце концов, есть пункт 13.7 ПДД, который дает право завершить маневр после смены сигналов светофора. Проблема, скорее, в том, что ждать никому не хочется.
Эти же «предостережения» также актуальны и в том случае, если вы проезжаете через перекресток «прямо». В таком случае, приоритет между вами и поворачивающим автомобилем, находится на вашей стороне, но целесообразно следить за действиями того, кто поворачивает.
Как показывает опыт, соблюдение Правил не спасает от аварии, а дает лишь юридическую защищенность в случае ДТП.
В этих обстоятельствах на прямолинейном направлении избежать ДТП можете только вы сами, и только в том случае, если будете контролировать ситуацию.
Оптимальный контроль возможен, когда вся площадь перекрестка хорошо просматривается на всех подъездах к нему.
Если обзор перекрестка частично закрыт, например, в нашем случае регистратор остановился для поворота налево и закрыл собой часть перекрестка, то есть смысл не спешить.
Еще на подъезде к перекрестку желательно снизить скорость, переключиться на низшую передачу, чтобы проехать перекресток, как говорят, с «запасом газа», или быть готовым остановиться.
На низшей передаче появится возможность или быстро ускориться, в случае необходимости, или быстро остановиться.
В статье Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации есть несколько графических схем наиболее часто встречающихся ситуаций на перекрестке, которые могут привести к столкновению. Рекомендую.
Еще, ДТП нередко случаются по причине поздней реакции на опасность. Часто водитель вообще не успевает среагировать, потому что скорость большая.
Он как едет, разогнавшись по дороге, так и продолжает движение через перекресток по инерции.
Возможно, в этот момент им руководит уверенность, что преимущество в движении на его стороне, значит, он прав. Но реальность подсказывает, что подобная «правота» не спасает от ДТП.
На этом, разбор дорожной ситуации «поворот налево на перекрестке» и ответ на вопрос, как поворачивать налево на перекрестке, можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Также, для усиления вашей уверенности, будет полезно почитать и другие статьи из серии Проезд перекрестка при повороте налево.
Группа статей Проезд перекрестка при повороте налево
- Правила проезда перекрестка налево
- Поворот налево на перекрестке. Часть1
- Поворот налево на перекрестке. Часть2
- Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево
- Встречный разъезд на перекрестке при повороте налево
- Проезд перекрестка налево
- Поворот налево с двух полос
- Как повернуть налево, если поворот разрешен с двух полос
- Левый поворот с последующей сменой полосы
Возможно, вам захочется поделиться каким-то своим или знакомым случаем.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «как поворачивать налево на перекрестке» и ответов на вопросы, как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Поворот налево на перекрестке. Часть1;
Поворот налево на перекрестке. Часть2;
И вновь левый поворот на перекрестке;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
09.02.2018 09:50
Добрый день! Регулируемый перекресток. Если я въехала в границы перекрестка, то после пропуска встречных машин, я и все остальные, которые стояли на перекрестке, могут завершить маневр, независимо от сигнала светофора, вплоть до красного?
09.02.2018 10:25
Здравствуйте Алена.
Да, пункт 13.7 дает право завершить выезд с перекрестка. Но это только в том случае, если ваш автомобиль в действительности заехал на перекресток на разрешающий сигнал.
Сколько машин в ожидании поворота может поместиться на пересечении, я не возьмусь утверждать, но обычно бывает несложно определить визуально границы перекрестка.
Иногда, при столпотворении машин на перекрестке, есть смысл не выезжать на него, а остановиться у стоп-линии, и подождать. См. статью Остановка перед стоп-линией.
Если увидите, что успеваете заехать на зеленый сигнал, тогда действуйте. Если поймете, что не успеваете – ждете следующего «зеленого».
В таком случае невозможно будет предъявить вам проезд на запрещающий сигнал («желтый» — запрещает движение).