Проезд перекрестков. Алгоритм движения через перекресток


12 комментариев

1-я статья из 8 в серии Проезд перекрестков

Чтобы безопасно проехать перекресток, необходимо научиться отличать его от других пересечений, а также уяснить несколько правил, определяющих порядок проезда через перекресток в случаях, когда с разных сторон к нему подъезжают одновременно несколько ТС.

Далее в статье:

Что такое перекресток в ПДД
Как отличить перекресток и выезд с прилегающей территории
Признаки прилегающей территории
Признаки перекрестка
Типы перекрестков и порядок проезда
Алгоритм проезда перекрестка

Что такое перекресток в ПДД

В соответствии с определением, данным в пункте 1.2 ПДД, перекресток — это пересечение, слияние или разветвление дорог на одном уровне. Его полное толкование выглядит так:

«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Виды пересечений

Есть смысл научиться различать перекресток дорог и пересечение (слияние) дороги с выездом/въездом, который ведет с прилегающей территории, расположенной на некотором отдалении от дороги.

Эти две разновидности пересечений могут быть внешне похожи, но порядок проезда на них разный. Чем отличается перекресток и выезд с прилегающей территории?

Как отличить перекресток и выезд с прилегающей территории

По большому счету, вопрос «как отличить перекресток и выезд с прилегающей территории» может возникнуть только на пересечении относительно узкой дороги с таким же относительно узким проездом.

Пересечение дороги с проездом (или примыкание проезда к дороге) внешне напоминает небольшой равнозначный перекресток. Поскольку отличительных признаков недостаточно, то могут возникнуть сомнения: по какому правилу разъезжаться с другим автомобилем?

В таких неоднозначных ситуациях следует руководствоваться правилом пункта 13.13 ПДД: если вы не можете определить статус дорог перекрестка, то считайте, что вы подъехали по второстепенной дороге!

Признаки прилегающей территории

В соответствии с определением (пункт 1.2 ПДД), прилегающая территория не предназначена для сквозного движения транспортных средств. У прилегающей территории есть въезд и выезд, к ней может быть организован отдельный проезд.

Въезд и выезд на прил. территорию нередко бывают совмещенным, часто есть возможность проехать через всю территорию (например, двор, жилой массив, жилую зону), и выехать с другой стороны.

Но выезд с прилегающей территории или проезд к прилегающей территории НЕ являются улицей, как элементом инфраструктуры, кроме случаев расположения оных в жилой зоне или во дворе.

Жилая зона обозначается знаками 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны», а непосредственно выезд из двора или из жилой зоны практически невозможно перепутать с перекрестком, как бы они не были похожи.

Выезд с прилегающей территории является всегда второстепенным по отношению к дороге, к которой он примыкает (пункт 8.3 ПДД).

Дополнительно, перед выездом на дорогу могут размещать соответствующие дорожные знаки, напоминающие о соблюдении приоритета (если жилая зона, то ставят знак 5.22 «Конец жилой зоны», в других случаях — знак 2.4 «Уступите дорогу»).

Признаки перекрестка

Признаком перекрестка являются установленные на его скругленных «углах» знаки приоритета 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу». Более подробно — в статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков.

Если же перекресток регулируемый, то его внешний вид еще дополняется светофорами.

Вполне реально встретить перекресток, у которого одна из его сторон является въездом во двор. Один такой случай рассмотрен в статье Выезд с прилегающей территории на перекресток. Но это не правило, а скорее, местная особенность.

На картинке ниже Т-образный перекресток, слева примыкает въезд во двор.

Слева двор

Если похожая комбинация из дворового проезда и перекрестка есть в населенном пункте, то о ней, как правило, автомобилистам известно.

Вне населенного пункта на главной дороге перед пересечением устанавливают знак 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой», перед примыканием — знак из группы 2.3.2-2.3.7 «Примыкание второстепенной дороги».

Вот, собственно, и все внешние отличия перекрестка от выезда из прилегающей территории. Проезд данных пересечений отличается в следующем:

Когда вы выезжаете с прил.территории на дорогу, то ПДД обязывают уступить автомобилистам, которые движутся по этой дороге (см. выше по тексту). Порядок (очередность) проезда перекрестка (кто кому должен уступить) зависит от типа перекрестка (см. ниже по тексту).

Поэтому, важно не только понять, что перед вами: перекресток или выезд с прилегающей территории, но и с одного взгляда суметь определить тип перекрестка.

Все, о чем изложено выше, это определение или понятие «физического» перекрестка, т.е. из чего он состоит и как оный выглядит.

Поскольку на перекрестках пересекаются разные направления движения автотранспорта, то с объективной точки зрения любой перекресток — это место концентрации различных конфликтных ситуаций.

Конфликтная ситуация вовсе не означает, что ДТП произойдет, но его вероятность повышается. Необходимо быть бдительным.

Типы перекрестков и порядок проезда

Существует несколько разновидностей перекрестков по их форме и содержанию: перекрестки двух или более дорог, образованные путем их пересечения (или слияния), перекрестки, на которых организовано круговое движение, перекрестки сложной конфигурации и т.д.

При всем их разнообразии, независимо от вида перекрестков, ПДД разделяют их на два типа: регулируемые и нерегулируемые.

Основное отличие этих типов друг от друга — в порядке проезда.

На регулируемых перекрестках порядок проезда регулируется светофорами (в отдельных случаях — регулировщиком).

Порядок проезда нерегулируемых перекрестков определяется либо знаками приоритета, либо требованием пункта 13.11 ПДД (если перекресток равнозначный).

Более подробно порядок проезда перекрестков разных видов рассмотрен в одноименной серии статей Проезд перекрестков.

Есть смысл начать изучение с общих правил, на основе которых можно выстроить алгоритм проезда перекрестка, следуя которому, вы без проблем сможете проехать абсолютно любой перекресток.

 

Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму проезда перекрестков, необходимо сделать небольшое отступление.

Движение по дорогам подчиняется Правилам, соблюдение которых является качественной нормой. В реальности мы видим, что по разным причинам имеет место их несоблюдение, что является отклонением от нормы.

Несоблюдение (или, как принято говорить, нарушение) ПДД может быть сознательным, но нередко оно происходит вынужденно или неосознанно (например, по невнимательности). Причины не важны, важен факт невыполнения требований ПДД.

Поэтому, если вы сами не склонны к нарушениям, и, в принципе, соблюдаете ПДД, есть смысл всегда предполагать возможность нарушений другими участниками движения.

Такое может случиться в том числе в процессе движения через перекресток (и в процессе движения вообще, на любой дороге или территории).

Когда вы ЭТО предполагаете, то внезапное чье-то нарушение НЕ становится для вас неожиданным, и вы сможете на данное нарушение отреагировать адекватно. Т.е. таким образом, чтобы не попасть в ДТП.

В основе безопасного управления автомобилем лежит умение предвидеть изменение дорожной ситуации, умение понимать намерения других участников движения (даже если кто-то из них нарушает ПДД), и своевременно предупреждать возникновение аварийных ситуаций.

Под безопасностью стоит понимать комплекс мер (наблюдение, контроль скорости, контроль дистанции и бокового интервала и пр.), применяемых с целью избежать ДТП.

Предупреждать возникновение аварийных ситуаций — это, как раз, и есть адекватно реагировать. Это значит сделать что-то, что позволит избежать столкновения.

Алгоритм проезда перекрестка

По определению перекресток является пересечением (слиянием/разветвлением) дорог. Это значит, что на нем есть возможность изменить направление движения.

Обычно, вместе с вами к перекрестку с разных сторон подъезжают другие участники движения. И перед вами стоит задача проехать данный перекресток в нужном вам направлении таким образом, чтобы не столкнуться с другими участниками.

Что необходимо для этого сделать:

  1. В соответствии с выбором направления движения, занимаете соответствующее положение на проезжей части (перестраиваетесь на нужную полосу движения);
  2. Определяете тип перекрестка: регулируемый или нерегулируемый;
  3. Выясняете, разрешен ли (свободен ли) проезд в выбранном вами направлении;
  4. Непосредственно сам проезд перекрестка (въезд и выезд). Въезжаете на перекресток и выезжаете с него.

Теперь о каждом их четырех пунктов подробнее.

При подъезде к перекрестку перед любым водителем (в т.ч. перед вами) стоят две задачи. Первая — это въезд на перекресток, вторая — это выезд с перекрестка.

В зависимости от того, в каком направлении вы собираетесь продолжить свое движение, еще на подъезде к перекрестку пункт 8.5 ПДД обязывает вас занять соответствующее крайнее положение на проезжей части (перестроиться на соответствующую полосу).

Варианты по полосам

Перекресток может быть образован разными по ширине, в т.ч. многополосными (многорядными) дорогами. Встречные и попутные полосы (ряды) движения разграничивают дорожной разметкой.

Если разметку границ полос движения не видно (она не различима, отсутствует), то количество полос (рядов) определяется самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов ТС и интервалов между ними (пункт 9.1 ПДД).

Направления движения по полосам указывают знаками особых предписаний 5.15.1, 5.15.2 и дорожной разметкой 1.18, которая дублирует эти знаки.

Знаки располагают или над проезжей частью, или сбоку от дороги. Подробнее — в статье Знаки направлений движения по полосам.

Если знаков, указывающих направления движения по полосам на перекрестке, не установлено, а дорожную разметку 1.18 не видно (возможно, что ее никогда не было), то запомните простое правило:

  • движение в направлениях «прямо» и «направо» осуществляются из крайнего правого ряда (крайнего правого положения) вашего направления;
  • движение в направлениях «прямо», «налево» и «разворот» осуществляются из крайнего левого ряда (крайнего левого положения) вашего направления.

Перестраиваться следует заблаговременно, соблюдая при этом меры безопасности маневра (подробности — в статье Что такое безопасный маневр). Чем плотнее поток машин, тем раньше нужно начинать перестроение.

 

Общая технология маневрирования описана в статье Маневрирование в дорожном потоке. Правила и техника перестроения изложены в серии статей Перестроение.

Если же дорога узкая, и в ряду одного направлении помещается только один автомобиль, то здесь все просто:

  • движетесь по узкой дороге и, доехав до перекрестка, поворачиваете в нужную вам сторону, если дорожными знаками не предписано какое-нибудь определенное направление.

Непосредственно поворот следует выполнять не срезая углов, и не выезжая на встречную полосу (пункт 8.6 ПДД).

Следуя второму пункту алгоритма проезда перекрестка, определяете, какой перед вами перекресток: регулируемый или нерегулируемый.

На этом этапе приходит на помощь пункт 13.3 ПДД:

«Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета».

Таким образом, еще на максимальном расстоянии до перекрестка, стоит «поискать» глазами светофор.

Увидеть его бывает не трудно, потому что на регулируемых перекрестках обычно устанавливают несколько светофоров, и хотя бы один из них обязательно будет заметен.

Если перед перекрестком установлен работающий светофор (не сам факт его наличия, а работающий в режиме красный-желтый-зеленый) или движением руководит регулировщик, то такой перекресток считается регулируемый.

Если регулировщик или светофор отсутствуют, либо светофор есть, но работает в режиме желтого мигающего сигнала, или вообще не горит, то такой перекресток считается нерегулируемый и проезжать его следует, руководствуясь знаками приоритета.

Знаки приоритета перед перекрестком

Вне населенного пункта, о приближении к перекрестку проинформируют знаки 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой» и 2.3.2- 2.3.7 «Примыкания второстепенных дорог».

Знаки 1.6 «Пересечение равнозначных дорог» и 1.7 «Пересечение с круговым движением» предупреждают о том, что впереди перекресток равнозначных дорог и перекресток, на котором организовано круговое движение, соответственно.

Знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу», а также перечисленные выше знаки помогут сориентироваться в проезде нерегулируемых перекрестков.

Увидев один из их, есть смысл подготовиться к проезду в соответствии со своим маршрутом, и заодно снизить скорость (если необходимо), соответственно, откорректировать дистанцию, исходя из дорожных условий.

Впереди перекресток

Подошли к третьему пункту алгоритма проезда перекрестка, и теперь необходимо определить, разрешен ли проезд в нужном направлении.

Необходимо учесть два фактора: разрешение проезда с точки зрения ПДД (например, преимущество движения или разрешающий сигнал) и с точки зрения безопасности движения (например, учитывая недостаточный обзор из-за крупных ТС или строений/растительности).

Если перекресток регулируемый, то очередность проезда устанавливается сигналами светофора или регулировщика.

Если перекресток нерегулируемый и это перекресток неравнозначных дорог, очередность проезда устанавливается знаками приоритета, покрытием дороги (см. термин «Главная дорога»).

Порядок проезда нерегулируемого равнозначного перекрестка устанавливается пунктом 13.11 ПДД (правило правой руки (помеха справа)).

Если знаки приоритета отсутствуют, а покрытие дороги неразличимо, то следует считать, что вы находитесь на второстепенной дороге (пункт 13.13 ПДД). Подробности — в статье Как определить главную дорогу, если нет знаков.

По-сути, на третьем этапе алгоритма проезда перекрестка происходит принятие решения: или остановиться перед перекрестком, или же продолжить движение (на разрешающий сигнал или имея приоритет).

Таким образом, первые три пункта можно назвать подготовительным этапом, а четвертый пункт алгоритма — это непосредственно сам въезд и выезд с перекрестка.

Существует немало разновидностей перекрестков. Правила для всех одни, но в процессе движения в разных случаях могут возникать ситуационные «нюансы».

Поэтому четвертый пункт алгоритма «въезд и выезд» постепенно будет рассмотрен в следующих частях серии Проезд перекрестков.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статейПроезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

12 комментариев

  1. Никита

    20.11.2016 15:03

    Ситуация такая: перекрёсток с тремя полосами движения дорожная разметка (нарисована стрелками на асфальте) левая полоса — прямо и налево, средняя полоса — прямо и направо, правая полоса — направо. Я двигаюсь по левой полосе с целью повернуть налево (поворачиваю на дорогу с четырьмя полосами движения), сразу за перекрёстком (метров 50)следующий (т-обр. перекрёсток) мне нужно повернуть направо (на ножку т-обр.перекрёстка).

    Вопрос: могу ли я при повороте налево (выезд на дорогу с четырьмя полосами движения) повернуть сразу в крайнюю правую полосу с целью в дальнейшем (30-50 метров) повернуть направо на ножку т-обр.перекрёстка?

    Многие водители (особенно маршрутные автобусы) в данной ситуации поворачивают налево со средней полосы (хотя разметка стрелками на средней полосе-прямо и направо) и вследствие прижимают к крайней левой или к одной из средних полос, мне поневоле приходится поворачивать в крайнюю левую или одну из средних полос во избежание ДТП, и некоторое время (бывало до 1-2мин.) стоять с правым поворотником, тормозя движение, соответственно левой или одной из средних полос, прежде чем я перестроюсь и поверну направо на ножку т-обр. перекрёстка.

    Как грамотнее действовать в данном дорожном эпизоде (чтоб во время совершения поворота налево не было ДТП и после завершения поворота налево не тормозить движение данной полосы перед поворотом на т-обр. перекрёсток)? Заранее благодарю.

  2. Никита

    20.11.2016 15:24

    Ситуация №2: т-обр. перекрёсток с двумя полосами движения (левая полоса — налево, правая-направо), я двигаюсь по ножке т-обр. перекрёстка в крайней правой полосе, собираюсь повернуть направо. По левой полосе автолюбитель движется вровень со мной и собирается повернуть тоже направо (хотя разметка предписывает ему по его полосе поворот налево). Сразу после поворота направо на крайней правой полосе припаркованы авто (т.к. я двигаюсь по крайней правой полосе я упираюсь в них) мне приходится перестраиваться.

    Вопрос: могу ли я в данной ситуации повернуть направо выезжая после поворота сразу в левую полосу движения и кто будет виновником в случае возникновения ДТП на перекрёстке? Разъясните пожалуйста. Заранее спасибо, весьма вам признателен.

  3. Сергей Д.

    24.11.2016 12:15

    Здравствуйте Никита.

    Поворачивая налево на перекрестке, вы можете занять любую из полос дороги, на которую поворачиваете (кроме встречной), хоть левую, хоть правую, в соответствии со своим дальнейшим маршрутом.

  4. Сергей Д.

    24.11.2016 12:18

    Когда правая полоса дороги, на которую совершается поворот, занята припаркованными машинами, то ничего другого не остается, как осуществить правый поворот в левую полосу. В ПДД такая возможность оговорена в пункте 8.6, и такой маневр не будет считаться нарушением.

    Более подробный ответ на этот и предыдущий ваши вопросы опубликованы в статье Левый поворот с последующей сменой полосы.

  5. Raf

    11.02.2018 18:22

    Здравствуйте! Ситуация такая. Двигался прямо через перекресток. Остановился в средней полосе на красный. Передо мной пара машин в средней полосе — прямо. Левая полоса налево, правая направо.

    Значит горит стрелка на право, загорается зеленый сигнал светофора и я обгоняю передо мной стоящие авто под знак направо, и еду прямо, так как за пешеходным средняя и крайняя правая полоса разрешает движение прямо. При пересечении перекрестка встречное авто совершало маневр поворот налево, в результате дтп. При разборе в гаи сделали обоюдку. Но у меня же преимущество проезда первым?

  6. Сергей Д.

    12.02.2018 10:47

    Здравствуйте Raf.

    А почему вы решили, что за пешеходным переходом правая полоса разрешает двигаться прямо? Вы же указали, что правая полоса – направо, даже доп.секция «направо» у светофора имеется.

    Знаки направлений движения по полосам действуют на весь перекресток. Вы упомянули, что объехали стоящие впереди вас машины по полосе для движения «направо». Это действие, несмотря на преимущество в движении «прямо», вам и зачли как нарушение. Ну а поскольку факт нарушения установлен, нарушитель также признается виновным в ДТП.

  7. Игорь

    03.10.2019 15:23

    Доброго времени суток! Вопрос! При повороте налево, в крайний левый ряд, на двухполосную дорогу, должен ли я уступить дорогу автомобилю совершающему поворот направо, в крайнюю левую полосу?

  8. Сергей Д.

    03.10.2019 15:46

    Здравствуйте Игорь.

    Да, вы должны уступить дорогу тому автомобилю. Этому обязывают пункты 13.4 и 13.12 ПДД.

    Неважно, что встречный автомобиль поворачивает направо во второй ряд. Он может нарушить требование пункта 8.6 держаться правее, или его могут к этому вынудить обстоятельства.

    Но оба приведенных выше пункта обязывают при повороте налево на перекрестке уступить встречным авто, которые едут прямо или поворачивают направо.

  9. Марина

    21.10.2019 10:58

    Добрый день. При повороте направо на зеленую стрелку на регулируемом перекрестке, обязательно ли нужно дождаться пока пройдут все пешеходы (им в это время горит зеленый) или можно двигаться, не создавая помех? ГИБДД настаивает на п.14,3 ПДД, что нужно дождаться пока все пешеходы пройдут проезжую часть.

  10. Сергей Д.

    21.10.2019 12:27

    Здравствуйте Марина.

    Ваша ситуация относится к перекрестку. При повороте направо или налево (неважно, на основной зеленый сигнал или на стрелку в доп.секции, в общем, на любом повороте) пункт 13.1 требует уступить пешеходам.

    Уступить — это не создавать помех их движению. Т.е. вы поворачиваете, а пешеходы начали идти через дорогу. Когда они прошли мимо вас — можно ехать, не создавая помех другим пешеходам.

    Если ждать, пока абсолютно все пройдут — то в этом месте случится затор из машин, и никто за вами больше не успеет повернуть на этом перекрестке за то время, пока горит разрешающий сигнал.

    Подробнее о правилах проезда пеш.переходов — в серии статей Уступить дорогу пешеходу.

    Еще есть регулируемые пешеходные переходы ВНЕ перекрестков. Пункт 14.3 требует от водителей на таких пеш.переходах дать возможность пешеходу уйти с проезжей части после того, как для машин включится зеленый сигнал (для пешехода, соответственно, включится красный сигнал).

    Это же требование относится к рег.перекресткам, когда вы начинаете движение на зеленый сигнал, а перед вами идут пешеходы и заканчивают переход дороги.

  11. Марина

    27.10.2019 16:34

    Добрый день, Сергей. Спасибо за ответ. Пишу жалобу на действия инспектора. Подскажите, где сказано, что 14.3 относится к регулируемым пешеходным переходам ВНЕ перекрестков?

  12. Сергей Д.

    27.10.2019 20:04

    Здравствуйте Марина.

    Об этом нигде не сказано, пункт 14.3 относится к пеш.переходам как на перекрестках, так и вне их. П.переход вне перекрестка я привел для примера, чтобы проще понять этот пункт.

    Неточная формулировка пункта 14.3 позволяет интерпретировать его по-разному, в т.ч. не в пользу водителя. Предлагаю разобраться в этом.

    «14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления».

    В пункте 14.3 фраза «при включении разрешающего сигнала светофора» относится не к пешеходному светофору, а к водительскому, потому что когда для пешеходов горит зеленый, то для машин горит красный!

    Пешеход беззаботно топает на зеленый сигнал через дорогу, и ему никто не мешает. Водитель, в свою очередь, руководствуется транспортным светофором, и он не обязан видеть сигналы пешеходного светофора.

    Если же вас станут убеждать в том, что та фраза относится к пешеходному светофору, а не к транспортному, что очень не логично, тогда пусть попробуют обосновать это утверждение.

    Пункт 14.3 требует дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления. «Данное направление» — это, условно, ваше направление проезжей части (не вся проезжая часть, а только ваше направление). Условно — потому что этому нет официального определения.

    Другими словами, пешеход пересек ваш путь (ваше направление) — вы ему не мешали, пропустили его, и можете ехать дальше. НЕТ требования ждать, пока тот перейдет всю проезжую часть, или пока он дотопает до вас с противоположной стороны.

    На вашем перекрестке транспортный и пешеходный светофоры работают в комплексе. И для вас, и для пешеходов (т.е. для одного направления) включается разрешающий сигнал. У вас — стрелка, у пешеходов — их пешеходный светофор.

    Вы поворачиваете, и в соответствии с пунктом 13.1, должны уступить дорогу пешеходам. Обычно они идут с обеих сторон. Уступить = не создавать помех их движению с учетом пункта 14.3. Если это требование соблюдено, то нарушения нет.

    Вот, примерно, основываясь на этом, можно составить свой документ.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.