Серия статей Проезд перекрестков
- Перекресток в правилах дорожного движения
- Алгоритм движения через перекресток
- Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила
- Правила проезда регулируемых перекрестков
- Правила проезда нерегулируемых перекрестков
- Проезд нерегулируемых перекрестков
- Проезд т-образных перекрестков
- Проезд перекрестков с круговым движением
- Проезд перекрестков с трамвайными путями
Здравствуйте уважаемый читатель.
Продолжаем серию публикаций по основам движения через перекресток.
Тема, которая будет рассмотрена в этой статье, это алгоритм проезда перекрестка, т.е. последовательность действий в процессе движения через перекресток.
По определению, перекресток является пересечением (слиянием/разветвлением) дорог. Это значит, что на нем есть возможность изменить направление движения.
Обычно, транспортные средства подъезжают к перекрестку с разных сторон. И перед вами стоит задача проехать данный перекресток в нужном вам направлении таким образом, чтобы не столкнуться с другими ТС.
Что необходимо для этого сделать:
- В соответствии с выбором направления движения, занимаете соответствующее положение на проезжей части (перестраиваетесь на нужную полосу движения);
- Определяете тип перекрестка: регулируемый или нерегулируемый;
- Выясняете, разрешен ли (свободен ли) проезд в выбранном вами направлении;
- Непосредственно сам проезд перекрестка (въезд и выезд). Въезжаете на перекресток и выезжаете с него.
Теперь о каждом их четырех пунктов подробнее.
При подъезде к перекрестку перед любым водителем (в т.ч. перед вами) стоят две задачи. Первая — это въезд на перекресток, вторая — это выезд с перекрестка.
В зависимости от того, в каком направлении вы собираетесь продолжить свое движение, еще на подъезде к перекрестку пункт 8.5 ПДД обязывает вас занять соответствующее крайнее положение на проезжей части (перестроиться на соответствующую полосу).
Дополнительно см. статью Крайнее положение на проезжей части.
Перестраиваться следует заблаговременно, соблюдая при этом меры безопасности маневра (подробности — в статье Что такое безопасный маневр). Чем плотнее поток машин, тем раньше нужно начинать перестроение.
Общая технология маневрирования описана в статье Маневрирование в дорожном потоке. Правила и техника перестроения изложены в серии статей Перестроение.
В случае, если проезжая часть узкая, и в ряду вашего направления помещается только один автомобиль, то здесь все просто:
- если вам нужно через перекресток «прямо», то как едете в границах вашей полосы, так и подъезжайте к перекрестку.
- если же вы планируете повернуть на перекрестке, то для поворота налево «прижмитесь» левым бортом к середине дороги; для поворота направо — «прижмитесь» к правой стороне (к обочине, бордюру).
Если проезжая часть вашего направления широкая (полосы движения могут быть разделены разметкой), то заранее займите ту сторону проезжей части, которая соответствует направлению вашего движения.
Направление движения по полосам может быть обозначено знаками 5.15.1 или 5.15.2 или разметкой 1.18. В таком случае, для нужного вам направления перестройтесь на соответствующую полосу движения (как на рисунке выше по тексту).
Идем далее.
Следуя второму пункту алгоритма движения через перекресток, вы определяете, какой перед вами перекресток: регулируемый или нерегулируемый.
На этом этапе приходит на помощь пункт 13.3 ПДД:
«Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым ...».
Таким образом, еще на максимальном расстоянии до перекрестка, вам нужно «поискать» глазами светофор. Увидеть его не составит труда.
Если светофор перед перекрестком работает в режиме «красный-желтый-зеленый» или движением руководит регулировщик, то такой перекресток считается регулируемый.
Если регулировщик или светофор отсутствуют, либо светофор есть, но работает в режиме желтого мигающего сигнала, или его огни вообще не «горят», то такой перекресток считается нерегулируемый.
На нерегулируемом перекрестке очередность проезда определяется знаками приоритета (на перекрестке равнозначных дорог действует требование пункта 13.11 ПДД).
Вне населенного пункта, о приближении к перекрестку вас проинформируют знаки 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой» и 2.3.2- 2.3.7 «Примыкания второстепенных дорог».
Знаки 1.6 «Пересечение равнозначных дорог» и 1.7 «Пересечение с круговым движением» предупредят вас о том, что впереди перекресток равнозначных дорог и перекресток, на котором организовано круговое движение.
Знаки 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу», а также перечисленные выше знаки 1.6, 1.7 и 2.3.1-2.3.7 помогут вам сориентироваться в проезде нерегулируемых перекрестков.
Увидев такую «подсказку», есть смысл подготовиться к проезду этого участка дороги. Возможно, для этого придется снизить скорость (если необходимо), и откорректировать дистанцию до едущего впереди автомобиля.
Мы подошли к третьему пункту алгоритма движения через перекресток, и теперь необходимо определить, разрешен ли проезд в нужном вам направлении.
Необходимо учесть два фактора:
- разрешают ли ПДД проехать перекресток (например, какой сигнал у светофора или какой жест показывает регулировщик, либо у кого из подъехавших участников есть преимущество в движении);
- нужно посмотреть на ситуацию впереди по движению с точки зрения аварийной безопасности движения (например, там может образоваться затор, какое-нибудь крупное ТС/строение/растительность может закрыть обзор).
Соответственно, если перекресток регулируемый, то очередность проезда устанавливается сигналами светофора или регулировщика.
Если перекресток нерегулируемый и это перекресток неравнозначных дорог, очередность проезда устанавливается знаками приоритета, покрытием дороги (см. термин «Главная дорога»).
Порядок проезда нерегулируемого перекрестка равнозначных дорог устанавливается пунктом 13.11 ПДД (правило помеха справа).
Если знаки приоритета отсутствуют, а покрытие дороги неразличимо, то следует считать, что вы находитесь на второстепенной дороге (пункт 13.13 ПДД). Подробности — в статье Как определить главную дорогу, если нет знаков.
По-сути, на третьем этапе алгоритма движения через перекресток происходит принятие решения: или остановиться перед перекрестком, или же продолжить движение (на разрешающий сигнал или имея приоритет).
Таким образом, первые три пункта алгоритма можно назвать подготовительным этапом, а четвертый пункт алгоритма — это непосредственно сам въезд на перекресток и выезд с перекрестка.
Правила движения через перекресток для всех одинаковые, но в процессе движения в разных случаях могут возникнуть ситуационные «нюансы». В чем это проявляется?
Движение по дорогам подчиняется Правилам, соблюдение которых является качественной нормой. При абсолютном выполнении требований ПДД вероятность ДТП ничтожна мала.
В реальности мы видим, что по разным причинам имеет место их несоблюдение, что является отклонением от нормы. В результате, несоблюдение ПДД нередко приводит к внештатным ситуациям, в том числе к ДТП.
Несоблюдение (или, как принято говорить, нарушение) ПДД может быть сознательным, но нередко оно происходит вынужденно или неосознанно (например, по невнимательности).
Если вы сами не склонны к нарушениям и, в принципе, соблюдаете ПДД, есть смысл всегда предполагать вероятность нарушений другими участниками движения.
Такое может случиться в любом месте, на любой дороге или территории, в том числе в процессе движения через перекресток.
Когда вы ЭТО предполагаете, то внезапное чье-то нарушение НЕ станет для вас неожиданным, и вы сможете на данное нарушение отреагировать адекватно.
Адекватно — это таким образом, чтобы вы смогли не попасть в ДТП. См. статью Причины возникновения ДТП.
В основе безопасного вождения лежит умение предвидеть изменение обстоятельств, умение понимать намерения других участников движения (даже если кто-то из них нарушает ПДД), и своевременно реагировать на возникновение аварийных ситуаций.
Под безопасностью стоит понимать комплекс мер (наблюдение, контроль скорости, контроль дистанции и бокового интервала и пр.), применяемых с целью избежать ДТП.
Предусмотреть возникновение аварийной ситуации — это, как раз, и есть адекватно реагировать. Это значит сделать что-то, что позволит избежать столкновения.
Поэтому четвертый пункт алгоритма движение через перекресток (въезд и выезд) постепенно будет рассмотрен в следующих частях серии Проезд перекрестков.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «алгоритм движения через перекресток» и ответов на вопросы по обеспечению собственной аварийной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Проезд перекрестка налево;
Съезд и поворот с главной дороги;
Как безопасно выехать на главную дорогу;
Проезд перекрестка по главной дороге;
Поворот налево и обгон на перекрестке.
Будьте внимательны за рулем.
20.11.2016 15:03
Ситуация такая: перекрёсток с тремя полосами движения дорожная разметка (нарисована стрелками на асфальте) левая полоса — прямо и налево, средняя полоса — прямо и направо, правая полоса — направо.
Я двигаюсь по левой полосе с целью повернуть налево (поворачиваю на дорогу с четырьмя полосами движения), сразу за перекрёстком (метров 50) следующий (т-обр. перекрёсток) мне нужно повернуть направо (на ножку т-обр.перекрёстка).
Вопрос: могу ли я при повороте налево (выезд на дорогу с четырьмя полосами движения) повернуть сразу в крайнюю правую полосу с целью в дальнейшем (30-50 метров) повернуть направо на ножку т-обр.перекрёстка?
Многие водители (особенно маршрутные автобусы) в данной ситуации поворачивают налево со средней полосы (хотя разметка стрелками на средней полосе-прямо и направо) и вследствие прижимают к крайней левой или к одной из средних полос.
Мне поневоле приходится поворачивать в крайнюю левую или одну из средних полос во избежание ДТП, и некоторое время (бывало до 1-2мин.) стоять с правым поворотником, тормозя движение, соответственно левой или одной из средних полос, прежде чем я перестроюсь и поверну направо на ножку т-обр. перекрёстка.
Как грамотнее действовать в данном дорожном эпизоде (чтоб во время совершения поворота налево не было ДТП и после завершения поворота налево не тормозить движение данной полосы перед поворотом на т-обр. перекрёсток)? Заранее благодарю.
20.11.2016 15:24
Ситуация №2: т-обр. перекрёсток с двумя полосами движения (левая полоса — налево, правая-направо). Я двигаюсь по ножке т-обр. перекрёстка в крайней правой полосе, собираюсь повернуть направо.
По левой полосе автолюбитель движется вровень со мной, и собирается повернуть тоже направо (хотя разметка предписывает ему по его полосе поворот налево).
Сразу после поворота направо на крайней правой полосе припаркованы авто (т.к. я двигаюсь по крайней правой полосе я упираюсь в них) мне приходится перестраиваться.
Вопрос: могу ли я в данной ситуации повернуть направо, выезжая после поворота сразу в левую полосу движения?
И кто будет виновником в случае возникновения ДТП на перекрёстке? Разъясните пожалуйста. Заранее спасибо, весьма вам признателен.
24.11.2016 12:15
Здравствуйте Никита.
Поворачивая налево на перекрестке, вы можете занять любую из полос дороги, на которую поворачиваете (кроме встречной), хоть левую, хоть правую, в соответствии со своим дальнейшим маршрутом.
См. материал статей Поворот налево на перекрестке. Часть1 и Поворот налево на перекрестке. Часть2 и Левый поворот с последующей сменой полосы.
24.11.2016 12:18
Когда правая полоса дороги, на которую совершается поворот, занята припаркованными машинами, то ничего другого не остается, как осуществить правый поворот в левую полосу.
В ПДД такая возможность оговорена в пункте 8.6, и такой маневр не будет считаться нарушением.
Более подробный ответ на этот вопрос опубликован в статьях Поворот направо. Опасные ситуации и Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.
11.02.2018 18:22
Здравствуйте! Ситуация такая. Двигался прямо через перекресток. Остановился в средней полосе на красный. Передо мной пара машин в средней полосе — прямо. Левая полоса налево, правая направо.
Значит, горит стрелка направо, загорается зеленый сигнал светофора, и я обгоняю передо мной стоящие авто под знак направо, и еду прямо, так как за пешеходным средняя и крайняя правая полоса разрешает движение прямо.
При пересечении перекрестка встречное авто совершало маневр поворот налево, в результате ДТП. При разборе в ГАИ сделали обоюдку. Но у меня же преимущество проезда первым?
12.02.2018 10:47
Здравствуйте Raf.
А почему вы решили, что за пешеходным переходом правая полоса разрешает двигаться прямо? Вы же указали, что правая полоса – направо, даже доп.секция «направо» у светофора имеется.
Знаки направлений движения по полосам действуют на весь перекресток. См. статью Знаки направлений движения по полосам.
Вы упомянули, что объехали стоящие впереди вас машины по полосе для движения «направо».
Это действие, несмотря на преимущество в движении «прямо», вам и зачли как нарушение.
Ну а поскольку факт нарушения установлен, нарушитель также может быть признан виновным в ДТП.
03.10.2019 15:23
Доброго времени суток! Вопрос! Поворачиваю налево, в крайний левый ряд, на двухполосную дорогу.
Должен ли я уступить дорогу автомобилю, совершающему поворот направо, в крайнюю левую полосу?
03.10.2019 15:46
Здравствуйте Игорь.
Да, вы должны уступить дорогу тому автомобилю. Этому обязывают пункты 13.4 и 13.12 ПДД.
Неважно, что встречный автомобиль поворачивает направо во второй ряд. Он может нарушить требование пункта 8.6 держаться правее, или его могут к этому вынудить обстоятельства.
Но оба приведенных выше пункта ПДД обязывают при повороте налево на перекрестке уступить встречным авто, которые едут прямо или поворачивают направо.
Еще будет полезен материал статьи Правила проезда перекрестка налево.
21.10.2019 10:58
Добрый день. При повороте направо на зеленую стрелку на регулируемом перекрестке, обязательно ли нужно дождаться пока пройдут все пешеходы (им в это время горит зеленый) или можно двигаться, не создавая помех?
ГИБДД настаивает на п.14,3 ПДД, что нужно дождаться пока все пешеходы пройдут проезжую часть.
21.10.2019 12:27
Здравствуйте Марина.
Ваша ситуация относится к повороту на перекрестке. При повороте направо или налево (на любом повороте, и неважно, на основной зеленый сигнал или на стрелку в доп.секции) пункт 13.1 требует уступить пешеходам.
Уступить — это не создавать помех их движению. Т.е. вы поворачиваете, а пешеходы пошли через дорогу. Когда они прошли мимо вас — можно ехать, не создавая помех другим пешеходам.
Если ждать, пока абсолютно все пройдут — то в этом месте случится затор из машин, и никто за вами больше не успеет повернуть на этом перекрестке за то время, пока горит разрешающий сигнал.
Подробнее о правилах проезда пеш.переходов — в серии статей Уступить дорогу пешеходу.
Еще есть регулируемые пешеходные переходы ВНЕ перекрестков.
Пункт 14.3 требует от водителей на таких пеш.переходах дать возможность пешеходу уйти с проезжей части после того, как для машин включится зеленый сигнал (для пешехода, соответственно, включится красный сигнал).
Это же требование относится к рег.перекресткам, когда вы начинаете движение на зеленый сигнал, а перед вами идут пешеходы и заканчивают переход дороги.
См. статью Пункт 14.3 и требование уступить пешеходу.
27.10.2019 16:34
Добрый день, Сергей. Спасибо за ответ. Пишу жалобу на действия инспектора.
Подскажите, где сказано, что 14.3 относится к регулируемым пешеходным переходам ВНЕ перекрестков?
27.10.2019 20:04
Здравствуйте Марина.
Об этом нигде не сказано, пункт 14.3 относится к пеш.переходам как на перекрестках, так и вне их. П.переход вне перекрестка я привел для примера, чтобы проще понять этот пункт.
Неточная формулировка пункта 14.3 позволяет интерпретировать его по-разному, в т.ч. не в пользу водителя. Предлагаю разобраться в этом.
«14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления».
В пункте 14.3 фраза «при включении разрешающего сигнала светофора» относится не к пешеходному светофору, а к водительскому, потому что когда для пешеходов горит зеленый, то для машин горит красный!
Пешеход беззаботно топает на зеленый сигнал через дорогу, и ему никто не мешает. Водитель, в свою очередь, руководствуется транспортным светофором, и он не обязан видеть сигналы пешеходного светофора.
Если же вас станут убеждать в том, что та фраза относится к пешеходному светофору, а не к транспортному, что очень не логично, тогда пусть попробуют обосновать это утверждение.
Пункт 14.3 требует дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления. «Данное направление» — это, условно, ваше направление проезжей части (не вся проезжая часть, а только ваше направление). Условно — потому что этому нет официального определения.
Другими словами, пешеход пересек ваш путь (ваше направление) — вы ему не мешали, пропустили его, и можете ехать дальше. В Правилах НЕТ требования ждать, пока тот перейдет всю проезжую часть, или пока он дотопает до вас с противоположной стороны.
На вашем перекрестке транспортный и пешеходный светофоры работают в комплексе. И для вас, и для пешеходов (т.е. для одного направления) включается разрешающий сигнал. У вас — стрелка, у пешеходов — их пешеходный светофор.
Вы поворачиваете, и в соответствии с пунктом 13.1, должны уступить дорогу пешеходам. Обычно они идут с обеих сторон.
Уступить = не создавать помех их движению с учетом пункта 14.3. Если это требование соблюдено, то нарушения нет. См. статью Пункт 14.3 и требование уступить пешеходу.
Вот, примерно, основываясь на этом, можно составить свой документ.