Юридическая консультация онлайн

Памятка

Популярные статьи

Видеоуроки. ПДД и вождение

Разбор дорожных ситуаций

Это может быть интересно

Главная » Вождение

Поворот налево и разворот. Опасные ситуации вне перекрестков

20 апреля 201510 комментариев
Поворот налево и разворот. Опасные ситуации вне перекрестков

В предыдущей статье велось обсуждение возникающих опасных ситуаций при выполнении левого поворота и разворота на перекрестках дорог. В этой статье рассмотрим несколько ситуаций, связанных с этими маневрами вне перекрестка, т.е. на дорогах, где есть возможность повернуть налево, например, заехать в дворовой проезд, или развернуться где-нибудь в удобном для этого месте.

Можно сказать, что особых, явных, опасных ситуаций при осуществлении обоих рассматриваемых маневров вне перекрестка, гораздо меньше, чем при выполнении их на перекрестке, но, как и в любой дорожной ситуации, на некоторые моменты, все же, нужно обращать внимание.

Перед началом выполнения любого маневра (в нашем случае – это поворот налево и разворот), в первую очередь необходимо убедиться, что этот маневр в данном месте Правилами не запрещен.

Сначала, вкратце о дорожных условиях, которые запрещают повернуть налево или развернуться на дороге.

Первое, на что стоит обратить внимание, повернуть налево или развернуться нельзя через сплошную линию разметки, которая разделяет встречные потоки. Значит, оба этих маневра возможны, если встречные полосы разделяются или прерывистой разметкой (чаще всего это разметка 1.5), или на дороге разметка вообще отсутствует (стерлась от времени, а может ее там никогда не наносили). На четырехполосных дорогах (две полосы ваши, две — навстречу), где отсутствует дорожная разметка, нужно быть очень внимательным, поскольку, разметка, когда она различима, всегда перед глазами водителя, а дорожные знаки можно заметить не сразу, или вовсе не увидеть – обычно они располагаются или сбоку дороги, или над дорожным полотном.

Второе условие, которое случайно может быть проигнорировано водителями, это наличие предписывающего знака 4.1.1 «Движение прямо», установленного перед предполагаемым поворотом налево. Этот знак разрешает поворот направо во двор или на прилегающую территорию, расположенную справа, но запрещает любой поворот налево, а соответственно, и разворот. Установленный знак 4.1.1 в начале дороги, действует до ближайшего перекрестка. Таким образом, если этот знак, например, установлен в начале дороги с разделительной полосой (любая разделительная полоса имеет технологические разрывы), то развернуться в разрыве разделительной полосы также запрещено.

Третье условие, запрещающее поворот налево, про которое водители иногда забывают, это выполнение данного маневра в месте для разворота, где установлен знак 6.3.1 «Место для разворота» или в зоне, отведенной для разворота и обозначенной знаком 6.3.2 «Зона для разворота». В местах установки указанных знаков поворот налево запрещен.

И еще два условия, которые касаются запрещающих знаков 3.18.2 «Поворот налево запрещен» и 3.19 «Разворот запрещен». Эти знаки запрещают лишь то, что на них изображено стрелками. Т.е. знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» запрещает только поворот налево, разворот в месте его установки разрешается. Знак 3.19 «Разворот запрещен», соответственно, запрещает только разворот в месте его установки, а повернуть налево в этом месте разрешается, разумеется, если маневр технически возможен, т.е. есть куда съехать с дороги налево.

В дополнение к перечисленным условиям, еще нужно помнить пункт 8.11 ПДД, где перечислены места, в которых Правилами разворот запрещен в принципе.

Теперь переходим непосредственно к опасным ситуациям, которые могут возникнуть во время выполнения этих маневров на дороге вне перекрестка. Начнем с поворота налево, например, заезд с дороги налево во двор, или съезд с дороги налево на прилегающую территорию.

Готовясь к повороту налево в дворовый проезд, нельзя исключать того случая, что вас кто-то не попытается обогнать в этот момент. Если дорога впереди свободна, то этот случай очень даже возможен. Действовать нужно так же, как и в ситуации левого поворота на нерегулируемом перекрестке с главной дороги. Не факт, что кто-то обязательно пойдет на обгон, но быть готовым к этому нужно. Особое внимание на мотоциклистов. Автомобиль заметить легче, а вот быстро приближающийся мотоцикл удается заметить не сразу.

Поэтому, перед заездом налево в дворовой проезд или перед съездом с дороги налево, сначала нужно убедиться, что никто в этот момент не обгоняет ваш автомобиль. Т.е. смотреть в зеркала заднего вида, и, если необходимо, то быстро повернуть голову и посмотреть влево назад, как говорится, для контроля. Если же заметили обгоняющего вас участника дорожного движения, то дайте ему завершить обгон, затем, поворачивайте.

Разворот на дороге в месте выезда из прилегающей территории. В таких местах дорога становиться чуть шире, и места для того, чтобы развернуться в один прием, становится немного больше, что удобно для выполнения маневра. Но может получиться так, что в этот момент из этого самого двора или территории, в общем, по этому проезду может выезжать другой автомобиль. Когда прилегающая территория располагается справа по движению, то проблем с приоритетом не возникает. А вот если выезд с этой территории располагается слева, т.е. разворот происходит в сторону этого выезда, то ситуация может сложиться неоднозначно.

Приоритет в этом случае будет за тем, кто разворачивается, так как выезжающий с территории на дорогу, согласно пункту 8.3 ПДД, обязан уступить всем участникам, которые по ней движутся – и пешеходам и транспортным средствам.

Опасность этой ситуации в том, что выезжающий из двора водитель может ошибочно принять маневр своего коллеги за левый поворот, т.е. за въезд во двор, а не разворот, и может поспешить выехать на дорогу, так сказать, под прикрытием «поворачивающего» и с целью освободить тому проезд. В таком случае, приоритет уже не соблюдается, и возникает риск столкновения.

Опасная ситуация при выезде из двора

Если сложилась подобная ситуация, то не нужно упорствовать на своем преимуществе. Очень часто для предотвращения опасной ситуации выгоднее уступить свой приоритет. Если вы правы или имеете преимущество в движении и уступаете при этом дорогу, вы НЕ нарушаете Правила.

Разворот на светофоре. Иногда светофоры на дороге (вне перекрестка) устанавливают таким образом, что на участке дороги между ними оказывается достаточно места для того чтобы развернуться, не задев при этом пешеходный переход, если таковой имеется. Если на этом участке между светофорами нет условий, запрещающих разворот, то этот маневр должен выполняться в соответствии с пунктом 8.8 ПДД, т.е. тот водитель, который собирается развернуться, обязан уступить дорогу встречному транспорту – также как и при развороте на регулируемом перекрестке.

Опасная ситуация может возникнуть, когда разворот завершается на желтый сигнал, а встречный водитель, в свою очередь, не успевая остановиться, на большой скорости въезжает на этот участок между светофорами или на желтый, или уже на загоревшийся красный сигнал. Ситуация аналогичная развороту на регулируемом перекрестке.

Завершая разворот, нужно убедиться, что встречный транспорт остановился или готов остановиться перед светофором на запрещающий сигнал, и после этого продолжить маневр, т.е. приоритет должен быть соблюден в любом случае.

Разворот в разрыве разделительной полосы (не перекресток).  Когда предстоит развернуться в разрыве разделительной полосы, имеется в виду, в отведенном для разворота месте (не на перекрестке) то безопасность разворота зависит, скорее, от площади места, отведенного под разворот, от загруженности данного участка дороги и интенсивности движения на нем. Опасность ситуации может быть в следующем.

На дороге с интенсивным движением иногда желающих развернуться может быть много, а длина участка в разрыве разделительной полосы, порой, может позволить свободно разместиться до 2-3-х машин. Каждый водитель желает быстрее развернуться, и, в целях обеспечить себе обзор дороги, машины выстраиваются как на рисунке ниже. В этой ситуации, выезжая на дорогу, важно не зацепить стоящего слева, так как тот может попытаться под вашим прикрытием выехать на дорогу чуть раньше перед вашей машиной.

Опасная ситуация при выезде из разрыва разделительной полосы

Когда необходимо развернуться на дороге, посередине которой расположены трамвайные пути, т.е. водителю их придется пересекать, то нужно помнить, что попутный трамвай в данном случае имеет преимущество в движении. Поскольку в определенных случаях по попутным трамвайным рельсам движение автомобилей разрешается, то готовясь к выполнению разворота, существует вероятность столкновения с автомобилем, который уже движется по трамвайным путям. Одна похожая ситуация была рассмотрена ранее в статье Разворот на трамвайных путях. Разворот автомобиля через трамвайные пути вне перекрестка имеет свою особенность – дуга разворота начинается с попутных рельсов, т.е. сначала нужно заехать на попутные трамвайные пути, и уже с них разворачиваться. Подробнее об этом можно прочесть в статье Выполнение разворота. Часть 1.

Приведенные здесь, в этой статье случаи, это далеко не весь перечень опасных ситуаций, возникающих во время левых поворотов и разворотов на дорогах, разумеется, их гораздо больше. Всех случаев не предусмотришь, поскольку дорожные ситуации постоянно изменяются. Поэтому – внимательность на дороге и, еще раз, внимательность.

Самые читаемые разделы сайта

10 комментариев »

  • Михаил пишет:

    Не совсем ясна ситуация при развороте в разрыве, но не на перекрестке, какое правильное положение надо занять? Т.е. начинать разворот сразу по меньшему радиусу или проезжать чуть дальше разъезжаясь левыми боками?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Михаил.

    В разрыве разделительной полосы линию разворота нужно строить дальнюю, т.е. такую, что если придется разъехаться в развороте с другим автомобилем, чтобы разъезд состоялся левыми бортами.

    Целесообразность такого расположения объясняется двумя причинами: 1. в нашей стране правостороннее движение; 2. Разворачиваясь (выезжая из разрыва на дорогу), следует уступить дорогу едущему по ней транспорту, а из дальнего положения (когда станете на выезд) ситуацию справа контролировать лучше.

    Но такого расположения не всегда удается придерживаться, например, если встречный вам автомобиль первым «предлагает» для разъезда свой правый борт, а за ним кто-нибудь еще пристроится, и не один. Ничего не поделаешь, придется «принимать условия» и выезжать на дорогу с повышенным вниманием.

  • Михаил пишет:

    Спасибо.

  • Сергей Д. пишет:

    Пожалуйста, Михаил, обращайтесь.

  • Ольга пишет:

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста: должна ди я пропускать попутный транспорт (который сзади меня) при развороте вне перекрёстка (узкая дорога, знак остановка запрещена). Встречная дорога пустая. Нет разметки, нет разделительной полосы, нет запрещающих знаков для разворота.

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Ольга.

    Ответ на ваш вопрос дает пункт 8.8 ПДД. Если дорога узкая, то вам придется разворачиваться от правого края проезжей части (или с правой обочины). В таком случае следует уступить дорогу как встречному, так и попутному транспорту.

    Знак 3.27 «Остановка запрещена» в таком случае для вас не помеха, поскольку вы делаете технологическую остановку для того, чтобы выполнить приоритет.

  • Ольга пишет:

    Спасибо!

  • Сергей Д. пишет:

    Пожалуйста, Ольга, обращайтесь.

  • Тимур пишет:

    Разворот в разрыве разделительной полосы, согласно рисунка, если белый автомобиль зацепит чёрный при развороте, кто будет виноват? Белый находится справа, то есть как помеха справа, но согласно правилам для разворота нужно принять крайнюю левую полосу, то есть только чёрный автомобиль совершает манёвр по правилам. Так ли это?

  • Сергей Д. пишет:

    Здравствуйте Тимур.

    Не совсем так. Есть теория (пдд) и есть дорожная реальность, в т.ч. как организовано место для разворота.

    Согласно пункту 8.5 ПДД у водителя есть обязательство перед выполнением маневра занять соответствующее положение на проезжей части. Применительно к ситуации, изображенной на рисунке, разворот должен выполняться из крайней левой полосы. Другими словами, заехать в разрыв разделительной полосы для разворота Правилами разрешено только с крайней левой полосы.

    На рисунке изображен вариант организации места для разворота только с попутного направления (встречные развороты не пересекаются). Поскольку места для разворота достаточно, занять разрешено любую позицию, но, выезжая, преимущество будет у того, кто справа – ответ на ваш вопрос.

    Опять же, перед вами – рисунок – примерная схема того, как может быть. В реальности нужно смотреть на конкретные обстоятельства (количество машин, разметка полос в месте для разворота и пр.) и действовать исходя из дальнейших ваших намерений. Например, после того, как развернетесь, вам которую полосу удобнее занять, левую или правую?

    Удобнее всего выезжать из позиции «красного», поскольку у него полностью открыт обзор всего дорожного потока, который приближается справа. Но когда выезжаете всегда нужно помнить, что расположенные слева от вас машины могут не уступить дорогу. Нужно быть к этому готовым.

Задайте свой вопрос или оставьте ваш комментарий!

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи.

Ваш комментарий появится не сразу. Сначала он пройдет проверку.

Комментарии не по теме,без имени или оставленные только ради ссылки на собственный ресурс удаляются.