- Завершение обгона через сплошную линию разметки
- Обгон «паровозиком»
- Обгон на пешеходном переходе
- Обгон на перекрестке по главной дороге
- Обгон во время разворота
- Обгон на опасном повороте
- Обгон «паровозиком» (продолжение)
- Обгон «паровозиком» (заключение)
- Правила обгона и ошибки при его выполнении
- Нарушения правил обгона
Вопрос. Едет впереди машина, у нее включен «поворотник» налево, при этом берет на правую обочину и разворачивается на левую часть дороги, а я, увидев, что он взял чуть направо, решил резко обогнать его с левой стороны. Не успел, и на его развороте мы столкнулись. Кто виновен?
Ответ. С юридической стороны виновник в этой ситуации водитель автомобиля, совершавшего разворот. Действие происходило на дороге вне перекрестка, и предположим, что оба маневра на этом участке не были запрещены Правилами.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части не позволяет выполнить разворот из крайнего левого положения, то пункт 8.8 разрешает развернуться от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу как встречным, так и попутным транспортным средствам.
Это, собственно, и есть ответ на вопрос «кто виноват». Но в любом ДТП участвуют как минимум двое, т.е. в подавляющем большинстве случаев решение принимают оба! водителя. Выходит, что с точки зрения рационального (каждый перед самим собой), виновны в ДТП оба участника.
Например, в нашем случае первый водитель пошел на разворот (принял решение), нарушив пункт 8.8, вероятно, он даже не предполагал, что едущий сзади него автомобиль пойдет на обгон. Может быть, он не видел «заднего», такое бывает, когда тот находится в слепой зоне зеркал.
Дело в том, что движущийся сзади автомобиль виден в зеркалах заднего вида. Но обгоняющий автомобиль в какой-то момент времени «уходит» из зоны зеркал, т.е. попадает в «слепую» зону. Для того чтобы понять, где он находится, нужно быстро повернуть голову и посмотреть влево-назад.
Второй водитель приступил к обгону (принял решение), понадеявшись, что успеет обогнать. Ведь, он видел включенный левый! «поворотник» и смещение того вправо, на обочину. Перед разворотом автомобиль снижает скорость – это естественно. Возможно, был уверен, что его пропустят вперед. Не рассчитал. Как вариант, можно было дать звуковой сигнал для предупреждения об обгоне.

Эта ситуация несколько схожа с обгоном на перекрестке автомобиля, поворачивающего налево. Рекомендую статью Один поворачивает, второй его обгоняет. В ней дается разъяснение, почему в таких случаях происходит ДТП, и из него, соответственно, следуют рекомендации, как избежать столкновения.
Эти рекомендации актуальны и для нашего случая, рассмотренного в данной статье. Если в общих чертах, то, приступая к маневру, необходимо знать дорожную обстановку вокруг автомобиля. Впереди по движению ее и так видно, а сзади – посредством зеркал заднего вида и поворота головы в необходимую сторону, т.к. зеркала не всегда дают точную картину.
Видеть и понимать обстановку нужно для того чтобы с учетом этих обстоятельств спрогнозировать развитие ситуации и спланировать свои действия. «Заднему» автомобилю это сделать легче, чем «переднему», поскольку вся ситуация находится у водителя перед глазами.
Ну а по части выявления виновников происшествий реальность может развернуться с точностью до наоборот. Если простыми словами: бывают ситуации, когда мало быть правым (невиновным), еще нужно свою невиновность как-то доказать. Этой теме посвящена статья Прав – не прав. Реальность. Рекомендую.
К теме разворотов вне перекрестка относится материал статьи Выполнение разворота. Часть1, и к этой же теме отнесены несколько статей из серии Разворот. В частности Разворот на дороге вне перекрестка через обочину и Разворот вне перекрестка. Приоритет. Их содержание пересекается с тем, что мы рассмотрели в этой статье.
Читатель, наверное, уже обратил внимание, что против заявленной темы обгона, речь в статье идет в основном о развороте. Обгон в этой ситуации выглядит, скорее, как объезд по встречной полосе. Но в вопросе в начале статьи маневр заявлен как обгон, т.е. опережение с выездом на встречную полосу.
Если не вдаваться в «определения» терминов, то смысл сводится к тому, что всегда в любой ситуации нужно стараться прогнозировать события немного вперед. У одного из участвующих на дороге всегда есть приоритет, но использовать его целесообразно только тогда, когда есть уверенность, что оппонент готов уступить дорогу.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий