Разворот на трамвайных путях


2 комментария

Разворот на трамвайных путях в процессе его выполнения привел к ДТП.Дорожная ситуация.

Причиной многих ДТП является, к сожалению, банальная невнимательность и неумение «читать» дорожную обстановку, а также неспособность прогнозировать ее изменение в ближайшие несколько секунд.

В дорожной ситуации, запечатленной на видео, именно невнимательность водителя автомобиля, с которого велась съемка, привела к ДТП, несмотря на то, что правила выполнения разворота на трамвайных путях нарушил не он, а его оппонент — водитель «Хонды».

Попробуем проанализировать ошибочные действия обоих водителей в этих дорожных обстоятельствах, чтобы в будущем подобных ошибок не допускать.

Исходные данные в дорожной ситуации: Дорога с трамвайными путями посередине, рельсы расположены на одном уровне с проезжей частью. Дорожная разметка не видна, но проезжая часть каждого направления имеет по две полосы.

Знаков, определяющих направление движения по полосам , а также знаков, запрещающих разворот на данном участке дороги, не установлено.

После поворота на перекрестке, «видеорегистратор» занимает для движения попутные трамвайные пути. Впереди него на дистанции примерно одной секунды по крайней левой полосе проезжей части движется автомобиль Honda CR-V.

Почему дистанция между машинами берется в секундах, можно прочесть в статье Движение в потоке, а также в статье Почему важно соблюдать дистанцию.

 

В момент развития дорожной ситуации ни попутного, ни встречного трамваев на подъезде не наблюдается.

Водитель «Хонды» включает левый «поворотник», начинает разворот через трамвайные пути, и в этот момент его в левый бок таранит владелец регистратора. Удар был не сильным, но это факт столкновения, т.е. ДТП.

Посмотрите короткий видеоролик.


Автор видеоролика

Когда происходит ДТП, то естественным образом возникает вопрос: кто виноват? И только потом следует вопрос: по какой причине ДТП произошло?

По большому счету причины, по которым происходят столкновения, мало кого интересуют, они больше важны для участников ДТП, чтобы как-то для себя проанализировать произошедшее, и больше так не делать.

В протоколе будет «сухое» изложение фактов: нарушены ПДД или не нарушены, и кто нарушил. Соответственно, если нарушил, и это нарушение стало причиной столкновения, значит виноват. Но истинные причины, обычно, не имеют ничего общего с тем, что напишут в протоколе.

Почему это так, на примере дорожной ситуации изложено в статье Не уступил дорогу на перекрестке. Рекомендую.

 

В нашей ситуации оба водителя в процессе движения совершили какие-то действия, в результате которых машины столкнулись. Попробуем разобрать, какие именно это действия (бездействия), и начнем с водителя «Хонды» (который осуществлял разворот через трамвайные пути).

Разворот на трамвайных путях вне перекрестка на этом участке дороги Правилами не запрещен, но согласно пункту 8.5 ПДД, он должен выполняться с трамвайных путей попутного направления (отсутствуют знаки направлений движения по полосам).

Другими словами, сначала нужно с соблюдением правил перестроения заехать на трамвайные пути попутного направления, и уже с них выполнить разворот.

Водитель «Хонды» приступил к развороту с левой полосы проезжей части, и тем самым подставил свой левый борт под удар «попутчика» с видеорегистратором, который в это время, не нарушая Правил, ехал по рельсам.

Здесь мы видим нарушение двух требований ПДД: начал разворот «не оттуда», т.е. не перестроился на трамвайные пути, и не уступил дорогу попутчику («регистратору»).

Эти строки напишут в протоколе, но на самом деле водитель «Хонды» не заметил едущего сзади «регистратора» — тот появился с левой стороны очень быстро, и практически сразу пошел на опережение.

Загорелись стопы

Теперь, посмотрим на действия «регистратора». Следует отметить, что его движение целиком укладывались в рамки ПДД. Тем не менее, он попал в аварию. Возникает вопрос: почему? Он, ведь, ничего не нарушил! Но попал.

Он видел едущую впереди «Хонду», но не придал значения тормозным сигналам. Возможно, он даже не предположил, что тот намеревается выполнить какой-то маневр. Линия трамвайных путей была свободна для движения, и «регистратор» действовал в соответствии со своими намерениями.

 

На видео хорошо видно, когда у кроссовера загорелись стоп-сигналы, и спустя секунду включился левый указатель поворота. Почти одновременно с включением сигнала поворота, водитель «Хонды» начал разворот через трамвайные пути.

Это произошло на очень короткой дистанции от едущего сзади «регистратора». И у того не хватило времени, чтобы избежать ДТП, единственный вариант был — экстренное торможение. К такому повороту событий «регистратор» оказался не готов

Какой можно сделать вывод для того, чтобы в будущем, оказавшись в похожей ситуации, не попасть в ДТП.

Во-первых, во время движения в дорожном потоке необходимо всегда контролировать обстановку с боков и сзади автомобиля. Особенно контроль важен перед началом маневра. Подробнее о маневрах можно прочесть в статьях Что такое маневр в ПДД и Что такое безопасный маневр.

Перед любым маневром есть смысл не только смотреть в зеркала заднего вида, но и проверять мертвую (слепую) зону поворотом головы и взглядом в эту самую зону. Другого способа, как проверить пространство, которое не видно в зеркала, нет. Сферические зеркала заднего вида не могут дать полный обзор.

Во-вторых, нужно помнить, что вне перекрестка разворот на трамвайных путях (или через трамвайные пути) выполняется с рельсов попутного направления (если разворот на данном участке дороги не запрещен Правилами).

Пункт 9.6. ПДД разрешает движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления. Но при этом с водителей никто не снимает ответственность за соблюдение дистанции и интервалов.

Выбор скорости и дистанции взаимосвязаны: чем выше скорость, тем больше должна быть дистанция. И обязательно нужно обращать внимание на световую сигнализацию соседних по потоку машин.

В предыдущей статье Препятствие на второй полосе было рассмотрено ДТП, произошедшее на загородной трассе по причине несоблюдения безопасной дистанции и выбора неправильной безопасной скорости.

В следующей статье будет рассмотрено ДТП на регулируемом перекрестке, по причине проезда перекрестка на желтый сигнал светофора.

Будьте внимательны при движении по трамвайным путям!

Навигация по серии статейНеудачный разворот >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Анастасия

    20.11.2014 14:48

    Здравствуйте!Как нужно совершить разворот на перекрестке, регулируемом светофором: на зеленый свет я выезжаю к центру перед сплошной линией, если продолжить ее, и потом, когда нет машин разворачиваюсь, или я выезжаю к краю проезжей части в левом ряду и потом разворачиваюсь? И еще вопрос, выполняя разворот через трамвайные пути, где между ними островки, надо из крайнего левого положения? А поворот налево? Заранее спасибо.

  2. Сергей Д.

    20.11.2014 20:37

    Здравствуйте Анастасия.

    Что касается разворота на обычном перекрестке (без трамвайных путей), прочтите внимательно статью «Выполнение разворота. Часть 2». Там есть ответ на Ваш вопрос. На верхних картинках зеленой пунктирной линией схематично показаны разрешенные траектории разворота на перекрестке.

    Если вкратце, то разворот на любом перекрестке дорог без разделительной полосы выполняется в пределах пересечения проезжих частей (разумеется, с левой полосы или, если полоса одна, то с крайнего левого положения на проезжей части вашего направления).

    Т.е. можно выехать на середину перекрестка и потом развернуться, а можно развернуться сразу, как только выедете на пересечение проезжих частей за пешеходный переход, так как на зебре разворот запрещен. Короткая будет траектория или длинная, зависит, скорее, от дорожной ситуации и количества машин на перекрестке.

    В отличии от разворота, поворот налево выполняется только через центр перекрестка. Посмотрите на картинках к статье «Проезд перекрестков. Въезд и выезд – общие правила».

    О движении через трамвайные пути, нельзя дать однозначный ответ. И чтобы здесь не повторяться, рекомендую следующие две статьи:

    О том, как правильно повернуть налево через трамвайные пути – статью «Проезд перекрестков с трамвайными путями».

    О выполнении разворота через трамвайные пути можно прочесть в статье «Выполнение разворота. Часть 1».

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.