Здравствуйте, уважаемый читатель.
В этой статье обсудим поворот направо на нерегулируемом перекрестке в ситуации, когда нужно разъехаться с встречным автомобилем, поворачивающим навстречу налево, в том числе, кто будет виноват, если произойдет ДТП.
Почему для примера взят нерегулируемый перекресток. Дело в том, что многие привыкли поворачивать на светофоре, который регулирует, в основном, встречные направления.
На светофоре статус дорог не имеет значения. А нерегулируемый перекресток может быть образован как равнозначными дорогами, так и неравнозначными (главная и второстепенная дорога).
Отсюда, ответ на вопрос, кто будет виноват, если произойдет ДТП, будет зависеть от расстановки участников на дороге.
Ситуация читателя. Нерегулируемый перекресток образован широкими дорогами (по четыре ряда), но разметка полос отсутствует как до перекрестка, так и на самом перекрестке.
Также нет знаков направлений движения по полосам.
Поворачиваю направо. Вместе со мной, только со встречного направления поворачивает налево другой автомобиль. Т.е. мы вместе поворачиваем на одну дорогу: я — направо, он — налево.
Вопрос: Я обязан повернуть только в правый ряд, или же могу и в левый ряд повернуть? Дорожной разметки нет. И если произойдет ДТП со встречным, который поворачивает вместе со мной, кто будет виноват, я или встречный автомобиль?
Ответ на первый вопрос есть в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД. Именно пункт 8.6 при выполнении поворота направо на перекрестке требует держаться в процессе поворота по возможности правее на проезжей части.
Это требование относится к любым перекресткам – регулируемым и нерегулируемым.
То есть, поворот направо на нерегулируемом перекрестке выполняется точно также, как и на перекрестке со светофором.
Фраза «по возможности правее» означает, что если это возможно, то необходимо повернуть именно так – по короткой траектории поворота направо на перекрестке: в правую полосу дороги, на которую осуществляется поворот.
Когда невозможно повернуть в правый ряд, например, он занят стоящими машинами, тогда не запрещается повернуть во второй ряд, ведь другого варианта все равно нет. Припаркованные машины придется объехать.
Такой поворот не является нарушением. Нарушение — это когда вы повернете в левый ряд при свободном правом. Это ответ на первый вопрос.
Второй вопрос (кто будет виновен в ДТП) относится к приоритету (преимуществу на первоочередное движение) во время поворота направо.
В любом ДТП в первую очередь будет виноват нарушитель ПДД, чье нарушение спровоцировало аварию.
Поскольку речь идет о повороте направо на нерегулируемом перекрестке, то целесообразно обратиться к правилам проезда нерегулируемых перекрестков для безрельсовых ТС:
- Участник движения, который подъехал к перекрестку по второстепенной дороге, уступает всем ТС, которые движутся по главной дороге (пункт 13.9);
- При повороте налево (или развороте) пункт 13.12 обязывает уступить встречным ТС, которые движутся по равнозначной дороге в направлении «прямо» и «направо»;
- Если перекресток равнозначный, то на нем действует правило «помеха справа» — нужно уступить дорогу ТС, которое приближается справа (пункт 13.11).
Исходя из этих правил, в зависимости от того, по каким дорогам (оба на главной, оба на второстепенной, один на главной, другой – на второстепенной) участники движения подъехали к перекрестку, будет зависеть право первой очереди проезда нерегулируемого перекрестка.
Когда главная дорога «прямая» и ваш поворот направо на нерегулируемом перекрестке (съезд на второстепенную дорогу) происходит с главной дороги, то никому из встречных ТС Правила уступать вас не обязывают.
В этом случае ваш встречный оппонент, который поворачивает налево навстречу вам также с главной дороги на второстепенную, в соответствии с пунктом 13.12 ПДД обязан уступить вам дорогу.
Та же самая ситуация возникает, когда и вы, и ваш встречный оппонент подъезжаете к перекрестку по второстепенной дороге: вы – направо, ваш встречный — налево.
Между собой вы разъезжаетесь по пункту 13.12 ПДД, но кроме этого, вы оба! обязаны уступить всем ТС, едущим по главной дороге.
В случае, если вы поворачиваете направо на равнозначном перекрестке, ваш автомобиль пользуется преимуществом перед остальными безрельсовыми ТС.




Ну и еще есть вариант, когда главная дорога поворачивает на перекрестке направо или налево. В этом случае у встречной дороги будет противоположный статус, а приоритет будет у того участника движения, который едет (поворачивает) по главной дороге.
Схема приоритетов (кто кому уступает дорогу) в случае, если главная дорога поворачивает на перекрестке, есть в статьях Съезд и поворот с главной дороги и Съезд с главной дороги.
Несмотря на простоту выполнения правого поворота на перекрестке, этот вполне безобидный маневр в определенных случаях может привести к ДТП. В статье Поворот направо. Опасные ситуации, рассмотрены некоторые из них.
Еще нужно помнить, что при повороте направо (а также налево) вы обязаны уступить дорогу пешеходам, лицам на СИМ и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете (пункт 13.1 ПДД).
Это требование действует на ЛЮБЫХ перекрестках.
Вот, собственно, и весь расклад, как повернуть направо на нерегулируемом перекрестке. Поворот налево выглядит немного сложнее, но это уже другая тема. См. серию статей Проезд перекрестка налево.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Продолжение этой тематики вы найдете в других статьях из группы «Поворот направо».
Серия статей Поворот направо
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей непонятной вам ситуацией.
В продолжение темы «поворот направо на нерегулируемом перекрестке», а также ответов на вопросы, как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Поворот направо через выделенную полосу;
Рисковый поворот на широком перекрестке;
Повороты направо, налево или на разворот;
Поворот направо со второй полосы;
Что такое безопасный маневр;
Причины возникновения ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий