Здравствуйте, уважаемый читатель.
В этой статье поговорим о преимуществе маршрутных транспортных средств, когда они отъезжают от остановки общественного транспорта.
Вопрос одного из читателей: Я проезжаю перекрёсток на зелёный сигнал светофора по второй полосе. За перекрестком остановка общественного транспорта. Мне нужно проехать мимо остановки.
Троллейбус начинает движение от остановки по первой полосе, и сразу перестраивается на вторую полосу, по которой еду я. Мне пришлось резко притормозить.
Если бы мы столкнулись, кто был бы виноват? Если бы на месте троллейбуса был маршрутный микроавтобус, должен ли я уступить ему дорогу?
Ответ. Когда маршрутное ТС отъезжает от места своей остановки (в вашем случае это был троллейбус), то вы должны уступить ему дорогу. Если бы вместо троллейбуса был маршрутный микроавтобус, то ПДД также обязывают уступить ему дорогу.
Теперь, эту ситуацию обсудим подробнее. Пункт 18.3 ПДД требует следующее:
«В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».
Таким образом, когда троллейбус или автобус отъезжает от обозначенной остановки для маршрутных ТС, то ПДД обязывают уступить им дорогу, приоритет на их стороне.
Другие водители в этих условиях должны им уступать дорогу даже в том случае, когда маршрутные ТС отъезжают сразу во вторую и далее полосу.
Микроавтобус, именуемый в народе «маршрутка», перевозящий пассажиров по маршруту — это такое же маршрутное транспортное средство, как автобус или троллейбус, см. статью Приоритет транспорта общего пользования.
По этой же причине, когда маршрутка отъезжает от обозначенного места своей остановки, необходимо уступить дорогу маршрутке. См. статью Автобус отъезжает от остановки.
Невольно возникает вопрос: а что есть «начало движения от остановки», и в каком месте на дороге это «начало движения» заканчивается?
На этот счет в ПДД нет никакой конкретики, но визуально всегда видно, когда маршрутное ТС начинает движение, т.е. трогается с места, плюс на это указывает включенный указатель левого поворота.
Протяженность остановки обозначается разметкой 1.17.1 или «+ -» 15 метров от установленного знака 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса».
В этом месте в соответствии с пунктом 12.4 ПДД еще запрещается остановка ТС и разворот (пункт 8.11 ПДД). Остановка — это намеренное прекращение движения, см. статью Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД.
Если от остановки маршрутных ТС отъезжает какой-либо другой транспорт, например, легковой автомобиль, или даже пусть это будет такси, то уступать им дорогу ПДД НЕ обязывают.
Более подробно об этом можно прочесть в статье Приоритет транспорта общего пользования.
Далее, троллейбус отъехал от остановки, и, со слов читателя сразу совершил другой маневр – перестроился на соседнюю (вторую) полосу, да еще таким образом, что подрезал едущего сзади.
Было ли с его стороны нарушение ПДД в этом случае?
Здесь нужно разобраться более подробно, потому что не очень понятно слово «сразу». Сразу — это когда? — сразу от остановки или сразу, как только отъехал от остановки?
Нарушение будет только в том случае, если троллейбус перестроится после того, как покинул границы остановки.
В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, при перестроении, водитель обязан уступить дорогу транспортному средству, движущемуся попутно без изменения направления своего движения.
Если в этом случае произойдет ДТП, то главным виновником будет тот, кто перестраивается.
Водитель троллейбуса отъехал от остановки – в этом ему никто не препятствовал. И с того момента, как он покинул остановку, его приоритет заканчивается.
Если же он отъезжает от остановки сразу во вторую полосу, то с его стороны нарушения нет, и в этом случае другие участники движения обязаны ему уступить дорогу.
Но есть смысл учесть, что в любом случае важна конкретика развития каждой ситуации применительно к данному месту события. Любое ДТП нужно рассматривать в привязке к месту.
Чтобы рассмотреть ситуацию объективно, словесного описания недостаточно. Потому что «картинка», которая складывается из воображения, у всех людей разная.
И еще, вопрос выяснения «кто виноват» возникает когда? — когда ДТП уже случилось! Оно случилось по каким-то причинам.
В числе причин может быть нарушение ПДД, невнимательность, несоблюдение безопасных режимов движения именно на этом участке дороги, и прочие причины.
Настоящие, истинные причины столкновений описаны в статье Причины возникновения ДТП из серии «Почему происходят ДТП».
Возвращаемся к нашей теме: проезд мимо остановки общественного транспорта. Когда маршрутное ТС отъезжает от остановки, нужно помнить следующее:
Общественный транспорт движется по графику. Водители маршрутных ТС имеют право отступать от требований знаков направлений движения по полосам 5.15.1 и 5.15.2, предписывающих знаков 4.1.1-4.1.6, некоторых запрещающих знаков.
Поэтому, направление движения маршрутного ТС в определенных ситуациях может показаться очень неожиданным.
Линия маршрута может пролегать весьма неудобным образом, часто сопряженным с большим количеством перестроений для поворотов налево с последующими остановками, а остановочные пункты, в свою очередь, располагаются с правой стороны дороги.
Остановка общественного транспорта может находиться в обустроенном «кармане», а может быть расположена с краю дороги, на первой полосе.
Такую особенность расположения остановочного пункта также необходимо учитывать во время объезда стоящего у остановки маршрутного транспортного средства.

В заключении несколько уточняющих слов по теме как не попасть в ДТП в процессе движения мимо остановки общественного транспорта.
Если вы видите, что от остановки отъезжает маршрутное ТС, пусть это будет даже обыкновенный маршрутный микроавтобус, то целесообразно снизить скорость и уступить ему дорогу.
Если вы, при этой ситуации, едете в левом ряду, и видите место остановки со стороны, то вы сможете примерно понять траекторию движения маршрутного ТС.
После того, как оно отъедет от остановки, и обозначит собой направление движения (прямо или левее), можно продумать, как вы его объедете, если вам это нужно.
И последнее. Приближаясь к остановке, у которой стоит маршрутное ТС, обычно бывает понятно, или оно только подъехало, стоит уже какое-то время, или собирается отъехать.
И почти всегда есть возможность заранее сориентироваться, т.е. либо принять левее, если есть куда, либо притормозить, и дать ему отъехать от остановки, как требует пункт 18.3 ПДД.
На этом, по вопросу, надо ли уступить дорогу маршрутному ТС, когда оно отъезжает от остановки, все.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
В продолжение темы «уступить маршрутному ТС», а также ответов на вопросы, как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Приоритет транспорта общего пользования;
Поворот направо через выделенную полосу;
Что такое ДТП и как его избежать;
Автобус отъезжает от остановки;
Объезд препятствия.
Будьте внимательны за рулем.








21.08.2025 16:13
С общественным транспортом понятно. Муниципальным или коммерческим автобусам, в том числе малым и особо малым («маршруткам»), уступать.
А как быть с автобусами физических и юридических лиц? Например, «развозка» какого-либо предприятия. Они тоже автобусы, и бывают довольно крупные.
21.08.2025 20:42
Здравствуйте Hottabych.
С «развозками» и прочими автобусами действуйте по ситуации и вашему усмотрению. ПДД не обязывают уступать им дорогу, и их водители об этом знают.
Но, в принципе, нет ничего затруднительного в том, чтобы тормознуть и «выпустить» того из автобусного кармана.
Мы же проявляем соучастие к водителям других ТС (помочь выехать из двора, повернуть налево, когда никто не пропускает и т.д.). Здесь то же самое.
При этом, важно оценить обстановку сзади себя, чтобы те, кто едет сзади, все правильно поняли. Иначе, вы притормозите, а тот, кто едет сзади, не успеет сбавить скорость. Ну и, будет хорошо, если он сможет вас объехать! А если не сможет?!
В таких случаях не грех проехать мимо остановки, независимо от того, кто с нее выезжает. Так сказать, нарушение во благо. Иначе, доброе дело может стать недобрым.