Вопрос: Я проезжаю перекрёсток на зелёный сигнал светофора по второй полосе. За перекрестком остановка общественного транспорта. Мне нужно проехать мимо остановки.
Троллейбус начинает движение от остановки по первой полосе, и сразу перестраивается на вторую полосу, по которой еду я. Мне пришлось резко притормозить. Если бы мы столкнулись, кто был бы виноват? И каким транспортным средствам, выезжающим с остановки, нужно уступать дорогу?
Ответ начнем со второй части вопроса.
Пункт 18.3 ПДД требует следующее: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».
Таким образом, когда троллейбус или автобус отъезжает от обозначенной остановки, то приоритет на их стороне. Маршрутные ТС в указанных условиях, т.е. отъезжая от остановки, пользуются преимущественным правом на первоочередное движение. Другие водители в этих условиях должны им уступать дорогу даже в том случае, когда маршрутные ТС отъезжают сразу во вторую и далее полосу.
Невольно возникает вопрос: а что есть «начало движения от остановки», и в каком месте на дороге это «начало движения» заканчивается? На этот счет в ПДД нет никакой конкретики, но визуально всегда видно, когда маршрутное ТС начинает движение, т.е. трогается с места, плюс включенный указатель левого поворота.
Протяженность остановки обозначается разметкой 1.17 или «+ -» 15 метров от установленного знака 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». В этом месте еще запрещается остановка ТС в соответствии с пунктом 12.4 ПДД.
Если от остановки отъезжает какой-либо другой транспорт, например, легковой автомобиль, или даже пусть это будет такси, то уступать им дорогу Правила НЕ обязывают. Это ответ на вторую часть вопроса. Более подробно можно прочесть в статье Приоритет транспорта общего пользования.
Далее троллейбус отъехал от остановки, и сразу совершил другой маневр – перестроился на соседнюю (вторую) полосу, да еще таким образом, что подрезал едущего сзади. Было ли с его стороны нарушение в этом случае?
Здесь нужно подробнее разобраться, потому что не очень понятно слово «сразу». Сразу — это когда? — сразу от остановки или сразу, как только отъехал от остановки? Нужно смотреть на месте.
Нарушение было бы только в том случае, если троллейбус перестроился после того, как отъехал от остановки. Поскольку, в соответствии с пунктом 8.4, перестраиваясь, водитель троллейбуса (автобуса) обязан уступить дорогу транспортному средству, движущемуся попутно без изменения направления своего движения. В случае ДТП в этой ситуации главным виновником будет тот, кто перестраивается.
Водитель троллейбуса отъехал от остановки – в этом ему никто не препятствовал. И с того момента, как он покинул остановку, его приоритет заканчивается. Если он отъезжает от остановки сразу во вторую полосу, то нарушения нет, и в этом случае другие участники обязаны ему уступить дорогу.
Но справедливость разбора вышеупомянутой ситуации, имеет место в, так сказать, общих случаях, т.е. когда нарушение очевидно. В любом случае важна конкретика развития каждой ситуации применительно к данному месту события. Любое ДТП нужно рассматривать в привязке к месту.
И еще, вопрос определения виновного возникает когда? – когда столкновение уже состоялось! Оно состоялось по каким-то причинам, в том числе по причинам нарушения, невнимательности, несоблюдения определенных безопасных режимов движения именно на этом участке дороги, и прочие причины.
Понятно, что это общие фразы, но в каждом дтп они конкретны. И среди них есть причины, за которые можно официально «предъявить», например, нарушение пдд, а есть другие причины, предположим, занесло на скользкой дороге. Другими словами, водитель не хотел, но так получилось. Поэтому критические ситуации следует предупреждать, т.е. стараться не допускать столкновения.
Возвращаемся к нашей теме: проезд мимо остановки общественного транспорта. Когда маршрутное ТС отъезжает от остановки, нужно помнить следующее:
Общественный транспорт движется по графику. Водители маршрутных ТС имеют право отступать от требований знаков направлений движения по полосам 5.15.1 и 5.15.2, предписывающих знаков 4.1.1-4.1.6, некоторых запрещающих знаков. Поэтому, направление движения маршрутки в определенных ситуациях может показаться очень неожиданным.
Линия маршрута может пролегать весьма неудобным образом, часто сопряженным с большим количеством перестроений для поворотов налево с последующими остановками, а остановочные пункты, в свою очередь, располагаются с правой стороны дороги.
Остановка общественного транспорта может находиться в обустроенном «кармане», а может быть расположена с краю дороги, на первой полосе. Эту особенность также необходимо учитывать во время объезда стоящего у остановки автобуса или троллейбуса.

И последнее. Приближаясь к остановке, у которой стоит маршрутное ТС, обычно бывает понятно, или оно только подъехало, стоит уже какое-то время, или собирается отъехать. И почти всегда есть возможность заранее сориентироваться, т.е. либо принять левее, если есть куда, либо притормозить, и дать маршрутке отъехать от остановки, как требует пункт 18.3.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий