Здравствуйте, уважаемый читатель.
В этой статье обсудим взаимосвязь между дистанцией, боковым интервалом и шириной проезжей части (количеством попутных полос) в рамках обеспечения безопасности своего движения по дорогам.
В следующих двух статьях выясним, как определить количество полос на дороге в условиях, когда не видно разметки, и как именно соблюдать боковой интервал, чтобы не столкнуться с другим ТС.
Понимание этих характеристик поможет избежать аварийных дорожных ситуаций, и позволит своевременно среагировать на опасность.
Поехали.
Представим себе двухполосную дорогу по которой движение происходит в обоих направлениях.
При двухполосном взаимно встречном движении важно соблюдать дистанцию до попутно едущего впереди транспортного средства, и боковой интервал между вашим и встречными ТС.
Поскольку встречный автомобиль у вас перед глазами, боковой интервал между вашим и встречным автомобилем легко контролировать.

Дистанцию до попутного «переднего» автомобиля тоже контролировать легко: вы этот автомобиль видите (он движется попутно впереди вас, и вам видны огни его световой сигнализации).
Есть смысл уточнить терминологию: что значит «контролировать».
Дистанция и боковой интервал это величины переменчивые. В дорожном потоке одни едут быстрее, другие — медленнее, один торопится и уезжает далеко вперед, а другой не спешит, и едет почти рядом.
Соответственно, в процессе движения интервал и дистанция по отношению к другим транспортным средствам непрерывно изменяются (увеличиваются или уменьшаются).
Важно следить, чтобы они не уменьшались до критических значений, когда столкновение становится неизбежным. Это и есть контроль.
О том, как это делать правильно, будет полезно почитать статью Почему важно соблюдать дистанцию.
В общем, на двух взаимно встречных полосах, дистанцию и боковой интервал контролировать несложно, и это естественно, потому что движение по такой дороге происходит всего по двум полосам: вашей и встречной.
Бывают, конечно, сложности, потому как поток машин движется неравномерно, водители начинают обгонять, и порой, делают это неаккуратно, но в целом, на двухполосной дороге, в основном, приходится контролировать дистанцию.
Теперь, возьмем ту же самую дорогу, но немного расширим ее, например, до четырех полос (по две полосы для движения в обоих направлениях).

При таком раскладе, контролировать дистанцию и боковой интервал до своих соседей по дорожному потоку становится немного и сложнее, и легче одновременно. Почему это так?
Все просто. Попутный поток машин теперь едет уже в два ряда (по двум полосам). Обгон, как маневр, в этих условиях уже не применяется (он запрещен), но появляется возможность перестраиваться (для опережения, поворотов).
Когда какой-нибудь автомобилист перестраивается впереди вас, то он вам виден практически в течение всего времени, пока он совершает маневр, от начала до конца.
Либо он едет впереди, либо он опережает вас. Вы видите его маневры, и вам видны его стоп-сигналы. Их включение — это сигнал для вас, что дистанция сокращается, и нужно приготовиться уменьшить свою скорость.
Во время опережения есть один момент, когда он (опережающий) может быть вам не виден — это когда он входит в слепую зону ваших зеркал, см. статью О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
В этой зоне он может находиться продолжительное время, и если вы не меняете свой курс (продолжаете ехать в своей полосе), то для вас это неопасно. Через какое-то время он оттуда «вынырнет», и вы его увидите сбоку от себя.
Несмотря на то, что при попутном движении по смежным полосам боковой интервал достаточен для безопасного рядного движения, контролировать его, все же, нужно.
Потому что встречаются дорожные неровности, их приходится как-то объезжать, и в процессе объезда, можно невзначай задеть соседнего попутчика.
В таких случаях боковой интервал резко сокращается, и можно не успеть среагировать для того, чтобы не столкнуться.
Поэтому важно наблюдать по сторонам своего автомобиля, и если при объезде дорожной неровности возникает опасность бокового столкновения, то целесообразно не объезжать эту самую неровность, а «мягко» проехать по ней.
Как это сделать, см. статью Как проезжать дорожные неровности.
Если же, в роли опережающего выступает ваш автомобиль, то как бы вы не надеялись, что ваш попутчик вас видит, целесообразно взять контроль бокового интервала в свои руки.
Одновременно, вам нужно следить за дистанцией до едущего впереди вас ТС по вашей же полосе. Принцип рядного движения для всех одинаковый, и для опережаемого, и для опережающего. См. статью Движение в потоке.
Идем далее. Рано или поздно вам придется перестроиться. Ну а поскольку рядом едут другие ТС, то ваши пути неизбежно пересекутся, и кто-то кому-то будет должен уступить дорогу.
В соответствии с пунктом 8.4 ПДД, уступает тот участник движения, который перестраивается. Но если вы едете быстрее ваших попутчиков, то можно перестроиться с опережением.
См. статью Одиночное перестроение. Теория и практика.
В процессе «переезда» в смежный ряд, важно не подрезать водителя, перед которым вы перестраиваетесь.
Если он едет справа от вас, то принцип такой же как при обгоне. «Сигнал» для перестроения — это появление опережаемого в салонном зеркале заднего вида.
Если же опережаемый едет слева от вас, то вы его увидите в левом боковом зеркале заднего вида, и примерно сможете понять, он еще близко к вам, или он уже далеко от вас.
При этом, важно контролировать дистанцию до попутчиков, которые движутся по тому ряду, на который вы перестраиваетесь.
Дело в том, что раз вы едете чуть быстрее остальных, то после перестроения вы можете быстро догнать автомобиль, который едет по этой же полосе (на которую вы только что перестроились).
Успеете ли вы в таком случае плавно уменьшить свою скорость? Вполне возможно, что это не понадобится, но быть готовым к этому нужно!
В дополнение предлагаю с просмотру группу статей Перестроение на проезжей части. Она начинается статьей Перестроение в потоке.
Если мы будем и дальше «расширять» дорогу до трех, четырех и более полос попутного направления, то увидим, что пространство для маневров будет увеличиваться, но процесс рядного движения останется прежний.
Поэтому, все изложенное выше по тексту, в плане контроля дистанции и бокового интервала, также справедливо и для очень широкой дороги.
С увеличением числа полос повышается интенсивность движения, появляются возможности для маневрирования, и увеличивается вероятность столкновений.
Соответственно, чтобы не столкнуться, необходимо будет усилить внимание за тем, что происходит на дороге, выдержать безопасную дистанцию и соблюсти безопасный боковой интервал в процессе движения.
На этом, все.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «количество полос, дистанция и боковой интервал», а также ответов на вопросы, как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Что делать, если ваш приоритет игнорируют;
Почему важно соблюдать дистанцию;
Препятствие на второй полосе;
Проезд «под прикрытием».
Будьте внимательны за рулем.
11.07.2018 18:42
Здравствуйте. В нашем городе очень широкие полосы для движения тс.
Дрога разделена дорожной разметкой на две части, по одной полосе в каждом направлении, где на одной полосе на самом деле может поместится два тс.
Как быть в данной ситуации, можно ли двигаться в два ряда в одном направлении двум тс, или же только в один ряд?
11.07.2018 23:00
Здравствуйте Михаил.
Не только можно, но и нужно. Правила не запрещают движение в два ряда, тем более, если места в пределах такой широкой полосы достаточно.
Если на вашей половине проезжей части (т.е. одного направления) свободно помещаются два легковых автомобиля, то условных полос будет две, несмотря на разметку 1.1 посередине дороги.
В статье Перестроение в потоке есть фото с похожей дорогой, как у вас.
Более того, перед поворотами (разворотом) Правила требуют занять крайнее соответствующее положение на проезжей части: «прижаться» или вправо, или к середине дороги (пункт 8.5).
См. статью Крайнее положение на проезжей части.
Ошибочно принимая широкую проезжую часть за одну! полосу, некоторые товарищи поворачивают или из середины «полосы», или, что хуже, например, поворот налево выполняется от правого края (уверены, что так можно, раз полоса всего одна).
Такое ошибочное понимание нередко приводит к столкновениям с попутчиками.