Количество полос и боковой интервал


2 комментария

Вопрос читателя: Как в зимнее снежное время определить количество полос и боковой интервал между автомобилями?

Если при попутном движении не помещается два грузовых авто, или, например, два автобуса, то правильно ли считать, что в попутном направлении дорога имеет одну полосу для движения?

Ответ. Вопрос остается актуальным не только во время зимы, когда часть дороги оказывается «выключенной» из проезжей части по причине снежных заносов, но и для дорог, на которых разметку не видно (стерлась или ее там никогда не было).

Далее, по тексту:

Как определить количество полос
Выбор бокового интервала

Как определить количество полос

На вопрос как определить количество полос на проезжей части дает ответ пункт 9.1 ПДД:

«Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.

При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева …».

Когда на дороге отсутствует разметка полос и соответствующие знаки, для чего нужно иметь представление о количестве полос?

Во-первых, это нужно чтобы не выехать на встречную полосу, когда это запрещено (на дорогах с двусторонним движением в четыре и более полосы пункт 9.2 ПДД запрещает выезжать на встречную полосу, даже в том случае, если разметка на дороге отсутствует).

Далее, перед поворотами направо, налево (разворотом) Правила требуют занять соответствующее крайнее положение на проезжей части (крайние правое или крайнее левое, пункт 8.5 ПДД), т.е. необходимо перестроиться в нужную сторону.

Процесс перестроения должен происходить в соответствии с пунктом 8.4 ПДД – уступает тот, кто перестраивается. Подробнее об этом – в статье Одновременное перестроение. Теория и практика.

 

Во-вторых, количество полос на дороге необходимо знать для прояснения вопросов приоритета во время перестроения и для безопасного выполнения этого маневра.

Каким путем для себя выяснить, где заканчивается попутная половина проезжей части? Для этого мысленно делите вдоль проезжую часть пополам, и «отсекаете» ее левую половину – это будет встречная половина проезжей части.

Далее, берете ширину своего автомобиля и соотносите ее к ширине «своей» попутной половины проезжей части.

Прикидываете, сколько ваших машин (или примерно таких) по ширине войдет в это пространство, плюс небольшой запас на безопасный боковой интервал, примерно полметра.

Все эти расчеты достаточно условны, не следует пытаться выяснять какие-то точные цифры или разграничения.

Четыре полосы

Когда проезжая часть не размечена (или покрыта снегом), и отсутствуют знаки, определяющие движение по полосам, то для условной ширины полосы целесообразно исходить из ширины вашего транспортного средства.

К ширине вашего ТС добавляете безопасный боковой интервал (об этом ниже), и учитываете габаритные размеры соседних машин. Для чего это нужно?

«Соседей» с дороги вы никуда не уберете, они тоже являются участниками движения. И среди них может быть крупногабаритный транспорт, например, автобус, троллейбус, большой грузовик.

Вы же, в свою очередь, управляете своим! автомобилем, и траекторию движения выбираете исходя из габаритов ВАШЕГО транспортного средства с учетом окружающей обстановки в данный момент времени.

Там, где не помещаются рядом два автобуса, могут поместиться автобус и легковой автомобиль. Или могут свободно разместиться два легковых автомобиля.

И, соответственно, там, где для автобуса проезжая часть состоит из одной полосы, для легковушек этих полос уже будет две.

Зимой, на заснеженной дороге, этим двум легковым автомобилям рядом уже может стать «тесно», и для них летние две полосы «превращаются» в одну зимнюю.

После снегопадов, когда дороги должным образом не очищены, четыре реальные полосы движения фактически превращаются в две! И мы видим, как два попутных ряда сливаются в один, машины движутся в одной колее.

Но даже эти обстоятельства не отменяют пункт 8.5 ПДД (требование занять крайнее положение перед поворотом направо, налево или разворотом).

Выбор бокового интервала

Теперь о выборе бокового интервала. Что такое боковой интервал, и какой величины должен быть боковой интервал?

Боковой интервал при рядном движении – это расстояние между бортами транспортных средств.

Транспортные средства, в свою очередь, могут двигаться как попутно, так и навстречу друг другу, и в любом случае боковой интервал – это расстояние между их бортами. См. статью Движение в потоке.

ПДД о величине бокового интервала упоминают лишь условно:

Пункт 9.10: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения».

Этот необходимый боковой интервал и должен обеспечить безопасное «соседство» смежных транспортных средств, исключить их боковое столкновение.

Условно принято считать, что между попутно движущимися с равной скоростью автомобилями, безопасный боковой интервал должен быть не менее 0,5 метра.

Зависит ли выбор бокового интервала от скорости движения и от ширины автомобиля? Да, зависимость прямая.

Чем выше скорость автомобиля и чем шире автомобиль в габаритах, тем боковой интервал должен быть больше.

Уменьшение безопасного бокового интервала чревато боковым столкновением (еще говорят, машины «притерлись» боками).

Боковой интервал целесообразно увеличивать на изгибах дороги, во время опережения и обгона (особенно длинномеров), на встречном разъезде, на параллельных поворотах, при движении по кольцу кругового перекрестка.

Также целесообразно увеличить боковой интервал на скользкой, заснеженной либо покрытой наледью дороге. В этих условиях велика вероятность «подскользнуться и соскочить» с наледи.

Фактически две

Возвращаемся к вопросу читателя в начале статьи о том, как определить количество полос движения (и, попутно, о выборе бокового интервала).

Предположим, ваш автомобиль догоняет автобус или троллейбус по заснеженной дороге (проезжая часть ограничена снежными заносами), и есть необходимость его объехать (опередить).

Смотрите на ширину своей половины проезжей части. Если видите, что есть возможность опередить его слева, не выезжая на встречную половину дороги, значит, смещаетесь левее и опережаете.

Если такой возможности нет (узкая дорога), а объехать едущий автобус нужно, тогда убеждаетесь в том, что выезд на встречную полосу на этом участке дороги не запрещен, и действуете по ситуации.

 

Соблюдение ПДД в процессе движения — это необходимость. А несоблюдение безопасности в рамках ПДД может спровоцировать столкновение. Действовать по ситуации — это значит принять меры предосторожности.

Например, скользкая дорога значительно увеличивает остановочный путь, есть смысл сильно не разгоняться. См. статью Осторожно, скользкая дорога.

Во время переезда снежных межполосных уплотнений во время перестроения автомобиль может занести, и как следствие можно потерять управление.

Фактически четыре

Какого-либо общего алгоритма действий в таких ситуациях не существует – действовать нужно исходя из условий конкретной дорожной обстановки.

Еще нужно понять следующее. Когда дорогу в четыре полосы (на них выезд на встречную полосу запрещен пунктом 9.2 ПДД) замело снегом, и она фактически стала двухполосной (один ряд – ваш, второй ряд — навстречу), то эта дорога НЕ перестала быть четырехполосной.

Она по-прежнему таковой является, но в этой ситуации крайние правые полосы могут быть непригодны для движения (под снегом) только в данный момент времени, пока не очистят.

Более того, на скользкой дороге или во время снежных заносов выезжать на встречную полосу часто бывает очень нежелательно.

Поэтому, в каких-то «снежных» ситуациях движение по одной колее след-вслед может быть единственно целесообразным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей ситуацией, мы с вами ее разберем, и проведем «работу над ошибками».

В продолжение темы «как определить количество полос если нет разметки», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Поворот с правой полосы налево чаще всего приводит к ДТП;
Вождение автомобиля зимой. Маневрирование;
Перестроение на дороге. Безопасность маневра;
Знаки направлений движения по полосам;
Маневрирование в дорожном потоке;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Михаил

    11.07.2018 18:42

    Здравствуйте. В нашем городе очень широкие полосы для движения тс.

    Дрога разделена дорожной разметкой на две части, по одной полосе в каждом направлении, где на одной полосе на самом деле может поместится два тс.

    Как быть в данной ситуации, можно ли двигаться в два ряда в одном направлении двум тс, или же только в один ряд?

  2. Сергей Д.

    11.07.2018 23:00

    Здравствуйте Михаил.

    Не только можно, но и нужно. Правила не запрещают движение в два ряда, тем более, если места в пределах такой широкой полосы достаточно.

    Если на вашей половине проезжей части (т.е. одного направления) свободно помещаются два легковых автомобиля, то условных полос будет две, несмотря на разметку 1.1 посередине дороги.

    В статье Перестроение в потоке есть фото с похожей дорогой, как у вас.

    Более того, перед поворотами (разворотом) Правила требуют занять крайнее соответствующее положение на проезжей части: «прижаться» или вправо, или к середине дороги (пункт 8.5).

    См. статью Крайнее положение на проезжей части.

    Ошибочно принимая широкую проезжую часть за одну! полосу, некоторые товарищи поворачивают или из середины «полосы», или, что хуже, например, поворот налево выполняется от правого края (уверены, что так можно, раз полоса всего одна).

    Такое ошибочное понимание нередко приводит к столкновениям с попутчиками.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.