Съезд и поворот с главной дороги


8 комментариев

Здравствуйте, уважаемый читатель.

Поговорим о расположении ТС на проезжей части во время поворота по главной дороге, а также в процессе съезда с главной дороги, когда она поворачивает на перекрестке.

Вопрос одного из читателей: Впереди по движению нерегулируемый перекресток, на котором главная дорога поворачивает направо.

Если продолжить ехать прямо, то это будет съезд на второстепенную дорогу.

На проезжей части две полосы, но ширина каждой из них позволяет в одном направлении двигаться двум легковым автомобилям.

До перекрестка посередине есть прерывистая разметка 1.5, перед перекрестком она переходит в сплошную разметку 1.1.

Еду по главной дороге по правой стороне, и мне нужно через перекресток «прямо», т.е. съехать на второстепенную.

Сзади догоняет другой автомобиль, обходит меня слева, и передо мной поворачивает направо, по главной дороге. Мне пришлось затормозить, чтобы в него не врезаться.

Если бы я в него врезался, кто был бы виноват в ДТП?

Ответ на этот вопрос лежит в области расположения транспортных средств на проезжей части в процессе маневрирования.

В условиях задачи, перед перекрестком имеется широкая полоса для одного направления, отделенная от встречной полосы разметкой 1.1.

Создается иллюзия в том, что поскольку полоса одна–единственная, и она «принадлежит» главной дороге, то и ехать в пределах данной полосы можно как угодно.

Такое предположение ошибочно.

Вопрос приоритета

Главная дорога расставляет приоритеты на перекрестке в соответствии с пунктами 13.9 и 13.10 ПДД, когда пересекаются пути машин с разных дорог.

Вопросы приоритета по указанным пунктам рассмотрены в статьях Проезд нерегулируемых перекрестков и Съезд с главной дороги.

При попутном движении действуют правила маневрирования ТС на проезжей части (раздел 8 ПДД), при соблюдении которых опасное пересечение траекторий их движения исключается.

Пункт 8.5 ПДД требует перед поворотом направо, налево или разворотом занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. Не крайнюю полосу (в нашем случае полоса одна — единственная), а именно крайнее положение!

Другими словами, следует принять правее или левее в пределах этой единственной полосы, в соответствии со своим маневром.

 

На фото ниже очень подходящая под описание нашего случая ситуация. Пусть не точно такая же, но понятно, о чем идет речь. Главная дорога поворачивает направо, имеется разметка 1.1 и на полосе помещаются два автомобиля.

Левый налево правый направо

Возвращаемся к нашему случаю. Автомобиль, который совершал поворот по главной дороге направо из левого положения, был обязан сначала перестроиться правее, к правому краю проезжей части, и из этого положения повернуть направо.

Водитель это правило нарушил, тем самым создал опасную аварийную ситуацию.

Типичной ошибкой, аналогичной рассмотренной выше, только «зеркально», является поворот по главной дороге налево, от правого края проезжей части – это нарушение пункта 8.5 ПДД.

Автор вопроса в этой ситуации юридически ничего не нарушил, поскольку при отсутствии знаков, указывающих направление движения по полосам (или разметки 1.18), из правого ряда НЕ запрещается движение «прямо» или «направо», соблюдая приоритет в соответствии с пунктом 13.10 ПДД.

Продолжив ехать прямо на этом перекрестке по правому ряду, автор поступил очень нерационально. Далее станет понятно, почему это так.

Кто был бы виновен в ДТП в случае столкновения в этой ситуации? Виноват всегда нарушитель ПДД, по крайней мере, так должно быть.

Но, поскольку одна дорожная ситуация никогда не похожа на другую, аналогичную, целесообразно проводить «разбор полетов» в каждом конкретном случае, когда он уже состоялся.

 

На обычном перекрестке (главная дорога «прямая») при отсутствии знаков, определяющих направление движения по полосам или разметки 1.18, из правого положения на проезжей части разрешается движение «прямо» и «направо», из левого положения — «прямо» и «налево или разворот».

Теоретически, когда отсутствуют знаки, определяющие направление движения по полосам (или разметка 1.18), ПДД НЕ запрещают по этой же схеме проехать перекресток, на котором главная дорога поворачивает.

Приоритет по главной

Но не все так однозначно. Попробуйте понять разницу выражений «ПДД не запрещают» и «ПДД обязывают».

То есть, в одном случае проезд с правого ряда в направлении «прямо» пройдет благополучно (если не нужно будет пропускать своих встречных коллег), а в другом случае может создать аварийную ситуацию.

В реальности, на оживленной дороге перед тем, как повернуть по главной дороге или съехать с главной дороги на второстепенные, есть большой смысл перестроиться в соответствии со своим маневром.

Когда Правилами НЕ определено направление движения по полосам, то учитывая разные формы перекрестков, рассчитывайте примерно так:

  • если после перекрестка вы предполагаете ехать правее, то еще до перекрестка перестройтесь в правый ряд;
  • если же после перекрестка вы предполагаете ехать левее, тогда перед перекрестком займите левый ряд.

Если этого не сделать, то могут быть непредвиденные и непредсказуемые последствия. Об этом — ниже по тексту.

В соответствии с пунктом 13.10 ПДД, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, движущиеся по главной дороге, должны разъезжаться между собой по правилам проезда перекрестков равнозначных дорог.

Главную дорогу не просто так делают главной. Это означает, что основной поток транспортных средств едет по ней.

Соответственно, когда главная дорога по ходу вашего движения поворачивает налево, то у вас безоговорочный приоритет: левый ряд едет (поворачивает) по главной дороге, а правый ряд съезжает с главной в направлении «прямо» или «направо».

А вот, когда главная дорога по ходу вашего движения поворачивает направо, то правый ряд продолжает ехать (с поворотом направо) по главной дороге, а левый ряд (который съезжает с главной прямо или налево), останавливается по требованию пункта 13.10 ПДД, чтобы пропустить своих встречных.

А теперь представьте ситуацию. Вы с правого ряда главной дороги, когда она поворачивает направо, едете через перекресток «прямо», при этом вы обязаны уступить своим встречным ТС, которые едут навстречу вам по главной дороге.

Ваш попутный ряд, который слева от вас, уже остановился, и пропускает тех же ваших встречных коллег, которые едут навстречу вам по главной дороге.

И вы также будете вынуждены остановиться, чтобы их пропустить, и соберете за собой огромную пробку из машин, которые едут за вами, и поворачивают по главной дороге направо.

Они, ведь, не ожидают, что вы остановитесь. Они предполагают, что поскольку вы едете в правом ряду, то вы поедете (повернете) по главной дороге.

И вот эта самая неожиданность для них, может обернуться печалью для вас. Кто-то не успеет затормозить, кто-то попытается объехать, и заденет, в общем, могут быть разные варианты.

С правого ряда прямо

Ну а если встречные для вас ТС на главной дороге отсутствуют (навстречу вам по главной дороге никто не едет), тогда вы можете проехать через перекресток с правого ряда в направлении «прямо», и никому при этом не создадите помех.

С расположением на проезжей части разобрались. Теперь, собственно, как не попасть в ДТП в этих или похожих обстоятельствах на перекрестке, на котором главная дорога поворачивает.

1) Перекресток, на котором главная дорога «прямая» (левый рисунок выше по тексту).

В общих случаях, когда знаки направлений движения по полосам отсутствуют (например, на перекрестках двухполосных дорог), а проезжая часть широкая, то от правого края проезжей части разрешено движение «прямо» и «направо», а от левого края (от середины дороги) – «прямо», «налево» и «на разворот».

Для примера, как это выглядит, см. рисунок выше по тексту. Так устроено движение на большинстве перекрестков неравнозначных дорог.

2) Перекресток, на котором главная дорога меняет направление (поворачивает).

Главная поворачивает

Смысл в том, что если главная дорога поворачивает на перекрестке, то для того, чтобы повернуть по главной дороге или съехать с главной дороги, целесообразно своевременно перестроиться в соответствии со своими намерениями, и кроме этого активно следить за тем, как едут другие машины.

Если вы едете по Правилам, то это не значит, что абсолютно все вокруг вас их придерживаются. Бывают ситуации, когда обстоятельства вынуждают нарушить, но чье-то нарушение не должно стать для вас неожиданным.

Вот, мы сейчас обсуждаем некий общий вид перекрестка и его проезд, а в реальности каждый перекресток весьма конкретный: у каждого своя форма, своя ширина дорог, свои закругления и так далее.

Все подобные нюансы необходимо учитывать в каждой конкретной ситуации.

Вообще, универсального ответа на вопрос, как не попасть в аварию, не существует. Нужно стараться прогнозировать возникновение опасности с учетом того, как движутся другие машины, и тогда решение, как поступить, придет интуитивно.

См. статью Прогнозирование дорожных ситуаций. Основные причины аварий изложены в статье Причины возникновения ДТП.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

В продолжение темы «проезд нерегулируемых перекрестков», в частности «съезд с главной дороги», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:

Съезд с главной дороги;
Поворот по главной дороге;
Через перекресток по главной дороге;
Выезжая на главную, будь осторожен;
Как безопасно выехать на главную дорогу;
Как безопасно выехать на главную дорогу (продолжение);

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вопрос - Ответ

Самые читаемые разделы сайта

 

8 комментариев

  1. Андрей

    11.08.2020 12:42

    Не согласен, что нужно занимать правое или левое положение чтобы проехать по главной дороге, пусть она и поворачивает. Ведь это главная дорога, уступать должен тот, кто съезжает с главной дороги.

    На самой первой картинке — красный автомобиль намеревается съехать с главной дороги, и создаёт препятствие черному автомобилю для движения по главной.

    Красный должен был заблаговременно принять крайнее левое положение перед съездом с главной дороги на второстепенную.

  2. Сергей Д.

    12.08.2020 08:22

    Здравствуйте Андрей...

    Вы имеете полное право не соглашаться с требованием перестроиться перед поворотом, но ПДД требуют занять соответствующее положение на проезжей части.

    См. статью Крайнее положение на проезжей части.

    Поскольку отсутствуют знаки или разметка, определяющие направление движения по полосам, проезд «прямо» допускается по всей ширине полосы данного направления.

    Перед поворотом направо (в том числе в рассматриваемой ситуации, по главной дороге) пункт 8.5 обязывает перестроиться на правую сторону проезжей части.

    Перед поворотом налево (не важно, по какой дороге, главной или второстепенной) также необходимо перестроиться на левую сторону пр.части.

    Ваша интерпретация по расстановке приоритетов на этом перекрестке ошибочна. Во избежание будущих ЧП предлагаю пересмотреть свои представления.

    И еще предлагаю ознакомиться с материалом статьи Поворот направо не по своей полосе. Ситуация несколько другая, но смысл тот же.

  3. Андрей.

    21.06.2022 10:53

    Добрый день.

    А не могли бы автор дать определение что есть поворот согласно ПДД?

    И тогда мы разберем, кто из авто совершает поворот и кто кому должен уступать.

  4. Сергей Д.

    21.06.2022 17:17

    Здравствуйте Андрей.

    В ПДД не дано официального определения термину «поворот» (а также «разворот»), несмотря на то, что в тексте Правил данные термины упоминаются часто.

    Почему составители Правил об этом не позаботились, мне неведомо.

    Я дал свое толкование процессам «поворот» и «разворот», а также понятию «маневр» ТС.

    Понятия с описанием изложены в статьях Что такое «маневр» в ПДД, Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота, Выполнение разворота. Часть 1.

    Кратко о процессе «поворот»: поворот автомобиля (ТС) — это сознательное изменение направления движения от первоначального (в т.ч. от прямолинейного) в результате вращения рулевого колеса.

    Считаю, что в рамках материала, предоставленного на страницах сайта, моего изложения достаточно для понимания «предмета», о котором идет речь.

    В мире все относительно. Но даже детям понятно, что есть правая и левая рука, правая и левая сторона. Мы можем идти прямо, и поворачивать (изменять направление движения) направо или налево.

    На транспортном средстве делается то же самое, только это происходит в процессе управления им путем вращения руля.

    Для чего, собственно, требуется точное определение терминам, понятие которых людьми усваивается с детства? Ведь, до этих пор как-то ездили, и вопросы не возникали. — Разное на ум приходит.

    Относительно того, кто кому и в каких случаях должен уступать, в ПДД есть четкие указания. Порядок дан в разделах 8, 13, 17, 18.

    Может быть вас интересует что-то конкретное? Пишите, обсудим.

  5. Андрей.

    21.06.2022 23:12

    Вот тут с вами не соглашусь...

    Если бы было определение что это есть такое, то многие ситуации бы разбирались легко.

    И да... Тогда по вашему определению, на серпантине необходимо включать поворотники. Мы ведь там сознательно крутим рулевое колесо?

    Чем же вам не нравится определение из конвенции о дорожном движении?

    Ведь там сказано что поворот, это маневр связанный с выездом на другую дорогу.

    Не явно, но сказано...

    И если следовать советам этой самой конвенции, а наше законодательство не может ей противоречить, то на рисунке выше красный автомобиль как раз и совершает маневр поворота. При этом он обязан уступить черному.

  6. Сергей Д.

    22.06.2022 16:36

    Соглашусь, что нечто подобное формулировке из конвенции не помешало бы в отечественных ПДД. Ключевой вопрос: для чего это нужно?

    Смысл предмета «выполнение поворота» может изменяться (дополняться) в зависимости от контекста, в который помещен предмет «выполнение поворота».

    Условно можно выделить два контекста: безопасность и требования ПДД.

    1). Безопасность выполнения поворота с точки зрения физики (изменение габаритной ширины, изменение действующих сил, влияющих на качество сцепления колес с дорожным полотном и т.д.);

    В таком случае, общее понятие «поворот» может быть рассмотрено как изменение траектории от прямолинейного направления в математическом и физическом смысле (направо и налево, правее и левее, в т.ч. движение по серпантину или крутому изгибу).

    Сюда же можно отнести поворот направо или налево для: (цитирую из конвенции) «выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение».

    2). Выполнение требований ПДД при осуществлении поворотов (включить соответствующий указатель поворота, соблюсти приоритет: при повороте уступить дорогу).

    Для этого контекста вполне подойдет выдержка из конвенции: «поворот направо или налево для выезда на другую дорогу или для въезда в придорожное владение».

    Может быть составители ПДД когда-нибудь обратят на это внимание.

    На серпантине поворотник будет вводить других в заблуждение, поэтому его не нужно включать. Но при перестроении на том же серпантине ПДД обязывают включить соответствующий указатель поворота;

    по конвенции «перестроиться» — это принять вправо или влево на проезжей части дороги, в частности, чтобы переменить полосу движения, + обязательно поворотник.

    Еще см. статью Одиночное перестроение. Теория и практика, можно всю серию статей Перестроение.

    Теперь, по картинке в статье. Красный авто съезжает с главной дороги, но НЕ поворачивает. Физически он движется в прямом направлении и не изменяет траекторию.

    Назвать «поворотом» автомобиля его физическое прямолинейное движение только на основании того, что данный автомобиль съезжает «прямо» с поворачивающей направо главной дороги, было бы странно.

    Черный авто поворачивает направо не выполнив требование пункта 8.5 ПДД занять крайнее правое положение.

    В этой ситуации у него нет преимущества. См. статью Крайнее положение на проезжей части.

  7. Дмитрий

    10.09.2024 21:43

    Любое осмысление почему вводится «главная дорога» приводит к пониманию, что это маршрут по которому движется подавляющее большинство транспортных средств.

    Я вожу автомобиль с 90-х годов. Знаки движения по полосам практически не применялись. Главная дорога часто имела две полосы в одном направлении. И по обоим шел интенсивный поток транспортных средств. Естественно, «поворачивая» в направлении главной дороги.

    Я учился в государственной автошколе 2 года, на категории Б и С. Ни преподаватели, ни водители на дорогах в те времена даже подумать не могли, что нужно занимать какое то положение при движении по главной дороге.

    Представьте, что автомобиль движущийся по полосе в сторону поворота главной дороги решит поехать прямо, и ему (несомненно) придется пропускать встречный поток главной дороги, таким образом он заблокирует обе полосы главной дороги в своем направлении.

    Это рационально недопустимая траектория движения в голове любого опытного водителя, без каких-либо знаков по полосам. Вы же оправдываете такое поведение с точки зрения правил.

    Сейчас в чатах я увидел обсуждение этой ситуации, прочитал вашу статью. Какая то странная казуистика, толкование правил в одну сторону, ради чего? Вы так уверены в своем мнении, нужно наверное упомянуть, что дела на эту тему доходят до разбирательства в Верховном суде.

    Мне даже сомнительно на дорогу выезжать, когда я понимаю, что головы у людей забиты подобными мнениями «со стороны». Люди с пеной у рта отстаивают позицию которую вы изложили.

    Замечу, что это мнение полностью противоречит рациональности организации движения и принятию решения для безопасного вождения.

    «Предсказуемость» и базовый принцип безопасности движения состоит в том, что и поворот и перестроение по полосам определяется не тем крутишь ты руль или нет, а что ты делаешь по отношению к разметке и знакам.

    К примеру, есть перекрёстки равнозначных дорог, на которых для проезда прямо нужно сильно сместить траекторию движения вправо или влево, как диктует разметка. И это не будет перестроением по полосам.

    Также, изменение направления движения в соответствии с направлением движения главной дороги, не должно считаться поворотом. А вот движение прямо на второстепенную дорогу — должно.

    Либо для движения по главной дороге должны отдельно обговариваться все моменты расположения ТС как до перекрестка так и после. Но это ощутимо увеличит текст многих пунктов.

    Да, ПДД не совершенны и дают возможность порочного толкования. Надеюсь, их приведут в порядок.

  8. Сергей Д.

    12.09.2024 12:50

    Здравствуйте Дмитрий.

    Попробуйте понять разницу выражений «ПДД не запрещают» и «ПДД обязывают» выполнить маневр определенным образом.

    Это касается в том числе того, как можно проехать перекресток, если нет знаков, определяющих направление движения по полосам (разметки 1.18).

    О том, как должно быть сформулировано в ПДД, давайте оставим решать их составителям, и будем исходить из того, что есть.

    То, что ПДД не запрещают, вовсе не означает, что ПДД это обязывают, и что так и должно быть везде и всегда. Исправлено.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.