Поворот направо на главную дорогу


Комментариев нет

В этой статье рассмотрим поворот направо на главную дорогу с точки зрения безопасности осуществления поворота направо.

Вопрос безопасности уже поднимался в статьях Выезжая на главную, будь осторожен, Поворот на главную дорогу направо и ДТП и других, из этой серии, но число ситуаций велико, и все они разные.

К тому же разные обстоятельства в типичных случаях формируют разные решения по выходу из опасных ситуаций.

Начнем с того, что статус «главная дорога» означает, что у транспортных средств, едущих по этой дороге, есть преимущество в движении перед ТС, которые въезжают (поворачивают) на эту дорогу с других участков.

Главной считается не только дорога по отношению к пересекаемой ее второстепенно дороге, но и любая дорога по отношению к выездам из дворов и других прилегающих к дороге территорий (см. термин «главная дорога», пункт 1.2 ПДД).

Это значит, что если вы выезжаете на главную дорогу (с второстепенной, из двора, со стоянки, с АЗС и пр.), то вы обязаны уступить транспортным средствам, которые уже движутся по этой дороге (пункты 8.3 ПДД и 13.9 ПДД).

Требование «уступить дорогу» означает, что вы не должны создавать помех движению транспортных средств, имеющих по отношению к вам преимущество (см. термин «уступить дорогу (не создавать помех)» пункт 1.2 ПДД).

Есть смысл обратить внимание на следующее:

Поворот направо — самый легкий маневр с точки зрения его технического выполнения и простоты наблюдения дорожной обстановки с левой стороны автомобиля.

Именно оттуда (слева) в первую очередь подъедет другое транспортное средство, которому нужно уступить дорогу. Вы, как водитель, сидите с левой стороны, и вам хорошо видно главную дорогу слева от вас.

 

Несмотря на кажущуюся простоту выполнения правого поворота, именно в этом случае происходит множество аварий с проезжающими мимо (по главной дороге) машинами, как с лева, так и с права.

В результате ДТП, у автомобиля, который поворачивает направо, на главную дорогу, чаще всего «страдает» его левая передняя сторона или левая передняя «скула» (левое крыло, фара, бампер).

Ниже разберем, почему так происходит.

Возьмем два самых распространенных случая. Это ДТП с автомобилем, подъезжающим слева, и «встреча» с автомобилем, приближающимся справа. Также возможны и варианты этих случаев.

Когда автомобиль поворачивает, то относительно колеи поворота он как будто становится шире. Это явление получило название «изменение габаритной ширины» в процессе поворота.

Почему это так, можно посмотреть в статьях Как автомобиль поворачивает и Управление автомобилем. Часть 9. Парковка.

Смысл в том, что при повороте автомобиля, его передняя «скула» выдвигается вперед относительно дуги движения передних колес.

Соответственно, при повороте налево дальше всего «выезжает» правый угол переднего бампера, а при повороте направо выдвигается вперед левый угол переднего бампера.

Предположим, ваш автомобиль совершает поворот направо на главную дорогу, и в это время с левой стороны приближается другой автомобиль, которому вы должны уступить.

Если вы для того чтобы уступить подъедете к перекрестку и остановитесь близко к пересечению проезжих частей, то рискуете в том, что ваш оппонент, проезжая мимо вас с левой стороны, может задеть ваш автомобиль.

Авто слева

В случае, если оппонент приближается к перекрестку по главной дороге с правой стороны (а вы поворачиваете направо), то на первый взгляд вы друг другу не мешаете, потому что движетесь по разным сторонам дороги.

Благополучие разъезда зависит от ширины дорог, образующих перекресток, а также от того, на сколько далеко вы сможете выехать на пересечение в процессе своего поворота.

 

На рисунке ниже это хорошо видно. Белая дуга показывает траекторию левого угла переднего бампера.

Авто справа

Изложенное выше актуально для небольших перекрестков, а также в случаях, когда поворачиваете направо из двора или с любой другой прилегающей территории, т.е. в местах, где выезд узкий.

Еще есть смысл обратить внимание вот на что:

Во время поворота задние колеса автомобиля «едут» не вслед за передними колесами, а «срезают» путь.

На стандартном перекрестке его углы значительно скруглены, что исключает наезд колесами на бордюр. Но в узких местах (проездах, выездах) конструкция закруглений может быть далека от нормальной.

Поэтому в процессе поворота направо на главную дорогу из узкого проезда есть вероятность, что задние колеса могут «проехать» по бордюру, что весьма неприятно.

Колесо на бордюр

Чтобы этого не случилось, приходится немного выехать на дорогу. И если в этот момент вы не увидите приближающийся слева по главной дороге автомобиль, тогда есть вероятность, что он физически «увидит» вас (как на первом рисунке выше).

Здесь может возникнуть недоумение, типа, как же его можно не заметить?! ведь, он приближается слева, как раз с водительской стороны, почти перед глазами!

Ответ будет простой. Обстоятельства бывают разные, многое зависит от места (закрытый обзор дороги, изгиб участка дороги), а также от собственной внимательности (что-то может отвлечь от наблюдения).

 

К тому же, если вы привыкли рулить одной рукой на дуге поворота (левая рука вращает руль, а правая — на рычаге КПП), то такая привычка в один хороший момент может помочь попасть в аварию.

Как вариант, левая рука может соскользнуть с рулевого колеса, и автомобиль выедет дальше по дуге поворота, чем это нужно для того, чтобы пропустить проезжающий автомобиль, как раз под удар.

Теперь, посмотрим, как повернуть направо на главную дорогу, которая пошире, чем две полосы.

Если вы из узкого проезда поворачиваете направо на широкую главную дорогу (например, две полосы ваши, две — навстречу), то есть смысл вдвойне повысить бдительность.

Подъезжающий слева по правой полосе автомобиль может притормозить и остановиться, чтобы «впустить» вас на дорогу. А по левой полосе, обычно, едут быстрее, чем по правой, и часто не задумываются о причинах остановки «соседа».

Именно по схожей причине мы видим много аварий перед пешеходным переходом на широких дорогах, когда один водитель останавливается, чтобы пропустить пешехода, а другой, едущий в соседнем ряду не понимает, для чего тот остановился.

В результате, этот «другой» либо сбивает пешехода, либо в попытках его объехать таранит кого-то еще.

Нечто похожее может произойти, когда вместо пешехода пропускают выезжающий автомобиль. На сайте есть похожая история, см. статью Невнимательный выезд из двора.

Только там история не с правым, а с левым поворотом. Но для общего понимания того, как может произойти, показано очень наглядно. Рекомендую.

Так вот, если вы из узкого проезда совершаете поворот направо на широкую главную дорогу, то целесообразно повернуть максимально круто, чтобы не выехать за границы правой полосы.

Второй слева

В противном случае, мчащийся по левой полосе автомобиль (водитель которого вас даже не видит за корпусом остановившегося автомобиля) может чиркнуть, или, что хуже, ударить ваш авто в левую переднюю «скулу» или крыло.

В этом ДТП (и во всех, о которых изложено выше по тексту) обвинят вас, как не выполнившего требование пункта 13.9 ПДД уступить дорогу имеющему преимущество, и к тому же, автомобиль будет разбит.

Чтобы этого всего избежать, в первую очередь, не нужно спешить! даже в том случае, когда вас пропускают.

Целесообразно спокойно, не газуя, выехать на главную дорогу, при этом повернув по возможности круто, но так, чтобы не заехать задним колесом на бордюр (если таковой будет в конструкции).

Вот, собственно, основные опасности, которые поджидают в узких местах для поворота на главную дорогу направо.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

В продолжение темы «поворот направо на главную дорогу» предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Поворот на главную дорогу направо и ДТП;
Как безопасно выехать на главную дорогу;
Выезжая на главную, будь осторожен;
Поворот направо. Опасные ситуации;
Поворот направо и пункт 8.6 ПДД;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.