Пункт 14.3 и требование уступить пешеходу


Комментариев нет

7-я статья из 7 в серии Уступить дорогу пешеходу

Материал данной публикации является комментарием к пункту 14.3 раздела Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств ПДД.

Если с проездом нерегулируемого пешеходного перехода вопрос пропуска пешеходов более или менее понятен (пункт 14.1 ПДД однозначно требует уступить дорогу пешеходам), то с проездом регулируемого пешеходного перехода формулировка пункта 14.3 может ввести в заблуждение в плане того, сколько времени должен ждать водитель, чтобы требование «уступить пешеходу» было выполнено.

Из за двусмысленности в трактовке возникает возможность вынесения необоснованного штрафа водителю за невыполнение требования пункта 14.3 с формулировкой «не уступил пешеходу».

На регулируемом участке дороги процесс движения осуществляется по зеленому сигналу светофора (регулировщика не рассматриваем). Когда для машин горит зеленый, то для пешеходов, соответственно, включен красный сигнал, и наоборот.

Пункт 14.3 ПДД имеет следующее содержание:

«На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части (трамвайных путей) данного направления».

Суть этого пункта в следующем.

Пешеход переходит, предположим, широкую дорогу на свой зеленый сигнал, и примерно на середине его пути у светофоров происходит смена сигналов: для водителя включается зеленый, а для пешехода — красный. В этом случае пешеход имеет право закончить переход проезжей части, а водитель не должен ему препятствовать. После того, как пешеход закончит переход, водителю разрешается начать движение.

Требование пункта 14.3 ПДД интуитивно понятно, более того, большинство исправно выполняет его требования, но будучи остановленным инспектором, не каждый может возразить на предъявление ему о нарушении требования п.14.3 «дать пешеходу закончить переход». В результате, на водителя «вешается» штраф за то, что он якобы не уступил пешеходу.

Просьба обратить внимание: предъявляют факт, что пешеход не закончил переход проезжей части, т.е. не вышел на тротуар, а водитель, чей путь пешеход уже пересек, после этого начал движение! (на свой разрешающий сигнал светофора). При этом, оформляется штраф за то, что водитель, якобы, не уступил пешеходу (ст.12.18 КоАП).

 

Все это действо не поддается логике. Тем не менее, проблема существует (не станем разбирать ее моральную сторону), и лучший способ ее избежать — это разобраться в терминологии. Начнем.

Когда речь идет о «данном» направлении, то имеется в виду то направление, в котором водитель движется, т.е. не встречное. Это, в общем, понятно и без официального толкования.

Однако, требование «должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части» (данного направления) на регулируемом пешеходном переходе, в «заинтересованном» случае толкуется двояко.

Ведь, судя по тексту пункта 14.3, при включении для водителя зеленого сигнала, возможно два варианта действий. Первый: пешеход прошел мимо автомобиля — водитель может трогаться, и второй: стоять и ждать, пока тот закончит переход проезжей части, т.е. не выйдет на тротуар.

В этом месте возникает вопрос — какой из этих вариантов верный? и что означает дать возможность «закончить переход проезжей части»? Ведь, если дорога широкая, то ждать придется долго, что нецелесообразно. Рассмотрим пример.

Предположим, есть широкая дорога с трамвайными путями посередине. Проезжая часть данного (вашего) направления, т.е. не встречного, имеет две полосы. Для машин горит красный сигнал, для пешеходов — зеленый, и пешеход топает по зебре с противоположной стороны дороги.

Все полосы, включая трамвайные пути, заняты машинами. Два автомобиля стоят перед стоп-линией на проезжей части, и на трамвайных путях тоже стоит автомобиль (либо трамвай) в ожидании разрешающего сигнала светофора.

Пешеход быстро доходит до трамвайных путей, и в это время на пешеходном светофоре включается красный сигнал, а для водителей, соответственно, включается сначала желтый, затем, зеленый сигнал. Все готовы к старту. Но! посередине дороги по переходу движется пешеход, и пункт 14.3 обязывает дать ему возможность закончить переход проезжей части и трамвайных путей.

Первым автомобилем, чей путь пересечет данный пешеход, будет тот авто, который стоит на трамвайных путях. Как только пешеход прошел мимо него, этот автомобиль имеет право начать движение. Затем пешеход проходит мимо следующего автомобиля и тот, после его прохода имеет право начать движение, и так далее, пока пешеход не пройдет мимо последнего, стоящего ближе всех к тротуару.

Переход дороги

Так вот, ПДД не обязывают водителей ждать, пока пешеход закончит переход и выйдет на тротуар. Ни один пункт на это НЕ указывает. После того, как пешеход, завершающий переход дороги, пересечет путь автомобиля, его водитель может начинать движение, потому что с этого момента пешеход и водитель больше не взаимодействуют.

В КоАП есть санкции только за невыполнение требования уступить пешеходам (ст.12.18). В КоАП НЕТ санкций за то, что водитель не дал возможность пешеходу закончить переход проезжей части (выйти на тротуар).

 

Уступить дорогу — это не создавать помех. Пропустив пешехода мимо своей машины, водитель со своей стороны уже дал ему возможность закончить переход, и по факту уступил этому пешеходу. Состав нарушения отсутствует. Штрафовать не за что.

Когда для водителя включился зеленый сигнал, и пешеход, идущий по переходу УЖЕ пересек путь его автомобиля, то фактически требование уступить пешеходу дорогу ЭТИМ водителем выполнено.

Водители других соседних машин, стоящих перед стоп-линией ближе к тротуару, чей путь этот пешеход еще НЕ пересек, должны дать ему возможность закончить переход проезжей части, т.е. должны выполнить требование «уступить дорогу». Участок трамвайных путей относится либо к водителю трамвая, либо к водителю автомобиля, который едет по трамвайным путям. Вот, собственно, и весь расклад.

Все, что изложено выше по тексту, это, по большому счету, разъяснение требований пункта 14.3 ПДД. В реальных же дорожных обстоятельствах всегда существует вероятность не заметить пешехода либо за габаритами другой машины, либо внезапно появившегося на проезжей части.

Кроме вышеописанного требования уступить пешеходу, пункт 13.1 ПДД обязывает при повороте налево или направо уступать пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Причем, следует уступить независимо от наличия светофора перед поворотом, т.е. при любом повороте налево или направо.

Время проезда через регулируемый участок ограничено «длиной» разрешающего сигнала, т.е. его продолжительностью. Отсюда следует, что каждый водитель стремится успеть проехать участок за время разрешающего сигнала.

Поэтому, перед началом движения на разрешающий сигнал светофора, есть смысл всегда убеждаться в том, что путь для движения свободен и не представляет опасности.

В заключении, рекомендую ознакомиться с материалом статей Проезд пешеходных переходов на перекрестках и Пешеходные переходы вне перекрестков.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Пешеходный переход за перекрестком

Автор: Сергей Довженко

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.