Пункт 14.3 и требование уступить пешеходу


Комментариев нет

7-я статья из 10 в серии Уступить дорогу пешеходу

Материал данной публикации является комментарием к пункту 14.3 раздела Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств ПДД.

Когда речь идет о проезде нерегулируемого пешеходного перехода, то вопрос пропуска пешеходов более или менее понятен (пункт 14.1 ПДД однозначно требует уступить дорогу пешеходам).

А, вот, с проездом регулируемого пешеходного перехода формулировка пункта 14.3 может ввести в заблуждение в плане того, сколько времени вы должны ждать, чтобы требование «уступить пешеходу» было выполнено.

Из за двусмысленности в трактовке возникает возможность вынесения необоснованного штрафа водителю за невыполнение требования пункта 14.3 с формулировкой «не уступил пешеходу».

Разберемся с этим вопросом: что означает требование «уступить пешеходу на регулируемом переходе».

На регулируемом участке дороги процесс движения осуществляется по зеленому сигналу светофора (регулировщика не рассматриваем).

Когда для транспортных средств включен зеленый, то для пешеходов, соответственно, включен красный сигнал, и наоборот.

Пункт 14.3 ПДД имеет следующее содержание:

«На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления».

 

Суть этого пункта в следующем.

Пешеход переходит, предположим, широкую дорогу на свой зеленый сигнал, и примерно на середине его пути у светофоров происходит смена сигналов: для водителя включается зеленый, а для пешехода — красный.

В этом случае пешеход имеет право закончить переход проезжей части, а вы не должны ему препятствовать. После того, как пешеход закончит переход, вам разрешается начать движение.

Требование пункта 14.3 ПДД интуитивно понятно, более того, большинство исправно выполняет его требования, но будучи остановленным инспектирующим лицом, не каждый может возразить на предъявление ему о нарушении требования п.14.3 «дать пешеходу закончить переход».

В результате, на водителя «вешается» штраф за то, что он якобы не уступил пешеходу.

Просьба обратить внимание: предъявляют факт, что пешеход не закончил переход проезжей части, т.е. не вышел на тротуар, а водитель, чей путь пешеход уже пересек, после этого начал движение! (на свой разрешающий сигнал светофора).

При этом, оформляется штраф за то, что водитель, якобы, не уступил пешеходу (ст.12.18 КоАП).

Все это действо не поддается логике. Тем не менее, проблема существует (не станем разбирать ее моральную сторону), и лучший способ ее избежать — это разобраться в терминологии. Начнем.

Когда речь идет о «данном» направлении, то имеется в виду то направление, в котором водитель движется, т.е. не встречное. Это, в общем, понятно и без официального толкования.

Однако, требование «должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части» (данного направления) на регулируемом пешеходном переходе, в «заинтересованном» случае толкуется двояко.

Ведь, судя по тексту пункта 14.3, при включении для вас зеленого сигнала, возможно два варианта действий.

Первый: пешеход прошел мимо автомобиля — вы можете трогаться, и второй: стоять и ждать, пока тот закончит переход проезжей части, т.е. пока тот не выйдет на тротуар.

В этом месте возникает вопрос — какой из этих вариантов верный? и что означает дать возможность «закончить переход проезжей части»?

Ведь, если дорога широкая, то ждать придется долго, что нецелесообразно. Рассмотрим пример.

 

Предположим, есть широкая дорога с трамвайными путями посередине. Проезжая часть данного (вашего) направления, т.е. не встречного, имеет две полосы.

Для транспортных средств включен красный сигнал, для пешеходов, соответственно, зеленый, и пешеход топает по зебре с противоположной стороны дороги.

Все полосы, включая трамвайные пути, заняты машинами. Два автомобиля стоят перед стоп-линией на проезжей части, и на трамвайных путях тоже стоит автомобиль (либо трамвай) в ожидании разрешающего сигнала светофора.

Пешеход быстро доходит до трамвайных путей, и в это время на пешеходном светофоре включается красный сигнал, а для водителей, соответственно, включается сначала желтый, затем, зеленый сигнал.

Все готовы к старту. Но! посередине дороги по переходу движется пешеход, и пункт 14.3 обязывает дать ему возможность закончить переход проезжей части и трамвайных путей.

Первым автомобилем, чей путь пересечет данный пешеход, будет тот авто, который стоит на трамвайных путях. Как только пешеход прошел мимо него, этот автомобиль имеет право начать движение.

Затем пешеход проходит мимо следующего автомобиля и тот, после его прохода имеет право начать движение, и так далее, пока пешеход не пройдет мимо последнего, стоящего ближе всех к тротуару.

Переход дороги

Так вот, ПДД не обязывают водителей ждать, пока пешеход закончит переход и выйдет на тротуар. Ни один пункт на это НЕ указывает.

После того, как пешеход, завершающий переход дороги, пересечет путь автомобиля, его водитель может начинать движение, потому что с этого момента пешеход и водитель больше не взаимодействуют.

В КоАП есть санкции только за невыполнение требования уступить пешеходам (ст.12.18). В КоАП НЕТ санкций за то, что водитель не дал возможность пешеходу закончить переход проезжей части (выйти на тротуар).

Уступить дорогу — это не создавать помех. Пропустив пешехода мимо своей машины, вы со своей стороны уже дали ему возможность закончить переход, и по факту уступил этому пешеходу. Состав нарушения отсутствует. Штрафовать не за что.

Когда для вас включился зеленый сигнал, и пешеход, идущий по переходу УЖЕ пересек путь вашего автомобиля, то фактически требование уступить пешеходу дорогу вами выполнено.

Водители других соседних машин, стоящих перед стоп-линией ближе к тротуару, чей путь этот пешеход еще НЕ пересек, должны дать ему возможность закончить переход проезжей части, т.е. должны выполнить требование «уступить дорогу».

Участок трамвайных путей относится либо к водителю трамвая, либо к водителю автомобиля, который едет по трамвайным путям. Вот, собственно, и весь расклад.

 

Все, что изложено выше по тексту, это, по большому счету, разъяснение требований пункта 14.3 ПДД «уступить пешеходу».

В реальных же дорожных обстоятельствах всегда существует вероятность не заметить пешехода либо за габаритами другого транспортного средства, либо внезапно появившегося на проезжей части.

Есть смысл об этом помнить, и лишний раз проявить бдительность.

Кроме вышеописанного требования уступить пешеходу, пункт 13.1 ПДД обязывает при повороте налево или направо уступать пешеходам, лицам на СИМ и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую вы поворачиваете.

Причем, следует уступить независимо от наличия светофора перед поворотом, т.е. при любом повороте налево или направо.

Время проезда через регулируемый участок ограничено «длиной» разрешающего сигнала, т.е. его продолжительностью. Отсюда следует, что каждый водитель стремится успеть проехать участок за время разрешающего сигнала.

В спешке также повышается вероятность не заметить пешехода, переходящего дорогу, тем более, если что-то или кто-то отвлекает от дороги.

Поэтому, перед началом движения на разрешающий сигнал светофора, есть смысл всегда убеждаться в том, что путь для движения свободен и не представляет опасности.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «уступить пешеходу» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Серия статей Дорожные ситуации. Проезд пешеходных переходов;
Выезд с перекрестка и требование уступить дорогу пешеходам;
Разрешается ли остановиться на пешеходном переходе?;
Что значит уступить дорогу пешеходу. Ответ МВД;
Проезд пешеходных переходов на перекрестках;
Пешеходные переходы вне перекрестков;
Причины возникновения ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Пешеходный переход за перекресткомПереход перекрестка без пешеходного перехода >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.