Серия статей Главная дорога
- Выезжая на главную, будь осторожен
- Через перекресток по главной дороге
- Как безопасно выехать на главную дорогу
- Как безопасно выехать на главную дорогу (продолжение)
- Съезд с главной дороги
- Как определить главную дорогу, если нет знаков
- Съезд и поворот с главной дороги
- Поворот главной дороги и «поворотник»
- Поворот по главной дороге
Вопрос читателя, рассмотренный в предыдущей статье по теме «выезд на главную дорогу», заключался в следующем: как безопасно осуществить поворот на главную дорогу направо.
Требовалось повернуть направо на главную дорогу в ситуации, когда будущий (после поворота) попутчик приближался с левой стороны.
В той статье был дан ответ, как выехать на главную дорогу, чтобы не помешать оппоненту, и самому остаться целым.
Общий смысл был в том, что вы поворачиваете направо, а ваш оппонент, у которого преимущество в движении, приближается к вам слева.
В итоге, вам нужно было повернуть, не создав помех вашему оппоненту, после чего безопасно продолжить движение.
И как продолжение предыдущего ответа, рассмотрим еще одну ситуацию. На этот раз будет поворот на главную дорогу направо в ситуации, когда другие транспортные средства приближаются к вам справа.
В этом дорожном случае смысл состоит в перспективе, что после того, как вы повернете направо, те транспортные средства станут для вас встречными! По этой причине возможны разные «нюансы».
Несколько слов о том, для чего, так сказать, вообще, необходим разбор дорожных ситуаций.
В общих случаях разбор ситуаций важен для того, чтобы понять их непрерывную изменчивость (а в каких-то случаях — закономерность), и обрести понимание, откуда может возникнуть опасность.
Например, отойдем от темы, и возьмем ситуацию, когда нужно повернуть налево, на главную дорогу, но по ней сплошняком движется поток машин. И вот, этот поток останавливается, и пропускает выезжающего.
Тот радостно «давит на газ», и поворачивает. И тут выясняется, что ему навстречу «летит» автомобиль, который обгоняет весь этот поток машин.
Поскольку он совершает обгон (движется по встречной для себя полосе), то он едет по той стороне проезжей части, на которую выезжает автомобиль. В результате, поздно заметив друг друга, обе машины «встречаются».
Именно эта дорожная ситуация рассмотрена в статье Выезд на главную дорогу. Поворот налево.
Так вот, нечто похожее может произойти и в случае поворота на главную дорогу направо. Получится похожая ситуация, но только в зеркальном виде.
В этом смысле похожесть рассматриваемых ситуаций будет заключаться в неожиданной встрече с обгоняемым автомобилем.
Такие варианты мало кто рассматривает в силу того, что поворот направо, сам по себе, один из легких и необременительных в исполнении маневров. Вся обстановка на дороге находится перед глазами.
По причине кажущейся легкости ослабевает внимание, а заодно и бдительность. Следующий пример подтвердит это высказывание.
Поскольку у нас в стране движение правостороннее, то осуществляя поворот на главную дорогу направо, в большинстве случаев достаточно убедиться, что с левой стороны по главной дороге никто не едет.
Т.е. при повороте направо бывает достаточно увидеть, что слева никого нет, и никому не требуется уступать дорогу.
В этой простоте, как раз, и заключается ошибочность предположения. Опасность ждут с левой стороны, а она появляется с правой стороны дороги. Каким образом? – читаем далее.
С таким вариантом событий можно встретиться и в населенном пункте, и на загородной трассе, т.е. вне населенного пункта.
Предположим, к главной дороге примыкает второстепенная дорога, образуя неравнозначный Т-перекресток.
Автомобиль А (белый) подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге и ему требуется повернуть направо. Подъезд к перекрестку с левой стороны водителя А свободен.
С правой стороны к перекрестку подъезжает, предположим, грузовик, пусть это будет автомобиль Б. За ним едет кто-то еще (автомобиль С (красный)).
Автомобили Б и С едут по своей, правой половине проезжей части главной дороги. Это естественно, потому что движение у нас правостороннее.
Таким образом, когда автомобиль А (белый) поворачивает направо, то он никому из них не мешает, поскольку поворачивает в свою, правую сторону проезжей части, и их пути не пересекаются.
Далее предположим, что водителю автомобиля С (красного) надоело плестись сзади, и он решает обогнать автомобиль Б (грузовик). Обгон ему разрешает пункт 11.4 ПДД (авто С едет по главной дороге).
При этом неважно, видит ли он впереди перекресток с автомобилем А (белым), или не видит — он, ведь, движется по главной дороге!
А поскольку он на главной дороге, следовательно, он имеет преимущество перед теми ТС, которые выезжают с второстепенных пересечений (пункт 13.9 ПДД).
Автомобиль С (красный) разгоняется в своей полосе, приступает к обгону, и продолжает движение по встречной полосе.
Водитель автомобиля А (белый), в свою очередь, ничего не подозревая, выезжает на перекресток с поворотом направо, и что дальше происходит? – возникает вероятность, что машины А и С встретятся.
Если в районе перекрестка встречные потоки разделяются сплошной линией разметки 1.1 (на рисунках она пунктирная), то сплошная осевая линия, безусловно, запрещает обгон в этом месте (пункт 9.1.(1)).
Но маневр выполняет человек, поэтому с его стороны возможно любое решение. Другими словами, наличие сплошной осевой линии разметки не дает гарантии, что кто-либо из попутных участников не займет встречную полосу.
Техническая сторона маневра «обгон» описана в статье Правила обгона и ошибки при его выполнении.
Вышеизложенная ситуация может произойти не только на т-образном перекрестке. Это может произойти в любом месте, где есть выезд на главную дорогу.
Какая из дорог считается главной, из пересекающихся или примыкающих, ответ есть в статье Правила проезда нерегулируемых перекрестков.
Вернемся с нашей ситуации.
Учитывая опасность встречи с автомобилем, осуществляющим обгон, необходимо выезжать на главную дорогу с усиленным вниманием. Нужно удостовериться в том, что поворот на главную дорогу безопасен.
Целесообразно не просто смотреть в обе стороны, еще есть смысл прогнозировать развитие дорожной ситуации, исходя из общей обстановки на подъездах к месту, с которого вы выезжаете.
В заключении есть смысл обратить внимание на такой факт, что, несмотря на схожесть, многие ситуации бывают похожими между собой только внешне. В реальности детали этих ситуаций будут различны.
Например, похожие ситуации происходят в разное время года, в разных погодных условиях, на разном дорожном покрытии, в разной местности и при многих других различиях.
Поэтому, принимая решение, как поступить (выехать-не выехать, уступать-не уступать и пр.) необходимо учитывать особенности конкретного участка дороги.
На этом разбор нашего случая «поворот на главную дорогу направо» можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение рассмотренной темы «поворот на главную дорогу» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Выезд на дорогу, когда другой автомобиль разворачивается;
Выезд на главную дорогу. Поворот налево;
Как безопасно выехать на главную дорогу;
Выезжая на главную, будь осторожен;
Поворот направо на главную дорогу;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
19.09.2018 12:57
Добрый день. У меня вопрос. Кто «главнее» в ситуации?
Имеется главная дорога с 2-мя полосами движения в одну сторону. Есть второстепенная с красным светом светофора и зеленой стрелкой для поворота направо.
На главной в метрах 10 вперёд относительно второстепенной разрыв в сплошной для поворота налево/разворота без светофора. Там стоят 3 машины, которые ожидают поворота/разворота.
Нужно выехать со второстепенной дороги направо.
По полосе, на которую будет выезжать машина со второстепенной, никто не двигается. В момент выезда в зазоре между стоящими в левой полосе ожидающими поворота машинами и поворачивающей со второстепенной дороги машиной проскакивает автомобиль, который едет до этого по левой полосе главной дороги.
Какой принцип здесь главнее: уступка при выезде со второстепенной или уступка при перестроении с полосы на полосу?
24.09.2018 13:17
Здравствуйте Алексей.
Понимаете ли в чем дело. Термины «второстепенная»и «главная» применимы только к нерегулируемым перекресткам.
По вашему описанию я затрудняюсь представить полную картину перекрестка, но вы упомянули, что участник с боковой дороги выезжает под зеленую стрелку + красный основной сигнал светофора.
В этом случае данный участник обязан уступить дорогу всем тс, едущих с других направлений, независимо от их маневров (пункт 13.5 ПДД).
См. статью Поворот под стрелку в доп. секции светофора.