Правила проезда нерегулируемых перекрестков


57 комментариев

4-я статья из 8 в серии Проезд перекрестков

В предыдущей статье были рассмотрены правила проезда регулируемых перекрестков.

Продолжаем обширную тему «въезд и выезд» с перекрестка (четвертый пункт алгоритма движения через перекресток).

Эта и следующая статья будут посвящены проезду нерегулируемых перекрестков.

Когда перекресток регулируемый, то процесс движения через него понятен:

если сигнал светофора (регулировщика) разрешает движение, то можно ехать, если запрещает — стойте и ждите разрешающего сигнала для своего направления.

На нерегулируемых перекрестках порядок движения выглядит несколько иначе. Об этом — ниже по тексту.

1. Виды нерегулируемых перекрестков
2. Признаки нерегулируемого перекрестка
3. Правила проезда нерегулируемых перекрестков
3.1. Приоритет главной дороги
3.2. Приоритет трамвая (при наличии трамвайных путей)
3.3. Помеха справа
4. Как определить главную и второстепенную дорогу
5. Если не видны знаки приоритета

Виды нерегулируемых перекрестков

Нерегулируемые перекрестки подразделяются на два вида:

  • Перекрестки неравнозначных дорог, на которых одна дорога главная, другая (или другие) – второстепенная;
  • Равнозначные перекрестки или перекрестки равнозначных дорог, на которых пересекаемые дороги равны по значению.

Есть еще один подвид — перекрестки, на которых организовано круговое движение (народное название — круговой перекресток). Чаще всего такие перекрестки нерегулируемые, но встречаются и со светофорным регулированием.

Проезду круговых перекрестков посвящена отдельная статья.

Признаки нерегулируемого перекрестка

  • Светофоры и регулировщик отсутствуют;
  • Светофоры не работают;
  • Светофоры работают в режиме жёлтого мигающего сигнала.

На нерегулируемых перекрестках неравнозначных дорог последовательность проезда определяется знаками приоритета.

Если нерегулируемый перекресток образован равнозначными дорогами (знаки приоритета отсутствуют), порядок проезда подчиняется требованию пункта 13.11 ПДД (правило «помеха справа»).

В данной статье будут описаны правила проезда нерегулируемых перекрестков, в следующей — применение этих правил на практике.

Правила проезда нерегулируемых перекрестков

Существует всего три общих правила, определяющих первоочередность проезда через нерегулируемый перекресток. В зависимости от ситуации их можно применять поочередно в приведенной последовательности.

Но поскольку проехать через перекресток возможно в разных направлениях (направо, прямо, налево и на разворот), то в каждом из этих случаев правила уточняются.

Правило 1. Приоритет главной дороги.

Приоритет (преимущество в движении) у того, кто подъехал к нерегулируемому перекрестку по главной дороге. Если после въезда на перекресток нужно повернуть налево или развернуться, следует уступить встречным ТС, которые движутся по равнозначной дороге в направлении «прямо» или «направо».

Правило 2. Приоритет трамвая (при наличии на перекрестке трамвайных путей).

На нерегулируемом перекрестке трамвай имеет преимущество в движении, только если движется по отношению к безрельсовым ТС по равнозначной дороге.

Если трамвай на главной дороге — у него приоритет перед ВСЕМИ безрельсовыми ТС.

Если трамвай на второстепенной дороге — у него приоритет ТОЛЬКО перед безрельсовыми ТС, которые движутся по второстепенной дороге.

Правило 3. «Помеха справа». В отношении к проезду перекрестков действует ТОЛЬКО на перекрестках равнозначных дорог.

Преимущество в движении у транспортного средства, которое приближается справа.

При повороте налево или развороте на равнозначном перекрестке, следует уступить встречным ТС, которые движутся в направлении «прямо» или «направо».

Далее, подробно остановимся на каждом из этих правил.

Приоритет главной дороги

Из определения, данном в пункте 1.2 ПДД, известно, что Главная дорога — это дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1, 2.3.2 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (либо к примыкающей) дороге.

Также, главной является дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.

Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Если дорога, по которой вы движетесь (подъезжаете к перекрестку), соответствует перечисленным условиям, значит, вы находитесь на главной дороге.

Соответственно, у вас преимущество в движении перед безрельсовыми ТС, которые подъехали к этому перекрестку по второстепенной дороге (обозначается знаками 2.4 «Уступите дорогу» и 2.5 «Движение без остановки запрещено»).

Если на перекрестке нет трамвайных путей, то при повороте налево или развороте вы должны уступить только своим коллегам, движущимся навстречу вам, также по главной дороге, в направлении «прямо» или «направо» (пункт 13.12 ПДД).

Приоритет трамвая (при наличии на перекрестке трамвайных путей)

Трамвай на нерегулируемом перекрестке имеет преимущество перед безрельсовыми ТС только когда движется по главной дороге или если находится с ними на равных по значению дорогах.

Если трамвай подъезжает к перекрестку по второстепенной дороге, то он должен уступить дорогу безрельсовым ТС, которые движутся по главной дороге.

Перекресток с трамваем

Помеха справа

Как такового, термина «помеха справа» в ПДД не существует. Это народное понятие, но оно очень доступно характеризует ситуации, в которых необходимо уступить дорогу транспортному средству, приближающемуся справа. Подробнее — в статье Помеха справа в ПДД.

Данное правило вступает в действие в случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена ПДД (пункт 8.9), и на перекрестках равнозначных дорог (пункт 13.11).

При повороте налево на равнозначном перекрестке, пункт 13.12 ПДД обязывает уступить встречным ТС, которые движутся в направлении «прямо» или «направо».

А если же вам на равнозначном перекрестке потребуется развернуться, то перемещаясь по окружности на пересечении, следует уступить всем ТС (как помехе справа), въезжающим на перекресток с каждой из его сторон. Подробности — в статье Разворот на равнозначном перекрестке.

Как определить главную и второстепенную дорогу

Первое, что следует сделать еще на подъезде к перекрестку, это выяснить его тип: регулируемый или нерегулируемый.

Если издалека разглядеть признаки регулирования перекрестка не удалось, то, сбавьте скорость (если это необходимо), и подъедьте ближе к перекрестку.

Для справки:

  • Главная дорога перекрестка обозначается дорожными знаками 2.1 (главная дорога), 2.3.1, 2.3.2 – 2.3.7 (пересечение и примыкание второстепенной дороги), 5.1 (автомагистраль).

Более подробно — в статьях Группа знаков «Главная дорога» 2.1-2.3.7 и Знаки особых предписаний 5.1 — 5.4.

  • Второстепенная дорога перекрестка обозначается дорожными знаками 2.4 (уступите дорогу) и 2.5 (движение без остановки запрещено).

Более подробно об этих знаках — в статье Знаки приоритета «Уступи дорогу» 2.4 и 2.5.

Предположим, подъехав ближе, вы видите, что светофор отсутствует (или не работает), и по вашему направлению стоит знак 2.1 «Главная дорога». Это означает, что перед вами перекресток неравнозначных дорог, и вы едете по главной дороге.

Перед перекрестком

Если по вашему направлению будет стоять знак 2.4 «Уступите дорогу» (перевернутый треугольник), знайте, вы на второстепенной дороге неравнозначного перекрестка.

Будьте готовы остановиться (если это понадобится), и уступить дорогу транспортным средствам, которые едут по пересекаемой главной дороге.

Уступи дорогу

Если на своем пути вы увидите знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», то это также означает, что вы подъезжаете по второстепенной дороге.

Знак 2.5 запрещает въезд на перекресток без предварительной остановки для того, чтобы оценить дорожную ситуацию, и уступить дорогу транспортным средствам, едущим по главной дороге.

Будьте готовы остановиться перед стоп-линией, если таковая имеется, или перед краем пересекаемой проезжей части, (если стоп-линия отсутствует), и только после этого можно будет продолжить движение при условии, что требование «уступить дорогу» выполнено.

Знак стоп

Если не видны знаки приоритета

Вполне реально оказаться в ситуации, когда знаки приоритета перед перекрестком могут по разным причинам отсутствовать или они могут быть скрыты (например, листвой деревьев).

А перед въездом на нерегулируемый перекресток, нужно точно знать по какой именно дороге вы движетесь: по главной или по второстепенной. От этого зависит очередность проезда перекрестка.

Поэтому, еще далеко на подъезде к перекрестку, когда начинаете искать глазами светофор, сразу же ищите любой из перечисленных выше знаков.

В яркую солнечную погоду, особенно при движении против солнца, не всегда сразу можно определить работает светофор, или нет, а знаки можно увидеть значительно быстрее. Для чего это нужно?

На регулируемом перекрестке знаки приоритета не действуют. Но пока вы, подъезжая к перекрестку, еще не определились с его типом, вам, по крайней мере, уже будет понятно, по какой дороге вы движетесь – по главной или второстепенной.

Если окажется, что перекресток регулируемый (светофор функционирует либо движением управляет регулировщик (это большая редкость, но бывает), то продолжаете движение, уже не обращая внимания на знаки приоритета.

Но если вдруг окажется, что светофор не работает, или он вдруг неожиданно отключился (такое тоже бывает), то перед вами уже нерегулируемый перекресток, правила его проезда меняются. И в этом случае вовремя увиденный знак приоритета подскажет, как действовать.

 

Если с вашей стороны знаков приоритета не видно, это уже повод чтобы заранее сбавить скорость, и посмотреть на другие стороны перекрестка.

Иногда знаки дублируют на левой стороне дороги, иногда подвешивают над дорожным полотном, да еще так, что их не сразу заметишь. Если и там знаков не оказалось, следует поискать их на других направлениях (не ваших).

Узнать знаки с обратной стороны поможет форма этих знаков: «Главная дорога» — ромб, «Уступите дорогу» — перевернутый треугольник, «Движение без остановки запрещено» — шестигранник.

Если на одном из углов перекрестка вы нашли хотя бы один из этих знаков, то дальнейшее движение можно продолжить уже осознанно. Т.е. вы уже точно можете определить с какой стороны приоритет.

А что делать, если знаков приоритета по-прежнему не видно?

В этом случае есть смысл значительно уменьшить свою скорость движения, подъехать почти вплотную к перекрестку, и еще раз посмотреть на все его углы.

Если какой-либо из этих знаков, все-таки, обнаружился, необходимо быстро принимать решение: или останавливаться или ехать дальше.

Ну а если вы окончательно убедились в том, что знаков приоритета здесь нет, значит перед вами перекресток равнозначных дорог, и в действие вступает пункт 13.11 ПДД (правило «помеха справа»).

Как действовать в похожих случаях, когда имеется «некомплект» дорожных знаков перед перекрестком, подробно изложено в статье Как определить главную дорогу, если нет знаков.

Равнозначный пер

Вне населенных пунктов встречаются перекрестки без знаков приоритета, где дорога с грунтовым покрытием пересекается или вливается в дорогу, покрытую асфальтом.

В таких случаях, даже, несмотря на отсутствие знаков приоритета, это будет неравнозначный перекресток, а дорога с покрытием будет являться главной по отношению к пересекаемой грунтовой дороге (пункт 1.2 ПДД термин «Главная дорога»).

Участок грунтовой дороги на подъезде к пересечению чаще всего тоже покрывают асфальтом, но это не делает грунтовую дорогу равной по отношению к асфальтированной дороге.

Перекресток на трассе

В следующей статье будет рассмотрен проезд нерегулируемых перекрестков согласно приведенным выше правилам.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «правила проезда нерегулируемых перекрестков» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Выезд на главную дорогу. Поворот налево;
Успею проехать? — А не успеешь!;
Через перекресток по главной;
Если бы джип не поспешил;
Если светофор на перекрестке не работает;
Как безопасно выехать на главную дорогу;

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Правила проезда регулируемых перекрестковПроезд нерегулируемых перекрестков >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

57 комментариев

  1. Сергей Д.

    04.01.2014 20:37

    Пожалуйста, Елена. Удачи на дорогах!

  2. Константин

    13.02.2014 10:12

    Имеем равнозначный Т-образный перекресток (знаков приоритета нет).

    Придерживаемся правила «помеха справа» или уступает дорогу тот, кто на «ножке» буквы «Т»? Спасибо.

  3. Сергей Д.

    13.02.2014 15:57

    Здравствуйте Константин. На равнозначном т-образном перекрестке действует так называемое правило «помеха справа».

    См статью Помеха справа в ПДД.

    Если по вашему направлению дорога, которая является «ножкой» примыкает справа, значит вы должны уступить дорогу.

    В комментариях к статье Проезд т-образных перекрестков уже обсуждался этот вопрос.

  4. Максим

    28.05.2014 08:31

    У нас имеется равнозначный перекресток, такая ситуация:

        | 1   |

    ----        ----

       2     

    ----        ----

        |    3 |

    Водитель с верху(1) двигается прямо. Водитель с лева(2) поворачивает налево. Водитель с низу(3) поворачивает налево. Как проехать не нарушая правил?

  5. Сергей Д.

    28.05.2014 10:40

    Здравствуйте Максим.

    В данной ситуации на равнозначном перекрестке, когда каждый автомобиль должен уступить дорогу «соседу», получается замкнутый круг, т.е. согласно ПДД никто не может проехать первым.

    Каждый водитель должен уступить дорогу своей помехе справа. Это теоретически. Правила подобную ситуацию не регламентируют.

    В реальности, поверьте, кто-то к перекрестку подъедет чуть раньше, кто-то чуть позже. Если вы действительно оказались в похожей ситуации, самый безопасный выход – поступиться своим приоритетом и уступить дорогу другому водителю.

    Можно показать жестом – махнуть рукой, например. К тому же, равнозначные перекрестки, обычно, не очень больших размеров, и другие водители легко смогут понять ваш жест.

    Возможно, кто-то вам махнет – «проезжай». Первый проехал – затем остальные машины – по правилу «Помеха справа».

    Когда у вас преимущество в движении, и вы при этом уступаете дорогу – вы НЕ нарушаете Правила.

    См. статью Проезд равнозначного перекрестка.

  6. Максим

    28.05.2014 10:54

    Спасибо. Вчера такая ситуация сложилась. В итоге водитель 3 мне сказал что я права купил.

    Был на месте водителя 1, и ждал когда кто-нибудь начнет. Думал вдруг и правда что то позабыл. Спасибо.

  7. Сергей

    25.07.2014 11:30

    Нерегулируемый равнозначный перекресток без знаков приоритета. Подъезжают к перекрестку одновременно 4 одинаковые машины, и у всех помеха справа.

    Вопрос: как им проехать перекресток, кто едет первым?

  8. Сергей Д.

    27.07.2014 15:14

    Здравствуйте Сергей.

    Почитайте комментарий чуть выше к этой статье. Там Вы найдете ответ на свой вопрос.

  9. Лариса

    14.01.2015 11:48

    Добрый день, как двигаться на т-образном перекрестке, если он перед ж/д переездом и на главной дороге стоит пробка. А мне нужно повернуть налево.

    И еще: имеет ли преимущество в данной ситуации автомобиль движущийся по встречке через сплошную полосу?

  10. Сергей Д.

    14.01.2015 12:30

    Здравствуйте Лариса.

    Если я правильно понял, пробку создает именно ж/д переезд, который находится за перекрестком.

    Ехать в «пробке» всегда тяжело, ничего не поделаешь. Главная проблема в «пробке» – это перестроиться для поворота налево, особенно, если поток машин плотный, вы едете в правом ряду и никто не хочет вас пропускать.

    Выход в этой ситуации единственный: включить левый «поворотник» и потихоньку, очень осторожно, смещаться левее.

    Но ни в коем случае не стоит лезть напролом. Кто-нибудь сзади обязательно остановится и пропустит. Не забудьте после моргнуть «аварийкой» в знак благодарности.

    Перед перекрестком – опять включаете «поворотник» и спокойно поворачивайте налево, разумеется, уступив дорогу встречным ТС.

    Если вас в этот момент кто-то обгоняет, пусть даже с нарушением Правил, то дайте ему дорогу, пусть сначала обгонит, а затем поворачивайте. Кто из водителей имеет преимущество в этом случае – вопрос спорный.

    В статье Левый поворот на перекрестке есть описание подобной ситуации.

    И еще вам в помощь статьи В пробках все равны. Уступите вы – уступят и вам и Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево.

  11. Николай

    19.01.2015 19:02

    Здравствуйте! У меня такой вопрос: еду я по селу и приближаюсь к т-образному перекрёстку равнозначных дорог.

    Убедился что никому не создаю помех, начал манёвр направо. Тут в меня на скорости влетает в лоб "!" другой автомобиль!

    Мне в ГИБДД сказали, что виноват я, типа не уступил дорогу, хотя ширина дорожного полотна (3,62м) позволяла разъехаться двум автомобилям.

    Но другой водитель ехал к моей стороне ближе, чем по своей!

    Правы ли инспекторы? Если нет, то как мне доказать свою правоту? Автоэкспертиза показала, что скорость у него была НЕ МЕНЕЕ 45км/ч!

  12. Сергей Д.

    19.01.2015 22:26

    Здравствуйте Николай.

    Прямо так, сходу, трудно предположить, кто более из вас виновен в этой ситуации. Узкие дороги и узкий перекресток.

    Теоретически, одновременно разъехаться на перекрестке можно. Но практически – невыполнимо. Могу предложить свое рассуждение.

    Если столкновение произошло уже после того, как вы повернули направо, т.е. на выходе из поворота, и ваш автомобиль уже занял свою сторону проезжей части, то вины вашей нет.

    Встречный автомобиль должен был двигаться по своей, правой, стороне дороги, даже если она очень узкая.

    Если же столкновение произошло на дуге поворота, то вина ваша. Потому что на таком узком перекрестке, именно на дуге поворота, левая передняя часть вашего автомобиля может перекрыть почти всю дорогу. Не полностью, но в этом случае встречный автомобиль уже никаким образом не сможет вас объехать – ему места не хватит, потому что перекресток узкий.

    Это связано с динамическими габаритами автомобиля.

    Если дело произошло таким образом, то инспектор прав – фактически получается что вы не смогли разъехаться на перекрестке, потому что ваш автомобиль не уступил помехе справа.

    Тот факт, что коллега ехал на большой скорости, ничего не значит, потому что его скорость была в пределах разрешенной в населенном пункте.

    А то, что его скорость была выше безопасной скорости на этом участке, это уже другое дело, но этот факт в данном случае юридически ненаказуем.

    Ваша ситуация рассмотрена в статье Поворот направо на главную дорогу.

  13. Кирилл

    09.09.2015 00:55

    Здравствуйте! Есть Т-образный равнозначный перекресток. Поворачивая на нем налево в крайнюю левую полосу — ты якобы никому не мешаешь, так как автомобили, двигающиеся справа налево относительно тебя, не имеют права ехать в крайней левой полосе.

    У них там висит знак только разворот с данной полосы, а далее островок безопасности. Но всегда находятся уникумы которые проезжают перекресток по этой полосе через островок.

    Вопрос: обязаны ли им уступать дорогу по «помехе справа» или они не правы будут, ибо поехали в нарушение знаков предписывающих движение по полосам. Или при ДТП тут будет «обоюдка»?

  14. Сергей Д.

    09.09.2015 11:23

    Здравствуйте Кирилл.

    Да, уступить дорогу обязаны. Когда едущие справа нарушают знаки особых предписаний (с крайней левой разрешен только разворот, но по ней продолжают ехать прямо), они все равно находятся СПРАВА, поэтому, необходимо уступить им дорогу.

    Это их нарушение, и отвечать за него, безусловно, им. Если произойдет ДТП, то, скорее всего, будет обоюдная вина.

    Причина, по которой едущий справа нарушает, в данном случае важна лишь для определения степени его вины, если произойдет ДТП, но вина водителя, который нарушил знаки движения по полосам, однозначно, будет иметь место.

    Оправдать его действия при ДТП может лишь случай объезда препятствия по левой полосе, если таковое будет, и другой маршрут (например, объезд препятствия справа) просто не был возможен.

    Но, по большому счету, когда ДТП уже состоялось, кому будет легче – тому, кто был прав, или тому, кто нарушил? Машины, ведь, уже стукнутся.

    Вопрос получения страховки успокаивает лишь отчасти. Поэтому, аварийную ситуацию нужно предупредить — уступить «помехе справа», даже если тот нарушает.

    Посмотрите ролик в статье Неудачный разворот. Там случай несколько другой, но также разбирается вопрос приоритета во время нарушения Правил.

  15. Дмитрий

    30.10.2015 16:04

    Здравствуйте!

    Хотелось бы уточнить такой момент: имеется Т-образный перекресток неравнозначных дорог. Главная дорога заворачивает направо, слева к ней, соответственно, примыкает второстепенная.

    При проезде перекрестка в продолжении движения по главной дроге, обязательно ли включать поворотник? Спасибо!

  16. Сергей Д.

    30.10.2015 17:49

    Здравствуйте Дмитрий.

    Да, включение указателя поворота обязательно. Направление главной дороги в этом случае значения не имеет.

    Ведь вы поворачиваете на перекрестке направо, т.е., изменяете направление движения и, согласно пункту 8.1 ПДД, обязаны подать сигнал указателем поворота.

    Подробнее есть ответ в статье Поворот главной дороги и «поворотник».

  17. Олег

    25.11.2015 17:46

    Здравствуйте Сергей.

    Повторил материал по проезду равнозначных перекрестков и движения в жилых зонах. Может где-то невнимательно конечно, но вот ответа на вопрос для себя так и не увидел.

    Вопрос собственно в применении правила «правой руки» при проезде перекрестка во время движения в жилой зоне, он работает так же как при проезде равнозначных дорог? Или там надо руководствоваться какими-то другими положениями правил?

    Просто зачастую складывается подобная ситуация когда при движении в жилой зоне случаются разъезды автомобилей, ведь там по своей сути такие же перекрестки, и тут уж кто как.

    Очень интересно а как же должно быть теоретически правильно? Спасибо!

  18. Сергей Д.

    25.11.2015 21:55

    Здравствуйте Олег.

    В ПДД действительно крайне мало раскрыта тема проезда жилой зоны и дворовых территорий, за исключением того, что пешеходы в этих местах имеют преимущество (им разрешено ходить и по тротуарам, и по проезжей части), однако они не должны создавать необоснованных помех движению машин.

    Тем не менее, водителям во дворах приходится разъезжаться, и очень часто встает вопрос о преимуществе, или кто проедет первым.

    Пункт 8.9 ПДД гласит, что когда траектории движения ТС пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, то действует правило «правой руки», или «помеха справа».

    Отсюда и появилась схожесть с правилом проезда равнозначных перекрестков. Если во дворе произойдет ЧП, то виновного будут определять исходя из пункта 8.9 ПДД.

    Но абсолютно все дворы или жилые зоны под это правило подвести невозможно, потому что и сами подъезды ко дворам, и ширина проезда в них между домами могут сильно отличаться между собой.

    В каких-то местах будет удобно разъехаться по правилу «правой руки», даже интуитивно понятно, а где-то так поступить будет затруднительно.

    Опять же, возможен и уклон дороги, закрытые или загроможденные повороты, различная дворовая инфраструктура, которая, так или иначе, будет мешать разъехаться, или закрывать обзор проезжей части. Да и машины бывают большие и маленькие.

    Так что, если посмотреть с оптимальной стороны, или с точки зрения безопасности, то приоритет во дворах должен строиться на основании пункта 8.9 ПДД, но с логическим отступлением от Правил.

    Часто бывает целесообразно, имея свое преимущество, уступить коллеге дорогу. Важно, чтобы оба водителя поняли друг друга, договориться не сложно.

    В результате, и цели будут достигнуты (все разъедутся), и нервничать не придется. Ну и есть смысл ознакомиться с материалом статьи Помеха справа в ПДД.

  19. Олег

    27.11.2015 16:04

    Здравствуйте Сергей!

    Спасибо за столь развернутый ответ. Абсолютно согласен с разного рода особенностями в плане как инфраструктурного так и автомобильного разнообразия. И у меня собственно не возникало сомнений, что логику включать надо, и не только во дворах.

    Но почему то очень часто человек двигающийся по прямому направлению не считает необходимым не то что пропустить, а хотя бы элементарно притормозить при проезде в случаях, когда есть «помеха» с правой стороны.

    Да и вопрос то возник только для того чтобы самому понимать насколько правильно рассуждаешь в таких ситуациях, не более того. Создавать какую то конфликтную ситуацию по данному поводу смысла не вижу.

    Еще раз спасибо! До свидания.

  20. Анастасия

    08.12.2015 19:38

    Кто имеет преимущество на Т-образном перекрестке, если нет никаких дорожных знаков и разметки?

  21. Сергей Д.

    11.12.2015 12:17

    Здравствуйте Анастасия.

    На подобных типах перекрестков действует так называемое правило «Помеха справа». Преимуществом пользуется водитель, автомобиль которого подъехал к перекрестку справа.

    Подробности — в статье Помеха справа в ПДД.

    Опасность проезда заключается в том, что не каждый водитель может точно определить, что именно перед ним: полноценный равнозначный нерегулируемый перекресток или выезд с прилегающей территории.

    Выезд с прил.территории может быть довольно длинным участком дороги, а отсутствие знаков приоритета только добавляет неразберихи.

    Существует универсальное правило проезда подобных перекрестков. Если вы уверены в своем преимуществе проезда, и убедились, что вам уступают дорогу, можете проехать первым (первой).

    Если же видите, что оппонент не намерен уступать вам дорогу, т.е. он даже не хочет снизить скорость (такое часто бывает, когда тот едет по прямой (не премыкающей) дороге т-перекрестка), тогда целесообразно пропустить его вперед.

  22. Екатерина

    24.04.2016 08:16

    Здравствуйте, на равнозначном нерегулируемом перекрестке, территория больницы, где разрешенная скорость 5 км/час, я выехала на перекресток и тут на большой скорости меня сбивает машина, разводящая продукты.

    Я когда выехала на перекресток, ее не видела. Какие последствия меня ждут?

  23. Сергей Д.

    25.04.2016 21:26

    Здравствуйте Екатерина.

    На территории больницы, также как во дворах и прилегающих территориях, на пересечении равнозначных дорог действует требование пункта 8.9 ПДД («помеха справа»), т.е. преимущество в движении имеет тот автомобиль, который приближается справа.

    См. статью Помеха справа в ПДД. Исходя из этого правила, будут определять виновника со всеми вытекающими последствиями.

    Если вина ваша, то оправдание в том смысле, что оппонент своевременно не был замечен, не является для Вас смягчающим обстоятельством. А ваш оппонент должен нести ответственность лишь за превышение скорости на этом участке дороги.

    Т.е. ситуация рассматривается следующим образом: он превысил скорость, и за это ответит, например, штрафом. А вы были обязаны уступить дорогу, но этого не сделали, следовательно, юридический виновник дтп – ваш автомобиль.

    Если вины вашей нет, то нанесенный ущерб возместит страховая компания.

    На будущее: о настоящих, т.е. реальных причинах ДТП см. статью Причины возникновения ДТП.

  24. Александр

    23.09.2016 11:42

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста, при повороте направо автомобиля А на нерегулируемом равнозначном перекрёстке произошло столкновение.

    Дорожное покрытие грунт, ширина проезжей части у автомобиля В 8 метров. Автомобиль А поворачивает направо, ему навстречу движется по прямой, на расстоянии 1,2 метра от обочины по встречной полосе (если таковая существует на грунтовке) автомобиль В.

    ДТП на перекрёстке, кто виноват?

  25. Сергей Д.

    23.09.2016 13:13

    Здравствуйте Александр.

    Если я правильно понял, автомобиль В подъехал к перекрестку по встречной полосе, а автомобиль А, поворачивая направо, выехал к автомобилю В почти в «лоб».

    Когда разъезд осуществляется в рамках ПДД, водители своими маневрами друг другу не мешают, потому что каждый едет по своей половине проезжей части.

    Ситуацию можно рассмотреть двояко, но с точки зрения ПДД виноват водитель В, поскольку подъехал к перекрестку по встречной полосе (должен был двигаться своим левым бортом к середине дороги), и тем самым спровоцировал ДТП.

    Могут признать вину водителей обоюдной. Перекресток равнозначный, поэтому водитель А обязан уступить дорогу водителю В даже в том случае, если тот нарушает Правила (в данном случае автомобиль В выехал на чужую половину проезжей части).

    Этим и объясняется обоюдная вина: В – выехал на встречную полосу; А – не уступил помехе справа.

    Нечто похожее может произойти не только на грунтовке, а вообще на любом перекрестке. Примеры — в статье Поворот направо на главную дорогу.

  26. Александр

    24.09.2016 12:14

    Здравствуйте Сергей Д. Спасибо за ответ. Автомобиль А не успел повернуть направо. Только начал манёвр и столкнулся с двигающемся по встречке автомобилем Б.

    Влияет ли на решение по ситуации на разборе то, что автомобиль Б двигался по улице без названия (съезд с шоссе проходит через частный сектор и заканчивается данная дорога в дачном обществе).

    Автомобиль А поворачивал с улицы с названием. Вердикт на разборе: виноват автомобиль А помеха справа. Судиться стоит или нет?

    Схема после нажатия «отправить» потеряла актуальность.

  27. Сергей Д.

    24.09.2016 15:21

    Схему я понял. Наименование улицы роли не играет. Каждый из водителей видел перед собой перекресток, поэтому, независимо от того, есть название у улицы, где проходит дорога, или нет, действует раздел 13 ПДД.

    Если бы стояли знаки приоритета, то определить виновного было бы легче. Подробнее ответил на e-mail.

  28. Сергей

    22.11.2016 20:03

    Перекрёсток равнозначных дорог. Три авто хотят проехать одновременно.

    Газель хочет повернуть налево. Откуда в прямом направлении едет трактор. А по этой же дороге, на какой газель поворачивает налево, едет легковой авто в прямом направлении. Как им разъехаться?

  29. Сергей Д.

    22.11.2016 20:56

    Здравствуйте Сергей.

    Схема известная – когда все участники в равных правах, и каждый друг для друга является «помехой справа». Замкнутый круг. Я уже отвечал на подобный вопрос, где-то есть в комментариях.

    В реальности кто-то из участников подъедет к перекрестку чуть раньше других, кто-то будет ехать чуть быстрее остальных.

    В итоге, кто-то кому-то первый махнет рукой, мол, проезжай, другие за ним – по правилу «помеха справа».

    См. статью Помеха справа в ПДД.

    Решение таково, что кто-то из водителей первым должен уступить право проезда другому водителю. Более подробный ответ — в статье Проезд равнозначного перекрестка.

  30. Елена

    13.12.2016 19:23

    Добрый день. Ситуация: на нерегулируемом перекрёстке я со второстепенной поворачиваю направо, слева по главной движутся автомобили.

    Какое расстояние до движущегося автомобиля будет безопасным для моего поворота? Спасибо.

  31. Сергей Д.

    14.12.2016 13:51

    Здравствуйте Елена.

    В вашем случае, когда осуществляется выезд на главную дорогу, целесообразно учитывать не расстояние до приближающегося автомобиля, а скорость его приближения к перекрестку.

    Если покажется, что автомобиль приближается очень быстро (обычно так и происходит), то есть смысл не торопиться.

    Подробнее — в статье Как безопасно выехать на главную дорогу и в ее продолжении.

  32. Александр

    23.12.2016 12:25

    Отменяет ли знаки приоритета приоритет покрытия? Вот ситуация prntscr.com/dmynxs на равнозначных ли дорогах автомобили или на второстепенных но не равнозначных?

  33. Сергей Д.

    23.12.2016 20:03

    Здравствуйте Александр.

    Ответ на этот вопрос дает пункт 13.10 ПДД: второстепенные дороги считаются равнозначными.

    На второстепенных дорогах перед перекрестком установлены знаки 2.4 «Уступите дорогу». Эти водители разъезжаются между собой по пункту 13.11 ПДД:

    водитель безрельсового ТС обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа.

  34. Роман

    12.01.2017 09:53

    Здравствуйте.

    Вопрос такой. В поселке центральная дорога. К ней примыкает дорога с таким же покрытием (гравийным), образуя Т-образный перекресток. Никаких знаков приоритета нет.

    Недавно центральную закатали в асфальт. Какими стали по отношению друг другу центральная (прямая, в асфальте) и примыкающая (грунтовая-гравийная)?

    Является ли дорога с гравийным покрытием (песко- глино-гравием) грунтовой?

    Как разъезжаться на таком перекрестке при условии, что какие либо знаки на обоих дорогах отсутствуют?

  35. Сергей Д.

    12.01.2017 11:28

    Здравствуйте Роман.

    Согласно определению (п.1.2), главной считается дорога с твердым покрытием (асфальт, бетон, камень) по отношению к грунтовой дороге (без покрытия, т.е. щебень, песок, глина).

    Щебеночное – это не каменное покрытие. Это насыпное, т.е. не твердое, как бетон или асфальт. Каменное покрытие (для сравнения) – это булыжная мостовая.

    Таким образом, ваша центральная дорога (асфальтированная) является главной, по отношению к примыкающей грунтовой (щебеночной) дороге.

    Ваш перекресток является неравнозначным, проезд осуществляется в соответствии с пунктом 13.9 ПДД.

    Т.е. подъезжающий по грунтовой (второстепенной) дороге водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по главной (асфальтированной) дороге.

    См. статью Как определить главную дорогу, если нет знаков.

  36. Денис

    25.01.2018 19:26

    Вот сейчас возникла такая ситуация, я ехал по главной дороге, затем свернул направо, а дальше перекресток с равнозначной дорогой.

    У меня помеха справа, но я к перекрестку подъехал с главной дороги.

    Кто кому должен уступить? Какое правило работает, помеха справа? Или первым должен ехать тот, кто с главной дороги свернул?

  37. Сергей Д.

    27.01.2018 12:11

    Здравствуйте Денис.

    Если я правильно понял, вы двигались по главной дороге до перекрестка, затем, на этом перекрестке свернули направо, и выехали с перекрестка. Все. На этом данный перекресток неравнозначных дорог закончился.

    Вы едете дальше, и впереди следующий перекресток, только теперь это уже перекресток равнозначных дорог, на котором Правила требуют уступить дорогу тем, кто приближается справа (пункт 13.11).

  38. Алла

    12.05.2018 17:39

    Добрый день, подскажите, я выезжаю с грунтовой дороги на неравнозначный перекрёсток, а напротив меня остановилась машина на стоп линии и пропускает меня. Кто прав?

  39. Сергей Д.

    14.05.2018 09:45

    Здравствуйте Алла.

    Вероятно, вас интересует вопрос, кто первым проедет перекресток, или кто должен уступить дорогу?

    В таком случае мало вводных условий о перекрестке, и вы не написали, в каких направлениях намереваются ехать машины (ваша и оппонента).

    Что вы подразумеваете под «стоп-линией»? Поскольку перекресток нерегулируемый, могу предположить, что со встречной стороны имеется знак 2.5 «Движение без остановки запрещено».

    Если вас пропускают – пользуйтесь случаем, осмотритесь и проезжайте.

  40. Влад

    01.08.2018 14:36

    Знак 2.5 имеет форму восьмиугольника.

  41. Сергей Д.

    01.08.2018 15:13

    Здравствуйте Влад.

    Вы правы, форма знака 2.5 восьмиугольник или шестигранник. Интуитивно понятно. Важно уметь различать эти знаки на дороге, и помнить их значения.

  42. Наталья

    07.09.2018 00:17

    Здравствуйте! Я еду по главной дороге, имеющей две проезжие части с односторонним движением и разделенные аллеей.

    Подъезжаю к т-образному перекрестку, собираюсь сделать разворот, и поехать в обратную сторону вдоль аллеи.

    Перпендикулярно аллее к перекрестку примыкает второстепенная дорога со знаком 2.4. Я стою на разрыве, и пропускаю тех, кто едет справа от меня вдоль аллеи.

    Собираюсь уже завершить разворот, как в меня пытаются прилететь из под знака 2.4, и говорят мне, что мы в равнозначном положении, и я должна им уступить, ибо им надо прямо, а я делаю левый поворот.

    Но ведь я заехала на перекресток, и уже нахожусь на нем с главной дороги, значит, у меня преимущество, разве не так? Рассудите, пожалуйста.

  43. Сергей Д.

    08.09.2018 09:03

    Здравствуйте Наталья.

    Да, у вас преимущество. Ваш оппонент, выезжая с второстепенной дороги, обязан пропустить вас вперед.

    Недоразумения, подобные тому, что высказал ваш оппонент, случаются довольно часто, тем более на перекрестках такого типа, где одна из дорог имеет газон посередине. Вам следует отнестись к этому спокойнее.

    Причиной недоразумений, обычно, бывает как отсутствие дублирующих знаков приоритета, так и неоднозначное толкование дорожной обстановки со стороны участников движения.

    Будьте внимательны. Если оппонент рвется вперед, не препятствуйте, пусть проезжает. В противном случае придется долго доказывать свою правоту.

    Когда возможен двоякий взгляд на ситуацию, то в таких случаях закон обычно становится на ту сторону, чье объяснение выглядит более убедительным. Это реальность.

    На сайте есть статья Противоречивый перекресток. Там описана примерно похожая путаница в приоритетах на дороге с газонами.

  44. Павел

    18.10.2018 09:01

    Добрый день!

    На перекрестке дорог с гравийным покрытием при разной ширине дорог (4 и 7-8 метров) при отсутствии знаков приоритета кто имеет преимущество проезда?

  45. Сергей Д.

    20.10.2018 19:11

    Здравствуйте Павел.

    Когда покрытие дорог, образующих перекресток, одинаковое и отсутствуют знаки приоритета, перекресток считается равнозначным – действует пункт 13.11 ПДД (правило «помеха справа» на перекрестке).

    Ширина дорог перекрестка роли не играет.

    В дополнение см. статью Помеха справа в ПДД.

  46. Артем

    23.05.2019 23:06

    Добрый день. Такая ситуация. Проезжая перекрёсток со скоростью 50 км/ч врезался в едущий справа автомобиль.

    Я знал, что у меня главная дорога, так как на встречной полосе, спиной ко мне, висит знак «главная дорога». С моей стороны знаков не было.

    У второго участника знаков тоже не было, однако на его встречной полосе, с другой стороны перекрёстка, висит знак «уступи дорогу».

    Однако, сотрудники ДПС признали меня виноватым, так как нет знаков, надо было руководствоваться знаками «помеха справа».

    Подскажите, на какой нормативный документ сослаться, чтобы оспорить решение? Спасибо!!!

  47. Сергей Д.

    24.05.2019 11:22

    Здравствуйте Артем.

    Есть только один документ — пункт 13.13 ПДД, который может одинаково сыграть и против вас, и против вашего оппонента.

    «Если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и тому подобное), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге».

    Линию своей защиты нужно строить не на полном, а частичном отсутствии знаков — ведь, вы увидели «свой» знак «Главная дорога» с его тыльной стороны, а ваш оппонент свой знак «Уступите дорогу» не увидел, но был должен увидеть или предположить, что находится на второстепенной дороге, как указывает пункт 13.13.

    Если возникнет встречный вопрос типа: "а если бы главная дорога поворачивала, тогда как вы определите, которая из них «главная»? В таком случае все знаки приоритета дополняются знаками 8.13 «Направление главной дороги». А поскольку этих знаков нет, то остальное очевидно.

    Более подробно — в статье Как определить главную дорогу, если нет знаков.

  48. Алексей

    16.06.2019 09:20

    Добрый день. Я пересекал главную дорогу, выезжая со второстепенной, четырехполосная проезжая часть, по две полосы попутного направления.

    С левой стороны обе полосы были свободны, а с правой был большой затор. Я выехал на перекресток и автомобили уступили мне дорогу для того что бы я проехал перекресток.

    Когда я начал проезжать, то в меня врезалась машина, которая двигалась в прямом направлении по полосе торможения, обозначенной знаками и соответствующей разметкой.

    По причине того, что справа от меня стоял большегруз, я не увидел помехи. Виноват ли я в данной ситуации, и как мне быть?

    С уважением, Алексей.

  49. Сергей Д.

    16.06.2019 12:15

    Здравствуйте Алексей.

    Ситуация неоднозначная, но ваша вина в дтп есть (пункт 13.9). Ваш оппонент двигался по проезжей части для поворота направо.

    Тот факт, что он поехал прямо, также налагает на него вину за ДТП. Подробнее ответил ответил на почту.

    В дополнение разбор ситуации в статье Опережение по полосе, предназначенной для поворота направо.

  50. Александр

    25.10.2019 11:00

    Я двигаюсь по второстепенной дороге и пересекаю главную с поворотом налево по асфальтированной дороге.

    Навстречу с второстепенной грунтовой! дороги движется автомобиль прямо. Кто должен проехать первым?

  51. Сергей Д.

    25.10.2019 13:54

    Здравствуйте Александр.

    Вы ничего не написали о имеющихся знаках приоритета. Это неравнозначный перекресток, одна из дорог которого имеет грунтовое покрытие.

    Поскольку вы утверждаете, что движетесь по второстепенной дороге, это значит, что с вашей стороны знак 2.4 установлен. Так как дело происходит на перекрестке, то у него две дороги: одна главная, вторая — второстепенная.

    Такой же знак 2.4 должен! быть и со стороны грунтового подъезда к перекрестку.

    Отсутствие знака НЕ делает второстепенную асфальтированную половину главнее грунтовой половины. Для перекрестка это как бы одна дорога.

    При повороте налево ПДД требуют уступить встречным, едущим прямо или направо по равнозначной дороге.

    См. статью Как определить главную дорогу, если нет знаков и Как безопасно выехать на главную дорогу.

  52. Марина

    13.03.2021 21:53

    Здравствуйте. Я на перекрестке свернула на главную дорогу, согласно знаку.

    На следующем перекрестке в зимнее время без опознавания покрытия, и за неимением знаков, пересекает дорогу другой участник движения.

    Мы сталкиваемся. Подскажите кто прав?

  53. Сергей Д.

    13.03.2021 22:48

    Здравствуйте Марина.

    Если местом разъезда был перекресток равнозначных дорог (нет знаков приоритета, не удается установить покрытие дороги), то в соответствии с пунктом 13.11 ПДД, необходимо уступить дорогу автомобилю, который приближается справа.

    Кто из вас при встрече располагался справа, тот и имел преимущество на первоочередной проезд перекрестка.

    В народе это правило называется «уступить помехе справа».

    Это же правило («Помеха справа») действует, когда местом разъезда является НЕ перекресток, а предположим, «непонятное» вам пересечение. Оно прописано в пункте 8.9 ПДД:

    «В случаях, когда траектории двух ТС пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, то дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

    Еще см. статью Как определить главную дорогу, если нет знаков.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.