Здравствуйте, уважаемый читатель.
Продолжаем серию статей Дорожные ситуации. Нерегулируемый перекресток.
В этой статье на примере дорожной ситуации рассмотрим проезд перекрестка по второстепенной дороге в направлении «прямо», и разберем действия водителей, приведшие к столкновению.
Поехали.
Ситуация. Городской нерегулируемый перекресток. Один автомобилист движется по главной дороге, другой — проезжает этот перекресток по второстепенной дороге, и между ними происходит столкновение.
Перекресток, на котором произошло событие, ничем не отличается от большинства подобных перекрестков. Проезжая часть дороги, на которую обращена камера наружного наблюдения, имеет две полосы для движения.
Полосы движения видимой дороги разделены сплошной линией дорожной разметки 1.1. Эта дорога является главной по отношению к пересекаемой дороге перекрестка – у правого края видеокадра заметен угол знака 2.1 «Главная дорога».
По периметру перекрестка организованы пешеходные переходы (разметка 1.14.1 «зебра» и знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»). Пешеходный переход, соответственно, нерегулируемый.
Со второстепенной дороги слева выезжает легковой автомобиль, и останавливается у края проезжей части – уступает дорогу машинам, едущим по главной.
Левее этого автомобиля в кадре появляется выезжающий с второстепенной дороги внедорожник. Его водитель намеревается проехать через перекресток «прямо» и, вероятно, он куда-то спешит.
Посмотрите короткий видеоролик. Проезд перекрестка по второстепенной дороге, и столкновение с легковым автомобилем, едущим по главной дороге.
Пропустив проезжающие слева от себя машины, внедорожник выезжает на середину перекрестка, и в этот момент в него справа врезается другой автомобиль, который ехал по главной дороге по отношению к внедорожнику справа налево.
Удар оказался достаточно сильным – внедорожник развернуло на 180 градусов, и «поставило» поперек дороги.
Можно обратить внимание на то, как водитель проезжающего мимо автомобиля «Nissan», ловко увернулся от бокового удара, выполнив своеобразный «лосиный тест».
В заключении о ДТП потом напишут: водитель внедорожника не выполнил требование «уступить дорогу» автомобилю, имеющему преимущественное право проезда перекрестка (или что-то в этом роде).
Фактически, водитель внедорожника нарушил пункт 13.9 ПДД. Это и запишут. А, вот, причины, по которым он не уступил дорогу, в протокол не заносят, они никому не интересны. Важен факт.
Водитель другого автомобиля, который двигался по главной дороге, ехал в рамках ПДД, т.е. он не нарушал порядок движения. Тем не менее, он стал участником ДТП, и его автомобиль тоже пострадал.
Возникает вопрос: почему он попал в аварию? Если он ехал по Правилам, не нарушал, тогда почему он тоже попал в ДТП? Реальность такова, что соблюдение Правил не гарантирует безопасность.
Соблюдение ПДД упорядочивает движение и дает юридическую защищенность в случае аварии (кто виноват — то неправ), но не спасает от самой аварии. Ваша безопасность — это дело ваших рук, и ваша забота.
Истинные причины, по которым на самом деле происходят столкновения, описаны в статье Как избежать ДТП и Причины возникновения ДТП.
Рассмотрим ошибочные действия обоих водителей, с целью не повторять их в своей практике в будущем. Начнем с юридического виновника — водителя внедорожника.
Вероятно, водитель внедорожника думал, что успеет проехать. Вполне возможно, что он не видел своего оппонента, подъезжающего к перекрестку справа – у него был закрыт обзор дороги.
Обзор ему частично закрывали два автомобиля, проехавшие перекресток чуть ранее слева направо, по главной дороге. Этого в кадре не видно, но из практики оно очевидно.
Можно выразиться по-другому: водитель внедорожника начал проезд перекрестка по второстепенной дороге!, не убедившись, что его маневр не создаст помех тем, кто едет по главной дороге. Это и стало причиной ДТП.
Ошибочные действия второго участника лежат в плоскости неверной оценки дорожной ситуации, и неумения прогнозировать ее изменение. См. статью Прогнозирование дорожных ситуаций.
Легковой автомобиль двигался по главной дороге, и согласно пункту 13.9 ПДД преимущество было на его стороне.
Его скорость движения была в рамках допустимой скорости по ПДД на этом участке дороги, но далеко небезопасной для этого конкретного места и случая.
Во-первых, перекресток нерегулируемый. На нем всегда найдутся желающие «успеть проехать» по второстепенной дороге, либо «успеть повернуть» на главную дорогу.
Во-вторых, нерегулируемый пешеходный переход на перекрестке. На таком ПП вы обязаны уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть для осуществления перехода. (пункт 14.1 ПДД).
Если бы на проезжей части перед седаном, который ехал по главной дороге, внезапно появился пешеход, смог бы водитель успеть остановить автомобиль, или не смог?
Этот вопрос также относится к анализу дорожной ситуации впереди по движению, и к контролю собственной скорости движения в данных условиях. См статью Что такое безопасная скорость.
Водитель легкового автомобиля эти возможные условия проигнорировал. Результат — на видео. Но если бы он заранее сбавил скорость перед перекрестком, то финал мог быть уже другим, и даже без ДТП.
Теперь, собственно, сам проезд перекрестка по второстепенной дороге, и пару слов о том, как не попасть в ДТП в этих или похожих обстоятельствах.
Правила и порядок движения через нерегулируемый перекресток описаны в статьях Правила проезда нерегулируемых перекрестков и Проезд нерегулируемых перекрестков.
Очередность проезда на таких перекрестках определяется установленными на них знаками приоритета 2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу».
Когда вы в любом направлении выезжаете с второстепенной дороги, то вы обязаны уступить дорогу тем, кто подъезжает к перекрестку по главной дороге. Это правило, в общем, всем понятно.
Конструктивная особенность некоторых перекрестков вместе с дорожной обстановкой могут создать такие условия, что подъезды к перекрестку по главной дороге вам будут не видны.
Другими словами, у вас будет закрыт обзор главной дороги на подъезде к перекрестку. Например, его может заслонить проезжающий мимо автомобиль, затем, другой и т.д.
В таких случаях никогда не нужно спешить до тех пор, пока не наступит ясность в понимании происходящего. Когда поймете, что успеете проехать безопасно, тогда проезжайте.
Любой перекресток – это место конфликтных ситуаций, где соединяются пути машин, движущихся с разных направлений, и пешеходов, переходящих проезжую часть.
И если машина — это железное изделие, пусть очень дорогое, то пешеход — это чья-то жизнь.
На этом разбор дорожной ситуации «проезд перекрестка по второстепенной дороге» можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «проезд перекрестков» предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Выезжая на главную, будь осторожен;
Успею проехать? — А не успеешь!;
Не пропустил на перекрестке;
Ехать или уступить?
Будьте внимательны за рулем.
29.02.2016 22:52
Водитель автомобиля седан ехал с явным превышением скорости. Это видно невооружённым взглядом.
Действие происходит в населённом пункте, где скорость движения не должна превышать 60 км/ч.
Так что вина водителей обоюдная.