Дорожные ситуации. Нерегулируемый перекресток
ДТП на нерегулируемом перекрестке, на котором главная дорога изменяет свое направление по ходу движения направо. Дорожная ситуация.
Ситуация следующая: главная дорога на перекрестке поворачивает направо, автомобиль едет по главной дороге, и ему нужно проехать через перекресток в прямом направлении.
Дорога с разделительной полосой посередине, без разметки, судя по ширине проезжей части, имеет по три полосы для движения в каждом направлении.
Сбоку примыкает другая дорога, образуя с первой т-образный перекресток.
Перед т-образным перекрестком расположен светофор, но он выключен (не работает), и над светофором находится знак 2.1 «Главная дорога» с табличкой 8.13 «Направление главной дороги».
Огни другого светофора, регулирующего встречное и боковое направления, также не «горят», т.е. они выключены.
Таким образом, перед нами нерегулируемый перекресток неравнозначных дорог и на данном перекрестке главная дорога изменяет свое направление направо.
На средней полосе стоят два автопоезда, намеревающиеся продолжить движение прямо, причем один из них стоит перед самим перекрестком, а другой уже выехал на перекресток и остановился.
Владельцу регистратора видно, как по примыкающей дороге к перекрестку справа приближаются три легковых автомобиля.
Возникает вопрос: по какой причине первый автопоезд остановился перед перекрестком? Посмотрите короткий видеоролик.
Сначала целесообразно посмотреть на данную дорожную ситуацию с точки зрения ПДД.
Вы движетесь по главной дороге и на данном перекрестке вам нужно проехать в прямом направлении.
Светофор не работает, а это значит, что перекресток является нерегулируемым, и очередность проезда определяется знаками приоритета.
В соответствии с правилам проезда нерегулируемых перекрестков, в случае, если главная дорога меняет направление на перекрестке, а ТС движутся по главной дороге и их пути движения пересекаются, то они разъезжаются между собой по требованию пункта 13.10 ПДД: по правилу «помеха справа».
Словосочетание «помеха справа» не всегда уместно, но многим читателям более понятно. Подробнее об этом — в статье Помеха справа в ПДД.
В нашем случае главная дорога поворачивает направо. Следовательно, собираясь продолжить движение в прямом направлении, вы будете съезжать с главной дороги.
Но прежде чем съехать, нужно посмотреть направо и убедиться, что с правой стороны, по главной дороге, никто не заезжает на перекресток.
Другими словами, вы обязаны уступить дорогу тем транспортным средствам, которые приближаются с правой стороны, так же как и вы по главной дороге, и только потом выехать с перекрестка.
Точно также им придется уступить, если вам нужно будет развернуться на этом перекрестке.
Именно по этой причине автопоезд остановился и ждет – он пропускает машины (уступает им дорогу), которые подъехали к перекрестку справа по главной дороге.
Теперь, собственно, о ДТП на нерегулируемом перекрестке. Что стало реальной причиной столкновения?
Водитель внедорожника, въехавший на перекресток левее автопоезда, проигнорировал тот факт, что главная дорога поворачивает направо.
К тому же, для светлого седана, который «приехал» в его правый борт, внедорожник находился в слепой зоне (за автопоездом) и его выезд на пересечение дорог оказался неожиданным.
Возможно, водитель внедорожника торопился, но это ничего не меняет – он был обязан уступить дорогу автомобилю, который приближался справа, по главной дороге – в нашем случае это светлый седан, а за ним двигались еще две легковые автомашины.
Для водителя внедорожника видимость была ограничена стоящим автопоездом, который полностью перекрывал обзор перекрестка.
Но в то же время, стоящий автопоезд был для него некой подсказкой: если он стоит, то по какой причине? – возможно, он кого-то пропускает. У него кабина высокая и его водителю «сверху» очень хорошо видна ситуация на перекрестке.
Но водитель внедорожника даже не предположил, что стоящий автопоезд мог кому-то уступать дорогу, и поспешил его объехать. Результат спешки мы видим на видеоролике – произошло столкновение.
Водитель светлого седана, в свою очередь, увидев, что ему автопоезд уступает дорогу, также не предположил, что за ним, в закрытой для обзора зоне, может двигаться другой автомобиль.
Светлый седан ехал по главной дороге, соблюдая Правила, но, тем не менее, выезд внедорожника на перекресток в нарушение пункта 13.10 ПДД, оказался для него неожиданным. В результате чего произошла вот такая «встреча».
Как в будущем, оказавшись в похожей ситуации, не попасть в ДТП на нерегулируемом перекрестке подобного типа.
Когда вы на месте водителя внедорожника, который выезжает на перекресток, так сказать, под прикрытием, вследствие чего обзор перекрестка у вас очень сильно ограничен, то очень важно не только самому видеть дорожную обстановку, но и быть видимым для других участников движения.
Не спешите выезжать на перекресток, как бы сильно вы не торопились – результат может быть непредсказуем. Сначала нужно убедиться, что проезд действительно будет безопасным.
Лучше всего начинать движение или вместе с теми, кто перекрыл вам обзор и, таким образом, под прикрытием, можно проехать весь перекресток.
Или же тронуться после того, как они проедут, и у вас появится обзор всего перекрестка, после чего вы сможете разглядеть ситуацию и продолжить движение.
Теперь, ваши целесообразные действия в случае, если вы оказались на месте водителя светлого седана.
Когда подъезжаете к нерегулируемому перекрестку, а на пересекаемой дороге слева или справа видите большегрузные машины, то лучше заранее предположить, что за их габаритами может «спрятаться» автомобиль меньшего размера.
Его, на самом деле, там может и не быть, но осторожность не бывает лишней. В подобных ситуациях важно предусмотреть – откуда может появиться опасность.
На нерегулируемом перекрестке всегда существует вероятность, что кто-нибудь обязательно попытается «успеть проскочить». Нужно учитывать такую вероятность, и смотреть в оба!
Лучше заранее переключиться на низшую передачу, которая позволит двигаться с запасом «газа», и проехать перекресток на небольшой скорости, обращая внимание на закрытые для обзора участки дороги.
Когда светофор на перекрестке работает постоянно, то все привыкают к его режимам, и сам проезд не вызывает затруднений.
Но стоит светофору отключиться, как многие начинают путаться в приоритетах, и это нередко приводит к ДТП на уже нерегулируемом перекрестке.
В завершении есть смысл вспомнить, что в любой дорожной ситуации вы принимаете решение исходя из того, что вы видите на дороге.
Для этого нужно постоянно и внимательно следить за дорожной обстановкой, и анализировать, с какой стороны может появиться опасность.
Если по какой-то причине дорожную обстановку не удается рассмотреть, например, как в ситуации на видео у водителя внедорожника (у него был закрыт обзор дороги), то дальнейшее движение может быть небезопасным.
Лучший выход в подобной ситуации – снизить скорость, вплоть до остановки автомобиля. Движение целесообразно продолжить только после того, как убедитесь, что проезду ничто не помешает.
В заключение, предлагаю просмотреть разбор дорожной ситуации в статье Что делать, если ваш приоритет игнорируют.
В следующей статье будет рассмотрена другая дорожная ситуация, связанная с перестроением для поворота направо, где неправильное выполнение маневра и невнимательность обоих водителей привели к ДТП.
В ранее опубликованной статье ДТП при обгоне на перекрестке один из участников выполнял левый поворот, но там ситуация была несколько иная.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «ДТП на нерегулируемом перекрестке» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе проезда перекрестков предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Подъезжаем к перекрестку и поворачиваем налево;
Правила проезда нерегулируемых перекрестков;
Как безопасно выехать на главную дорогу;
Проезд т-образных перекрестков;
Не пропустил на перекрестке;
Слишком быстро ехал …
Будьте внимательны за рулем.
13.02.2016 16:48
«Другими словами, вы обязаны уступить дорогу тем транспортным средствам, кто приближается с правой стороны, так же как и вы по главной дороге, и только потом выехать с перекрестка. Точно также им придется уступить, если вы соберетесь развернуться на этом перекрестке.»
Это как?
13.02.2016 18:35
Здравствуйте д65.
Когда светофор на перекрестке выключен, т.е. НЕ работает, то перекресток считается нерегулируемый, и проезд осуществляется согласно знакам приоритета (2.1 «Главная дорога» и 2.4 «Уступите дорогу»).
Преимущественное право проезда у автомобилиста (или другого ТС), который едет по главной дороге.
В случае, когда главная дорога на перекрестке меняет направление, водители, которые едут по главной дороге, должны руководствоваться между собой правилами проезда равнозначных перекрестков (пункт 13.10 ПДД).
На равнозначных перекрестках преимущество в проезде у того, кто приближается справа (пункт 13.11 ПДД).
Поэтому в ситуации, рассмотренной в статье, если бы водитель внедорожника хотел развернуться на этом перекрестке, то он был бы обязан уступить дорогу машинам, едущим справа от него, также как и он, по главной дороге.
См. серию статей Главная дорога и Главная дорога 2.
02.11.2017 10:19
Здравствуйте! Ситуация такая: я пересекаю нерегулируемый 7-полосный перекресток, находясь на второстепенной дороге. Пропускаю машины слева, пропускаю машины справа.
При выезде с перекрестка пропускаю пешеходов, переходящих второстепенную дорогу. Часть машины остается на перекрестке.
В этот момент мне в заднее колесо въезжает автомобиль, движущийся по главной дороге. По протоколу ГАИ я виновник.
02.11.2017 13:53
Здравствуйте Александра.
А вопрос в чем? Ситуация понятна. У инспектора не было другого выбора, кроме как определить вас виновником аварии, потому что приоритет был у автомобиля, который движется по главной дороге.
По какой причине ему не хватило места на проезжей части, чтобы объехать ваш автомобиль, это уже совсем другой вопрос (невнимательность, загруженность дороги, мораль и пр.).
Ваш автомобиль фактически пересек перекресток, и уже почти не мешал. Но ваш оппонент двигался по главной дороге, и у него было преимущество в движении.
Таким образом получается, что если по человечески, то в ДТП виновен ваш оппонент, а если по закону, тогда вы.
Еще см. статью Как безопасно выехать на главную дорогу.
04.11.2020 15:10
Здравствуйте!
Что делать, если один светофор на въезде на перекрёсток не работает, а светофор-дублёр на выезде с перекрёстка работает?
04.11.2020 18:22
Здравствуйте Алексей.
Что делать — руководствоваться сигналами дублирующего светофора.
25.01.2022 09:45
Здравствуйте. Почему то в предложении «Если светофор на перекрестке не работает...» слово светофор используется в единственном числе, но ведь на перекрестке светофор не один, а несколько.
И вот как быть в ситуациях, когда на одном и том же перекрестке часть светофоров работает, а часть — нет. Такой перекресток тоже считается нерегулируемым?
Ситуация такая: машина ехала по главной прямо, направление главной — прямое, машина выехала на перекресток под мигающий желтый (либо под не рабочий), с примыкающей дороги — слева врезалась машина, у которого был зеленый сигнал светофора.
25.01.2022 15:16
Здравствуйте.
Действительно, светофоры устанавливают на всех сторонах перекрестка, поэтому их несколько. Справедливо замечено.
Если из всех светофорных объектов, установленных на участке дороги, какая-то их часть не светит, а оставшаяся работает в режиме «красный-желтый-зеленый», то данный участок НЕ перестает быть регулируемым.
Целесообразно ориентироваться по другим светофорам данного регулируемого участка, находящимся в зоне видимости, а также сообщить об их неисправности в ГИБДД.
Желтый мигающий сигнал информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или нерегулируемого пешеходного перехода (пункт 6.2 ПДД).
При неработающих (выключенных) светофорах перекресток считается нерегулируемым (пункт 13.3 ПДД). Это же относится и к пешеходному переходу.
Когда желтый сигнал мигает, то он мигает на всех светофорных объектах, установленных на регулируемом участке, при условии, что все светофоры технически исправны.
НЕ бывает так, что с одной стороны светит зеленый сигнал, а с пересекаемой стороны светит желтый мигающий. Это выдумки.
Обычно, еще далеко на подъезде к перекрестку, становится понятно, работают светофоры или не работают, тем более, если дорога прямая. Их сигналы далеко видно.
О том, как не запутаться в приоритетах: Правила проезда нерегулируемых перекрестков.