Выезд на главную дорогу. Поворот налево


14 комментариев

Тема данной публикации — ДТП в процессе выезда (поворота) на главную дорогу налево. Разбор дорожной ситуации.

Почти каждый автомобилист сталкивается с такой ситуацией, когда нужно повернуть налево (например, выезжая с второстепенной дороги на нерегулируемом перекрестке), а осуществить поворот возможности нет.

Причина такой невозможности в том, что в это время по главной дороге движется нескончаемый поток машин. Этот поток настолько плотный, или непрерывный, что никак не удается «поймать момент» и повернуть налево, т.е. «выскочить» на свою половину проезжей части. Все спешат и никому нет дела до поворачивающего.

И вот, наконец-то, находится сочувствующий автомобилист, он останавливается, иногда даже тормозит собою поток машин, что позади него, и дает возможность выезжающему повернуть налево. Тот, в свою очередь, благодарно посигналив, трогается с места и – в путь. Дело, собственно, всего нескольких секунд.

Но иногда этот процесс заканчивается не так, как хотелось. Одна из подобных ситуаций представлена в ниже, на видеоролике. Это выезд на главную дорогу, при этом происходит ДТП.

Поворот налево с второстепенной дороги

Сначала есть смысл прокомментировать эту дорожную ситуацию на видео с точки зрения ПДД.

Водитель автомобиля, выезжающий на главную дорогу с второстепенной дороги, а также из двора или любой другой прилегающей территории, обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые уже движутся по главной. Необходимо уступить едущим с обоих направлений (п.п.13.9 и 8.3 ПДД).

У транспортных средств, которые едут по главной дороге, в данной ситуации имеется преимущество в движении. В дополнение к приоритету, на нерегулируемом перекрестке им разрешен обгон, поскольку они движутся по главной дороге (пункт 11.4 ПДД).

 

Получается так, что с точки зрения правомерности, водитель, совершавший обгон, ничего не нарушил. Тем не менее, он стал участником ДТП.

Если перефразировать эту ситуацию по-другому, то соблюдая ПДД, он все равно попал в аварию. Выходит так, что формальное соблюдение Правил не гарантирует возможность избежать ДТП. Для этого необходимо предпринять что-то еще.

Кто более виновен в этих ситуациях оставим на усмотрение судей, а сами попробуем разобраться, почему так происходит.

Причиной подобных столкновений чаще всего оказывается банальная невнимательность по отношению к участникам движения, имеющим приоритет. Чем вызвана невнимательность – это уже другой вопрос, но к ДТП приводит именно невнимательность и неумение прогнозировать ситуацию в дорожной обстановке. Реже случается, когда что-то или кто-то отвлекает от дороги.

В любом ДТП (дтп есть факт столкновения) есть вина юридическая (т.е. следствие нарушения Правил или требований), и есть другая вина, которая не класифицируется, но является следствием того, что водитель что-то не предусмотрел. Про такое еще говорят «попал».

Водитель, который в этих обстоятельствах выезжает с второстепенной дороги, видит, что его пропускают. Но, прежде чем выехать на главную дорогу, необходимо убедиться, что своим появлением он никому не создаст помех.

Тот, кто выезжает на главную дорогу с второстепенной, обязан уступить едущим и слева, и справа (пункт 13.9 ПДД). В реальности его пропускает (дает возможность выехать) другой водитель, который делать этого не обязан! т.е. по своей доброй воле, а выезжающий обязан уступить юридически!

По этой причине, тот, кто выезжает, должен несколько раз перестраховаться, потому что в случае ДТП юридическая вина будет на нем.

Автомобилисту, который решил обогнать «медленную пробку» нужно было смотреть чуть дальше, как на дорогу, так и на стоящий поток машин. Также необходимо контролировать свою скорость.

Если дистанция между машинами, находящимися в пробке, в каком-то месте увеличивается, особенно в районе боковых проездов, то всегда существует вероятность, что оттуда может появиться другой автомобиль. Эту особенность «медленной пробки» обгоняющий не учел.

Как избежать ДТП в подобных ситуациях на дороге в будущем.

Автомобилист, выезжающий на главную дорогу с второстепенной, а также выезжающий с бокового проезда, почти всегда находится в более проигрышной ситуации перед остальными. Это потому, что преимущество в движении на стороне тех участников движения, которые едут по главной дороге.

Рекомендую ознакомиться с материалом статьи Выезжая на главную, будь осторожен.

Водители, которые движутся по главной, твердо уверены, что у них приоритет, и естественным образом предполагают, что другие водители (те, которые на второстепенной дороге) это знают.

Выезжать нужно не спеша, и внимательно смотреть на дорогу и слева, и справа. Ведь с любой стороны в любой момент могут появиться другие машины и не факт, что их водители своевременно вас заметят, чтобы успеть затормозить.

 

Обгон на нерегулируемом перекрестке это почти всегда лотерея с выигрышем 50×50. С одной стороны, обгон на нерегулируемом перекрестке при движении по главной дороге разрешен, хотя, это очень нежелательный маневр. Одна из проигрышных ситуаций была рассмотрена в статье ДТП при обгоне на перекрестке.

С другой стороны, обгоняющий дорожную «пробку» водитель очень часто превышает безопасную скорость. Это объясняется необходимостью быстрее уйти с встречной полосы. Превышается не допустимая скорость (в населенном пункте разрешено двигаться 60 км/ч), а безопасная скорость!

В каждой ситуации ее величина всегда разная, она должна корректироваться исходя из возможности своевременно остановить автомобиль.

Если ситуация впереди по дороге непонятна, то целесообразно ехать медленнее. На сколько медленнее – это зависит от сложности и понятности обстановки.

От обгона на нерегулируемых перекрестках лучше всего отказаться совсем. Дорожная ситуация на видео — это одна из причин для отказа. В условиях, когда дорога примыкает слева, есть вероятность столкнуться с автомобилем, поворачивающим налево. Рекомендую статью Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют.

С динамикой происшествия, т.е. как все происходит при таких обстоятельствах, можно ознакомиться в серии статей Дорожные ситуации. Обгон и левый поворот.

Тем водителям, которые едут по главной дороге, особенно в «режиме сплошной пробки» следует набраться терпения и проявить соучастие, потому что любой из них может оказаться в подобной ситуации, когда нужно выехать, а никто не пропускает.

Тому, кто совершает выезд на главную дорогу с второстепенной или из двора, в свою очередь, следует быть очень внимательным, независимо от того, в какую сторону совершается поворот: направо или налево. В противном случае вероятность ДТП очень велика.

Нередки случаи, когда кто-то идет на обгон стоящего потока с нарушением Правил. Тогда остается только призвать нарушителя к соблюдению ПДД.

В дополнение к вышеизложенному, предлагаю ознакомиться с материалом серии статей Выезд с прилегающей территории.

В заключение. В прошлой статье Поворот направо с третьей полосы было рассмотрено ДТП, произошедшее по вине водителя, выполнявшего перестроение. С перестроением всегда связан определенный риск, в общем, как и в дорожной ситуации, которую рассмотрим в нашей следующей статье.

Теоретический материал по вопросам техники выполнения перестроения на дороге, в т.ч. на многополосной проезжей части, можно найти в серии статей Перестроение.

Будьте внимательны и за рулем!

Навигация по серии статейУспею проехать? — А не успеешь! >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

14 комментариев

  1. вячеслав

    01.05.2015 07:21

    Добрый день!

    Выезд с прилегающей территории. Поворачивая налево на дорогу с шириной 16 метров, т.е. как минимум по две полосы в обоих направлениях, разметки нет, был затор. Две полосы приближающиеся слева остановились и пропустили. Выезжая на полосу где а/м должны приближаться справа получил удар в бампер от а/м движущегося по встречной полосе, т.е обгоняющего весь поток а/м. Кто будет виновен в данной ситуации?

  2. Сергей Д.

    01.05.2015 13:20

    Здравствуйте Вячеслав.

    Водитель, обгоняющий по встречке двухполосный поток, уже не прав по пункту 9.2 ПДД, который запрещает выезжать для обгона или объезда на встречную полосу на четырехполосной дороге. Т.е. тот водитель однозначно виновен. А кто, все-таки, более не прав в этой ситуации, будет решать инспектор.

  3. Омар

    29.10.2015 21:21

    Добрый вечер.

    Ситуация похожа на ситуацию Вячеслава. Только в моем случае 12 метровая дорога поделена двумя сплошными линиями, а на Т-образном перекрестке сплошные прерываются т.е. дают право поворачивать налево, выезжая со второстепенной. Три ряда автомобилей уступили мне выезд на главную. Подъехав ко второй половине главной дороги, и убедившись что помех справа нет, я поехал (при этом возможного нарушителя, пересекшего две сплошные и ехавшего по встречной полосе невозможно было увидеть физически, так как автомобили уступившие мне дорогу закрывали мне обзор), и получил удар в левую сторону бампера. Инспектор при определении вины для страховой компании указывает на меня ссылаясь на пункт 13.9, а водитель-нарушитель, выехав на встречную полосу через две сплошные линии, отвечает только лишением прав или штрафом.

     

     

  4. Сергей Д.

    30.10.2015 11:26

    Здравствуйте Омар.

    Решения инспекторов строятся на правилах соблюдения приоритета. Т.е., движущийся по главной дороге изначально имеет приоритет, даже в том случае, если он нарушает какой-то пункт Правил, например, выезд на встречную полосу через двойную сплошную, как в вашем случае.

    Отсюда следует объяснение в статье, что если другие водители вам уступают в том случае, когда у них преимущество в движении, например, выпускают вас с второстепенной дороги, то, выезжая, нужно очень внимательно смотреть по сторонам. Выезжать аккуратно нужно потому, что другие водители еще не знают, что вам дали дорогу, и они могут вас даже не заметить. Они уверенно едут, имея свое преимущество в движении.

    А поскольку анализировать дорожную ситуацию могут далеко не все водители, то и случаются подобные аварии с последующими спорами кто прав, а кто не прав.

  5. Омар

    31.10.2015 14:33

    Добрый день Сергей Д. Вы пишете: Они уверенно едут, имея свое преимущество в движении.

    Я думаю уверено водители должны ехать если не нарушают правила ПДД. «Выезжать аккуратно нужно потому, что другие водители еще не знают, что вам дали дорогу, и они могут вас даже не заметить». Я так и поступал пока подбирался к середине дороги.

    Есть ПДД, на основании которых водитель прогнозирует ситуацию. В данном моем случае нужно прогнозировать все возможные действия нарушителя. И где предел этих нарушений на главной дороге? Если нарушитель попадает под лишение прав, то получается он беспредельно нарушил правила ПДД. Извините за полемику.

  6. Сергей Д.

    31.10.2015 19:54

    Здравствуйте Омар.

    Понимаете ли, в чем дело. Под фразой «уверенно едут» подразумевается не Ваш частный случай, а ситуация в общем — движение по главной дороге, когда Правила не нарушаются.

    В вашем случае обгоняющий был уверен в своей безнаказанности, а может быть, он и не знал, что обгонять через двойную сплошную — против Правил. Такое бывает. В настоящее время обстоятельства на дороге таковы, что каждому водителю нужно учиться прогнозировать ситуацию с учетом возможности нарушений ПДД другими водителями.

    Мне думается, что решение инспектора НЕверно, потому что аварию 100% спровоцировал обгоняющий, выполняющий свой маневр с нарушением Правил. Если попробуете оспорить это решение в суде, то Ваша задача – убедить судью, что если бы нарушителя не было, то и ДТП не состоялось бы.

  7. Саша

    28.12.2017 20:57

    Здравствуйте, выезд с прилегающей территории. Поворачивая налево на дорогу с 2-х стороннем движением те, кто двигается слева от меня, пропускают. Я начинаю трогаться, а в это время в меня врезается ехавший по встречке слева от меня. Кто виноват? Спасибо заранее, могу фотографии с места дтп прикрепить.

  8. Сергей Д.

    28.12.2017 23:54

    Здравствуйте Александр.

    Выезжающий с прилегающей территории автомобиль обязан уступить дорогу всем, кто движется по той дороге, на которую он выезжает (пункт 8.3). Согласно этому пункту, вина на вашей стороне. Степень вины второго водителя будет зависеть от того, разрешен ли обгон в этом месте или нет.

  9. Ирина

    13.06.2018 16:19

    Здравствуйте, у меня немного другая ситуация. Живу на Кипре и здесь левостороннее движение. То есть все в зеркальном отражении.

    Я хотела выехать из второстепенной дороги на главную, подождала, когда справа машин не было совсем, а слева (на дороге, на которую я выезжала) остановился белый мерседес и дал поворот на второстепенную дорогу. Этот же Мерседес дал мне дорогу и я выехала на главную. Проехав метров 15 начала выправлять машину на середину дороги. И тут слева от меня оказалась другая машина (Форд), которая в этот момент оказалась параллельно моей. Произошло небольшое столкновение. Главная дорога с однополосным движением. Вопрос: чья вина?

    Имел ли право Форд в момент моего выезда на главную дорогу, обогнать впереди него ждущий мерседес и продолжить движение?

  10. Сергей Д.

    14.06.2018 11:36

    Здравствуйте Ирина.

    По вопросам «имел ли Форд право» нужно обратиться к ПДД той страны, где произошел инцидент. А в общих случаях автомобиль, выезжающий с второстепенной дороги, обязан уступить транспортным средствам (не препятствовать их движению), едущим по главной дороге.

    Тот факт, что водитель Мерседеса, как бы, уступил вам дорогу, ничего не меняет, т.е. НЕ отменяет для вас требования соблюсти приоритет по отношению к Форду (уступить ему дорогу).

  11. Вадим

    29.11.2018 12:39

    Ехал по временной объездной дороге, стояли знаки временные 3.20 и 1.21. 40 км ограничение впереди, остановился автомобиль с поворотом направо, я начал тормозить, автомобиль не послушался, тогда я увидел, что на встречной некого нет, решил избежать аварии и совершил маневр. В это время с левым поворотом с прилегающей территории на меня въехал автомобиль, у него не было знака уступить дорогу. Кто виновен в аварии?

  12. Сергей Д.

    29.11.2018 18:32

    Здравствуйте Вадим.

    Выезжая с прилегающей территории на дорогу, Правила требуют уступить всем ТС, которые уже едут по этой дороге (пункт 8.3). Ваш оппонент (выезжающий с прил.территории налево) был должен уступить вам дорогу.

    Ну, а степень вашей вины (выезд на встречную полосу во время объезда) нужно смотреть на месте происшествия.

  13. Линар

    02.02.2021 19:02

    Здравствуйте! Выезд с прилегающей территории с поворотом налево. У меня знак «Уступи дорогу». Колонна автомобилей остановилась перед светофором, порядка 10 — 15 автомашин, мне оставили «окошко» для проезда.

    Дорога двухполосная с прерывистой разметкой. Итак, слева автомобиль меня пропускает, я выезжаю сквозь «пробку» (затор), выезжая налево... Но там ехал автомобиль, объезжающий «пробку» по встречной, я его задеваю.

    На разборе меня признали виновным, но я не согласен, ведь второй участник дтп обгонял пробку по встречке, нарушая п.11.1 и 11.2. Мои доводы сотрудник ГИБДД признал не состоятельными и не признал, что на дороге был затор(пробка).

    Хотя есть видео, где частично видно колонну автомобилей около 7-8 автомашин и дтп. Кто виновен?

  14. Сергей Д.

    02.02.2021 22:40

    Здравствуйте Линар.

    Такие термины как затор (пробка) и «окошко» для проезда в этой ситуации оправдательного веса не имеют. У вас был знак 2.4, его требование: при любых условиях уступить дорогу ТС, движущимся по пересекаемой дороге, т.е. на которую вы выезжаете, в том числе и обгоняющему.

    Ваш оппонент, совершающий обгон, двигался по встречной полосе, отделенной, с ваших слов, прерывистой разметкой, которую разрешается пересекать с любой стороны.

    В ПДД нет запрета обгонять затор, если при этом в процессе обгона (в процессе выезда на встречную полосу) не нарушаются ПДД. За нарушение пункта 11.2 ПДД санкции в КоАП не предусмотрены, поскольку в перечисленных условиях выезд на встречную полосу НЕ запрещается.

    Вот, по вышеперечисленным причинам вас и признали виновным в ДТП. Если бы ваш оппонент нарушил правила обгона ,например, обгонял через сплошную линию разметки (либо вы найдете другое доказательство), тогда можно было бы попытаться пересмотреть дело, поскольку в таком случае его на встречной полосе быть не должно.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.