Остановка и стоянка
Здравствуйте, уважаемый читатель. Продолжаем серию статей Остановка и стоянка.
Общие требования ПДД к постановке транспортных средств на стоянку, а также для остановки, рассмотрены в статье Остановка и стоянка ТС. Общие положения.
Там же перечислены положения ПДД при которых остановка и стоянка ТС запрещены, с кратким пояснением к ним.
В этой публикации пойдет речь о правилах остановки и стоянки транспортных средств, действующих в населенных пунктах.
Далее, по тексту:
1. Требования ПДД к остановке и стоянке ТС в населенном пункте
2. Остановка и стоянка ТС на левой стороне дороги
3. Остановка и стоянка ТС на парковке
Требования ПДД к остановке и стоянке ТС в населенном пункте
Начало и конец населенного пункта, в котором действуют требования ПДД, устанавливающие порядок движения для населенных пунктов, обозначают дорожными знаками 5.23.1, 5.23.2 и 5.24.1, 5.24.2 соответственно. Перечисленные знаки имеют белый фон.
В соответствии с пунктом 12.1 ПДД остановка и стоянка транспортных средств разрешается на правой стороне дороги.
Поскольку, дорога включает в себя не только проезжую часть, но и обочину (а также тротуар), то при наличии пригодной для остановки (стоянки) обочины ставить транспортное средство разрешается только на ней.
Если обочина отсутствует, то ПДД разрешают остановку или стоянку у правого края проезжей части.
Ставить автомобиль разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда (пункт 12.2 ПДД).
Это требование относится и к стоянке на обочине, и к стоянке у края проезжей части (у бордюра, тротуара и пр).
Если для остановки или стоянки вами выбрано организованное под парковку место, обозначенное знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9, указывающих способ постановки ТС на стоянке, то необходимо расположить свой автомобиль (свое ТС) указанным способом.
Подробнее о стоянке (остановке) в зоне действия знака 6.4 — в статье Стоянка под знаком 6.4 Парковка (парковочное место).
Выполнение данных требований позволяет не мешать движению других ТС. Если для остановки (стоянки) используется проезжая часть, то целесообразно ставить свой автомобиль (ТС) таким образом, чтобы он занимал как можно меньше места.
Если, будучи в населенном пункте, случилась вынужденная остановка (о вынужденной остановке см. статью Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД), то необходимо включить аварийную сигнализацию, как требует пункт 7.1 ПДД.
Если же вынужденная остановка произошла в месте, где она запрещена (см. статью Остановка и стоянка ТС. Общие положения), тогда, кроме включения «аварийки», еще нужно выставить знак аварийной остановки не менее, чем за 15 метров до автомобиля (пункт 7.2 ПДД).
Остановка и стоянка ТС на левой стороне дороги
Остановка на левой стороне дороги допускается только в населенных пунктах. Но не всегда, и не везде. Об этом — ниже.
За пределами населенного пункта и остановка и стоянка на левой стороне дороги запрещаются.
Подробнее об этом — в статье Остановка и стоянка ТС вне населенного пункта.
Остановка или стоянка ТС на левой стороне дороги допускается в следующих случаях:
1. На дорогах с односторонним движением (обозначаются знаком 5.5).
Грузовым машинам с РММ более 3,5 тонн на левой стороне дороги с односторонним движением разрешается только остановка для погрузки или выгрузки (пункт 12.1 ПДД).
2. На дорогах с двухсторонним движением, но для этого должны выполняться одновременно два условия:
- на проезжей части имеется по одной полосе для движения в каждом направлении, при этом выезд на встречную полосу НЕ запрещен;
- дорога должна быть без трамвайных путей посередине.
Необходимо учесть, что ПДД запрещают выезжать на встречную полосу, если она отделена сплошной линией разметки 1.1 или трамвайными путями (подробнее — в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1.1 ПДД).
Таким образом, чтобы без нарушения остановиться или поставить автомобиль на стоянку на левой стороне двухполосной дороги, на проезжей части не должно быть трамвайных путей посередине, и не должно быть сплошной «осевой» линии разметки 1.1.
При этом, выбирая место под стоянку на левой стороне, нельзя загораживать боковой проезд, если таковой имеется (пункт 12.4 ПДД).
Если вместо сплошной линии 1.1, разделяющей встречные направления, будет нанесена прерывистая линия разметки 1.5, либо на проезжей части не будет «осевой» разметки, то выезд на встречную полосу для остановки (стоянки) на левой стороне дороги не запрещается.
Остановка и стоянка ТС на парковке
Организованное под стоянку авто- мото- транспорта место (обозначенное знаком 6.4) с не очень давнего времени получило название «Парковка (парковочное место, пункт 1.2 ПДД)». Пребывание транспортного средства на парковке может быть бесплатным, и за стоянку может взиматься плата.
Парковка (место для стоянки) может быть расположена вдоль проезжей части, может быть в так называемом «кармане», т.е. местном уширении проезжей части, и возможна за пределами проезжей части на прилегающей территории.
Знак 6.4 применяют самостоятельно или с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9, на которой указан способ постановки ТС на стоянку. Наиболее распространенные способы — «вдоль проезжей части» и «под углом к краю проезжей части».
Если знак 6.4 установлен самостоятельно (табличка, указывающая способ стоянки отсутствует), то следует расположить свой автомобиль вдоль проезжей части, как требует пункт 12.2 ПДД.
Если же, знак 6.4 установлен с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9, то это означает, что стоянка предназначена для легковых автомобилей и мотоциклов, и нужно поставить ТС способом, как указывает табличка.
Кроме соблюдения ПДД в процессе постановки своего автомобиля на стоянку, в зависимости от способа парковки необходимо еще уделить должное внимание технике безопасности во время этого процесса.
Сам процесс подробно рассмотрен в статье Управление автомобилем. Часть 9. Парковка. Ну а цель техники безопасности — не задеть другое транспортное средство.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «остановка и стоянка в населенном пункте», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Стоянка под знаком 6.4 Парковка (парковочное место);
Одновременный отъезд от края проезжей части;
Одновременный выезд со стоянки на дорогу;
Начало движения на автомобиле;
Выезд на дорогу с обочины;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
17.11.2022 23:11
Доброго времени. В статье «Остановка и стоянка ТС в населенном пункте» присутствует ошибочка касаемо Остановки и стоянки грузовых ТС с РММ более 3,5т на дорогах с односторонним движением.
А именно, цитирую: «...1. На дорогах с односторонним движением (обозначаются знаком 5.5). Грузовым машинам с РММ более 3,5 тонн на дорогах с односторонним движением разрешена только остановка для погрузки или выгрузки (пункт 12.1 ПДД)».
По ПДД подобная остановка относится к левой стороне дороги!
18.11.2022 08:49
Здравствуйте Виктор.
На то, что идет обсуждение по остановке с левой стороны дороги, указывает строчка перед «1». И вы совершенно правы, это требование пункта 12.1 ПДД.
Спасибо за подсказку. Ваше замечание справедливо.
07.11.2024 13:23
У нас в посёлке Дедюево Топкинского района Кемеровской области остановку поставили в начале деревни, возле леса.
Чтобы добраться до неё жителям с конца деревни нужно пройти два километра и на это уходит 40-50 минут.
Если идти от магазина — центра поселка, нужно пройти чуть больше километра. Всего же до трассы 4 км.
Есть ли какие-то нормы, где должна устраиваться автобусная остановка, — вначале, а может быть в центре населённого пункта?
07.11.2024 15:26
Здравствуйте Любовь Ивановна.
Вообще-то, органицация места остановки общественного транспорта, это работа поселковой, районной, городской и т.д. администрации.
Безусловно, нормативы есть, но при выборе местонахождения остановочного пункта, администрация с перевозчиком совместно приходят к какому-то оптимальному решению.
Вам есть смысл обратиться к руководству своего поселка. Как вариант, можно собраться, и всеми жителями подать совместную заявку на перенос остановочного пункта в центр.