Разворот
- Разворот на дороге вне перекрестка через обочину
- Разворот на перекрестке с разделительной полосой и пункт 8.6 ПДД
- Разворот на перекрестке по главной дороге
- Разворот на перекрестке. Задний ход
- Разворот вне перекрестка. Приоритет
- Разворот на Т-образном перекрестке
- Хватит ли места для разворота?
- Разворот через прилегающую территорию слева
- Передний авто — на разворот, задний — налево
- Разворот на равнозначном перекрестке
Разворот на равнозначном перекрестке (перекрестке равнозначных дорог) по своей сути ничем не отличается от разворота на любых других перекрестках.
См. статью Выполнение разворота. Часть 2 (1-я часть — это про развороты вне перекрестков).
По правилам выполнения разворота требуется осуществить две «вещи»:
- пункт 8.12 требует, чтобы разворот прошел, как бы, в один прием (остановка допускается, движение задним ходом на перекрестке запрещается);
- пункт 13.11 требует соблюсти приоритет в случае, когда это необходимо.
Это, собственно, все требования ПДД к развороту на перекрестке, тем не менее, выполнение разворота именно на равнозначном перекрестке имеет свои особенности.
Далее, по тексту:
Разворот на равнозначном перекрестке: техника выполнения
У кого преимущество на равнозначном перекрестке
Разворот на равнозначном перекрестке, безопасность
Разворот на равнозначном перекрестке: техника выполнения
Перекрестки равнозначных дорог по своим физическим размерам обычно меньше своих аналогов неравнозначного типа. Такие перекрестки чаще всего образованы двухполосными дорогами с двухсторонним движением.
Учитывая среднюю ширину одной полосы в 3,25 — 3,75 метров, нетрудно посчитать, что ширина проезжей части каждой дороги «уложится» в пределах 7 метров.
Соответственно, площади перекрестка, образованного неширокими дорогами, будет достаточно только для компактного разворота.
Разумеется, где-то дороги, образующие перекресток, шире, а в каких-то местах ширина дорог может быть меньше указанных размеров, но в среднем, их ширина примерно укладывается в эти цифры.
Из небольшой ширины дорог, и, соответственно, образованной ими площади перекрестка, следует вторая особенность выполнения разворота на равнозначном перекрестке:
– для того, чтобы разворот «вписался» в площадь перекрестка потребуется сначала сделать «заход» направо, затем развернуть автомобиль на минимальном радиусе (когда передние колеса повернуты до упора).
Чтобы суметь развернуться компактно (на максимальном повороте передних колес), придется быстро вращать руль.
И еще, необходимо знать, сколько места на дороге требуется вашему автомобилю для того, чтобы развернуться. Этот вопрос рассмотрен в статье Хватит ли места для разворота.
Если, посмотрев на перекресток, на дорожные обстоятельства, у вас возникнут сомнения в том, что в процессе разворота вы можете выйти за рамки ПДД, то есть смысл поискать для этого маневра другое место.
Перед поворотом налево (разворотом) пункт 8.1 ПДД требует включить левый «поворотник», а пункт 8.5 ПДД требует занять крайнее левое положение на проезжей части («прижаться» к середине дороги).
Поскольку полоса движения (вашего направления) всего одна, и встречная полоса тоже одна, то попытка выполнить разворот по обычной схеме из крайнего левого положения в этих условиях ни к чему хорошему не приведет:
если из крайнего левого положения выехать «прямо» на перекресток и попытаться развернуться, то ваш автомобиль на дуге разворота может упереться в бордюр, либо может проехать по встречной полосе. Ему не хватит места.
Причина этому – маленькая площадь перекрестка (или большой радиус разворота у автомобиля). В такой ситуации для продолжения движения придется отъехать назад, а задний ход на перекрестке запрещен.
Для того чтобы этого не произошло, и автомобиль смог «вписаться» в перекресток, необходимо из крайнего левого положения, сразу, как только въехали на пересечение, сделать «заход» в правую сторону.
Нужно будет сместить автомобиль вправо (указатель поворота должен быть Левый, но сделать заход Вправо), затем, быстро повернуть руль до упора влево, и завершить разворот по окружности, как на рисунке ниже.
На этапе въезда на перекресток, после того, как автомобиль сместится вправо, левый указатель поворота может самопроизвольно отключиться. Если это произойдет, то его нужно будет включить повторно, и выключить после завершения разворота.
Штраф за не включенный «поворотник»: предупреждение или 500р. (ст.12.14.ч.1)
Штраф за движение задним ходом на перекрестке: 500р. (ст.12.14.ч.2)
Преимущество на равнозначном перекрестке
На перекрестке равнозначных дорог действует правило «помеха справа» (пункт 13.11 ПДД). Это означает, что вы обязаны уступить дорогу автомобилю (транспортному средству), который приближается справа.
Нужно отметить, что данное позиционирование по отношению к другому автомобилю во время разворота на равнозначном перекрестке «работает» на всей дуге разворота.
Утверждение, что другой автомобиль должен дать возможность тому, кто разворачивается, завершить выезд с перекрестка (закончить разворот) в данном случае НЕ верно.
Другими словами, на дуге разворота на равнозначном перекрестке следует уступить любой «помехе справа».
В каком месте следует остановиться, чтобы уступить дорогу в процессе разворота? Выбор места остановки во многом будет зависеть от того, с какой стороны к этому перекрестку приближается другой автомобиль.
Поэтому, на самом начальном этапе разворота, когда вы только подъехали к перекрестку, необходимо оценить ситуацию со всех сторон: как далеко или близко движутся другие машины.
Если путь свободен – быстро разворачиваетесь. Если есть встречный автомобиль, либо автомобиль подъезжает к перекрестку по отношению к вам с правой стороны, тогда включаете левый «поворотник», останавливаетесь перед перекрестком, и уступаете ему дорогу.
Штраф за то, что если вы не уступите дорогу транспортному средству, имеющему приоритет на перекрестке, на дату публикации составляет 1000р. (ст. 12.13 ч.2).
Но штраф – это только моральная сторона «дела». Если по этой же причине произойдет ДТП, автомобиль придется ремонтировать, а ремонт — уже намного дороже.
Разворот на равнозначном перекрестке. Безопасность
Опасность в процессе движения, в том числе и разворота, как известно, может появиться с любой стороны.
Одной из самых главных причин ДТП на перекрестках, это не соблюдение приоритета – когда один автомобиль не уступил дорогу другому авто.
Причиной «случайных» столкновений является взаимное непонимание друг друга, т.е. неверная оценка обстановки, вследствие чего водителем принимается ошибочное решение.
Например, два автомобиля следуют друг за другом, подъезжают к перекрестку, и «передний» авто включает левый указатель поворота.
Водитель «заднего» авто, увидев левый «поворотник» в первую очередь предполагает, что тот намеревается повернуть налево. Он еще не знает, что «передний» автомобиль готовится к развороту.
Последствия могут сложиться любым образом. До тех пор, пока намерения «переднего» автомобиля для вас непонятны, целесообразно двигаться вслед «переднему» автомобилю, и всегда нужно обращать внимание на то, как он движется.
Например, включенный левый «поворотник» с одновременным смещением автомобиля вправо на перекрестке (наш случай, выполнение разворота, рассмотрено выше) почти всегда означает разворот, ну или объезд какой-то неровности.
Нужно посмотреть вперед на дорогу, и проанализировать обстановку.
Остановка «переднего» автомобиля на перекрестке может означать, что он кому-то уступает дорогу, а вы, двигаясь сзади, эту «помеху» по каким-то причинам еще не видите.
В этом случае есть повод задуматься, тем более что перекресток равнозначный.
Подобных вариантов множество, сначала нужно увидеть обстановку на подъездах к перекрестку и прикинуть, как может измениться ситуация. Но соображать следует быстро, быстрее, чем развивается ситуация.
Преимущество в движении определяется не формальным приоритетом, а гарантией отсутствия ДТП!
Это означает, что использовать свое преимущество есть смысл только тогда, когда вы уверены, что вам уступают дорогу. См. статью Что такое ДТП и как его избежать.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей непонятной ситуацией. Мы с вами можем ее рассмотреть, и провести «работу над ошибками».
В продолжение темы «разворот на равнозначном перекрестке», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Хватит ли места для разворота;
Выполнение разворота. Часть 2;
Разворот на перекрестке. Задний ход;
Разворот на перекрестке по главной дороге;
Поворот налево и разворот на перекрестках. Опасные ситуации.
Будьте внимательны за рулем.
23.12.2018 12:56
А разве можно (по ПДД) развернуться на перекрестке, заняв крайнее правое положение? Инспекторы на экзамене за такое сразу несдачу ставят. По крайней мере в моём регионе.
23.12.2018 14:20
Здравствуйте Антон.
Нет, не можно, ПДД запрещают разворот из правого крайнего положения.
В тексте ничего не сказано про крайнее правое положение, но была неточность, позволяющая предположить обратное. Спасибо, исправлено.
Въезд на перекресток для поворота налево и разворота должен быть только из крайнего левого положения, далее, как на схеме.
ПДД не запрещают использовать для разворота всю площадь перекрестка:
Пункт 8.7. «Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам».
26.12.2018 19:01
Сергей спасибо огромное за разъяснения! Есть немало моментов в ПДД, которые люди трактуют по-разному.
Из-за этого возникают разногласия у юристов, сотрудников ГИБДД или инструкторов/преподавателей. Что тогда говорить об обычных водителях, которые учились давно.
По роду деятельности пришлось перелопатить много информации на тему вождения (и безопасного в том числе) и ПДД. Но Ваш сайт самый лучший среди остальных источников. Самое понятное изложение.
Много информации по безопасному вождению, о котором далеко не во всех автошколах говорят, но продают другие организации отдельным курсом как защитное вождение.
Вас всегда рекомендую людям, интересующимся этими темами. Не реклама )) Еще раз спасибо!
26.12.2018 21:59
Здравствуйте Антон.
Спасибо за добрые слова. Еще вам в помощь статья Повороты направо, налево или на разворот.