Через перекресток по главной


Комментариев нет

Рассмотрим один из вариантов дорожной ситуации, которая для одного автомобилиста выглядит как «проезд по главной дороге», для другого — «выезд с второстепенной дороги на главную дорогу».

Поскольку используются термины «главная» и «второстепенная» дорога, то уже понятно, что речь пойдет о движении через нерегулируемый перекресток неравнозначных дорог.

В этих условиях приоритет между участвующими понятен: в соответствии с пунктом 13.9 ПДД преимущество в движении у водителя, который подъехал к перекрестку по главной дороге.

Но, в дорожную реальность нередко вмешиваются какие-то «внешние» обстоятельства. И в результате вмешательства ситуация может выйти из-под контроля.

Теперь, по порядку. Место дорожного происшествия – нерегулируемый перекресток в микрорайоне населенного пункта.

Время действия – ранние вечерние сумерки, погода ясная, видимость достаточная. Место открытое – перекресток хорошо просматривается со всех сторон.

Автомобиль, на котором установлен видеорегистратор, подъезжает к перекрестку по главной дороге.

В это же время, к этому перекрестку, с правой стороны по второстепенной дороге подъезжает большой автобус. У него мигает левый «поворотник», водитель автобуса намеревается повернуть налево.

Вслед за автобусом, по этой же дороге, к перекрестку подъезжает легковой автомобиль. Он «прячется» от регистратора за корпусом автобуса.

Водитель автобуса останавливается перед перекрестком, чтобы уступить дорогу «регистратору», имеющему преимущество в движении.

«Регистратор», пользуясь приоритетом, следует через перекресток, но на выезде с него в его правое заднее крыло врезается тот самый легковой автомобиль, который «спрятался» за автобусом.

Посмотрите короткий видеоролик. Проезд по главной дороге одного водителя и выезд с второстепенной дороги на главную другого водителя «сошлись» в одной точке.


Автор видеоролика:

Что, собственно, произошло на этом перекрестке?

Юридически, водитель легкового автомобиля не уступил дорогу «регистратору», в результате чего машины столкнулись.

По какой причине не уступил — это уже другой вопрос. Причины ДТП в юридических делах не фигурируют, там важен факт столкновения.

Ответ на вопрос «почему не уступил» важен лишь участникам ДТП для осознания того, что произошло, ну и нам для анализа дорожной ситуации, чтобы понять, что делать в похожем случае.

 

ПДД составлены таким образом, что в норме, при их соблюдении, транспортные средства между собой разъезжаются без аварий.

Если машины столкнулись, значит, их водители сделали что-то не так. Т.е. можно сказать, что в их действиях в данной ситуации было нарушение каких-то пунктов Правил.

Но ПДД часто нарушаются неосознанно. Например, не уступил дорогу — это факт. А причин, по которым не уступил, может быть множество: не заметил оппонента, отвлекся от дороги, видимость была ограничена и пр.

См. статью Причины возникновения ДТП.

И вот эта самая невнимательность, или несвоевременные действия, по сути, и являются истинными причинами аварий. Есть смысл обратиться к статье Куда смотреть за рулем, чтобы не попасть в ДТП.

Какие ошибочные действия допустили водители обоих автомобилей? Начнем с автомобиля, с которого велась съемка.

«Регистратор» проезжает по главной дороге перекрестка, и данный факт наделяет его преимуществом перед другими участниками: перед водителями автобуса и легкового автомобиля (пункт 13.9 ПДД).

Автобус и легковой авто выезжают с второстепенной дороги на главную дорогу, но о них чуть позже.

легковой

Подъехав к перекрестку, «регистратор» видел остановившийся автобус, и наверняка мог видеть подъезжающий вслед за автобусом легковой автомобиль.

Владелец регистратора знал, что у него преимущество, поэтому спокойно продолжил движение. Но что произошло?

Всегда есть некая уверенность, что тот, кто в соответствии с ПДД должен уступить дорогу, непременно это сделает. Это нормально, в противном случае для чего тогда нужны Правила?

Но практика показывает, что так бывает не всегда. Бывает так, что участник, который по ПДД обязан уступить дорогу, об этом или не знает, или в данный момент не замечает своего оппонента (отвлекся).

«Регистратор» не предположил, что водитель легкового авто по каким-то своим причинам пренебрежет его преимуществом, т.е. не выполнит требование уступить дорогу, поэтому был не готов к контрмерам.

Как вариант, «регистратору» можно было немного ускориться, и успеть проскочить перекресток до удара.

 

Теперь, посмотрим на действия водителя легкового автомобиля, который осуществлял выезд с второстепенной дороги на главную дорогу перекрестка (из-за автобуса).

Перед перекрестком был установлен знак 2.5 «Движение без остановки запрещено». Требование знака — обязательная остановка перед пересекаемой дорогой (для безопасности). Водитель легкового авто этого не сделал.

Еще он пренебрег очевидной подсказкой в этой ситуации — остановившийся автобус. Автобус остановился по требованию знака, и стоит — возможно, он кого-то пропускает!

Он мог пропускать автомобиль, и там могли быть еще и пешеходы. Но автомобилист не обратил на это внимание. Хорошо, что обошлось без жертв.

Что делать, если вы оказались в похожей ситуации? Для начала есть смысл осознать прочитанное выше, и учесть в своей практике вождения.

Вы принимаете решение, как действовать, исходя из того, что вы видите на дороге, и как анализируете происходящее. Ведь, можно видеть, но не понимать, что происходит.

Например, в нашей ситуации «регистратору» целесообразно было предположить, что за автобусом кто-то есть (если он его не увидел раньше), и подготовиться к внезапному его появлению.

Если разложить этот случай на составляющие по каждому участнику, то получим два взаимодействия на одном перекрестке: проезд по главной дороге и выезд с второстепенной дороги на главную.

Проезд по главной дороге перекрестка, а точнее, подъезд к нему по главной дороге наделяет вас юридическим преимуществом по отношению к другим ТС, кто подъехал к нему по второстепенной дороге.

Рассмотренная ситуация еще раз подтверждает, что даже имея преимущество (формальный приоритет), не стоит исключать из внимания действия других участников дорожного движения.

Если вы уверены в своем преимуществе, то еще нужно убедиться в том, что вам действительно уступают дорогу, а после этого держать ситуацию под контролем и быть готовым принять контрмеры.

Выезд с второстепенной дороги на главную, точнее, подъезд к перекрестку по второстепенной дороге, обязывает соблюсти приоритет по отношению к ТС, едущим по главной дороге.

Поскольку ПДД однозначно требуют уступить дорогу ТС, имеющим преимущество проезда на данном участке, значит, есть смысл лишний раз убедиться в том, что выезд на главную дорогу будет безопасен.

См. статью Выезжая на главную, будь осторожен.

На этой ноте разбор дорожной ситуации можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией. Мы с вами можем ее обсудить.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

В продолжение темы «проезд по главной дороге», а также «выезд с второстепенной дороги на главную», и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге, предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Если светофор на перекрестке не работает;
Правила проезда нерегулируемых перекрестков;
Что такое ДТП и как его избежать;
Как избежать ДТП.

Соблюдайте Правила дорожного движения и будьте внимательны за рулем!

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.