Почему важно соблюдать дистанцию


2 комментария

Здравствуйте, уважаемый читатель.

В статье речь пойдет о том, как соблюдать дистанцию в дорожном потоке машин.

Рассмотрим, что означает соблюдать дистанцию до едущего впереди автомобиля в транспортном потоке, какую целесообразно держать дистанцию в цифрах, и для чего, так сказать, вообще, важно соблюдать дистанцию.

А также рассмотрим некоторые негативные последствия, возникающие в процессе движения, если пренебречь этой нормой.

Поехали.

1. Что такое дистанция в ПДД
2. Как держать дистанцию
3. Опасность движения на короткой дистанции

Что такое дистанция в ПДД

Общее понятие «дистанция» — это расстояние между двумя объектами, взятое по направлению.

Если объекты движутся навстречу друг другу, или один объект стоит на месте, а второй к нему приближается, то это означает, что дистанция между ними сокращается.

Поскольку, на дороге в роли объектов выступают участники дорожного движения, и эти участники подчиняются определенному порядку, принято говорить, что они движутся на некоторой дистанции, соблюдая, при этом, боковой интервал.

Из всех участников дорожного движения, в число которых входят и транспортные средства, и пассажиры, и пешеходы, в данном вопросе (о соблюдении дистанции) нас интересуют только транспортные средства.

Дистанция может быть встречная (когда ТС движутся навстречу друг другу) и попутная (когда ТС следуют друг за другом). Расстояние между бортами машин (транспортных средств) носит название боковой интервал.

 

ПДД не дают официальное определение термину «дистанция», соответственно, в Правилах не указано ее значение в цифрах.

Тем не менее, транспортные средства движутся, расстояния между ними постоянно изменяются, и возникает вопрос:

какая должна быть дистанция между транспортными средствами, чтобы движение осуществлялось в соответствии с ПДД, т.е. не создавая помех друг другу?

Поскольку движение у нас правостороннее, Правила разделяют попутное и встречное движение, то в рамках ПДД встречной дистанцией можно пренебречь.

О дистанции в ПДД есть смысл рассуждать только в тех случаях, когда два или несколько автомобилей следуют попутно друг за другом в пределах одной полосы движения.

В пункте 9.10 ПДД есть следующие строки:

«Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, ...».

Таким образом, дистанция до едущего впереди автомобиля в ПДД — это расстояние удаления того, «переднего», автомобиля от вашего. То есть, это расстояние, на котором «передний» автомобиль, движущийся попутно, удален от вашего по линии полосы проезжей части.

Расстояние между авто

Как держать дистанцию

Прежде чем ответить на вопрос, как держать дистанцию, есть смысл сначала понять, для чего необходимо соблюдать дистанцию до «переднего» автомобиля, и какой величины должна быть эта дистанция.

Ответ на первый вопрос простой: дистанцию необходимо держать для того, чтобы не столкнуться с автомобилем, который едет впереди.

 

Другими словами, в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, этой дистанции (с учетом скорости движения) должно хватить для безопасной остановки до «переднего» автомобиля или для его безопасного объезда.

Какой величины должна быть дистанция? Поскольку дистанция представляется в виде некоторого расстояния, то ее величина измеряется мерой длины (например, в метрах).

В процессе движения, когда дорога «бежит» перед глазами, это расстояние (метры) до едущего впереди автомобиля приходится определять на «глазок», что не всегда удобно.

Глазомер у всех людей разный, и справедливо возникают другие вопросы. Безопасная дистанция — это сколько метров? И с какой скоростью должен ехать автомобиль, чтобы выдержать безопасную дистанцию?

В случае с «метрами», на эти вопросы ответить проблематично. Но выход есть. Дистанцию целесообразно измерять не в метрах, а в секундах, т.е. временем.

За одну единицу времени автомобиль, движущийся с определенной скоростью, проезжает некоторое расстояние.

За одинаковый промежуток времени, увеличивая или уменьшая скорость, автомобиль проедет, соответственно, большее или меньшее расстояние.

Предположим, два автомобиля, под номером 1 и 2 движутся со скоростью 60 км/час на дистанции 5 секунд. 1-й автомобиль — впереди, 2-й, соответственно, позади первого.

Дистанция в 5 секунд означает, что с момента начала отсчета, через 5 секунд, 2-й автомобиль окажется в месте, где до этого находился 1-й авто.

Если оба автомобиля одновременно увеличат скорость до 100 км/час, и продолжат движение с этой скоростью, то дистанция между ними останется такой же, что и была до увеличения скорости, т.е. 5 секунд.

На еще более высокой скорости оба автомобиля проедут еще большее расстояние (при неизменной дистанции).

Теперь, как определить дистанцию в секундах до едущего впереди автомобиля?

Для этого нужно приметить на дороге какой нибудь ориентир (например, штрих прерывистой разметки, дорожный знак и пр.).

Как только «передний» авто поравняется с ориентиром, либо проедет штрих разметки, нужно начать отсчет, равный секундам: и раз, и два, и три, и четыре. И считать до тех пор, пока вы не достигнете примеченного вами ориентира.

Поравнявшись с ориентиром, запомните, сколько получилось насчитать секунд. Получившееся число и будет вашей дистанцией до едущего впереди автомобиля, измеренной в секундах на данной скорости.

Безопасной дистанцией на твердом сухом покрытии дороги (сухой асфальт) считается дистанция в 2-3 секунды. На влажном или скользком дорожном покрытии дистанцию целесообразно увеличивать до 4-6 секунд.

По меткам

Опытным путем установлено, что за это время водитель успевает сориентироваться, и принять меры для безопасной остановки или маневра. Это, так сказать, средние цифры, расчет был сделан на среднестатистического водителя.

С учетом того, что на высокой скорости нагрузка на восприятие дорожной обстановки увеличивается, то, соответственно, увеличивается время реакции, это доказанный факт.

Тогда, по этой причине, с увеличением скорости целесообразно увеличивать дистанцию.

На небольшой скорости (например, во время движения в вялотекущей пробке) дистанцию допускается сокращать.

Есть смысл держаться на таком расстоянии, чтобы оставалась возможность объехать «передний» автомобиль без отъезда назад, если тот по какой-то причине остановится, и не сможет продолжить движение (например, ДТП).

О том, как поддерживать дистанцию на непредвиденных остановках с возможностью объезда описано в статье Движение в потоке.

Опасность движения на короткой дистанции

Когда вы движетесь на оптимальной дистанции, у вас есть возможность смотреть на дорогу далеко вперед — она вам видна.

В таком случае у вас даже остается безопасная возможность «гулять» по своей полосе, т.е. можно сместить автомобиль на полметра вправо или влево, и таким образом разглядеть дорогу впереди по движению.

На короткой дистанции вы лишаете себя такой возможности, потому что корпус едущего впереди автомобиля будет закрывать обзор дороги.

А, ведь, впереди может ехать крупногабаритный автомобиль, и на большой скорости все события происходят очень быстро. Какие могут быть последствия? Ответ — любые.

Например, когда «передний» автомобиль кого-то объезжает (предположим, стоящий посередине полосы автомобиль), то есть большая вероятность не успеть его объехать самому, т.к. на короткой дистанции попросту не хватит времени для маневра.

Такой вариант рассмотрен на примере дорожной ситуации в статье Еще раз о дистанции. Очень хороший пример.

Впереди автомобиль

Возможно другое развитие событий в тех же обстоятельствах: вам не хватит места для объезда, потому что соседняя полоса в этот момент будет занята другим автомобилем, а тормозить будет уже поздно.

Такие варианты, также на примере дорожных ситуаций, рассмотрены в статьях Препятствие на второй полосе и Неожиданный «сюрприз» на второй полосе.

Водитель «переднего» автомобиля может по разным причинам резко затормозить. Если дистанция до него короткая, то есть вероятность самому не успеть затормозить, и врезаться сзади.

В таких ДТП виновным признают того водителя, который ехал сзади — нарушение вышеупомянутого пункта 9.10 ПДД.

В статье Не ожидал, что автомобиль остановится есть пример столкновения, но несмотря на то, что его причина не дистанция, данный пример очень подходит для понимания того, как обычно все происходит. Рекомендую.

Еще одно неудобство движения на короткой дистанции заключается в пред.намерении совершить обгон едущего впереди транспортного средства.

Обгон — это маневр, связанный с выездом на встречную полосу. Его эффективность заключается в том, чтобы как можно меньше времени находиться на встречной полосе.

Для этого непосредственно перед началом обгона целесообразно начать разгон еще на своей половине проезжей части, а сделать это можно только в случае, если вы движетесь на достаточной для разгона дистанции.

Таким образом, если ваша дистанция короткая, вы не сможете совершить необходимый разгон для того, чтобы обгон прошел быстро и безопасно. Обгон, в конце концов, произойдет, но ведь, ситуация на дороге меняется очень быстро.

В публикации О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, на котором известный инструктор разъясняет суть этого вопроса, и показывает его выполнение на собственном примере.

И как дополнение к теме обгона рекомендую статью Правила обгона и ошибки при его выполнении.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».

Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.

В продолжение темы «что такое дистанция в ПДД», как держать дистанцию и как обеспечить собственную безопасность движения по дорогам предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Управление автомобилем. Часть 6. Замедление и остановка;
Правила обгона и ошибки при его выполнении;
Маневрирование в дорожном потоке;
Что такое безопасный маневр;
Причины возникновения ДТП;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Безопасность

Самые читаемые разделы сайта

 

2 комментария

  1. Ольга

    14.02.2025 09:26

    Здравствуйте, на дороге такая ситуация: 7 утра, трасса не доезжая города, покрытие дороги — скользкий асфальт т.е. машины не могут по-хорошему тормозить. Стоит знак 70 желтого цвета.

    Еду спокойно, соблюдая приличную дистанцию, что между машинами поместится ещё одна машина и будет немного ещё расстояния. На обочине стоят люди, где пешеходка, на пешеходный переход не ступали.

    Впереди меня ехавшая машина начинает резкий поворот перед пешеходным переходом, при этом поворотник включила когда уже повернула. Я вижу машину, стоящую перед собой, уже получается дистанция маленькая.

    Я начинаю торможение, пытаюсь вывернуть руль, чтобы уйти в обочину, машина не слушается и врезается в переднюю, которая почему-то остановилась если пешеходы стояли на обочине и беседовали в тот момент, а после ДТП стали переходить дорогу.

    Изначально я видела мельком эту машину, она сначала ехала на расстоянии от спереди ехавшей меня машины, далее мне её уже не было видно. Пешеходов тоже видела издалека что стоят беседуют.

    Так как была у всех дистанция, пешеходы стояли на обочине и не собирались идти.

    Самую первую машину я уже не видела и по сути она должна была уже проехать пешеходку, а тут сюрприз: Впереди меня машина резко выруливает перед пешеходкой налево, почти на встречку, и спереди меня стоит машина, ждет когда люди наболтаются на обочине.

    Машина не может затормозить из-за замерзшего асфальта, и врезается в заднюю часть машины, и только потом пешеходы наступили на пешеходку и пошли.

    Моя машина — передняя часть в хлам. В кого врезалась — слегка пострадал задний бампер, ей страховка оплатит. Которая ехала машина впереди меня — ей вообще ничего, уехала, (кстати номера у нее не отображались (как будто было подстроено).

    Пешеходы меня обматерили обозвали ненормальной. Мне же ещё + 2 штрафа, и машину самой делать. У меня есть видео регистратор где всё видно хорошо что происходило на дороге, но ГАИ посмеялись сказали «че пешеходы что ли теперь виноваты?» Причем, я упорно настояла на просмотре.

    Рассудите пожалуйста, и подскажите что делать? Есть ли вина дорстроя? и той машины которая ждала, когда пешеходы наболтаются, хотя могла ехать, и не создавать ДТП.

    Могу ли я получить страховку либо какую-то выплату от дорстроя за невыполнение своих обязательств на ремонт машины? (пешеходный переход, получается, сразу за нерегулируемым перекрестком).

  2. Сергей Д.

    14.02.2025 15:08

    Здравствуйте Ольга.

    Сначала отвечу на вопросы, и постараюсь обратить ваше внимание на степень вины участников этой дорожной ситуации в том, что произошло.

    1. Пешеходы не виноваты. Почему они не шли через дорогу? — вероятно у них были на то причины.

    2. Водитель, остановившийся перед пешеходным переходом не виноват. Он поступил в соответствии с требованием пункта 14.1 ПДД. Возможно, ему показалось, что кто-то из пешеходов двинулся в направлении перехода.

    Знаете, так бывает, когда видишь, что кто-то переминается у зебры, и сразу не поймешь, он идет или не идет. Лучше подстраховаться и остановиться: на дороге скользко, вдруг подскользнется — будет хуже.

    3. Водитель, ехавший впереди вас (который выполнил объезд) не выполнил требование пункта 14.2 ПДД (снизить скорость или остановиться), но по отношению к вашему ДТП он не виноват.

    Он сумел вырулить, и ему повезло в том, что на переходе в это время не было пешеходов.

    4. Дорстрой не виноват в том, что время года — зима, и на дороге было скользко. Они обязаны обеспечить функционал дорожной инфраструктуры, но это никак не связано с ПДД.

    С целью уменьшить травматизм и аварийность тротуары и проезжую часть посыпают песком или еще чем-то. Они лишь могут это сделать, но не обязаны. В вашем случае суд с ними это потеря времени и денег.

    А, вот, водитель обязан соблюдать скорость с учетом дорожных, метео и других условий (пункт 10.1 ПДД), и дистанцию, которая позволит избежать столкновения (пункт 9.10 ПДД).

    Всю эту ситуацию, которую вы изложили, можно назвать одним словом — обстоятельства. Вы едете, и вокруг вас обстоятельства. Они или влияют на ваше движение, или никак не влияют.

    Вы эти обстоятельства либо видите и учитываете их в процессе движения, либо не замечаете их, и тогда — как повезет. В вашем случае вам не повезло.

    Что делать теперь? — ремонтировать автомобиль, и на будущее быть внимательней.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.