Нерегулируемый перекресток и регулируемый пешеходный переход


22 комментария

О том, как проехать через пешеходный переход, достаточно подробно изложено в статьях Проезд пешеходных переходов на перекрестках и Пешеходные переходы вне перекрестков.

Но необходимо учесть, что перекрестки могут быть самой разной конфигурации, к тому же, наличие или отсутствие на перекрестках дорожной атрибутики, может ввести в заблуждение даже опытного водителя.

Можно встретить перекресток, на котором организация проезда обустроена так, что с первого раза и не поймешь, как его проехать, не нарушив Правила.

Речь пойдет о нерегулируемых перекрестках (чаще всего Т- образных), на одной из дорог которого имеются регулируемые пешеходные переходы.

Перед вами предстает неоднозначная «картина». Подъезжая к перекрестку со стороны светофора, вы видите светофорный объект, полагая, что перед вами регулируемый перекресток.

О том, как проехать через светофор, вопросов не возникает. «Красный» — стой, «зеленый» — можно ехать.

А подъехав к этому же перекрестку со стороны боковой дороги, вы вместо светофора видите дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу».

Уступив дорогу тем, кто едет по главной дороге, и по всем правилам заехав на перекресток, на выезде с этого перекрестка вы «упираетесь» в светофор, на котором, как всегда, не вовремя, загорается красный сигнал.

Как поступить в этот момент: остановиться или ехать дальше? Будет ли в этом случае считаться нарушением выезд с перекрестка на красный сигнал светофора?

Нерегулируемый перекресток с регулируемым пешеходным переходом

Во многих спорных случаях самым точным ответом всегда считался ответ представителя ГИБДД по данному конкретному случаю.

Но все дело в том, что случаи могут быть похожи, но происходят они в разных дорожных ситуациях. Причем, они происходят на внешне похожих перекрестках, но с разной организацией проезда на них.

Вот и получается, что в одном случае действие разрешено, а в другом случае оно попадает под запрет.

Ниже рассмотрим несколько ситуаций и попробуем разобраться, как правильно проезжать через регулируемые пешеходные переходы на нерегулируемом перекрестке.

Возьмем случай, упомянутый ранее в комментариях к статье Проезд регулируемых перекрестков.

Перед вами Т-образный перекресток (рисунок ниже), на одной из дорог которого организованы регулируемые пешеходные переходы. Транспортный светофор регулирует поток машин, а для пешеходов установлен пешеходный светофор.

Остановка перед стоп-линией

Рассмотрим сначала проезд такого перекрестка по главной дороге, т.е. под светофор (условно – перекладина буквы Т). Что видит водитель, когда он подъезжает к этому перекрестку по главной дороге?

В первую очередь, он видит светофор, на котором, предположим, горит красный сигнал, и знак 5.19.1 «Пешеходный переход». Каковы будут его действия?

Ответ: водитель, согласно пункту 6.13 ПДД, должен остановиться перед стоп-линией, если таковая имеется, или перед светофором. Для пешеходов в этот момент горит зеленый сигнал, и они могут переходить дорогу.

В этой ситуации дорожная обстановка водителю понятна.

 

Идем далее. Предположим, что водитель по этой дороге заехал на перекресток на свой зеленый сигнал или на свой мигающий зеленый, и когда приблизился ко второму светофору, на втором уже загорелся красный.

Как ему поступить в этом случае – завершить проезд перекрестка, или остановиться перед светофором?

Ответ на этот вопрос дает пункт 13.7 ПДД. Если перед светофором есть стоп-линия (знак 6.16 «Стоп»), то остановка обязательна! Если Стоп-линии нет, то можно завершить проезд перекрестка, уступив дорогу пешеходам.

Стоп-линия у светофора

Но имейте в виду, что для пешеходов в этот момент горит зеленый, разрешающий сигнал, и они имеют полное право на движение через переход.

Если вы попытаетесь «протиснуться» через пешеходов, а какой-то пешеход, например, захочет сыграть на этом, и вдруг бросится к вам под колеса, то виновны будете вы.

Поэтому, если вы не уверены в том, что проезд в данном случае не будет противоречить ПДД, остановитесь на красный сигнал перед переходом, и дождитесь своего зеленого.

Точно так следует поступить, если вам предстоит проехать через такой перекресток (повернуть) с боковой дороги, т.е. из-под знака 2.4 «Уступите дорогу».

Светофор перед перекрестком отсутствует, и когда движение на прямой дороге интенсивное, то заехать на перекресток для поворота направо или налево удается лишь тогда, когда на боковых светофорах «загорится» красный сигнал.

После того, как на главной дороге включится «красный», поток машин останавливается, и появляется возможность въехать на перекресток с второстепенной дороги. Пешеходы, если таковые есть, начинают переходить проезжую часть на свой, разрешающий, сигнал.

Заехав на перекресток (или для поворота направо, или налево, не имеет значения), водитель опять-таки, «упирается» в «свой» красный сигнал светофора на выезде с перекрестка.

На въезде никакого светофора не было, т.е. по факту, перекресток является нерегулируемым, а выезд с него, оказывается, уже регулируется светофором.

Как поступить в этом случае: ехать дальше или остановиться и ждать зеленого сигнала?

Давайте посмотрим на эту ситуацию с двух сторон: согласно ПДД и с точки зрения безопасности движения.

В соответствии с пунктом 13.7 ПДД, водитель «… должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка…».

Но в отличие от первого случая (проезд по прямой дороге под светофор), здесь происходит въезд именно на нерегулируемый перекресток, а в пункте 13.7 об этом ничего не сказано.

В общем, разобраться в подобных тонкостях под силу лишь юристам, но ведь, далеко не всякий водитель — юрист. Поэтому, давайте смотреть на ситуацию глазами обычного водителя.

Ниже есть две картинки одного и того же перекрестка с небольшим различием.

Перекресток со Стоп-линией и без нее

Идеальной подсказкой в этом случае было бы наличие Стоп-линии (знак 6.16 «Стоп») перед светофорами.

Если перед светофором есть Стоп-линия, то остановка строго обязательна! и ни у кого не возникало бы вопросов в плане «нужно или не нужно останавливаться».

Но часто оказывается так, что таблички «Стоп» у светофоров отсутствуют, и здесь кроется «подвох».

 

Светофор регулирует пешеходный переход, а пешеход может появиться на переходе в любой момент. Увидев свой, разрешающий сигнал светофора, пешеход может броситься через дорогу, т.е. побежать. Детям это свойственно.

Если путь поворачивающей машины и пешехода в этот момент пересечется, и они столкнутся, то виновен будет водитель, со всеми вытекающими последствиями.

Поэтому, после поворота на перекрестке из-под знака 2.4 «Уступите дорогу», необходимо в любом случае, независимо от наличия стоп-линии, остановиться у светофора и ждать, пока «загорится» зеленый сигнал.

Остановиться и ждать разрешающий сигнал, независимо от того, есть пешеходы на переходе, или их нет. Когда включится зеленый сигнал, то можно двигаться дальше.

Возьмем  еще один перекресток, не столь большой, как рассмотренный выше, но ситуация почти такая же: выезд с второстепенной дороги из-под знака 2.4 «Уступите дорогу» упирается в светофор, который регулирует и транспортный поток, и движение пешеходов.

Этот перекресток взят из дорожной сети города Комсомольск-на-Амуре.

нужно остановиться на красный сигнал

Проезжать его нужно также, как было рассмотрено выше: повернули направо с второстепенной дороги – остановились перед переходом на «красный» – дождались зеленого сигнала – продолжили движение.

Теперь представим, что светофоры на рассматриваемых перекрестках выключились, т.е. они не работают вообще или работают в режиме желтого мигающего сигнала.

В этом случае пешеходные переходы обретают статус нерегулируемых переходов, как и сам перекресток, и вы обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и нерегулируемых пешеходных переходов.

При выключенных светофорах, независимо от направления своего движения водитель обязан уступить дорогу пешеходу, переходящему дорогу.

Уступить дорогу пешеходу — это значит, не создавать ему помех, даже если для этого придется остановиться. Рекомендую статью Пешеходный переход и требование уступить дорогу пешеходам.

Правила не совершенны. В конце концов можно оказаться на подобном перекрестке в момент его реконструкции, когда один атрибут убрали, а другой еще не установили. В СМИ предупредили о переменах, но все ли их читают (смотрят)?

Есть случаи, когда водителю удается отстоять свою правоту и оспорить назначенный штраф за проезд через пешеходный переход на красный сигнал в свою пользу. Но не у всякого хватит терпения и времени разбираться в подобных вопросах.

Ведь, главное на дороге, это, все-таки, не искусство избегать штрафов, а безопасное движение. Т.е. вождение автомобиля таким образом, чтобы была возможность избежать ДТП. А ценой ДТП может быть чье-то здоровье или чья-то жизнь.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

Например, в продолжение темы предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Серия статей Уступить дорогу пешеходу;
Проезд пешеходных переходов на перекрестках;
Пешеходные переходы вне перекрестков;
Выезд с второстепенной дороги под светофор;
Стоп-линия. Нормативы установки знака и нанесения разметки.

Будьте внимательны за рулем.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

22 комментария

  1. Иван

    14.02.2017 11:38

    Добрый день! Почитал Вашу статью, есть кое какие вопросы и непонятна ситуация с проездом перекрестка.

    У меня ситуация в следующем: въезжаю на Т-образный перекресток с второстепенной дороги (передо мной знак Уступить дорогу), при повороте налево передо мной оказывается светофор и пешеходный переход. Могу ли я его проехать на красный, уступив дорогу пешеходам?

    Почитав вашу статью понял, что могу но есть сомнения (что нарушение будет проезд на красный сигнал светофора).

  2. Сергей Д.

    14.02.2017 17:49

    Здравствуйте Иван.

    Ваши сомнения не лишены оснований. Если в вашем случае не остановиться на запрещающий сигнал светофора, то такое «деяние» будет расценено как проезд на запрещающий сигнал. Остановка на запрещающий сигнал обязательна и движение разрешено, как загорится зеленый сигнал.

    Для лучшего понимания ситуации возьмем для сравнения несколько другой случай. Допустим, вы движетесь по прямой дороге, и на вашем пути встречается регулируемый пешеходный переход, ну или просто стоит светофор. Если горит запрещающий сигнал, то он требует остановиться (пункт 6.2 ПДД), вы останавливаетесь.

    В вашем случае (въезд на перекресток с второстепенной дороги на выезде упирается в светофор) ситуация, практически, остается та же самая, только происходит в границах перекрестка и траектория движения представляет собой поворот. Вы повернули и перед вами – светофор. Ваш въезд на перекресток — это не въезд на разрешающий сигнал, вы уступили дорогу и заехали на перекресток. Пункт 13.7 ПДД здесь не работает.

    В заблуждение вводит само понятие «перекресток», поскольку проезд перекрестков осуществляется в соответствии с разделом 13 ПДД, но ваш случай в нем не оговорен. А если на этом перекрестке еще не хватает знаков, разъясняющих ситуацию, например, отсутствует знак 6.16 «Стоп-линия» рядом со светофором, тогда, на первый взгляд, проезд вообще становится непонятен.

    Но когда ситуация рассматривается не как проезд перекрестка, а как проезд регулируемого пешеходного перехода, то все становится на свои места. Т.е. уступил дорогу и заехал на перекресток, на выезде стоит светофор: красный – стой, зеленый – проезд разрешен.

    Ничего не поделаешь, таким, вот, образом устроен процесс регулирования на этом конкретном участке дороги.

  3. Вячеслав

    12.03.2017 13:30

    Все казалось бы правильно, но что делать если перекресток такой же как на второй фотографии, но пешеходный переход расположен прямо с второстепенной дорогой чуть ли не вдоль неё буквально может метр это продолжение тротуара, то-есть выехать и встать перед пешеходным нет возможности, светофор висит, стоп линии нет, споры с сотрудниками бесконечны.

  4. Сергей Д.

    13.03.2017 10:33

    Здравствуйте Вячеслав.

    В таком случае выход один – проезжать, с соблюдением приоритета, когда для пешеходов горит «красный». Другой вариант долгий: уговорить администрацию установить еще один светофор, чтобы весь перекресток стал регулируемым, а не только пешеходный переход. Это можно сделать коллективом при поддержке СМИ.

  5. Олег

    02.07.2017 09:59

    Здравствуйте! При повороте направо на зеленый сигнал светофора на четырехполосную улицу, забрали права, якобы не пропустил пешехода, который только начал движение на противоположной стороне. Помех я ему не сделал. Как в таком случае поступить?

  6. Сергей Д.

    04.07.2017 22:15

    Здравствуйте Олег.

    В РФ водительские права не изымают с 1 сентября 2013 года. Если событие произошло в РФ и вы действительно не создали помехи пешеходу, то обвинения безосновательны. Показания пешехода в «деле» есть? Обращайтесь в суд, но вам придется как-то доказывать, что вы ПДД не нарушили.

  7. Николай

    17.06.2020 12:43

    Добрый день, Сергей!

    Статья, на мой взгляд, изложена достаточно хорошо и она мне понравилась. До сегодняшнего дня не знал о существовании данного сайта. Добавлю себе в закладки.

    Меня смутила лишь одна фраза конце статьи. А именно: «...водитель обязан ОСТАНОВИТЬСЯ и пропустить пешехода, ступившего на пешеходный переход для перехода дороги.» А если проезжая часть достаточно широкая и пешеход находится от меня в 15 метрах, то зачем мне останавливаться? Я проеду дальше.

    Почему не применить термин «Уступить дорогу»? Ведь не зря же произошли изменения в 2014 году в ПДД? Или это СОВЕТ к действию водителям, чтобы не судиться с ГИБДД?

    С нерегулируемым пешеходным переходом п.14.1 мне ясно, но вот от п.14.3 у меня мозг «закипает». Я не понимаю законодателя, который изложил неоднозначную фразу «На РЕГУЛИРУЕМЫХ пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ пешеходам ЗАКОНЧИТЬ переход проезжей части(трамвайных путей) ДАННОГО направления».

    Если в эту фразу заложен только один смысл, а именно — если пешеходу загорелся красный в процессе движения, то всё понятно — даём ему возможность закончить переход на его красный, при том, что у нас горит уже зелёный.

    Но если в эту фразу законотворец заложил ещё один смысл, а именно — пока НОГА пешехода находится на ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ, то мы ДОЛЖНЫ будем тупо стоять до тех пор, пока его нога не покинет проезжую часть. Даже, если он ушёл от нас метров на 15, но нога его ещё не покинула проезжую часть.

    Комментарии от представителей ГИБДД разных регионов противоположны друг другу. Как же учить учеников в автошколах, если мнения ГИБДД противоположны друг другу???

  8. Сергей Д.

    17.06.2020 23:09

    Здравствуйте Николай.

    Вы правы, термин «уступить дорогу» более подходит, т.к. отражает требование пункта 14.1 ПДД. Справедливое замечание. Спасибо, исправил. С моей стороны это был, в т.ч. совет, чтобы избежать диалога с инспектором, поскольку, после редакции ПДД 2014 года интерес к контролю проезда ПП значительно возрос.

    Действительно, пункт 14.3 имеет двоякий смысл, именно тот, который вы изложили. К тому же, нет конкретики, что такое «проезжая часть ДАННОГО направления». Интуитивно понятно, что это то самое направление, в котором вы движетесь, которое вам дано, т.е. НЕ встречное. Но без официального толкования, рассуждение остается лишь версией, хоть и правдоподобной.

    Думаю, что разные варианты интерпретаций пункта 14.3 не должны настораживать. Каким бы образом кто-либо его не трактовал, в КоАП есть санкции только за невыполнение требования уступить пешеходам (ст.12.18). Уступить — это не создавать помех. Если создал помеху — получил санкцию.

    Таким образом, когда для водителя включился зеленый сигнал, и пешеход на переходе УЖЕ пересек путь его автомобиля, то фактически требование уступить пешеходу дорогу ЭТИМ водителем выполнено.

    Водители других соседних машин, стоящих перед стоп-линией ближе к тротуару, чей путь этот пешеход еще НЕ пересек, должны дать ему возможность закончить переход проезжей части, т.е. должны выполнить требование «уступить дорогу». Участок трамвайных путей относится к водителю трамвая.

    А, вот, за то, что водитель «не дал возможность закончить переход проезжей части», санкций в КоАП не предусмотрено. Также, не смотря на интерпретацию, пункт 14.3 не обязывает водителя ждать, пока пешеход покинет проезжую часть, т.е. не выйдет на тротуар.

    К сожалению, ПДД так составлены. Еще проблема в том, что каждый водитель вынужден доказывать свою невиновность. А для этого, как минимум, желательно иметь запись видеорегистратора.

  9. Алексей

    19.06.2020 18:01

    Просьба разъяснить порядок проезда регулируемого перехода не связанного с выездом с прилегающих перекрёстков. В городе Н несколько нерегулируемых переходов оборудованы светофорами с кнопками «по требованию» без стоп-линий.

    Должны ли водители дожидаться разрешающего сигнала при полном отсутствии пешеходов?

  10. Сергей Д.

    19.06.2020 19:12

    Здравствуйте Алексей.

    Да, необходимо дождаться разрешающего сигнала светофора, даже в том случае, если проезд свободен (пешеходы отсутствуют). Красный сигнал запрещает движение (пункт 6.2).

  11. Юрий

    23.06.2020 16:25

    Прочитав статью, я не понял. Если я выезжаю на главную дорогу, из под знака «Уступи дорогу» и поворачиваю налево, упираюсь в светофор регулируемого пешеходного перехода, останавливаюсь на красный свет светофора. В это время загорается зеленый свет светофора.

    Вопрос: Водители, двигаясь по главной дороге с правой стороны, должны дать мне завершить маневр или я должен уступить им дорогу? Учитывая, что я выехал со второстепенной дороги, и уже перегородил проезд другим участникам движения, двигающихся по главной дороге с левой стороны.

  12. Сергей Д.

    23.06.2020 19:44

    Здравствуйте Юрий.

    Ваш автомобиль после поворота налево остановится на «своей», правой половине перекрестка, поэтому вы не сможете перегородить проезд едущим с левой стороны.

    Вероятно, вас интересует требование пункта 13.8: «при включении разрешающего сигнала св. водитель обязан уступить дорогу ТС, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления».

    Поскольку ваш автомобиль уже находится на этом перекрестке, стартующие на зеленый обязаны «выпустить» пешеходов с перекрестка (точнее — с пешеходного перехода), и дать вам возможность выехать с перекрестка. Они, ведь, не смогут проехать сквозь ваш автомобиль. Но ваш авто им не помешает.

    Когда включится разрешающий сигнал светофора для ТС, то он будет разрешающий в т.ч. и для вас. Вы начнете движение практически одновременно с машинами, которые стартуют от светофора, расположенного до перекрестка.

  13. Николай

    26.06.2020 10:41

    Сергей, спасибо за очень толковый комментарий по пункту 14.3!!!

  14. Ирина

    05.03.2021 16:22

    Здравствуйте! Т-образный перекресток. Въезжаю с второстепенной направо, передо мной знак уступи дорогу, светофора нет. Так же впереди меня еще один автомобиль.

    Поворачиваем с ним направо и упираемся в красный светофор, для пешеходов горит зеленый (светофор оборудован кнопкой «по требованию»). Останавливаемся. Стоп-линии нет. Сразу за пешеходным переходом сотрудники ГИБДД.

    Пешеходы все прошли, машина которая находится впереди меня стоит и ждёт зеленый. Тогда сотрудник ГИБДД жезлом начинает показывать ему, чтобы тот проезжал. Водитель все же дождался зелёного и поехал. Был остановлен.

    Как все-таки правильно проезжать такой перекресток? Дожидаться зелёного или пропустить пешеходов и на красный проезжать?

  15. Сергей Д.

    05.03.2021 18:07

    Здравствуйте Ирина.

    В этой ситуации сотрудник выполнял функцию регулировщика. Водитель был остановлен за невыполнение его требования. Полагаю, что ему напомнили о существовании пункта 6.15.

    Пункт 6.15 ПДД обязывает водителей и пешеходов выполнять распоряжения регулировщика даже в том случае, если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.

    Если бы сотрудник просто стоял, и не подавал никаких сигналов, тогда следовало бы действовать как обычно: дождаться разрешающего сигнала светофора.

  16. Ирина

    06.03.2021 12:09

    Спасибо за ответ. Я поняла чего я не учла. Смотрите, на этом перекрестке, светофоры расположены так: при въезде на нерегулируемый Т-образный перекресток с второстепенной дороги, и поворачивая направо, передо мной с моей стороны, светофора нет (есть только справа от меня), и за мной вместе со стоп-линией. Поэтому, в данном случае нужно пропустить пешеходов, и не дожидаясь зелёного, выехать с перекрёстка.

  17. Сергей Д.

    06.03.2021 19:35

    Здравствуйте Ирина.

    Нужно всегда смотреть как установлены светофоры, и что они регулируют: либо проезд перекрестка (вместе с переходами), либо проезд пешеходного перехода. Порядок проезда может отличаться.

    То, что вы написали во второй раз, возможно в случае, когда выезд из-под знака «Уступите дорогу» расположен как бы «между» светофорами, и повернув, вы упираетесь в пешеходный переход, а светофор установлен ЗА переходом.

    Если же, повернув, вы упираетесь в светофор, за которым расположен пешеходный переход (т.е. данный светофор регулирует переход), тогда следует дождаться разрешающего сигнала.

    Возможно, немного не по теме, еще будет интересно ознакомиться с материалом статьи Выезд с прилегающей территории на перекресток.

  18. Ирина

    07.03.2021 10:02

    Спасибо, в вашем ответе 1 вариант моя ситуация. Выезд с прилегающей находится между светофорами.

  19. Даниил

    11.01.2022 09:46

    Здравствуйте, такой вопрос, много раз с инструктором катался по городу и до сих пор не могу понять, как отличить регулируемый пешеходный переход от регулируемого перекрестка?

    Постоянно допускаю ошибки, связанные с этими явлениями, подскажите, пожалуйста, заранее извините за глупый вопрос.

  20. Сергей Д.

    11.01.2022 19:11

    Здравствуйте Даниил.

    Есть смысл обращать внимание на то, какой дорожный объект (перекресток или пеш.переход) регулирует светофор, находящийся перед вами.

    Если перед вами перекресток, то светофоры располагаются на всех сторонах оного, обычно их видно. Перекресток вы ни с чем не перепутаете. Основное отличие перекрестка от других пересечений — наличие знаков приоритета.

    Иногда бывает удобнее ориентироваться по дублирующему светофору, который располагается на противоположном углу перекрестка слева (светофор с обратной стороны вашей «встречки»).

    На дороге с двухсторонним движением транспортные светофоры, регулирующие только пеш.переход будут установлены с обеих сторон перехода; на одностороннем движении — только с вашей (водительской) стороны.

    Светофор всегда что-то регулирует. Просто выполняйте требования его сигналов.

    Исключением является только один случай: выезд с перекрестка на «красный», если вы на него заехали на разрешающий сигнал (пункт 13.7 ПДД).

    Регулируемые пешеходные переходы, в т.ч. расположенные по краям перекрестка, имеют свои пешеходные светофоры. Обычно они работают «в унисон» с транспортными.

    Но нередко их работу настраивают с задержкой, чтобы часть ТС успела проехать, это особенность конкретного участка.

    Например, поворачиваете на свой «зеленый», и подъезжаете к пеш.переходу, а в это время для пешеходов горит «красный».

    Часть авто проехала, после у пешеходов включается «зеленый» и они потопали через переход. Кто не успел проехать — останавливаются и пропускают пешеходов.

    Поэтому есть смысл также обращать внимание и на цвет огней пешеходных светофоров.

    Понаблюдайте за светофорами, когда ездите, когда ходите, обращайте внимание на смену сигналов, на то, что они регулируют и как долго горит «зеленый», есть ли знаки 6.16 «Стоп-линия», и перестанете допускать ошибки.

  21. Даниил

    11.01.2022 19:20

    Спасибо вам большое за ответ, Сергей!

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.