Нерегулируемый перекресток и регулируемый пешеходный переход


14 комментариев

О том, как проехать через пешеходный переход, ранее уже обсуждалось в статьях Проезд пешеходных переходов на перекрестках и Пешеходные переходы вне перекрестков. Материал в них изложен достаточно подробно. Но, тем не менее, перекрестки могут быть самой разной конфигурации, и наличие или отсутствие на них дорожных атрибутов, могут, порой ввести в заблуждение даже опытного водителя.

Очень редко, но все же встречаются Т- образные перекрестки, где организация проезда обустроена так, что с первого раза и не поймешь, как его проехать, не нарушив Правила. Речь пойдет о нерегулируемых Т- образных перекрестках, на одной из дорог которых имеются регулируемые пешеходные переходы.

Перед водителем предстает неоднозначная картина. Подъезжая к перекрестку со стороны светофора, он видит регулируемый перекресток. И о том, как его проехать, вопросов не возникает. А подъехав к этому же перекрестку со стороны боковой дороги, водитель вместо светофора видит дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу».

Уступив дорогу тем, кто едет по главной дороге, и по всем правилам заехав на перекресток, на выезде с этого перекрестка водитель «упирается» в светофор, на котором, как всегда, не вовремя, загорается красный сигнал. Как поступить в этот момент: остановиться или ехать дальше? Будет ли считаться нарушением выезд с перекрестка на красный сигнал светофора в этом случае?

Нерегулируемый перекресток с регулируемым пешеходным переходом

Во многих спорных случаях самым точным ответом всегда считался ответ представителя ГИБДД  по данному конкретному случаю. Но все дело в том, что случаи могут быть похожи, но происходят они в разных дорожных ситуациях. Причем, они происходят на внешне похожих перекрестках, но с разной организацией проезда на них. Вот и получается, что в одном случае действие разрешено, а в другом случае оно попадает под запрет.

Ниже рассмотрим несколько ситуаций и попробуем разобраться, как правильно проезжать через регулируемые пешеходные переходы на нерегулируемом перекрестке.

Возьмем случай, упомянутый ранее в комментариях к статье Проезд регулируемых перекрестков. Перед вами Т-образный перекресток, на одной из дорог которого организованы регулируемые пешеходные переходы. Транспортный светофор регулирует поток машин, а для пешеходов установлен пешеходный светофор.

Остановка перед стоп-линией

Рассмотрим сначала проезд такого перекрестка по главной дороге, т.е. под светофор (условно – перекладина буквы Т). Что видит водитель, когда он подъезжает к этому перекрестку по главной дороге?

В первую очередь, он видит светофор, на котором, предположим, горит красный сигнал, и знак 5.19.1 «Пешеходный переход». Каковы будут его действия? Ответ: водитель, согласно пункту 6.13 ПДД, должен остановиться перед стоп-линией, если таковая имеется, или на линии светофора. Для пешеходов в этот момент горит зеленый сигнал, и они могут переходить дорогу. В этой ситуации дорожная обстановка водителю понятна.

 

Идем далее. Предположим, что водитель по этой дороге заехал на перекресток на свой зеленый сигнал или на свой мигающий зеленый, и когда приблизился ко второму светофору, на втором уже загорелся красный. Как ему поступить в этом случае – завершить проезд перекрестка, или остановиться у светофора?

Ответ на этот вопрос дает пункт 13.7 ПДД. Если перед светофором есть стоп-линия (знак 6.16 «Стоп»), то остановка обязательна! Если Стоп-линии нет, то можно завершить проезд перекрестка, уступив дорогу пешеходам.

Стоп-линия у светофора

Но имейте в виду, что для пешеходов в этот момент горит зеленый, разрешающий сигнал, и они имеют полное право на движение через переход. Если вы попытаетесь «протиснуться» через пешеходов, а какой-то пешеход, например, захочет сыграть на этом, и вдруг бросится к вам под колеса, то виновны будете вы.

Поэтому, если вы не уверены, что проезд в данном случае не будет противоречить ПДД, остановитесь на красный сигнал перед переходом, и дождитесь своего зеленого.

Точно так нужно поступать, если вам предстоит проехать через такой перекресток с боковой дороги, т.е. из-под знака 2.4 «Уступите дорогу». Светофора перед перекрестком нет, и когда движение на прямой дороге интенсивное, то заехать на перекресток для поворота направо или налево удается лишь тогда, когда на боковых светофорах загорится красный сигнал – на главной дороге поток машин останавливается и появляется возможность въехать на перекресток с второстепенной. Пешеходы, если таковые есть, начинают переходить дорогу на свой, разрешающий, сигнал.

Заехав на перекресток (или для поворота направо, или налево, не имеет значения), водитель опять-таки, «упирается» в «свой» красный сигнал светофора на выезде с перекрестка. На въезде никакого светофора не было, т.е. по факту, перекресток является нерегулируемым, а выезд с него, оказывается, уже регулируется светофором. Как поступить в этом случае: ехать дальше или остановиться и ждать зеленого сигнала?

Давайте посмотрим на эту ситуацию с двух сторон: согласно ПДД и с точки зрения безопасности движения.

Согласно п.13.7 ПДД, водитель «… должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка…». Но в отличие от первого случая (проезд по прямой дороге под светофор), здесь происходит въезд именно на нерегулируемый перекресток, а в пункте 13.7 об этом ничего не сказано. В общем, разобраться в подобных тонкостях под силу лишь юристам, но ведь, далеко не всякий водитель – юрист. Поэтому, давайте смотреть на ситуацию глазами обычного водителя.

Перекресток со Стоп-линией и без нее

Идеальной подсказкой в этом случае было бы наличие Стоп-линии (знак 6.16 «Стоп») у светофоров. Если перед светофором есть Стоп-линия, то остановка строго обязательна! и ни у кого не возникало бы вопросов в плане «нужно или не нужно останавливаться». Но часто оказывается так, что таблички «Стоп» у светофоров отсутствуют, и здесь кроется «подвох».

 

Можно долго рассуждать и спорить о том, как правильно поступить в этом случае, ехать дальше, пропустив пешеходов, или остановиться и ждать зеленый сигнал, но наша задача не уличить водителя в нарушении, а проехать перекресток так, чтобы избежать ДТП и разногласий с инспектором.

Светофор регулирует пешеходный переход, а пешеход может появиться на переходе в любой момент, и, увидев свой, разрешающий сигнал светофора, он может броситься через дорогу, надеясь быстро пересечь проезжую часть. Если путь поворачивающей машины и пешехода в этот момент пересечется, то виновен будет водитель, со всеми вытекающими последствиями.

К тому же, светофор — есть светофор, он не зря там установлен. После поворота из-под знака 2.4 «Уступите дорогу» нужно в любом случае, независимо от наличия Стоп-линии, остановиться у светофора и ждать, пока загорится зеленый сигнал. Ждать, независимо от того, есть пешеходы, или их нет. Загорелся зеленый сигнал – поехали дальше.

Возьмем  еще один перекресток, не столь большой, как рассмотренный выше, но ситуация почти такая же: выезд с второстепенной дороги из-под знака 2.4 «Уступите дорогу» упирается в светофор, который регулирует и транспортный поток, и движение пешеходов. Этот перекресток взят из дорожной сети города Комсомольск-на-Амуре.

нужно остановиться на красный сигнал

Проезжать его нужно также, как было рассмотрено выше: повернул направо с второстепенной дороги – остановился перед переходом на красный – дождался зеленого сигнала – продолжил движение. И ни у кого не возникнет вопросов: ни у вас к пешеходам, ни у инспектора к вам.

Теперь представим, что светофоры на рассматриваемых перекрестках выключились, т.е. они не работают вообще или работают в режиме желтого мигающего сигнала. В этом случае пешеходные переходы обретают статус нерегулируемых переходов, как и сам перекресток, и водитель обязан руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и нерегулируемых пешеходных переходов.

При выключенных светофорах, независимо от направления своего движения водитель обязан уступить дорогу пешеходу, переходящему дорогу. Уступить дорогу пешеходу — это значит, не создавать ему помех, даже если для этого придется остановиться. Рекомендую статью Пешеходный переход и требование уступить дорогу пешеходам.

Правила не совершенны. Есть случаи, когда водителю удается отстоять свою правоту и оспорить назначенный штраф за проезд через пешеходный переход на красный сигнал в свою пользу. Но не у всякого хватит терпения и времени разбираться в подобных вопросах. Ведь, главное на дороге, это, все-таки, не искусство избегать штрафов, а безопасное движение. Т.е. вождение автомобиля так, чтобы была возможность избежать ДТП. А ценой ДТП может быть чье-то здоровье или чья-то жизнь.

Так что, проезжая подобные пешеходные переходы, будьте очень внимательны.

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Вождение

Самые читаемые разделы сайта

 

14 комментариев

  1. Иван

    14.02.2017 11:38

    Добрый день! Почитал Вашу статью, есть кое какие вопросы и непонятна ситуация с проездом перекрестка.

    У меня ситуация в следующем: въезжаю на Т-образный перекресток с второстепенной дороги (передо мной знак Уступить дорогу), при повороте налево передо мной оказывается светофор и пешеходный переход. Могу ли я его проехать на красный, уступив дорогу пешеходам?

    Почитав вашу статью понял, что могу но есть сомнения (что нарушение будет проезд на красный сигнал светофора).

  2. Сергей Д.

    14.02.2017 17:49

    Здравствуйте Иван.

    Ваши сомнения не лишены оснований. Если в вашем случае не остановиться на запрещающий сигнал светофора, то такое «деяние» будет расценено как проезд на запрещающий сигнал. Остановка на запрещающий сигнал обязательна и движение разрешено, как загорится зеленый сигнал.

    Для лучшего понимания ситуации возьмем для сравнения несколько другой случай. Допустим, вы движетесь по прямой дороге, и на вашем пути встречается регулируемый пешеходный переход, ну или просто стоит светофор. Если горит запрещающий сигнал, то он требует остановиться (пункт 6.2 ПДД), вы останавливаетесь.

    В вашем случае (въезд на перекресток с второстепенной дороги на выезде упирается в светофор) ситуация, практически, остается та же самая, только происходит в границах перекрестка и траектория движения представляет собой поворот. Вы повернули и перед вами – светофор. Ваш въезд на перекресток — это не въезд на разрешающий сигнал, вы уступили дорогу и заехали на перекресток. Пункт 13.7 ПДД здесь не работает.

    В заблуждение вводит само понятие «перекресток», поскольку проезд перекрестков осуществляется в соответствии с разделом 13 ПДД, но ваш случай в нем не оговорен. А если на этом перекрестке еще не хватает знаков, разъясняющих ситуацию, например, отсутствует знак 6.16 «Стоп-линия» рядом со светофором, тогда, на первый взгляд, проезд вообще становится непонятен.

    Но когда ситуация рассматривается не как проезд перекрестка, а как проезд регулируемого пешеходного перехода, то все становится на свои места. Т.е. уступил дорогу и заехал на перекресток, на выезде стоит светофор: красный – стой, зеленый – проезд разрешен.

    Ничего не поделаешь, таким, вот, образом устроен процесс регулирования на этом конкретном участке дороги.

  3. Вячеслав

    12.03.2017 13:30

    Все казалось бы правильно, но что делать если перекресток такой же как на второй фотографии, но пешеходный переход расположен прямо с второстепенной дорогой чуть ли не вдоль неё буквально может метр это продолжение тротуара, то-есть выехать и встать перед пешеходным нет возможности, светофор висит, стоп линии нет, споры с сотрудниками бесконечны.

  4. Сергей Д.

    13.03.2017 10:33

    Здравствуйте Вячеслав.

    В таком случае выход один – проезжать, с соблюдением приоритета, когда для пешеходов горит «красный». Другой вариант долгий: уговорить администрацию установить еще один светофор, чтобы весь перекресток стал регулируемым, а не только пешеходный переход. Это можно сделать коллективом при поддержке СМИ.

  5. Олег

    02.07.2017 09:59

    Здравствуйте! При повороте направо на зеленый сигнал светофора на четырехполосную улицу, забрали права, якобы не пропустил пешехода, который только начал движение на противоположной стороне. Помех я ему не сделал. Как в таком случае поступить?

  6. Сергей Д.

    04.07.2017 22:15

    Здравствуйте Олег.

    В РФ водительские права не изымают с 1 сентября 2013 года. Если событие произошло в РФ и вы действительно не создали помехи пешеходу, то обвинения безосновательны. Показания пешехода в «деле» есть? Обращайтесь в суд, но вам придется как-то доказывать, что вы ПДД не нарушили.

  7. Николай

    17.06.2020 12:43

    Добрый день, Сергей!

    Статья, на мой взгляд, изложена достаточно хорошо и она мне понравилась. До сегодняшнего дня не знал о существовании данного сайта. Добавлю себе в закладки.

    Меня смутила лишь одна фраза конце статьи. А именно: «...водитель обязан ОСТАНОВИТЬСЯ и пропустить пешехода, ступившего на пешеходный переход для перехода дороги.» А если проезжая часть достаточно широкая и пешеход находится от меня в 15 метрах, то зачем мне останавливаться? Я проеду дальше.

    Почему не применить термин «Уступить дорогу»? Ведь не зря же произошли изменения в 2014 году в ПДД? Или это СОВЕТ к действию водителям, чтобы не судиться с ГИБДД?

    С нерегулируемым пешеходным переходом п.14.1 мне ясно, но вот от п.14.3 у меня мозг «закипает». Я не понимаю законодателя, который изложил неоднозначную фразу «На РЕГУЛИРУЕМЫХ пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ пешеходам ЗАКОНЧИТЬ переход проезжей части(трамвайных путей) ДАННОГО направления».

    Если в эту фразу заложен только один смысл, а именно — если пешеходу загорелся красный в процессе движения, то всё понятно — даём ему возможность закончить переход на его красный, при том, что у нас горит уже зелёный.

    Но если в эту фразу законотворец заложил ещё один смысл, а именно — пока НОГА пешехода находится на ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТИ, то мы ДОЛЖНЫ будем тупо стоять до тех пор, пока его нога не покинет проезжую часть. Даже, если он ушёл от нас метров на 15, но нога его ещё не покинула проезжую часть.

    Комментарии от представителей ГИБДД разных регионов противоположны друг другу. Как же учить учеников в автошколах, если мнения ГИБДД противоположны друг другу???

  8. Сергей Д.

    17.06.2020 23:09

    Здравствуйте Николай.

    Вы правы, термин «уступить дорогу» более подходит, т.к. отражает требование пункта 14.1 ПДД. Справедливое замечание. Спасибо, исправил. С моей стороны это был, в т.ч. совет, чтобы избежать диалога с инспектором, поскольку, после редакции ПДД 2014 года интерес к контролю проезда ПП значительно возрос.

    Действительно, пункт 14.3 имеет двоякий смысл, именно тот, который вы изложили. К тому же, нет конкретики, что такое «проезжая часть ДАННОГО направления». Интуитивно понятно, что это то самое направление, в котором вы движетесь, которое вам дано, т.е. НЕ встречное. Но без официального толкования, рассуждение остается лишь версией, хоть и правдоподобной.

    Думаю, что разные варианты интерпретаций пункта 14.3 не должны настораживать. Каким бы образом кто-либо его не трактовал, в КоАП есть санкции только за невыполнение требования уступить пешеходам (ст.12.18). Уступить — это не создавать помех. Если создал помеху — получил санкцию.

    Таким образом, когда для водителя включился зеленый сигнал, и пешеход на переходе УЖЕ пересек путь его автомобиля, то фактически требование уступить пешеходу дорогу ЭТИМ водителем выполнено.

    Водители других соседних машин, стоящих перед стоп-линией ближе к тротуару, чей путь этот пешеход еще НЕ пересек, должны дать ему возможность закончить переход проезжей части, т.е. должны выполнить требование «уступить дорогу». Участок трамвайных путей относится к водителю трамвая.

    А, вот, за то, что водитель «не дал возможность закончить переход проезжей части», санкций в КоАП не предусмотрено. Также, не смотря на интерпретацию, пункт 14.3 не обязывает водителя ждать, пока пешеход покинет проезжую часть, т.е. не выйдет на тротуар.

    К сожалению, ПДД так составлены. Еще проблема в том, что каждый водитель вынужден доказывать свою невиновность. А для этого, как минимум, желательно иметь запись видеорегистратора.

  9. Алексей

    19.06.2020 18:01

    Просьба разъяснить порядок проезда регулируемого перехода не связанного с выездом с прилегающих перекрёстков. В городе Н несколько нерегулируемых переходов оборудованы светофорами с кнопками «по требованию» без стоп-линий.

    Должны ли водители дожидаться разрешающего сигнала при полном отсутствии пешеходов?

  10. Сергей Д.

    19.06.2020 19:12

    Здравствуйте Алексей.

    Да, необходимо дождаться разрешающего сигнала светофора, даже в том случае, если проезд свободен (пешеходы отсутствуют). Красный сигнал запрещает движение (пункт 6.2).

  11. Юрий

    23.06.2020 16:25

    Прочитав статью, я не понял. Если я выезжаю на главную дорогу, из под знака «Уступи дорогу» и поворачиваю налево, упираюсь в светофор регулируемого пешеходного перехода, останавливаюсь на красный свет светофора. В это время загорается зеленый свет светофора.

    Вопрос: Водители, двигаясь по главной дороге с правой стороны, должны дать мне завершить маневр или я должен уступить им дорогу? Учитывая, что я выехал со второстепенной дороги, и уже перегородил проезд другим участникам движения, двигающихся по главной дороге с левой стороны.

  12. Сергей Д.

    23.06.2020 19:44

    Здравствуйте Юрий.

    Ваш автомобиль после поворота налево остановится на «своей», правой половине перекрестка, поэтому вы не сможете перегородить проезд едущим с левой стороны.

    Вероятно, вас интересует требование пункта 13.8: «при включении разрешающего сигнала св. водитель обязан уступить дорогу ТС, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления».

    Поскольку ваш автомобиль уже находится на этом перекрестке, стартующие на зеленый обязаны «выпустить» пешеходов с перекрестка (точнее — с пешеходного перехода), и дать вам возможность выехать с перекрестка. Они, ведь, не смогут проехать сквозь ваш автомобиль. Но ваш авто им не помешает.

    Когда включится разрешающий сигнал светофора для ТС, то он будет разрешающий в т.ч. и для вас. Вы начнете движение практически одновременно с машинами, которые стартуют от светофора, расположенного до перекрестка.

  13. Николай

    26.06.2020 10:41

    Сергей, спасибо за очень толковый комментарий по пункту 14.3!!!

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.