- Разворот на дороге вне перекрестка через обочину
- Разворот на перекрестке с разделительной полосой и пункт 8.6 ПДД
- Разворот на перекрестке по главной дороге
- Разворот на перекрестке. Задний ход
- Разворот вне перекрестка. Приоритет
- Разворот на Т-образном перекрестке
- Хватит ли места для разворота?
- Разворот через прилегающую территорию слева
- Передний авто — на разворот, задний — налево
- Разворот на равнозначном перекрестке
Вопрос. Если я делаю разворот на перекрестке, а сзади машина поворачивает налево, при столкновении кто будет виноват? Ведь, он должен меня пропустить!
Ответ. Водитель, совершающий на перекрестке поворот налево, позади вас, должен уступить вам дорогу, (пропустить), но в реальности может попытаться успеть повернуть. Ситуация, озвученная в вопросе, возникает в случае, когда для осуществления разворота вы далеко углубляетесь в перекресток.
Вполне возможно, что особенность перекрестка не позволяет поступить иначе. Рассмотрим, так сказать, общие свойства этой ситуации.
Въезд на перекресток, ваш автомобиль движется впереди – вы разворачиваетесь. Автомобиль, который едет сзади вас, совершает поворот налево. И если этот «задний» автомобиль едет не вслед за вами, а как бы режет угол левого поворота на перекрестке, то пространственно он оказывается левее и чуть сзади вашего автомобиля, и в этом случае обязан уступить вам дорогу, как помехе справа.
ПДД данную ситуацию не регламентируют, поэтому действует правило «помеха справа» (пункт 8.9). Ранее, в статьях Выполнение разворота. Часть 2 и Разворот на т-образном перекрестке эта ситуация уже была упомянута. Рассмотрим ее более подробно, так сказать, со сторон обеих участников.
Поскольку в любой ситуации всегда существует вероятность столкновения, целесообразно ставить вопрос не «кто будет виноват», а как избежать столкновения в данном конкретном случае. Для этого нужно все время контролировать дорожную обстановку вокруг автомобиля посредством зеркал заднего вида, поворота головы и взгляда в нужную сторону.
Например, разворачиваясь на перекрестке, кроме того, что необходимо уступить дорогу встречным машинам (необходимо смотреть вперед), еще нужно следить за обстановкой слева – сзади вашего автомобиля, чтобы избежать случая, который описан в вопросе.
Зеркала заднего вида не могут дать полную картину обстановки сзади вашей машины, поэтому, выехав на перекресток, для достоверности, что зеркала вас не обманывают, еще есть смысл быстро повернуть голову влево, и посмотреть влево — назад. Если опасности с левой стороны нет, можно смело продолжить разворот.
Если же увидите, что водитель, который едет слева – сзади вашей машины, игнорирует ваш приоритет, и продолжает под вашим прикрытием упорно продвигаться вперед (резать угол своего поворота), то есть смысл остановиться, и пропустить его вперед в целях избежать столкновения, в общем, нужно действовать по ситуации. Когда произойдет ДТП, будет уже поздно выяснять, кто был прав, а кто — нет.

В большинстве случаев чтобы развернуться на перекрестке нет смысла далеко углубляться в перекресток, иногда бывает достаточно заехать ЗА пешеходный переход, потому что на пешеходном переходе разворот запрещен. Ориентиром служит пешеходная «зебра» и знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход».
Когда разворот происходит по «короткой» дуге, то ситуация, озвученная в вопросе, просто не возникает, но есть вероятность того, что можно ненароком проехаться по пешеходному переходу. В случае фиксации этого нарушения, последуют санкции в виде штрафа за разворот на пешеходном переходе (ст. 12.14 ч.2 – 500р.).
Перечисленные выше рекомендации имеют прямое отношение к действиям водителя, который делает разворот на перекрестке. Далее обсудим, как в вышеупомянутой ситуации действовать водителю, который едет вторым и поворачивает налево, т.е. следом за первым, выполняющим разворот.
Предположим, в роли «второго» водителя едете Вы. Перекресток, зеленый сигнал, впереди вас движется автомобиль и «мигает» левым «поворотником». Вы, находясь сзади, эту картину видите, предполагаете, что он повернет налево, но еще не можете точно знать, куда он поедет: то ли налево, то ли на разворот. Окончательно вам станет понятно по его траектории движения после его выезда на перекресток!
Иногда на перекрестке возникает возможность срезать угол левого поворота без нарушения ПДД, и таким образом выехать с перекрестка быстрее других, но делать это крайне НЕ рекомендуется. Целесообразно ехать вслед «переднему» автомобилю, одновременно контролируя ситуацию впереди по движению и с боков, на сколько это возможно – нужно видеть, что происходит вокруг автомобиля.
Допустим, что «передний» автомобиль, уступив встречным машинам, начал разворачиваться, и дорога перед вами как бы освобождается для поворота налево. Спешить не нужно, ведь, поток машин движется, и у ваших встречных машин есть преимущество в движении через перекресток (пункт 13.4). Уступив дорогу встречным, вы завершаете поворот налево. Маневр окончен.
Вот, примерно так, без суеты следует выполнять поворот налево на перекрестке, и тогда ситуация, указанная в вопросе, просто не возникает.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий