В предыдущей статье, посвященной разбору дорожной ситуации во время выполнения разворота на перекрестке, уже упоминалось, что всегда, в любой ситуации, существует вероятность нарушения Правил кем-то из участников движения. Такова дорожная реальность. Есть немало случаев, когда, преследуя свои интересы, один участник движения создает, мягко сказать, неудобства другому участнику.
Каким образом, или с какой целью это делается, специально или неумышленно, это уже другой вопрос. Факт в том, что этими «неудобствами» создаются некие дорожные обстоятельства, и другим участникам движения нужно принимать решение. А уже как выйти из сложившейся ситуации, или как на нее реагировать, каждый водитель решает сам.
Темой для разбора дорожной ситуации в данной статье является разворот на перекрестке в ситуации ограниченного обзора. Имеется запись с внешней камеры наблюдения, и сверху очень хорошо видны действия главных участников этой дорожной ситуации.
Посмотрите короткий видеоролик. Наглядно о «неудобствах» и о том, что написано выше по тексту, применительно к конкретной ситуации.
Перекресток регулируется светофором. На первых секундах видно, что на середине перекрестка в ожидании поворота налево стоит белый легковой авто (заехал на перекресток из средней полосы, это нарушение), и в кадре справа появляется серый автомобиль Nissan Qashqai, водитель которого намеревается совершить разворот на этом перекрестке. Стоят, ждут, пропуская встречный транспорт.

Расположение этих двух машин таково, что «белый» частично закрывает обзор дороги на встречном подъезде к перекрестку для водителя Nissan, которому нужно развернуться.
Зеленый сигнал светофора начинает мигать, и со стороны видеокамеры видно, как к перекрестку со встречного направления «летит» темная отечественная «пятнашка», в надежде успеть проехать перекресток на смене сигналов светофора. Интересен тот факт, что водитель Nissan тронулся с места для разворота, не принимая в расчет встречный автомобиль.
Вполне возможно, что он не видел своего встречного оппонента из-за габаритов стоящей впереди него «белой» машины, или же был уверен, что тот встречный остановится на «желтый» сигнал, т.е. для него самого путь свободен. Расчет оказался ошибочным. Попытка водителя «Ваз» затормозить на мокрой от дождя дороге, чтобы избежать столкновения, ни к чему не привела – дтп состоялось.
Как не попадать в подобные ситуации, и как избежать дтп, в т.ч. выполняя разворот на перекрестке в ситуации неполной видимости перекрестка.
Каждый водитель принимает решение исходя из того, что он видит. Если обзор дороги частично закрыт, например, как в нашей ситуации, можно попробовать обеспечить себе видимость – например, продвинуться чуть вперед, на сколько это безопасно. Такая возможность у водителя Nissan была. Отдельное замечание – разворот на перекрестке был выполнен по пешеходному переходу, это нарушение, т.к. разворот на нем запрещен (пункт 8.11 ПДД, ст. 12.14 ч.2 — штраф 500 р).
Всегда есть смысл анализировать обстановку. Предположим, впереди для поворота налево стоит белый автомобиль. «Зеленый» погас, но тот по каким-то причинам продолжает стоять, он не спешит выехать с перекрестка, хотя, имеет на это право (пункт 13.7).
Разумеется, тот может сломаться, заглохнуть, еще что-то может произойти, и пока есть неясность, спешить не целесообразно. Вероятно, он пропускает встречную машину, которая вам не видна. Чтобы убедиться в этом, нужно обеспечить себе видимость, как упомянуто выше – продвинуться чуть вперед, активно наблюдая по сторонам.
О последствиях движения «прямо» через перекресток на смене сигналов светофора на страницах сайта уже сказано много, есть немало видео-примеров. Нужно понять следующее: кроме того, что проезд на желтый сигнал является нарушением, стремление «успеть проехать» с одной стороны очень часто наталкивается на такое же стремление с другой стороны. Кто успеет первым – становится ясно немного позднее.
Автомобиль следует вести со скоростью, соответствующей дорожной обстановке на данном участке дороги в совокупности с адекватным восприятием и обработкой в голове информации, поступающей с дороги. Другими словами, если какие-то дорожные обстоятельства остаются незамеченными или неучтенными, то они и являются чаще всего причиной аварий.
Будьте внимательны за рулем.
03.08.2022 10:14
Насчет выезда на перекресток Ларгусом со средней полосы — позвольте усомниться, что это нарушение, т.к. мы не видим ни дорожной разметки, ни дорожных знаков перед перекрестком.
Не исключено, что они разрешают поворот налево с двух полос.
03.08.2022 12:51
Здравствуйте Ярослав.
Мне знаком этот перекресток: левый ряд — только налево, средний и правый ряды — только прямо.
Мы не можем видеть, с какой именно полосы для поворота налево заехали Ларгус и следующий за ним черный Логан (видео не позволяет это определить).
Косвенно — со средней, но они могли, двигаясь с левого ряда, объехать а/м Ниссан, и остановиться на перекрестке в положении «для поворота налево». Вполне возможно.
В статье Поворот налево на перекрестке. Часть1 описан такой случай, как «напрягающий» обстановку.
Но их в ДТП никто не обвиняет. В статье показана ситуация разворота при ограниченном обзоре перекрестка со стороны встречного движения.
Это вариант из серии «как бывает», или «как может быть».
Водитель Ниссана не учел обстоятельства, и поторопился с разворотом.