Здравствуйте, уважаемый читатель.
Начинаем серию статей о том, как развернуться в разных дорожных условиях.
На повестке дня разворот по обочине. Ответ на вопрос читателя: можно ли развернуться на широкой дороге через встречную обочину.
Его ситуация: Дорога, четыре ряда для движения, по два в каждую сторону. При развороте с левого ряда придется заехать на обочину.
Правила разрешают выполнить разворот от правой обочины, но на широкой дороге это мне представляется опасным.
У меня вопрос: можно ли развернуться с левого ряда с заездом на встречную обочину?
Если во время разворота заехать на встречную обочину (которая по ходу движения до разворота находится с левой стороны), тогда не будет ли это трактоваться, как движение по обочине (нарушение пункта 9.9)?
Ответ. Да, вы можете развернуться таким способом. Вне перекрестка ПДД не запрещают развернуться по обочине с заездом как на попутную, так и на встречную обочину.
Заезд на обочину в процессе разворота с целью остановиться для того, чтобы уступить дорогу едущим мимо ТС (перед выездом на проезжую часть), не является нарушением, именуемым «движение по обочине».
Это объясняется тем, что движение по обочине для того, чтобы остановиться, является неотъемлемой частью маневра «остановка ТС».
О том, что назвать маневром, см. статью Что такое «маневр» в ПДД.
Кроме этого, пункт 8.8 ПДД допускает развернуться от правого края проезжей части (с правой обочины), если ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения.
Отсюда вывод: для осуществления разворота вне перекрестка не запрещается использовать как попутную, так и встречную обочины.
При этом разворот, не должен противоречить пункту 8.11 ПДД (перечислены места, где разворот запрещен), и должен быть соблюден приоритет (пункты 8.1, 8.8 ПДД).
В случае ДТП виновным будет признан водитель того автомобиля, который разворачивался — нарушение правил маневрирования.
Развороту вне перекрестка посвящена статья Выполнение разворота. Часть1, и данный ответ можно счесть как дополнение к той статье.
Теперь, более подробно о том, как выполнить разворот по обочине (с заездом на встречную обочину), и не попасть в ДТП в процессе разворота.
Поехали.
В условиях, когда ширины проезжей части дороги недостаточно для разворота в один прием из крайнего левого положения (пункт 8.5 ПДД), целесообразно использовать всю ширину проезжей части, и даже обочину (пункт 8.8 ПДД).
На дороге в две полосы разворот разрешается только через прерывистую линию разметки, разделяющую встречные направления движения, либо когда «осевая» разметка отсутствует.
На дороге в четыре полосы встречные направления разделяются разметкой 1.3 (двойная сплошная), пересекать которую запрещено.
На таких дорогах можно развернуться на перекрестках и в отведенных для разворота местах, обозначенных знаками 6.3.1 «Место для разворота» и 6.3.2 «Зона для разворота».
Еще можно развернуться в местах, где двойная сплошная линия 1.3 прерывается прерывистой линией 1.5 или разметкой 1.11 (сплошная линия вместе с прерывистой с вашей стороны).
Поскольку в вопросе не указано наличие разметки на дороге, предположим, что разворот выполняется в разрешенном для этого месте. Алгоритм примерно такой:
Подъезжаете к месту разворота по левой полосе, заблаговременно включаете указатель левого поворота, пропускаете встречные ТС (пункт 8.8 ПДД) и начинаете разворот.
Если дуга разворота не вписалась в проезжую часть, и вы заехали на обочину, то целесообразно остановиться. Это нужно для того, чтобы оценить ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.
После остановки, пропускаете вперед себя теперь уже попутный транспорт, включаете указатель левого поворота, и начинаете движение от обочины. Выезжаете на проезжую часть и выключаете «поворотник».
См. статью Выезд на дорогу с обочины.
Заезд на обочину, остановка на ней и выезд с обочины не могут считаться нарушением, хотя бы потому, что в соответствии с пунктом 12.1 ПДД обочина предназначена для остановки ТС.
Для того, чтобы остановиться на обочине, на нее нужно заехать. Т.е. в любом случае непродолжительное движение по обочине это есть неотъемлемая часть маневра, которому способствует это движение.
Проезд по обочине в процессе разворота также является частью маневра «разворот» в специфических для конкретного автомобиля (стесненных) дорожных условиях, поэтому нарушением не является.
Если во время разворота вы упретесь в бордюрный камень (например, обочины нет, а бордюр есть), тогда для завершения разворота, придется сдать назад-вправо (как в упражнении Разворот в три приема).
В этом случае, перед началом движения направо-назад, необходимо включить указатель правого поворота (в какую сторону поворачиваем, туда и крутим руль).
Движение задним ходом в этой ситуации не запрещено, поскольку действие происходит вне перекрестка и в разрешенном для разворота месте (пункт 8.12 ПДД).
Но именно этот момент, когда вы отъезжаете задним ходом (сдаете назад), наиболее аварийно опасный. Вы можете не заметить транспортное средство, которое очень быстро доедет до вас.
Поэтому, прибегать к такому методу разворота есть смысл, когда вы точно уверены, что сзади вас никто не приближается.
После того, как вы упретесь в бордюр, быстро сдаете назад, затем включаете левый «поворотник», и также быстро заканчиваете свой разворот. Выключаете «поворотник». Задача выполнена — вы развернулись.
Таким же образом можно развернуться не заезжая на обочину. Но при таком способе разворота нужно понимать следующее:
Когда ваш автомобиль на дуге разворота располагается под углом к дороге, то не всегда есть возможность полноценно оценить обстановку сзади автомобиля (многое зависит от конструкции, типа и состояния ТС).
В случае ДТП движущийся задним ходом автомобиль находится в более проигрышной позиции по отношению к другим ТС (пункт 8.12 ПДД).
Если дуга вашего разворота за один заход не вписалась в проезжую часть, и вам пришлось заехать на обочину, то целесообразно остановиться. Для чего это нужно?
Когда вы делаете разворот по обочине, то важность остановки на обочине объясняется двумя причинами:
1 – это запрет на движение по обочине (пункт 9.9 ПДД);
2 – чтобы убедиться в безопасности начала движения с обочины (пропустить вперед попутный транспорт, т.е. уступить ему дорогу).
То есть, остановка на обочине после разворота не только НЕ противоречит ПДД, но и целесообразна для того, чтобы не попасть в ДТП с проезжающим мимо вас другим транспортным средством.
На этом ответ на вопрос по «как развернуться по обочине» можно считать завершенным.
Иногда может возникнуть чувство, что ваш маневр либо противоречит ПДД, либо нет твердой уверенности, что он пройдет безопасно.
Это может быть любой маневр, а не только разворот (см. Что такое «маневр» в ПДД и Что такое безопасный маневр).
Тогда остается два варианта: первое – все-таки рискнуть, и второе – воздержаться от маневра или поискать для него другое место. Какой вариант выбрать, во многом зависит от обстоятельств, но целесообразно использовать второй вариант.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной аварийной безопасности на дорогах.
К вашему вниманию список других статей из серии «Как развернуться».
Серия статей Как развернуться
- Разворот вне перекрестка по обочине
- Разворот на перекрестке с разделительной полосой и пункт 8.6 ПДД
- Разворот на перекрестке по главной дороге
- Разворот на перекрестке. Задний ход
- Разворот вне перекрестка. Приоритет
- Разворот на Т-образном перекрестке
- Хватит ли места для разворота?
- Разворот через прилегающую территорию слева
- Передний авто — на разворот, задний — налево
- Разворот на равнозначном перекрестке
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «разворот по обочине», а также ответов на вопросы, как не попасть в ДТП в процессе движения по дорогам, предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Выполнение разворота. Часть 1;
Выполнение разворота. Часть 2;
Разворот через въезд во двор слева. Приоритет;
Выезд на дорогу, когда другой автомобиль разворачивается.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий