Разворот
- Разворот на дороге вне перекрестка через обочину
- Разворот на перекрестке с разделительной полосой и пункт 8.6 ПДД
- Разворот на перекрестке по главной дороге
- Разворот на перекрестке. Задний ход
- Разворот вне перекрестка. Приоритет
- Разворот на Т-образном перекрестке
- Хватит ли места для разворота?
- Разворот через прилегающую территорию слева
- Передний авто — на разворот, задний — налево
- Разворот на равнозначном перекрестке
Вопрос читателя, по развороту вне перекрестка с использованием обочины на широкой дороге (имеющей четыре полосы движения).
Ситуация. Дорога, четыре полосы для движения, по две в каждую сторону. При развороте с левой полосы придется заехать на обочину. Выезд на обочину разрешен ПДД только для остановки.
Правила разрешают выполнить разворот с правой полосы (обочины), но это мне представляется опасней. Никто на легковых автомобилях с правой полосы не разворачивается в такой ситуации.
Можно ли развернуться с левой полосы с заездом на обочину?
Если при развороте заехать на обочину, которая с левой стороны по ходу движения в момент начала разворота, тогда не будет ли это трактоваться, как движение по обочине (нарушение пункта 9.9)?
Ответ. Да, можно. Вне перекрестка ПДД не запрещают развернуться с заездом как на попутную, так и на встречную обочину.
Заезд на обочину в процессе разворота с целью остановки для того, чтобы уступить дорогу едущим мимо ТС (перед выездом на проезжую часть), не является нарушением, именуемым «движение по обочине».
Это объясняется тем, что движение по обочине для остановки является неотъемлемой частью маневра.
О том, что назвать маневром, см. статью Что такое «маневр» в ПДД.
Кроме этого, пункт 8.8 ПДД допускает развернуться от правого края проезжей части (с правой обочины), если ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения.
Отсюда вывод: для осуществления разворота вне перекрестка не запрещается использовать как попутную, так и встречную обочины.
При этом разворот, не должен противоречить пункту 8.11 ПДД (перечислены места, где разворот запрещен), и должен быть соблюден приоритет (пункты 8.1, 8.8 ПДД).
В случае ДТП виновным будет признан разворачивающийся автомобиль — нарушение правил маневрирования.
Теме разворотов вне перекрестка посвящена статья Выполнение разворота. Часть1, и данный ответ можно счесть как дополнение к той статье. Теперь, более подробно.
В условиях, когда ширины проезжей части дороги не достаточно для разворота в один прием из крайнего левого положения (пункт 8.5 ПДД), целесообразно использовать всю ширину проезжей части, и даже обочину (пункт 8.8 ПДД).
На дороге в две полосы разворот разрешается только через прерывистую линию разметки, разделяющую встречные направления движения, либо когда «осевая» разметка отсутствует.
На дороге в четыре полосы встречные направления разделяются разметкой 1.3 (двойная сплошная), пересекать которую запрещено.
На таких дорогах разворот можно осуществить на перекрестках и в отведенных для разворота местах, обозначенных знаками 6.3.1 «Место для разворота» и 6.3.2 «Зона для разворота».
Еще можно развернуться в местах, где двойная сплошная линия 1.3 прерывается прерывистой линией 1.5 или разметкой 1.11 (сплошная линия вместе с прерывистой с вашей стороны).
Поскольку в вопросе не указано наличие разметки на дороге, предположим, что разметка имеется, и разворот осуществляется в разрешенном для этого месте. Алгоритм примерно такой:
Подъезжаете к месту разворота по левой полосе, заблаговременно включаете указатель левого поворота, и с соблюдением приоритета (пункт 8.8 ПДД) начинаете разворот.
Если дуга разворота не вписалась в проезжую часть, и вы заехали на обочину, то целесообразно остановиться. Это нужно для того, чтобы оценить ситуацию слева-сзади вашего автомобиля.
После остановки, пропустив вперед себя уже теперь попутный транспорт, начинаете движение с левым указателем поворота от обочины. Выезжаете на проезжую часть и выключаете «поворотник».
См. статью Выезд на дорогу с обочины.
Заезд на обочину, остановка на ней и выезд с обочины не могут считаться нарушением, хотя бы потому, что в соответствии с пунктом 12.1 ПДД обочина предназначена для остановки ТС.
Для того, чтобы остановиться на обочине, на нее нужно заехать. Т.е. в любом случае непродолжительное движение по обочине это есть неотъемлемая часть маневра, которому способствует это движение.
Проезд по обочине в процессе разворота также является частью маневра «разворот» в специфических для конкретного автомобиля (стесненных) дорожных условиях, поэтому нарушением не является.
Если во время разворота вы упретесь в бордюр (например, вместо обочины будет бордюрный камень), тогда для завершения разворота, придется сдать назад-вправо (как в упражнении Разворот в три приема).
В этом случае, перед началом движения направо-назад, необходимо включить указатель правого поворота (в какую сторону поворачиваем, туда и крутим руль).
Движение задним ходом в этой ситуации не запрещено, поскольку действие происходит вне перекрестка и в разрешенном для разворота месте (пункт 8.12 ПДД).
Таким же образом можно развернуться не заезжая на обочину. Но при таком способе разворота нужно понимать следующее:
Когда ваш автомобиль располагается под углом к дороге, то не всегда есть возможность полноценно оценить обстановку сзади автомобиля (многое зависит от конструкции, типа и состояния ТС).
В случае ДТП движущийся задним ходом автомобиль находится в более проигрышной позиции по отношению к другим ТС (пункт 8.12 ПДД).
Если дуга разворота за один заход не вписалась в проезжую часть, то для чего следует сделать остановку на обочине?
Важность остановки после заезда на обочину при выполнении разворота объясняется двумя причинами:
1 – это запрет на движение по обочине (пункт 9.9 ПДД);
2 – чтобы убедиться в безопасности начала движения с обочины (пропустить вперед попутный транспорт, т.е. уступить ему дорогу).
Как еще можно обеспечить себе дополнительное пространство для разворота?
Понятие «крайнее левое положение» предполагает, что нужно сместить автомобиль левее на проезжей части, но в пределах левой полосы.
Другими словами, необходимо «прижаться» левым бортом автомобиля к линии разметки, разделяющей встречные направления, и это будет крайнее левое положение.
Если предположить, что дорога относительно свободна и ничто не мешает маневру (встречных машин нет и справа никто не теснит), то начать разворот можно не из крайнего левого положения (т.е. не прижимаясь к двойной сплошной), а из середины или от правого края левой полосы вашего направления.
Бывают ситуации, когда нет уверенности, что маневр не будет противоречить ПДД. Это может быть любой маневр, а не только разворот (см. Что такое «маневр» в ПДД и Что такое безопасный маневр).
Тогда остается два варианта: первое – все-таки рискнуть, и второе – воздержаться от маневра или поискать для него другое место. Выбор, в общем, зависит от ситуации, но целесообразно использовать второй вариант.
На этом ответ на вопрос по теме «разворот вне перекрестка с использованием обочины» можно считать завершенным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
В продолжение темы «разворот вне перекрестка», предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Выполнение разворота. Часть 1;
Хватит ли места для разворота?
Разворот на перекрестке по главной дороге;
Разворот через въезд во двор слева. Приоритет;
Выезд на дорогу, когда другой автомобиль разворачивается.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий