Дорожные ситуации. Обгон и левый поворот
Здравствуйте, уважаемый читатель.
В поле нашего зрения попал дорожный случай «обгон и поворот налево», произошедший между двумя автомобилями.
Один автомобилист хотел обогнать на перекрестке грузовик, который, как выяснилось чуть позднее, совершал поворот налево.
Речь пойдет о том, как не нужно обгонять.
Когда разговор идет об обгоне, то подразумевается, что в ситуации участвуют как минимум два транспортных средства: одно — обгоняющее и второе — обгоняемое.
В нашем случае обгон происходил в запрещенном для этого месте. Но сам маневр не состоялся по причине того, что обгоняемый решил без предупреждения (не включил «поворотники») повернуть на перекрестке налево.
Обгон на нерегулируемом перекрестке ПДД разрешают только в случае, когда оба участника (и обгоняемый, и обгоняющий) движутся по главной дороге (пункт 11.4 ПДД).
Поскольку обгон связан с выездом на встречную полосу, то еще должны быть соблюдены условия, при которых выезд на полосу встречного движения не будет противоречить ПДД.
Эти условия перечислены в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД. В нашем случае выезжать на встречку запрещала «осевая» сплошная линия 1.1. Но водителя легкового авто это не остановило.
Так делать не нужно, даже в том случае, если вы уверены, что вам за это ничего не будет. Дело не только в штрафе или лишении прав, хотя мало кому захочется ходить пешком до полугода.
Дело в том, что ваш оппонент НЕ предполагает, что вы станете его обгонять в месте, где обгон запрещен. Он будет действовать исходя из того, что в этом месте обгоняющего автомобиля быть НЕ должно.
Как показывает практика, есть индивиды, которых это не останавливает.
Посмотрите короткий видеоролик. Обгон на перекрестке и поворот налево обгоняемого грузовика. «Регистратор» в роли исполнителя.
«Регистратор» выезжает на встречную полосу через разметку 1.6 (удлиненная прерывистая линия), которая чуть позднее «переходит» в сплошную линию разметки 1.1.
Но водитель продолжает настойчиво ехать по встречной полосе. Вероятно, так было задумано.
Движение левее сплошной линии 1.1, разделяющей встречные направления, а также ее пересечение, являются нарушениями ПДД (пункт 9.1 (1)).
О других нарушениях при осуществлении маневра, именуемого «обгон», можно прочесть в статье Нарушения правил обгона.
Напрашивается вывод, что водитель обгоняющего автомобиля сознательно пошел на нарушение ПДД.
Все, что произошло дальше, а это внезапный поворот грузовика налево на перекрестке, стало для обгоняющего полной неожиданностью, и его попытка вернуться на свою сторону дороги оказалась для него крайне неудачной.
Тот факт, что обгоняющий автомобиль занесло, и он столкнулся с дорожным ограждением, является следствием неверной оценки дорожной ситуации и ошибочных действий за рулем, в результате которых водитель не справился с управлением.
Высокая скорость обгоняющего и участок дороги в месте происшествия лишь усугубили эту ситуацию.
В местах пересечения асфальтированной и грунтовой дорог, на асфальте задерживаются частички грунта, крупного и мелкого песка, где-то встречается мелкий гравий, глина.
Все эти частицы в разной степени влияют на сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием. Коварство в том, что эти частицы «располагаются» на дороге неравномерно, большей частью между накатанными колеями.
Отсюда следует, что когда автомобиль оказывается на таком участке, сцепление у всех четырех колес с дорогой получается неодинаковое.
Как поведет себя автомобиль, когда он заезжает на такой участок дороги, во многом зависит от его скорости и угла поворота колес.
Когда подобный участок дороги автомобиль проезжает на «прямых» колесах с ровной тягой, т.е. руль не вращается и «газ» не меняется, то ничего не происходит – автомобиль едет, как ни в чем не бывало.
Но если колеса в этот момент поворачиваются, если, автомобиль меняет направление движения, то по законам физики происходит перераспределение веса автомобиля по осям и сторонам, и автомобиль частично и неравномерно теряет сцепление колес с дорогой.
Ситуация складывается почти как на скользкой дороге, только в роли «смазывающего» материала выступает песок и мелкий гравий, иногда глина или же все вместе, в мокрую погоду эта смесь превращается в грязь, у которой роль точно такая же – на ней скользко.
См. статью Осторожно, скользкая дорога.
Обгон почти всегда осуществляется на высокой скорости, а предугадать поведение своего оппонента не всегда представляется возможным, особенно, когда он не использует «поворотники».
Обгон при левом повороте в этих условиях вдвойне опасен, потому что участвующие не успевают понять намерения друг друга, либо тот, кто поворачивает, НЕ ожидает, что его будут обгонять.
По этой причине от обгона на нерегулируемом перекрестке целесообразно отказаться совсем, несмотря на то, что ПДД не запрещают этот маневр.
На этом разбор дорожного случая «обгон и поворот налево» можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Возможно, вам захочется поделиться какой-то своей или знакомой ситуацией.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «обгон и поворот налево», а также ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности в процессе движения по дорогам предлагаю ознакомиться с содержанием следующих статей:
Поворот налево и обгон на перекрестке;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Левый поворот на перекрестке;
Обгон поворачивающего;
Нарушения правил обгона;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
23.10.2020 17:35
Занос в этой ситуации был неизбежен. По сути у «регистратора» получился «лосиный тест»: вырулить на соседнюю полосу и практически тут же вернуться обратно.
Три движения руля (влево, вправо, снова влево) в разных направлениях. Это приводит к раскачке автомобиля.
В контраварийной школе нам очень убедительно показывали, что три быстрых движения руля в разных направлениях — это гарантия заноса, один из методов быстрого разворота машины на 180 градусов на этом и основан.
Даже с лучшими системами стабилизации «лосиный тест» невозможно выполнить без возникновения заноса на скорости больше 75-80 км/с, а на видео скорость была явно выше.
Занос начался в момент, когда водитель регистратора начал выравнивать машину, чтобы не влететь в ограждение.
В этот момент ему следовало поворачивать руль в противоположную сторону, чтобы скомпенсировать возникающую раскачку, но он этого, судя по поведению машины, не сделал.
Занос в такой ситуации был настолько неизбежен, что, просматривая видео, заранее уже печёнкой предугадываешь, что сейчас произойдёт и как поведёт себя автомобиль.