Хотел обогнать, но не повезло


Один комментарий

В поле нашего зрения попала дорожная ситуация, которую можно охарактеризовать как несостоявшийся обгон на нерегулируемом перекрестке.

Когда речь идет об обгоне, то подразумевается, что в ситуации участвуют как минимум два транспортных средства: обгоняющее и обгоняемое.

Обгон происходил в запрещенном для этого месте. Но маневр не состоялся по причине того, что обгоняемый решил без предупреждения (не включил «поворотники») повернуть на перекрестке налево.

Несмотря на то, что обгон при левом повороте обгоняемого был начат с нарушением ПДД, столкновения удалось избежать. Только, обгоняющий автомобиль чуть позднее, все-таки попал в ДТП, правда, уже по совсем другой причине.

В общем, на видеоролике ниже по тексту показан пример, как не следует обгонять. Очень наглядно. Как говорят, видео от первого лица.

Обгон на нерегулируемом перекрестке разрешается только в случае, когда оба участника (и обгоняемый, и обгоняющий) движутся по главной дороге (пункт 11.4 ПДД).

Поскольку обгон связан с выездом на встречную полосу, то еще должны выполняться условия, при которых выезд на полосу встречного движения не будет противоречить ПДД.

Эти условия перечислены в статье Выезд на встречную полосу и пункт 9.1 (1) ПДД.

Если выезд на встречную полосу запрещается, но вы, предположим, очень спешите, то целесообразно воздержаться от обгона, и дождаться разрешающего момента. Обычно, это наступает быстро.

Дело не только в штрафе или лишении прав, хотя мало кому захочется ходить пешком до полугода. Причина еще в том, что трудно, порой, предсказать исход подобных ситуаций.

Дело в том, что ваш оппонент НЕ предполагает, что вы станете его обгонять в месте, где обгон запрещен. Он будет действовать исходя из того, что в этом месте обгоняющего автомобиля быть НЕ должно.

 

Как показывает практика, есть индивиды, которых это не останавливает.

Посмотрите короткий видеоролик. Обгон на нерегулируемом перекрестке при левом повороте обгоняемого грузовика. «Регистратор» в роли исполнителя.


Автор видеоролика

«Регистратор» выезжает на встречную полосу через разметку 1.6 (удлиненная прерывистая линия), которая чуть позднее «переходит» в сплошную линию разметки 1.1.

Но водитель продолжает настойчиво ехать по встречной полосе. Вероятно, так было задумано.

Движение левее сплошной линии 1.1, разделяющей встречные направления, а также ее пересечение, являются нарушениями ПДД (пункт 9.1 (1)).

О других нарушениях при осуществлении маневра, именуемого «обгон», изложено в статье Нарушения правил обгона.

Напрашивается вывод, что водитель обгоняющего автомобиля сознательно пошел на нарушение ПДД.

Все, что произошло дальше, а это внезапный поворот грузовика налево на перекрестке, стало для обгоняющего полной неожиданностью, и его попытка вернуться на свою сторону дороги оказалась для него крайне неудачной.

Грузовик налево

Тот факт, что обгоняющий автомобиль занесло, и он столкнулся с дорожным ограждением, является следствием неверной оценки дорожной ситуации и ошибочных действий за рулем, в результате которых водитель не справился с управлением.

Высокая скорость обгоняющего и участок дороги в месте происшествия лишь усугубили эту ситуацию.

В местах пересечения асфальтированной и грунтовой дорог, на асфальте задерживаются частички грунта, крупного и мелкого песка, где-то встречается мелкий гравий, глина.

Все эти частицы в разной степени влияют на сцепление колес автомобиля с дорожным покрытием. Коварство в том, что эти частицы «располагаются» на дороге неравномерно, большей частью между накатанными колеями.

Отсюда следует, что когда автомобиль оказывается на таком участке, сцепление у всех четырех колес с дорогой получается неодинаковое.

 

Как поведет себя автомобиль, заезжая на такой участок дороги, во многом зависит от его скорости и угла поворота колес.

Когда подобный участок дороги автомобиль проезжает на «прямых» колесах с ровной тягой, т.е. руль не вращается и «газ» не меняется, то ничего не происходит – автомобиль едет, как ни в чем не бывало.

Но если колеса в этот момент поворачиваются, если, по-другому, автомобиль меняет направление движения, то по законам физики происходит перераспределение веса автомобиля по осям, и автомобиль частично и неравномерно теряет сцепление колес с дорогой.

Ситуация складывается почти как на скользкой дороге, только в роли «смазывающего» материала выступает песок и мелкий гравий, иногда глина или же все вместе, в мокрую погоду эта смесь превращается в грязь, у которой роль точно такая же – на ней скользко.

См. статью Осторожно, скользкая дорога.

Обгон почти всегда осуществляется на высокой скорости, а предугадать поведение своего оппонента не всегда представляется возможным, особенно, когда он не использует «поворотники».

Обгон при левом повороте в этих условиях вдвойне опасен, потому что участвующие не успевают понять намерения друг друга, либо тот, кто поворачивает, НЕ ожидает, что его будут обгонять.

По этой причине от обгона на нерегулируемом перекрестке целесообразно отказаться совсем, несмотря на то, что ПДД не запрещают этот маневр.

На этом разбор дорожной ситуации «обгон при левом повороте» можно считать оконченным.

Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.

В продолжение темы предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:

Поворот налево и обгон на перекрестке;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Левый поворот на перекрестке;
Обгон поворачивающего;
Нарушения правил обгона;
Как избежать ДТП.

Будьте внимательны за рулем.

Навигация по серии статей<< Поворот налево и обгон на перекресткеОбгон поворачивающего >>

Автор: Сергей Довженко

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Еще по теме из раздела: Дорога

Самые читаемые разделы сайта

 

Один комментарий

  1. Алексей

    23.10.2020 17:35

    Занос в этой ситуации был неизбежен. По сути у «регистратора» получился «лосиный тест»: вырулить на соседнюю полосу и практически тут же вернуться обратно.

    Три движения руля (влево, вправо, снова влево) в разных направлениях. Это приводит к раскачке автомобиля.

    В контраварийной школе нам очень убедительно показывали, что три быстрых движения руля в разных направлениях — это гарантия заноса, один из методов быстрого разворота машины на 180 градусов на этом и основан.

    Даже с лучшими системами стабилизации «лосиный тест» невозможно выполнить без возникновения заноса на скорости больше 75-80 км/с, а на видео скорость была явно выше.

    Занос начался в момент, когда водитель регистратора начал выравнивать машину, чтобы не влететь в ограждение.

    В этот момент ему следовало поворачивать руль в противоположную сторону, чтобы скомпенсировать возникающую раскачку, но он этого, судя по поведению машины, не сделал.

    Занос в такой ситуации был настолько неизбежен, что, просматривая видео, заранее уже печёнкой предугадываешь, что сейчас произойдёт и как поведёт себя автомобиль.

Задайте вопрос или оставьте комментарий

Будьте вежливы. Придерживайтесь темы статьи. Ваш комментарий обязательно пройдет проверку.

Комментарии не по теме, без имени или оставленные только ради ссылки на интернет-ресурс удаляются.

Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», вы даете согласие на обработку персональных данных.