Неудачное завершение обгона, которое, к счастью, обошлось без ДТП или, если не уверен в безопасности маневра, то лучше не обгонять. Разбор дорожной ситуации.
Когда дорожные условия позволяют ехать быстро, разумеется, в пределах скорости, разрешенной ПДД на конкретном участке, то редкого водителя заставишь «сбросить газ» просто так.
Да это, в общем-то, и не требуется — зачем без причины задерживать весь поток машин, тем более, если дорога узкая.
С другой стороны, в любом потоке машин, обязательно найдется автомобилист, которому по своим причинам захочется ехать быстрее других.
Вполне возможен вариант, что кому-то действительно по необходимости нужно двигаться быстрее, поэтому он очень спешит.
Подобные обстоятельства в ПДД предусмотрены. Если есть необходимость двигаться быстрее, то для этого существуют такие маневры, как «опережение» и «обгон».
Но эти маневры, как и многие другие, технически должны осуществляться по определенным правилам.
Нарушение данных правил нередко может привести (и приводит) к нежелательным последствиям, порой непоправимым.
Особенно это касается нарушения ПДД при обгоне, поскольку обгон, по определению, всегда связан с выездом на встречную полосу. Подробнее — в статье Нарушения правил обгона.
Посмотрите короткий видеоролик. На нем запечатлено неудачное завершение обгона, точнее, его прерывание. К счастью, маневр закончился без ДТП.
Обгоняющий взял на себя «повышенные обязательства» — решил обогнать сразу несколько транспортных средств, и не рассчитал «свои силы».
Но благодаря действиям водителей, как встречной, так и попутной, обгоняемой машины, случай «спустили на тормозах» — «завершение» обгона прошло благополучно.
Водитель встречного автомобиля, заметил обгоняющего и остановился на обочине, а водитель обгоняемого авто, того самого, откуда велась съемка, успел остановиться по ходу движения, не съезжая с дороги.
Ну и водитель, который совершал обгон, тормозил изо всех сил.
Еще, к сожалению, встречаются двухполосные дороги без обочины или с очень узкой обочиной, и таких дорог немало. В чем основное неудобство дорог без обочины?
Когда необходимо сделать плановую остановку или стоянку, т.е. остановить автомобиль для того, чтобы выйти «попрыгать», то можно поискать для этого подходящее место, и даже съехать с дороги.
А вот, если внезапно потребуется вынужденная остановка, например, как в нашей ситуации, то здесь уже возникает проблема, потому что невозможно съехать на обочину. Хоть «ныряй» за пределы дороги.
Различия между типами остановок и их отличие от стоянки приведены в статье Термины «Остановка» и «Стоянка» в ПДД.
Какие ошибочные действия допустил водитель обгоняющего автомобиля – Ваз-21099?
Главная его ошибка, это желание в данной ситуации обогнать сразу несколько транспортных средств.
Такой маневр допускается, когда дорога хорошо просматривается далеко вперед, и поблизости нет видимых «препятствий».
В кадре видеоролика заметно, как впереди грузовика еще один автомобиль (светлый) пошел на обгон – он включил «поворотник», выехал на встречную полосу, но пробыл на ней всего несколько секунд и вернулся в свой ряд.
Этот факт должен был насторожить водителя «99-ки». Значит, впереди по движению что-то препятствует обгону, вероятно, там есть встречный автомобиль, и есть смысл освободить полосу встречного движения.
Но водитель 99-х «жигулей» сообразил об этом поздно, а его скорость в данный момент была, нужно сказать, немалая. И это естественно, потому что он разогнался для обгона.
Для того чтобы вернуться в свой ряд, пришлось резко тормозить, а тормозить и одновременно рулить на этой модели невозможно – автомобиль не оборудован АБС.
Тормозить нужно было ступенчато (импульсное торможение), а подруливать в момент, когда педаль тормоза не нажата. В результате мы видим то, что получилось.

Что делать, чтобы не повторять подобных ошибок, оказавшись в похожей ситуации?
Самая безопасная скорость в потоке машин – это скорость движения самого потока. Любой маневр следует начинать, только убедившись, что он будет безопасен для вас.
Вот, что бы случилось, если бы водитель 99-й не пошел на обгон? Ответ – ничего. Он спокойно бы продолжил движение вместе с попутчиками.
Нельзя сказать, что скорость потока была настолько медленной, что обгон в данном случае был необходим. А, вот, об истинных причинах его поступка мы, конечно же, не узнаем.
Если, все же, вами принято решение обгонять, то нужно рассчитывать свои возможности, и сразу предусмотреть вариант быстрого ухода с встречной полосы для завершения обгона.
Место для этого у водителя 99-й было (перед машиной с регистратором), но большая скорость не позволила сделать это без последствий, плюс неправильное замедление автомобиля (торможение).
В рубрике Безопасность в статье О дистанции, скорости и приемах вождения опубликован видеоролик, в котором известный инструктор по контраварийному вождению доходчиво рассказывает и показывает, как правильно следует выполнять обгон.
Посмотрите этот ролик, там много интересного и поучительного.
Ну а для того, чтобы своевременно и безопасно замедлить или остановить свой автомобиль, вы должны двигаться с безопасной скоростью и на некоторой дистанции до переднего автомобиля.
Что и удалось сделать двум другим участникам этой дорожной ситуации – владельцу видеорегистратора и встречному легковому автомобилю. Их своевременная остановка позволила избежать ДТП.
О том, как правильно подобрать безопасную дистанцию, изложено в статьях Почему важно соблюдать дистанцию и Движение в потоке.
Каждая ситуация на дороге специфична, т.е. многие случаи очень похожи, но все они разные. Потому что разные участки дорог, каждый раз другие участники, другая погода, время суток и пр.
Более того, каждая дорожная ситуация меняется с течением времени – буквально по секундам. Именно поэтому, вам необходимо постоянно следить за ее изменением.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «завершение обгона» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Нужно повернуть налево, а сзади обгоняют;
Прогнозирование дорожных ситуаций;
Опасный обгон на закруглении дороги;
Обгон «паровозиком» (заключение);
Прерванный обгон;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
Задайте вопрос или оставьте комментарий