С юридической точки зрения выражение «Обгон по обочине» не верно, поскольку обгон, в соответствии с определением (пункт 1.2 ПДД), связан с выездом на полосу встречного движения.
Так называемый «обгон по обочине» правильнее было бы назвать «опережение попутных ТС по обочине справа». Но его как ни называй — факт нарушения ПДД остается фактом.
Несмотря на то, что этот маневр противоречит ПДД (пункт 9.9 запрещает движение по обочине), его нередко используют для объезда пробок, а также объезда «медленного» потока машин.
Обгон по обочине часто применяют в таких местах, где обгон, сам по себе, или невозможен (например, дорога имеет газон посередине), или запрещен ПДД. Но зато имеется широкая обочина, вполне «пригодная» для движения.
При фиксации нарушения, исполнитель будет оштрафован (ст.12.15. ч.1 – 1500 руб. (на момент опубликования данной статьи). Но дело не только в штрафе — последствия такого маневра могут оказаться более затратными.
Ниже размещен видеоролик с ДТП на нерегулируемом перекрестке, перед которым один из участников движения осуществил вышеописанный маневр, обгон по обочине.
Посмотрите короткое видео.
Событие происходит на участке дороги с затяжным уклоном, на полосе движения идущей на подъем.
Примерно на середине этого подъема имеется перекресток, о чем предупреждает знак приоритета 2.3.1 «Пересечение с второстепенной дорогой», и непосредственно перед перекрестком установлен знак 6.10.1 «Указатель направлений».
Обгон на этом участке дороги запрещен сплошной линией разметки 1.1, но по обе стороны проезжей части у дороги есть широкая обочина, которая, также отделена от проезжей части разметкой.
Приблизившись к перекрестку, водитель белых «Жигулей» включает указатель правого поворота и, ничего не подозревая, начинает маневр.
В этот момент в его правый борт врезается иномарка, водитель которой решил объехать поток машин справа по обочине.
Судя по траектории движения, водитель иномарки предполагал двигаться прямо, и на этом перекрестке поворачивать не собирался.
В результате реализации намерений обоих водителей машины столкнулись.

После любого ДТП естественным образом возникает вопрос: кто виноват? Для ответа на него сначала необходимо выяснить, кто из участников нарушил ПДД.
Нарушители Правил становятся виновниками аварии автоматически, ну а степень вины роли не играет. Важен факт нарушения. В нашем случае это водитель иномарки.
А как же тогда водитель белого «ВАЗа»? Он, ведь, Правил не нарушал, но так же стал участником ДТП!
Он, скорее всего, даже не предполагал, что его кто-то станет обгонять по обочине, и не счел нужным проконтролировать ситуацию справа-сзади автомобиля, хотя бы по зеркалам.
Вот, именно потому, что он не убедился в безопасности своего поворота, поэтому и попал в аварию. Против этого высказывания можно возразить, утверждая, что если бы не иномарка, то «ВАЗ» повернул бы без аварии.
Типа, водитель белого «ВАЗа» не виновен. Так никто и не спорит с тем, что юридической вины водителя «Жигулей» в этом ДТП нет. За это ремонт своего автомобиля ему возместит страховка.
Но он попал в ДТП по своей собственной невнимательности, или по каким-то другим причинам, которые его отвлекли от контроля дорожной обстановки.
Рекомендую ознакомиться с материалом статьи Что такое ДТП и как его избежать.
Ошибочность действий водителя иномарки состоит в том, что пойдя на сознательное нарушение (движение по обочине запрещено), он не учел, что водитель белого «ВАЗа» намеревается повернуть направо.
Водитель иномарки не мог не видеть перекресток, и наверняка видел, как едущий впереди «Жигулей» автомобиль уже свернул направо на том перекрестке. У «ВАЗа» также был включен правый «поворотник».
Возможно, он надеялся опередить белый «ВАЗ» до перекрестка — все-таки скорость у иномарки была не маленькая. Если это так, то его расчет оказался неверный.
Как не оказаться в похожей ситуации в будущем? От этого никто не застрахован, но, как говорят, если предупрежден — значит, уже хорошо.
Правила дорожного движения созданы для порядка на дорогах. Т.е. при соблюдении ПДД всеми участниками, вероятность попасть в ДТП практически равна нулю.
Если вы принимаете решение нарушить какие-то требования ПДД (это естественно, незначительные нарушения допускает каждый водитель), то учитывайте, что другие участники в этот момент едут по Правилам.
Вы принимаете решение исходя из того, что вы видите на дороге, и как вы анализируете происходящее.
Если дорожную ситуацию впереди машины видно через лобовое стекло (глаза смотрят вперед), то обстановка по бокам и сзади автомобиля не попадает в этот обзор.
Перед любым маневром необходимо знать, что делается вокруг автомобиля. Не только впереди машины, а еще сбоку и сзади нее.
Есть смысл не только пользоваться зеркалами заднего вида, но еще крутить головой по сторонам. Глаза не обманывают — они видят то, чего не видно в зеркалах.
А перед самим маневром еще целесообразно быстро повернуть голову в сторону маневра, и проверить взглядом мертвую (слепую) зону. Рекомендую статью О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
На этом разбор дорожной ситуации можно считать оконченным.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
В продолжение темы «обгон по обочине» и ответов на вопросы по обеспечению собственной безопасности на дороге предлагаю ознакомиться с материалом следующих статей:
Завершение обгона через сплошную линию разметки;
Правила обгона и ошибки при его выполнении;
Обгон на перекрестке по главной дороге;
Прав — Не прав. Реальность;
Что такое ДТП и как его избежать;
Как избежать ДТП.
Будьте внимательны за рулем.
15.05.2018 22:12
Что-то я не понял, а водитель белой «Жиги» в чем виноват? Он не мог видеть дятла на обочине, все слишком быстро произошло.
18.05.2018 14:11
На плечах водителя белых «Жигулей» лежит ответственность только перед самим собой, что того самого «дятла» не доглядел.
А по юридической линии в ДТП он не виновен.